Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 11:46, дипломная работа
Цель дипломной работы заключается в разработке направлений реформирования механизма управления инвестициями в инфраструктуру города-курорта для повышения привлекательности и конкурентоспособности рекреационных услуг.
Для достижения поставленной цели, решены следующие задачи:
– оценить влияние изменения характера инвестиций в инфраструктуру на воспроизводственные возможности рекреационного комплекса;
– проанализировать объективные экономические предпосылки развития инфраструктуры городов-курортов и её современное финансовое обеспечение;
– в результате апробации разработанного методического инструментария дать оценку инвестиционной привлекательности субъекта локальной естественной монополии, как необходимого элемента системы жизнеобеспечения города-курорта;
В качестве объекта исследования выделены муниципально-унитарные предприятия «Водоканал» в городах-курортах Черноморского побережья Краснодарского края. Дело в том, что водопроводно-канализационное хозяйство (ВКХ) в этих городах отличается большей степенью монополизации услуг по водоснабжению и водоотведению в сравнении с другими локальными монополиями. Например, если предприятия-потребители могут отказаться от централизованного теплоснабжения в пользу автономных источников тепловой энергии, работающие на газе или электрической энергии, то альтернативы водоснабжению и, особенно, водоотведению практически нет. Сети водоснабжения и водоотведения характеризуются высокой стоимостью, быстрым износом в процессе эксплуатации, а следовательно, строительство автономных систем водоснабжения и, главное, водоотведения в большинстве случаев экономически нецелесообразно. Это дает возможность монополистам в сфере водоснабжения и водоотведения диктовать свои условия потребителям.
В течение последних лет деятельность Водоканала в городах-курортах была убыточна, потери составили в среднем более 35% от объема поданной воды. В этой ситуации избежать банкротства предприятиям удалось лишь благодаря повсеместному отсутствию счетчиков потребленных ресурсов, когда убытки ВКХ покрывались за счет потребителей. Экономическая модель функционирования не стимулирует предприятия к сокращению издержек, так как за этим последует соответствующее сокращение тарифов и доходов. Отсутствуют стимулы для увеличения числа абонентов ВКХ, в целом предприятия отрасли являются нерыночными. Для сравнения можно привести пример: рентабельность работы водоканалов в Европе составляет от 10 до 20 %, при этом основная задача водоканалов - привлечение новых клиентов, поскольку только расширение абонентской базы позволяет увеличивать доходы предприятий ВКХ [81].
Необходимо принятие радикальных мер по выходу из кризисной ситуации, направленных, прежде всего, на переход к рыночной модели функционирования, оздоровление финансового состояния предприятий, снижение издержек на водоснабжение и отведение сточных вод, обновление устаревших технологий и оборудования водоподготовки и очистки стоков, реконструкцию сетевого хозяйства, привлечение инвестиций. Однако реализация этих мер при существующей системе управления и хозяйствования, при сохранении за водоканалом статуса муниципального унитарного предприятия, практически невозможна. В этой связи необходима оценка инвестиционной привлекательности предприятий ВКХ с целью привлечения частных финансов в отрасль.
Расчёт интегральных показателей инвестиционной привлекательности по двум факторам позволил осуществить типологию городов-курортов и зафиксировать их расположение в виде точек по координатным осям «инвестиционная привлекательность рекреационной сферы города-курорта – инвестиционная привлекательность ВКХ города-курорта».
Рисунок 10 – Распределение городов-курортов Черноморского побережья Краснодарского края по интегральным показателям инвестиционной привлекательности в 2005 г.
Таблица 11
Таблица 12 - Показатели для расчёта интегральных значений инвестиционной привлекательности коммунальной инфраструктуры городов-курортов Черноморского побережья Краснодарского края в 2005 г.
Групповые показатели |
Показатели в группах |
Вij |
ij |
г. Анапа |
г. Геленджик |
г. Новороссийск |
г. Сочи |
Туапсинский р-н | |||||||
Rij |
ВijRij |
Rij |
ВijRij |
Rij |
ВijRij |
Rij |
ВijRij |
Rij |
ВijRij | ||||||
1.1. |
1.1.1. |
0,08 |
2,45 |
0,91 |
0,07 |
0,55 |
0,04 |
0,02 |
0,0 |
0,67 |
0,05 |
0,34 |
0,03 | ||
1.1.2. |
0,03 |
0,25 |
0,64 |
0,02 |
0,72 |
0,02 |
0,36 |
0,01 |
0,84 |
0,03 |
0,32 |
0,01 | |||
1.1.3. |
0,04 |
4,95 |
0,39 |
0,02 |
0,53 |
0,02 |
0,01 |
0,0 |
0,47 |
0,02 |
0,99 |
0,04 | |||
1.2. |
1.2.1. |
0,11 |
15,0 |
0,62 |
0,07 |
0,89 |
0,09 |
0,03 |
0,0 |
0,55 |
0,06 |
0,71 |
0,08 | ||
1.2.2. |
0,06 |
0,55 |
0,89 |
0,05 |
0,93 |
0,06 |
0,62 |
0,04 |
0,96 |
0,06 |
0,95 |
0,06 | |||
1.2.3. |
0,07 |
15,0 |
-0,73 |
-0,05 |
-0,47 |
-0,03 |
-0,87 |
-0,06 |
-0,73 |
-0,05 |
-0,13 |
-0,01 | |||
1.2.4. |
0,04 |
800,0 |
0,08 |
0,0 |
0,07 |
0,0 |
0,89 |
0,04 |
0,27 |
0,01 |
0,0 |
0,0 | |||
1.2.5. |
0,09 |
1700,0 |
0,71 |
0,06 |
0,61 |
0,06 |
0,03 |
0,0 |
0,99 |
0,09 |
0,3 |
0,01 | |||
1.2.6. |
0,13 |
5980,0 |
0,02 |
0,0 |
0,04 |
0,01 |
0,0 |
0,0 |
0,88 |
0,11 |
0,16 |
0,02 | |||
1.3. |
1.3.1. |
0,16 |
9,95 |
-0,84 |
-0,13 |
-0,08 |
-0,01 |
-0,48 |
-0,08 |
-0,69 |
-0,11 |
-0,91 |
-0,15 | ||
1.3.2. |
0,11 |
1,2 |
-0,42 |
-0,05 |
-0,83 |
-0,09 |
-0,75 |
-0,08 |
-0,92 |
-0,1 |
-0,92 |
-0,1 | |||
1.3.3. |
0,08 |
70,0 |
-0,91 |
-0,07 |
-0,74 |
-0,06 |
-0,84 |
-0,07 |
-0,17 |
-0,01 |
-0.61 |
-0,05 | |||
Интегральный показатель по группе 1, S ВijRij | |||||||||||||||
2.1. |
2.1.1. |
0,18 |
160,0 |
0,51 |
0,09 |
0,27 |
0,05 |
0,11 |
0,02 |
0,96 |
0,17 |
0,01 |
0,0 | ||
2.1.2. |
0,14 |
400,0 |
0,1 |
0,01 |
0,01 |
0,0 |
0,05 |
0,01 |
1,67 |
0,23 |
0,06 |
0,01 | |||
2.1.3. |
0,13 |
40,0 |
-0,73 |
0,09 |
-0,08 |
-0,01 |
-0,1 |
-0,01 |
-0,48 |
-0,06 |
-0,88 |
-0,11 | |||
2.2. |
2.2.1. |
0,2 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 | ||
2.2.2. |
0,14 |
17,0 |
-0,11 |
-0,02 |
-0,12 |
-0,02 |
-0,09 |
-0,01 |
-0,96 |
-0,13 |
-0,82 |
-0,12 | |||
2.2.3. |
0,11 |
8,0 |
-0,46 |
-0,05 |
-0,15 |
-0,02 |
-0,95 |
-0,11 |
-0,1 |
-0,01 |
-0,68 |
-0,08 | |||
2.2.4. |
0,1 |
45,0 |
0,11 |
0,01 |
0,56 |
0,06 |
0,56 |
0,06 |
0,56 |
0,06 |
0,11 |
0,01 | |||
Интегральный показатель по группе 2, S ВijRij
0,13 |
Методом определения псевдоевклидова расстояния можно выделить четыре группы городов-курортов в зависимости от инвестиционной привлекательности рекреационной экономики и предприятий коммунальной инфраструктуры: «развивающиеся», «проблемные», «оптимизирующиеся» и «кризисные».
Для группы «развивающиеся города» характерен сравнительно высокий уровень инвестиционной привлекательности курортно-туристического бизнеса и предприятий ВКХ. Эти города находятся в фазе, соотносимой с фазой мощного экспансивного развития. Дело в том, что г.Сочи относится к категории городов-курортов федерального значения, поэтому и уровень финансирования инвестиций на несколько порядков выше, чем остальных курортов. Геленджик не имеет такого статуса, но усиленно стремится его получить. Так в городе введён в эксплуатацию новый аквапарк «Золотая бухта» (22 га, из которых 15 непосредственно заняты водными аттракционами, рассчитан на 5000 посещений в день), две канатные дороги, сафари-парк, третья очередь парка экстремальных развлечений «Капитан Врунгель». Продолжается реконструкция водозабора, постоянно расширяется и модернизируется система очистных сооружений. Основной объём работ сосредоточен на реконструкции ливневых стоков, создание их организованного сброса [2].
Следующая группа «оптимизирующиеся города» требует специального анализа, пока мы можем говорить, что в этих городах при достаточно развитом коммунальном секторе наблюдается не высокий уровень инвестиционной привлекательности рекреационных предприятий.
Термин «оптимизирующиеся города» мы ввели исходя из следующей модельной ситуации. В советский период государством, как генеральным инвестором, в ряд городов, например в г. Анапу как курорт детского и семейного отдыха, были вложены огромные финансовые, материальные и человеческие ресурсы. В условиях разделения государственных и частных финансов город оказался без необходимых инвестиционных ресурсов для создания эффективной многопрофильной рекреационной инфраструктуры. Выделяемые в настоящее время федеральные средства, недостаточны для её развития, поэтому администрацией города предпринимаются попытки повысить инвестиционную привлекательность курорта за счёт проведения кинофестивалей, конкурсов звёзд отечественной эстрады, карнавальных шествий и т.д.
В соответствии с данной моделью можно предположить, что невысокий уровень инвестиций в объекты курортно-рекреационной деятельности, осуществляющие коммерческую деятельность (гостиницы, турбазы, водные аттракционы, парки отдыха и развлечений и т.д.) в г. Анапа ведет к установлению баланса между претензиями людей к качеству услуг по водоотведению и водопотреблению и возможностями обеспечения нормального отдыха в соответствии с уровнем цен на рекреационные услуги.
С другой стороны, можно предположить, что относительная развитость ВКХ г. Анапы повышает инвестиционную привлекательность объектов курортно-туристического бизнеса и способствует привлечению частного капитала в создании многопрофильной, диверсифицированной рекреационной инфраструктуры.
Для «проблемных городов» характерен положительный уровень инвестиционной привлекательности рекреационной сферы и отрицательная инвестиционная привлекательность сетей водопотребления и водоотведения в силу их большого износа, недостаточной мощностью и неэффективной системой управления, ведущих к материальным и финансовым потерям. Низкий уровень инвестиций в коммунальную инфраструктуру в данных городах не позволяет создать условия для воспроизводства качественной рекреационной услуги. Создание новых рекреационных объектов в таких городах приводит к перегрузке городских инфраструктур жизнеобеспечения и в конечном счёте снижает инвестиционную привлекательность курортно-туристических предприятий.
Для группы «кризисных городов» характерен высокий уровень отрицательной инвестиционной привлекательности как рекреационного фактора, так и инфраструктурного. Можно предположить, что города этой группы не сумели адаптироваться к новой социально-экономической ситуации и выдвинуть рекреационный ресурс наряду с другими в качестве главных факторов экономического развития города. Для части из них характерно неэффективное управление инвестициями в городское хозяйство, например, когда в городе разворачивается война местных элит за распределение финансовых ресурсов, парализующих деятельность городских властей (Новороссийск, Туапсе).
Последнее время в российском обществе активно обсуждается проблема строительства частных объектов в сфере экономической инфраструктуры: электро-, водо-, теплоснабжении и водоотведении, эксплуатации и техническом обслуживании тепловых сетей и других отраслях. Даже поднимается вопрос о возможности создания частных автомагистралей.
В условиях, когда государство не в состоянии решить проблему финансирования, поддержания и модернизации инфраструктурной сети, а рынок и развитие страны этого требуют, крупный бизнес - единственный участник хозяйственной деятельности, способный взять на себя решение этих задач. Всё это происходит на фоне катастрофически низкого уровня управления госсобственностью. Так, доходность от управления государственными акциями составляет лишь 0,5% годовых. А доходы от аренды всей недвижимости государства – 40 млн. долл., или 0,01% ВВП. Это результат некомпетентных действий государственных менеджеров [34, С.19]. В этой ситуации, как показывает опыт других стран, главной концептуальной основой развития инфраструктуры должны стать те или иные формы партнерства государства и частного сектора при сохранении за государством права собственности на объекты инфраструктуры и передачи прав по владению и пользованию частным компаниям [27].
Наибольшей привлекательностью для государства при осуществлении инфраструктурных инвестиционных проектов обладают концессионные формы использования частного капитала. Можно выделить несколько факторов инвестиционной привлекательности концессий в инфраструктурном секторе:
- высокая стоимость инфраструктурных объектов;
- большие сроки окупаемости проектов и суммы возврата вложенных в них капиталов;
- длительные периоды амортизации основного капитала;
- значительные технические,
социально-экономические и
- необходимость
дополнительных гарантий со
- низкая альтернативная ценность инвестиционных активов (высоко специализированные активы очень сложно переместить в другие проекты даже в рамках одной отрасли, а тем более в другие отрасли) и низкая ликвидность инвестиционных активов в случае расторжения концессионного договора.
Главным здесь является то, что в концессию передаётся только государственная и муниципальная собственность. Другой важнейшей момент заключается в целевой функции концессий: строительство объектов в условиях нехватки у государства финансовых ресурсов. Это особенно актуально для капиталоемких с длительными сроками окупаемости объектов инфраструктурного назначения. Иногда в концессию сдаются и готовые объекты для эксплуатации и управления, но экономический эффект и польза для государства и общества от реализации на концессионной основе крупных инвестиционных (строительных) проектов неизмеримо выше.
В полной мере эта проблема относится и к инфраструктурному хозяйству рекреационной экономики Краснодарского края. Острая необходимость повышения экономической эффективности при непременном сохранении социальной направленности инфраструктурных предприятий, относящихся к государственной и муниципальной формам собственности - главный критерий передачи таких объектов в концессионное пользование. С учетом этого критерия первым кандидатом в концессии, как считается, являются локальные естественные монополии. К тому есть объективное обоснование: с одной стороны у инфраструктурных отраслей рекреационного комплекса сильно выражены признаки публичной службы (общественные услуги для рекреантов и населения), с другой, к ним неприменимы (и даже противопоказаны) общепринятые конкурентные рынки.
Ранее отмечалось, что в ряде рекреационных районов Краснодарского края для строительства крупных инвестиционных объектов в сфере экономической инфраструктуры объединились ряд мощных частных строительных, финансовых, проектных, инвестиционных и иных компаний. Наряду с отечественными фирмами привлечены также иностранные участники. В состав учредителей таких компаний вошли государственные, краевые и муниципальные органы власти. Располагая контрольным пакетом акций, государство имеет возможность оказывает не только финансовую помощь проекту, но и осуществлять эффективный внутренний контроль за ходом его реализации.
Информация о работе Управления инвестициями в инфраструктуру города-курорта