Управления инвестициями в инфраструктуру города-курорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 11:46, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы заключается в разработке направлений реформирования механизма управления инвестициями в инфраструктуру города-курорта для повышения привлекательности и конкурентоспособности рекреационных услуг.
Для достижения поставленной цели, решены следующие задачи:
– оценить влияние изменения характера инвестиций в инфраструктуру на воспроизводственные возможности рекреационного комплекса;
– проанализировать объективные экономические предпосылки развития инфраструктуры городов-курортов и её современное финансовое обеспечение;
– в результате апробации разработанного методического инструментария дать оценку инвестиционной привлекательности субъекта локальной естественной монополии, как необходимого элемента системы жизнеобеспечения города-курорта;

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 804.50 Кб (Скачать файл)

При этом накопленный (нарастающим итогом с 2004 года) дефицит финансирования хотя и будет расти в 2004-2006 годах, затем начнет снижаться и к 2010 году достигнет величины 388 млн. руб.(прерывистая линия).

Реализация намеченных целей позволит привлечь дополнительно 2,1 млрд. руб. за период 2005-2010 годов. При этом, за счет роста тарифов для населения будет получено примерно 81% этой суммы, улучшение собираемости начисленных платежей от всех категорий потребителей даст еще 13%, а остальные меры (рост тарифов для промышленных и коммерческих потребителей и бюджетных организаций, а также увеличение бюджетного финансирования) принесет оставшиеся 6%. Из этой суммы бюджет даст дополнительно всего 17 млн. руб., в том числе 8 млн. руб. косвенно, через рост тарифов на услуги ВиК для бюджетных организаций.

Рисунок 15 – Сокращение текущего дефицита финансирования сектора ВиК городов-курортов Черноморского побережья Краснодарского края при реализации предложенного пакета мер

Рисунок 16 – Сокращение накопленного дефицита финансирования сектора ВиК городов-курортов Черноморского побережья Краснодарского края при реализации предложенного пакета мер

 

В этих условиях, с момента ликвидации текущего дефицита финансирования (т.е. примерно с 2007 года) появятся возможности реализации модернизации и развития ВКХ преимущественно за счет внутренних источников финансирования, и с этого момента может начаться осуществление программы массированных капвложений.

В 2004-2006 годах, когда текущий дефицит финансирования еще остается значительным, целесообразно реализовать мероприятия по управлению спросом на воду, энерго- ресурсосбережению, вести реконструкцию и строительство самых неотложных объектов и реализовать наиболее эффективные малозатратные проекты.

Таким образом, анализ показал, что при продолжении сложившегося тренда с финансированием доходов предприятий ВКХ курортно-рекреационного комплекса будет недостаточно даже для покрытия потребности в финансировании затрат на надлежащую эксплуатацию и содержание основных фондов инфраструктуры ВКХ.

Однако, при реализации рекомендованного пакета мер по ликвидации дефицита финансирования, может произойти перелом сложившейся негативной тенденции. Возможность закрытия дефицита финансирования позволяет ставить более амбициозные цели развития сектора ВиК в долгосрочной перспективе.

Оценивая значимость проведённого исследования, мы исходим прежде всего из того, что полученные результаты могут придать весомость запросам на

получение финансирования из других источников - это может быть бюджет, международные финансовые организации (МФО) или доноры. Результаты анализа могут послужить основанием для увеличения уровня тарифов и повышения в них инвестиционной составляющей для обеспечения воспроизводственных процессов.

Наконец, анализ различных мероприятий по содействию большей эффективности работы ВКХ и, как следствие, сокращению финансирования может помочь в фокусировании аналитической работы на самых перспективных направлениях, например, расчетах возможной экономии электроэнергии в результате замены насосов или от сокращения потребления воды. 
Заключение

 

Cуть проблемы, поставленной и раскрытой в дипломной работе, заключается в обосновании необходимости создания и развития организационно-управленческих структур современного типа, способных адаптироваться к условиям гипертрофированного состояния финансовой системы, ориентированной на топливно-энергетический комплекс страны. Попытки быстрой «трансплантации» таких структур иностранного происхождения не принесли обществу ожидаемых результатов. Относительно этого нерешёнными остались задачи управления системными взаимосвязями финансов территориальных звеньев рекреационного комплекса. В работе осуществлена попытка научного анализа и осмысления финансовых отношений такого уровня сквозь призму структуры источников финансирования инвестиций в основной капитал.

В числе факторов, оказывающих непосредственное воздействие на динамику экономического развития, решающая роль принадлежит инвестиционным процессам, происходящим в инфраструктурном хозяйстве городов-курортов. Поэтому не вызывает сомнений влияние финансов на осуществление прогрессивных структурных сдвигов в рекреационном комплексе, внедрение современных достижений технического прогресса, повышение качественных показателей хозяйственной деятельности предприятий, составляющих основу рекреационной экономики.

Выполненный экономический анализ состояния ИГК Черноморского побережья Краснодарского края, способствовал разработке авторских предложений по развитию концессионных форм муниципально-частного финансирования, что позволило всем участникам инвестиционного процесса реализовать свои финансовые интересы и, в конечном счёте, ускорить решение проблемы качества и доступности рекреационной услуги для населения и рекреантов.

В первой главе рассмотрены наиболее распространённые взгляды как на сущность самой инфраструктуры, так и классификацию её отраслей с позиции функционального назначения в системе общественного воспроизводства: производство -распределение- обмен -потребление.

Выяснено, что отраслевая классификация инфраструктуры на практике изживает себя, поскольку основана на бюджетном финансировании и ведомственном подходе к планированию развития и управления экономикой города. Кроме того, в условиях реформирования экономики развивается процесс коммерциализации в сфере обслуживания, меняются экономические отношения между предприятиями сферы производства товаров и сферы услуг, активно развивается рыночная и управленческая инфраструктура. Автором обоснована целесообразность выделения внутри инфраструктурного комплекса специфического типа инфраструктуры, которая условно названа нами экономической инфраструктурой, хотя, безусловно, определённую экономическую нагрузку несут и производственная, и социальная составляющие инфраструктурного комплекса. Всё это позволило автору уточнить определение экономической инфраструктуры, под которой понимается комплекс отраслей и предприятий, имеющих межотраслевой характер и обслуживающих как производство, так и обеспечивающих жизнедеятельность населения на основе товарно-денежных отношений.

В теоретической части исследования уточнены базовые признаки и само определение инвестиции, под которыми понимается обусловленную существованием и стремлением к воспроизводству общества систему экономических отношений по поводу целевого вложения на определённый срок временно-свободного капитала во всех его формах в различные объекты (инструменты) с целью достижения положительного эффекта.

Во второй главе исследовано финансирование инфраструктурных сдвигов на уровне территориальных звеньев рекреационного комплексе региона как необходимое условие перехода их в новое качественное состояние. Критическое осмысление определения инвестиционных процессов позволило сделать вывод о том, что для их осуществления необходимо наличие системы их финансового обеспечения. При этом показаны метаморфозы в инвестиционных процессах как следствие перехода отмобилизованных средств из одних отраслей ИГК для окончательного потребления финансовых ресурсов в другие.

Исследование состояния ИГК позволило сделать вывод о том, что потеря управляемости названными процессами вызвана усложнением неформальных нехозяйственных связей в экономике, закреплению финансово-экономической обособленности предприятий дефицитности институциональных источников финансирования как развития ИГК, так и экономики в целом. Определяющим мотивом инвестиционной деятельности по-прежнему остается финансирование поддержки действующих мощностей.

В ходе обобщения материалов выявлено, что недостаточно исследованы проблемы повышения инвестиционной привлекательности объектов рекреационной инфраструктуры. Инвесторы, не имея в своем арсенале формализованных аналитических инструментов оценки инвестиционной привлекательности локальных инфраструктурных монополий, зачастую принимают решение на основе субъективного представления о них.

Отсутствие методов оценки инвестиционной привлекательности предприятий ИГК затрудняет формирование новых, адекватных происходящим социально-экономическим изменениям, механизмов и форм управления инвестициями на уровне самих предприятий и государства, позволяющих учесть перераспределение полномочий между региональными и муниципальными органами государственной власти путем переноса части регулирующих функций на уровень администраций городов-курортов.

В основу предложенного методологического подхода заложено изучение и измерение влияния на величину финансирования инвестиций в субъекты локальных монополий, обеспечивающих деятельность рекреационных предприятий города-курорта двух  групп факторов: инвестиционной привлекательности рекреационной экономики города-курорта и локальной монополии как элемента рекреационной инфраструктуры города- курорта. На взгляд автора, основные достоинства приведенной системы показателей состоят в универсальности и стандартизации, доступности и достоверности, комплексности и компактности. Локальная монополия при рассматривается как крупный хозяйствующий субъект, влияющий на развитие инфраструктуры города-курорта, определяющий конкурентоспособность рекреационной экономики и несущий в себе ряд социальных функций.

В третьей главе обосновано то, что главной концептуальной основой развития инфраструктуры должны стать те или иные формы частно-государственного финансирования при условии сохранения за государством права собственности на объекты инфраструктуры и передачи прав по владению и пользованию частным компаниям. Анализ инвестиционной привлекательности концессий в инфраструктурном секторе показал их преимущества по сравнению с другими формами использования частного капитала. При этом сделан вывод о том, что в условиях острой необходимости повышения экономической эффективности при непременном сохранении социальной направленности инфраструктурных предприятий, относящихся к государственной и муниципальной формам собственности, локальные естественные монополии могут выступить определяющим объектом концессионных отношений. Так анализ состояния отрасли коммунального хозяйства городов-курортов показал, что определяющее значение для инфраструктурных концессий, выступают источники финансирования инвестиций на концессионной основе:

- собственные средства концессионера;

- займы, предоставленные коммерческими  банками и другими кредитными  институтами;

- займы, предоставленные международными  финансовыми институтами, полученные непосредственно самим концессионером;

- целевые средства государственного  казначейства на покрытие затрат  на строительство, приобретение  земель для полосы отвода, покрытие  стоимости готовых работ и т.п.

Результаты анализа состояния инженерной инфраструктуры городов-курортов Черноморского побережья Краснодарского края, позволили разработать модель финансовой стратегии развития одного из  секторов инфраструктуры –  ВКХ. Согласно данной модели рассчитанная потребность в финансировании затрат на 2004-2010 гг. оценивается на уровне 6,3 млрд. рублей.

В целом на моделируемом периоде ожидается существенное превышение требуемых затрат над доходами на 1,4 млрд. руб. (т.е. более 100% суммарных доходов за период). При столь большом дефиците недофинансированными останутся в первую очередь капремонт, плановое обновление и реконструкция изношенных основных фондов. Для сокращения дефицита финансирования целесообразно предпринять следующие меры:

1) изменить уровень тарифов для  отдельных категорий потребителей в силу того, что в среднем по городам-курортам он составляет всего 1,8% от среднедушевого дохода, тогда как предельный приемлемый уровень платы составляет не менее 2,5-3%;

2) повысить уровень собираемости  начисленных платежей за услуги  ВиК.

с 87% до 95%;

3) снизить издержки за счёт  за счет мер по сокращению  потерь воды в сетях и более рациональному водопотреблению, внедрению нового энергосберегающего оборудования, что позволит снизить расход электроэнергии на 25-30%;

4) увеличить бюджетное финансирования сектора с 1,42% до 1,71% расходной части КБК.

В результате реализации всего пакета мер текущий дефицит финансирования ВКХ городов-курортов сократится и к 2007 году будет достигнут баланс потребности в финансировании с фактически имеющимся финансированием, а в последующем сектор ВиК городов-курортов будет иметь свободные ресурсы для развития.

 

 

Список использованных источников

 

  1. Бюллетень банковской статистики. Показатели деятельности кредитных организаций за 2005 г. Региональный раздел.// Центральный банк РФ. 2005. № 12 (151) www. cbr.ru
  2. Гражданский кодекс РФ // СЗ РФ. 1994. №32. Ст. 1041.
  3. Инвестиции в России: Официальное издание Стат. сб. /Федеральная служба гос. стат.-М., 2006.- 199 с
  4. Коммунальное хозяйство края в 2004 году.: стат. бюлл. / Краснодарский краевой комитет государственной статистики. – Краснодар, 2005. – 22 с.
  5. Курортно-туристический комплекс Краснодарского края 2000-2005 гг.: стат. сб. / Терр. орган Федеральной службы гос. стат. по Краснодарскому краю. – Краснодар, 2006. – 33 с.
  6. Постановление Законодательного собрания Краснодарского края № 292 – П «Об утверждении Концепции развития санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края на 2003-2010 годы» - http://www.kavkaz. memo.ru/printdocs/id/582827.html
  7. Приложение 2 к Закону Краснодарского края от 5 ноября 2002 г. № 530 – КЗ. www. nalog.krd.ru/show/4603/zakon +530.doc. Приложение 5 к Закону Краснодарского края от 26 декабря 2003 г. № 653 – КЗ. www. openbudget. karelia.ru/budnord/russian/north-caucasian/krasnodar-territory/text_04.html. Приложение 8 к Закону Краснодарского края от 28 декабря 2004 г. № 817 – КЗ. www. openbudget. karelia.ru/budnord/russian/north-caucasian/krasnodar-territory/text_05.html
  8. Программа социального и экономического развития Краснодарского края на 2003-2008 годы. http://economy.kubangov.ru/ macroeconomy/development/ zakon.html
  9. Районы и города Краснодарского края.: стат. сб./ Терр. орган Федеральной службы гос. стат. по Краснодарскому краю. – Краснодар, 2005. – 297 с.
  10. Транспорт и связь в Краснодарском крае.: стат. сб./ Терр. орган Федеральной службы гос. стат. по Краснодарскому краю. – Краснодар, 2006. – 52 с.
  11. Федеральные и региональные программы экономического и социального развития Краснодарского края. http://www.forum-kuban.ru/2004/rus/kuban/ programs.html
  12. Богачёв В.Н. Прибыль?!… О рыночной экономике и эффективности капитала. М.: Аудит, 1992. – 264 с.
  13. Власов В.В. Япония: производственная инфраструктура. — М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. — 182 с.
  14. Некрасов Н.Н. Региональная экономика (Теория, проблемы, методы). М.: Экономика, 1975. – 340 с.
  15. Носова С.С. Производственная инфраструктура в системе государственно-монополистического капитализма. – М.: Высшая Школа, 1983.- 127 с.
  16. Самуэльсон П. Экономика.- Т.2 - М.:МПО «Алгон», 1992.- 415 с.
  17. Солюс Г.П. Инфраструктура - Экономическая энциклопедия, т. 2, М., 1975. http://journal.seun.ru/j2000_2r/Socio/kochet.htmа.
  18. Шевчук В.А. Международные финансовые институты: политика в секторе экономической инфраструктуры – М.: «Анкел», 1999. – 104 с.
  19. В Геленджик имеет смысл вкладывать средства. http://www.ratanews.ru/ asp/ digest.asp?n=27
  20. Варнавский В.Г. Строительство частных инфраструктурных объектов в России: проблемы собственности.//Экономика строительства.-2003, №11.- С.12-21
  21. Гиззатулин А. Проблемы взаимодействия малого и среднего бизнеса с субъектами локальных монополий. http://www.pai.ru/ metods/giz _ v.html
  22. Григорьев Л., Гурвич Е., Саватюгин А. Финансовая система и экономическое развитие // МЭ и МО, 2003, №7 - с.62-75
  23. Дебабов С.А. Место экономической инфраструктуры в науке о регионах // Теоретические проблемы региональной экономики: Тез. Докл. научной конференции). - М.:, 1973. – С.6-8
  24. Догадаев В. Свет и тепло «Побережья». http://www.gazetavk.ru/kurort.html
  25. Замогильный Д.С. Формирование рынка энергетических услуг с позиции повышения эффективности развития экономики и реализации жилищно-коммунальной реформы. http://www.cis2000.ru/publish/ book_84/intro. shtml.
  26. Иваницкий Д.К. Совершенствование механизма финансовой помощи регионам Российской Федерации. Научный электронный журнал КубГАУ. №6, 2004
  27. Концессии в отраслях  инфраструктуры. http://expert.ru/conference/mater/ concess/1-5.shtml
  28. Кочетов А.Н. Харитонов Д.А. Современный взгляд на роль инфраструктуры в социальном развитии общества. - hhttp://journal.seun.ru /j2000_2r /Socio/kochet.htm
  29. Красная Поляна – инвестиционный проект развития. Московское агенство недвижимости «АСТА Элит» www.astaelite.ru
  30. На Кубани могут смениться экономические приоритеты. - http://www.yuga. ru/news/2094/index.htm
  31. Положение перевозчиков Краснодарского края на внутрироссийском рынке автотранспортных услуг. http://www.kctl.ru/kctl.php?p= AnalitKubCarriersRF
  32. Пчелинцев О.С. Проблемы социально-экономического обоснования региональной политики. Университетская информационная система Россия.www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/Pp/2002/2001_01Pche-lintcev htm
  33. Развитие города-курорта Геленджик. http://www.seacoast.ru/glava7_1 htm.
  34. Слепов В.А., Потапская М.А. Инвестиции как фактор экономического роста.//Финансы.-1999, №1.-С.19-21
  35. Социальный отчёт ОАО «Российские коммунальные системы» 2004-2005 гг. Сайт ОАО «РКС». www. roscomsys.ru
  36. Ташина Н. Три беды общественного транспорта.//Вольная Кубань. - Краснодар, 2003. .
  37. Ткачёв А.Н. Интервью главы администрации Краснодарского края российскому интернет-изданию «РосбизнесКонсалтинг». http://admkrai. kuban.ru/ news/region/2002-13/5267.html
  38. Хейнман С.А. Научно-техническая революция и структурные изменения в экономике СССР // Экономист. - 1995, № 14.- С72-77

Информация о работе Управления инвестициями в инфраструктуру города-курорта