Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 11:46, дипломная работа
Цель дипломной работы заключается в разработке направлений реформирования механизма управления инвестициями в инфраструктуру города-курорта для повышения привлекательности и конкурентоспособности рекреационных услуг.
Для достижения поставленной цели, решены следующие задачи:
– оценить влияние изменения характера инвестиций в инфраструктуру на воспроизводственные возможности рекреационного комплекса;
– проанализировать объективные экономические предпосылки развития инфраструктуры городов-курортов и её современное финансовое обеспечение;
– в результате апробации разработанного методического инструментария дать оценку инвестиционной привлекательности субъекта локальной естественной монополии, как необходимого элемента системы жизнеобеспечения города-курорта;
Таблица 4 - Динамика количества отдельных объектов инфраструктуры и специализированных средств размещения курортных городов Черноморского побережья Краснодарского края в 2002-2004 гг.
г. Анапа |
г. Геленджик |
г. Новороссийск |
г. Сочи |
г. Туапсе | |||||||||||
2003 |
2004 |
2005 |
2003 |
2004 |
2005 |
2003 |
2004 |
2005 |
2003 |
2004 |
2005 |
2003 |
2004 |
2005 | |
Число котельных, ед. |
24 |
23 |
23 |
39 |
38 |
38 |
112 |
108 |
107 |
91 |
99 |
100 |
35 |
21 |
20 |
Число водопроводов, ед. |
23 |
21 |
21 |
12 |
11 |
13 |
11 |
12 |
13 |
29 |
31 |
32 |
20 |
20 |
20 |
Наличие автобусов и маршрутных таксомоторов, включая автомобили в собственности граждан, ед. |
1008 |
1009 |
1009 |
578 |
590 |
599 |
1298 |
1143 |
1147 |
3804 |
3474 |
3451 |
473 |
473 |
476 |
Число организаций связи общего пользования и их подразделений по обслуживанию клиентов, ед.
|
51 |
47 |
48 |
31 |
29 |
27 |
44 |
46 |
46 |
176 |
115 |
117 |
14 |
14 |
14 |
Число специализированных средств размещения, ед. |
117 |
112 |
115 |
103 |
104 |
106 |
37 |
38 |
40 |
225 |
190 |
221 |
240* |
240* |
240* |
Примечание: * Число специализированных средств размещения в ед. по Туапсинскому району
В последнее время проблемы, связанные с функционированием коммунальной инфраструктуры курортных городов, стали объектом пристального внимания представителей курортно-туристического бизнеса, местных властей и в первую очередь потребителей рекреационных услуг, однако серьёзных позитивных изменений в этой сфере к настоящему времени так и не произошло. Неудовлетворительное состояние коммунального хозяйства усугубляется отсутствием реальных экономических отношений, тяжёлым финансовым положением входящих в его структуру предприятий, низким качеством предоставляемых услуг курортно-туристическому комплексу, обусловленным высокой степенью износа основных фондов (степень износа - более 60%, в т.ч. износ объектов теплоснабжения – 60%, энергоснабжения – 68%, кроме того, примерно 25% основных фондов полностью отслужили свой срок) и, как следствие, повышенной аварийностью систем жизнеобеспечения населения и резидентов [4].
Например, число аварий канализационных сетей в 2005 г. в г. Новороссийске составило 33, а в г. Сочи – 11. В этом же году среди курортных городов. Черноморского побережья было зафиксировано максимальное число аварий водопроводов в г. Анапе и г. Сочи, соответственно 1186 и 1734 [4].
В г. Геленджике реальное количество потребляемой воды выше объёма стокоотведения и очистные сооружения ещё 20 лет назад в пик курортного сезона работали в режиме двойной перегрузки – 50 тыс. м3 /сут. Для того, чтобы выдерживалось качество очистки хотя бы в дневное время, работа очистных сооружений должна сопровождаться аварийными сбросами в море неочищенных стоков. Данные таблицы 4 показывают, что более 60% уличной водопроводной сети в 2003-2005 гг. в г. Геленджике и в г. Новороссийске нуждалось в замене. Аналогичная ситуация сложилась с эксплуатацией тепловых и паровых сетей, требующих более 10% их замены в г. Геленджике и более 20% в г. Сочи. По этой причине потери тепла в теплосетях из-за коррозии труб, составляют 10-15%, а срок службы теплотрасс в 4-6 раз ниже нормативного. Суммарные потери в тепловых сетях достигли 30% от произведённой тепловой энергии [25].
Таблица 5 - Основные показатели работы коммунальной инфраструктуры рекреационных узлов Черноморского побережья Краснодарского края за 2003-2005 гг.
г. Анапа |
г. Геленджик |
г. Новороссийск |
г. Сочи |
г. Туапсе | |||||||||||
2003 |
2004 |
2005 |
2003 |
2004 |
2005 |
2003 |
2004 |
2005 |
2003 |
2004 |
2005 |
2003 |
2004 |
2005 | |
Одиночное протяжение уличной водопроводной сети, км |
546,0 |
583,0 |
612,0 |
311,4 |
313,4 |
315,1 |
435,3 |
391,8 |
379,6 |
421,9 |
532,1 |
551,6 |
219,6 |
180,8 |
189,5 |
из них в % нуждающейся в замене |
41,3 |
38,9 |
36,4 |
67,7 |
66,6 |
65,4 |
66,5 |
67,0 |
68,6 |
51,9 |
61,5 |
68,4 |
38,5 |
46,5 |
47,7 |
Подано воды в сеть, млн. куб. м |
20,7 |
19,9 |
18,2 |
11,8 |
10,6 |
10,2 |
47,5 |
51,4 |
54,8 |
95,8 |
91,4 |
97,6 |
15,7 |
15,8 |
16,4 |
из них в % пропущено воды через очистные сооружения |
78,7 |
80,9 |
84,3 |
0,8 |
0,63 |
0,58 |
16,8 |
19,9 |
21,1 |
1,4 |
1,6 |
1,8 |
0,6 |
0,5 |
0,5 |
Отпущено воды всем потребителям, млн. куб. м |
17,5 |
17,1 |
17,5 |
7,4 |
6,9 |
6,6 |
19,4 |
18,5 |
17,3 |
71,8 |
66,2 |
64,8 |
7,9 |
7,5 |
7,7 |
из них в % на коммунально-бытовые нужды |
34,3 |
28,1 |
28,5 |
24,3 |
24,6 |
24,7 |
41,8 |
40,5 |
39,8 |
47,6 |
44,5 |
43,6 |
32,9 |
31,1 |
32,1 |
Среднесуточный отпуск воды на одного жителя, литров |
171,0 |
169,0 |
167,0 |
133,0 |
120,0 |
122,0 |
108,0 |
104,0 |
103,5 |
243,0 |
224,0 |
226,7 |
159,0 |
157,0 |
164,0 |
Одиночное протяжение уличной канализационной сети, км |
64,5 |
64,5 |
64,5 |
70,8 |
70,8 |
72,5 |
80,2 |
80,2 |
80,2 |
266,2 |
268,4 |
271,7 |
38,0 |
38,0 |
40,2 |
из них в % нуждающейся в замене |
22,8 |
24,0 |
26,3 |
57,5 |
56,8 |
54,4 |
71,9 |
71,8 |
71,8 |
72,5 |
74,5 |
72,6 |
31,8 |
31,8 |
35,4 |
Установленная пропускная способность очистных сооружений, тыс. куб. м в сутки |
78,5 |
78,5 |
78,4 |
55,0 |
55,0 |
55,0 |
106,3 |
106,3 |
106,5 |
269,1 |
275,3 |
277,8 |
52,4 |
52,4 |
52,1 |
Пропущено сточных вод через очистные сооружения млн. куб. м |
10,9 |
10,8 |
10,6 |
12,0 |
11,3 |
10,7 |
25,6 |
26,3 |
26,8 |
51,9 |
61,6 |
57,8 |
10,4 |
10,3 |
10,6 |
Протяжённость тепловых и паровых сетей, км |
71,4 |
73,3 |
74,1 |
83,9 |
80,5 |
79,4 |
226,5 |
227,5 |
232,3 |
439,8 |
414,0 |
425,0 |
110,5 |
91,6 |
96,6 |
из них в % нуждающихся в замене |
7,1 |
6,3 |
6,9 |
15,0 |
10,3 |
10,7 |
4,6 |
4,5 |
4,7 |
25,2 |
21,8 |
22,8 |
9,8 |
27,9 |
28,1 |
В действительности планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования коммунальной энергетики, обслуживающей рекреационные предприятия не проводится должным образом, уступив место аварийно-восстановительным работам, затраты на проведение которых в 2,5 – 3 раза превышают затраты на плановый ремонт тех же объектов. Всё это происходит на фоне острого дефицита энергоресурсов. Потребности края за счёт собственных энергоисточников удовлетворяются лишь на треть. Помимо всего прочего рекреационная экономика ещё и энергорасточительна. Энергоёмкость услуг, предоставленными предприятиями курортно-туристического бизнеса края в сравнении с зарубежными фирмами выше, чем в странах ЕС в 3,1 раза [25].
Развитие экономики края стимулирует рост потребления электроэнергии. Если на Ставрополье и в Ростовской области в 2001-2004 годах произошло снижение потребления электроэнергии на 9,5 процента и 12 процентов соответственно, то ОАО «Кубаньэнерго» увеличило потребление электроэнергии на 2,5 процента, или на 96 миллионов киловатт-часов.
При сохранении этих тенденций возможности энергосистемы по обеспечению развития прибрежных территорий Краснодарского края в скором времени будут исчерпаны. Например, энергопотребление в г. Сочи уже превышает максимальные показатели советского периода на 20-25 процентов. К 2010 году можно прогнозировать увеличение на 50 процентов [24]. Кроме того, теплоэлектростанции РАО ЕЭС России имеют КПД менее 30 процентов, требуют большого расхода топлива на единицу продукции, что приводит к сильному удорожанию электроэнергии в составе затрат на формирование услуг рекреационным предприятиям.
Стихия декабря 2001 и января 2002 гг. нанесла значительный ущерб энергетическому хозяйству приморских городов. Именно поэтому наиболее актуальными для края являются проекты строительства Сочинской ТЭЦ и Новороссийской ТЭС. Не менее важное значение приобретает развитие малой энергетики, в частности строительство ветроэлектрической станции «Анапа» мощностью 5 МВт и паро-газотурбинной электростанции в районе курорта Геленджик суммарной мощностью 33 МВт.
Реализация проекта строительства Сочинской ТЭЦ мощностью 75 - 100 МВт предполагает привлечение 30 млн. долларов США инвестиций. В 2002 году РАО «ЕЭС» запланировало выделение централизованных инвестиционных средств в размере 150 млн. рублей для осуществления этого проекта.
Решение вопроса о строительстве Новороссийской ТЭС мощностью 300 МВт приостановлено из-за отсутствия финансирования. Однако прорабатываются перспективные проекты строительства в Новороссийске малых ТЭС на природном газе с газотурбинными установками и котлами-утилизаторами. Размещение ТЭС планируется на базе существующих котельных и узлов тепловых и электрических нагрузок. Реализация проекта позволит повысить эффективность энергообеспечения Новороссийска за счет сокращения протяженности инженерных сетей, снижения потерь тепла и электроэнергии при их передаче и значительно экономить топливо [37]. Необходимо отметить и то, что теплоэлектростанции являются экологически безопасными объектами энергетики, что немаловажно для городов побережья.
Изменение количества специализированных средств размещения курортных городов зависит, в первую очередь, от их финансового состояния (см. Приложение 2). Из таблицы 7 видно, что с 2003 г. по 2005 г. произошло увеличение сальдированного финансового результата санаторно-курортного комплекса края за счёт увеличения прибыли санаторно-курортных предприятий и организаций [5].
В действительности показатели развития санаторно-курортного комплекса оказывают лишь незначительное влияние на финансовое состояние инфраструктурных отраслей (См.: табл.2.4). Однако за счёт того, что сальдированный финансовый результат инфраструктурных предприятий складывается не только за счёт обслуживания рекреационного комплекса, но и других отраслей экономики края, отмечается его неустойчивая динамика, несмотря на рост финансовых результатов в целом по предприятиям и организациям курортно-туристического комплекса.
Таблица 6 - Показатели развития курортно-туристического комплекса и инфраструктурных отраслей экономики Краснодарского края
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2004 г. к 2003 г., в % |
2005 г. к 2003 г., в % | |
Число специализированных средств размещения, ед. |
869 |
823 |
871 |
94,7 |
105,8 |
в том числе: |
|||||
санаторно-курортные |
209 |
230 |
246 |
110,0 |
117,7 |
организации отдыха |
629 |
577 |
613 |
91,7 |
106,2 |
турбазы |
27 |
16 |
12 |
59,3 |
75,0 |
Сальдированный финансовый результат специализированных средств размещения , млн. руб. |
40,8 |
100,4 |
158,2 |
246,1 |
157,6 |
Сальдированный финансовый результат крупных и средних предприятий инфраструктурных отраслей, млн. руб. |
15541,4 |
15583,7 |
-2613 |
100,3 |
- |
в том числе: |
|||||
транспорт |
9478,4 |
9446,7 |
-187,7 |
99,7 |
- |
связь |
6262,3 |
6477,9 |
-999,5 |
103,4 |
- |
коммунальное хозяйство |
-199,3 |
-340,9 |
-426,1 |
- |
- |
Увеличение убытков в сфере коммунального хозяйства скорее связано с отсутствием реальных экономических отношений и накопившейся критической массой нерешённых проблем в отрасли, чем динамикой показателей развития санаторно-курортного комплекса.
Таким образом, экономическая ситуация в санаторно-курортном комплексе отражается на структуре потребностей в услугах экономической инфраструктуры. Прекращение деятельности 15 турбаз в крае за 2003-2005 гг. уменьшило потребность во многих услугах экономической инфраструктуры. В 2004 г. наблюдалось снижение не только пассажиропотока, но и грузопотока местных транспортных организаций и повышение тарифов на услуги транспорта, что в свою очередь привело к росту транспортных издержек в структуре цен. Так за 2004 г. в среднем одно грузовое транспортное средство обслуживающее санаторно-курортный комплекс перевозило чуть больше 672 кг (за 2003 г. 830 кг) в день [31].
Падение объёмов грузов, перевезённых местными автотранспортными предприятиями за счёт сокращения числа специализированных мест размещения происходило на фоне неблагоприятной экономической ситуации, сложившейся на рынке автотранспортных услуг в крае.
В период сезонного пика потребления санаторно-курортных услуг местные предприятия транспортно-экспедиционного комплекса и транспортная инфраструктура Черноморского побережья края не может справиться с резко увеличившимися объемами перевозок. Рекреационные и торговые предприятия, одновременно с ростом товарных потоков, испытывают повышенный спрос на транспортные услуги, которые местный автотранспортный комплекс в этот период времени может удовлетворить в полном объеме только лишь за счёт повышения цен (см. Приложение 1). В этой связи многие предприятия санаторно-курортного комплекса отказываются от услуг специализированных предприятий транспорта из-за их высокой стоимости. Такая тенденция проявляется особенно при транспортировке грузов на небольшие расстояния, т.к. по возможности, рекреационные предприятия стараются использовать собственный транспорт.
Ряд рекреационных предприятий, особенно в небольших районных центрах, вынуждены иметь собственный грузовой транспорт в силу отдаленности автотранспортных предприятий. В подобных случаях затруднено использование межведомственного способа использования транспортных услуг, что приводит к сокращению грузооборота автотранспортных предприятий, к повышению цен на транспортные услуги и в конечном итоге отрицательно влияет на развитие субъектов экономической инфраструктуры.
Необходимо также отметить, что на предприятиях федеральной и краевой собственности в полтора раза по сравнению с 1992 годом сократилось количество автобусов, а изношенность имеющихся у государственных автотранспортных предприятий автобусов составляет 80 процентов [36]. 36 процентов автобусов на городских маршрутах принадлежат государственным предприятиям, остальные 64 процента находятся в собственности частных предприятий и предпринимателей. Именно по этой категории собственников наблюдался рост транспортных средств по рекреационным узлам Черноморского побережья Краснодарского края [10].
Информация о работе Управления инвестициями в инфраструктуру города-курорта