Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 11:46, дипломная работа
Цель дипломной работы заключается в разработке направлений реформирования механизма управления инвестициями в инфраструктуру города-курорта для повышения привлекательности и конкурентоспособности рекреационных услуг.
Для достижения поставленной цели, решены следующие задачи:
– оценить влияние изменения характера инвестиций в инфраструктуру на воспроизводственные возможности рекреационного комплекса;
– проанализировать объективные экономические предпосылки развития инфраструктуры городов-курортов и её современное финансовое обеспечение;
– в результате апробации разработанного методического инструментария дать оценку инвестиционной привлекательности субъекта локальной естественной монополии, как необходимого элемента системы жизнеобеспечения города-курорта;
С 1998 по 2001 год цены на коммунальные услуги (КУ) росли с отставанием от темпов роста инфляции. Следует отметить, что темпы роста цен на электроэнергию в крае в 1998 -1999 гг. были еще ниже, чем рост цен на КУ. В отличие от предприятий коммунального сектора с 2000 года ОАО «Кубаньэнерго» стало сокращать «отложенные» расходы, поскольку темпы роста цен на электроэнергию превысили темпы роста инфляции. В коммунальном секторе края процесс компенсации эффекта «отложенной инфляции» только начинается, и, поскольку рост цен на КУ в течение четырех лет удерживался на уровне ниже инфляционного, накопленный эффект «отложенной инфляции» становится больше.
В 1998 - 1999 гг. региональный коммунальный сектор использовался в качестве «амортизатора» высокой инфляции. Удерживая стоимость КУ приемлемой, региональные и муниципальные власти пытались сохранить социальную и бюджетную стабильность рекреационной сферы ценой ухудшения финансового и производственного состояния предприятий коммунальной отрасли.
Таблица 9 - Темпы роста цен на КУ и электроэнергию в Краснодарском крае в 1999-2005 гг. (в разах к предыдущему периоду)
Годы |
Индекс потребительских цен (ИПЦ) |
Средняя стоимость КУ на 1 кв. м. жилой площади в месяц |
Темпы роста цен на электроэнергию |
Темпы роста цен на газ |
Темпы роста цен на КУ |
1999 |
1,37 |
6,9 |
1,14 |
1,22 |
1,25 |
2000 |
1,2 |
7,6 |
1,4 |
1,63 |
1,10 |
2001 |
1,19 |
8,4 |
1,3 |
1,42 |
1,11 |
2002 |
1,15 |
11,4 |
1,27 |
1,3 |
1,36 |
2003 |
1,12 |
17,0 |
1,14 |
1,2 |
1,49 |
2004 |
1,11 |
20,5 |
1,12 |
1,2 |
1,21 |
2005 |
1,13 |
18,3 |
1,18 |
1,2 |
1,37 |
В результате действия ценового фактора предприятия не имели возможности финансировать свои текущие и капитальные расходы, что привело к «проеданию» основных фондов.
Другим следствием сложившейся ситуации стало замедление экономических преобразований в данном секторе экономики. «Запрограммированное» недофинансирование вынуждало сохранять административные рычаги воздействия на него. В результате ресурсные ограничения, которые по идее должны были стимулировать процессы энергоресурсосбережения и повышения эффективности коммунального обслуживания рекреационного комплекса, привели к фактическому замораживанию этих процессов.
В 2002 году начал проявляться эффект «отложенной инфляции». Темпы роста цен на КУ превысили инфляцию на 21%. Разница в росте составила 12% собственных расходов коммунального хозяйства городов-курортов, за исключением газа и электроэнергии. За период с 1998 по 2001 год инфляция росла в 2,86 раза быстрее, чем цены на КУ. Другими словами, суммарное отставание темпов роста цен на КУ от темпов роста инфляции составило 186%. В 2002 году выросшие цены на КУ смогли компенсировать только 20% «отложенной инфляции».
Проведенный анализ позволяет утверждать о несостоятельности тезиса об опережающих темпах стоимости коммунальных услуг и в значительной степени объяснить причины тяжелого финансового и технического состояния отрасли. С экономической точки зрения в такой ситуации опережающий рост цен на услуги коммунального комплекса с целью ликвидации «отложенной инфляции» мог бы существенно улучшить финансовую ситуацию в коммунальном секторе. В то же время необоснованное повышение тарифов неизбежно может привести к нарушению декларированного принципа обеспечения социальной защиты или к превышению максимально допустимой величины платежей потребителей коммунальных услуг, в такой степени, что снижение расходов бюджета в результате роста тарифов будет снивелировано выплатами субсидий и дотаций.
Составлен автором на основе данных табл. 2.8
Рисунок 8 - Темпы роста собственных расходов в коммунальном секторе Краснодарского края в сравнении с темпами роста цен на КУ, электроэнергию, газ и ИПЦ (нарастающим итогом)
Следует отметить, что возможности бюджетов городов-курортов также ограничены. Высокий уровень затрат города на покрытие разницы между планируемыми расходами и экономически обоснованными тарифами в коммунальной сфере обуславливают как недостаточное финансирование других сфер жизни города, так и недостаток в финансировании инвестиционных проектов самого коммунального хозяйства. Для этого из краевого бюджета на финансирование коммунального хозяйства в 2003-2004 гг. планировалось направить соответственно 145675 млн. руб. и 105552 млн. руб., что составило менее 1% бюджетных расходов [7].
Очевидно, что основными источниками, обеспечивающими возможность функционирования и развития коммунального сектора, в настоящее время являются рост реальных доходов населения городов-курортов, рекреационных предприятий-потребителей коммунальных услуг, а также снижение удельных затрат на их оказание. Растущий интерес курортного бизнеса и активность населения как потребителей услуг ограничивают административный ресурс управления коммунальным комплексом. На уровне муниципалитетов городов-курортов всё больше появляется примеров успешного решения проблем этого сектора рыночными методами. И эта тенденция приняла достаточно устойчивый характер.
Для закрепления и развития отмеченной тенденции необходимо проводить на государственном и муниципальном уровнях адекватную финансовую политику, подразумевающую решение как приоритетных, не терпящих отлагательства задач, так и задач стратегических, нацеленных на обеспечение устойчивости и необратимости реформ.
По оценкам специалистов инфраструктура городов-курортов сегодня находится в состоянии крайней изношенности, не соответствует уровню развития инновационной деятельности в курортно-рекреационной сфере и, тем более, не способна выступать катализатором её роста. Среди множества причин такого состояния инфраструктуры (высокая капиталоемкость и инерционность, а также структура, в большей части несоответствующая рыночным требованиям) выделяют недостаточность инвестиционных средств. Основной источник финансирования ее развития - это государственные инвестиции, которые часто оказываются не связанными с рыночными требованиями. Привлечение негосударственных инвестиций в ИГК затруднено в виду объективных причин, среди которых следует отметить ее низкую инвестиционную привлекательность.
Исследование различных точек зрения к дефинициям «инфраструктура города-курорта», «локальная монополия» позволило установить, что в классических и современных представлениях отсутствует единство подходов к сущности изучаемых явлений. Имеющиеся трактовки понятий «инфраструктура города-курорта» требуют уточнения экономического содержания, «локальные монополии» принадлежности данного явления к территориальной форме организации рекреационной деятельности. Фрагментарность и противоречивость существующего категориального аппарата, дали возможность предложить авторское определение понятия «локальная естественная монополия», рассматриваемая как элемент инфраструктуры города-курорта.
На наш взгляд, введённое понятие определяется как элемент рынка услуг, обеспечивающий рекреационные потребности города-курорта, при котором их эффективность, в силу технологических особенностей производства, достигается благодаря концентрации в рамках единой хозяйствующей структуры, которая контролирует производство и сбыт услуг, относимых к общественному благу и (или) незаменимых другими услугами для рекреационных предприятий – их потребителей, что определяется их неэластичностью спроса по цене, а масштабность деятельности такой структуры во многом определяет уровень развития туристско-рекреационного бизнеса на территории муниципального образования.
К признакам локальной монополии как элемента инфраструктуры города-курорта следует отнести:
- трансмиссиозность технологий или сетевой принцип производства;
- высокий уровень концентрации производства и (или) капитала, сбыта, позволяющий за счет экономии на масштабах минимизировать текущие издержки, а также, благодаря обладанию абсолютной безальтернативной рыночной властью, получать высокие доходы;
- высокие барьеры входа
на локальный рынок ввиду крупн
- особый вид производимых услуг, которые относят к общественному благу или благу совместного потребления, а также незаменимы другими услугами в условиях их потребления курортно-туристическими предприятиями;
- значительное влияние
Определение признаков понятия «локальной естественной монополии» позволяет четко идентифицировать её субъектов на рынке и повысить значимость данного явления как основного элемента инфраструктуры города-курорта. Такая авторская позиция является достаточно обоснованной, поскольку фундамент рекреационной экономики города на современном этапе развития составляют именно субъекты естественных монополий.
В основу предложенного нами методического подхода к оценке инвестиционной привлекательности заложено изучение и измерение влияния на величину инвестиций в субъекты локальных монополий, обеспечивающих деятельность рекреационных предприятий города-курорта, следующей группы факторов.
Таблица 10 - Индикаторы инвестиционной привлекательности локальных монополий
1. |
Факторы инвестиционной привлекательности рекреационной экономики города-курорта и их индикаторы |
1.1. |
Географическое положение |
1.1.1. |
Доходы от рекреационных услуг в расчёте на кв. км. площади города |
1.1.2. |
Число мест в организациях курортно-туристического комплекса в месяц максимального развёртывания в расчёте на 1 организацию |
1.1.3. |
Численность отдыхавших в расчёте на 1 жителя |
1.2. |
Финансово-экономическая стабильность |
1.2.1 |
Доля налоговых доходов бюджета города от рекреационных предприятий в его общих доходах |
1.2.2. |
Объём доходов на рубль расходов бюджета города |
1.2.3. |
Удельный вес убыточных предприятий, в процентах |
1.2.4. |
Объём иностранных инвестиций на 1 жителя |
1.2.5. |
Прибыль до налогообложения от реализации рекреационных услуг на 1 организацию |
1.2.6. |
Инвестиции в основной капитал за счёт бюджетных источников на 1 жителя |
1.3. |
Социально-политическая стабильность |
1.3.1. |
Прирост, убыль (-) за счёт миграции на 1000 населения |
1.3.2. |
Уровень зарегистрированной безработицы, в процентах от трудоспособного населения |
1.3.3. |
Число зарегистрированных преступлений на 10000 населения |
2. |
Факторы инвестиционной привлекательности локальной монополии как элемента рекреационной инфраструктуры города-курорта |
2.1. |
Состояние производственного потенциала |
2.1.1. |
Объём услуг в натуральном выражении на 1 жителя |
2.1.2. |
Производственная мощность в натуральном выражении |
2.1.3. |
Коэффициент годности производственных фондов |
2.2. |
Финансово-экономические условия привлечения инвестиций |
2.2.1. |
Коэффициент прибыльности инвестиций |
2.2.2. |
Просроченная кредиторская задолженность в процентах к общей задолженности |
2.2.3. |
Доля дотаций в общих расходах бюджета города |
2.2.4. |
Доля гарантийного обеспечения защиты кредитов от инвестиционных рисков |
Инвестиционная привлекательность города-курорта определяется как совокупность находящихся под влиянием властей универсальных условий для рекреационной деятельности и инвестиций, определяемых городским хозяйственным регулированием, традициями и практикой хозяйственных отношений, влияющих на принятие решений об изменениях масштабов и характера производства. Эти условия формируются под влиянием набора факторов, определяющих уровень рисков, возникающих при осуществлении инвестиционных проектов, а также определяющих возможность окупаемости этих проектов и получения прибыли. Условия производства и жизнедеятельности существенно варьируются в разных городах, каждый из них будет иметь свой набор факторов. Тем не менее, в рамках этого набора может быть выделен универсальный, на базе которого возможно проведение оценивания инвестиционной привлекательности рекреационного бизнеса в целом.
За базовые показатели инвестиционной привлекательности локальной монополии как элемента рекреационной инфраструктуры города-курорта выбраны такие показатели, которые:
- во-первых, являются показателями,
характеризующими состояние и
перспективы развития
- во-вторых, собираются государственной статистикой;
- в-третьих, попарно связаны между
собой качественными
- в-четвертых, являются комплексными показателями, характеризующими факторы инвестиционной привлекательности.
Методический подход к определению инвестиционной привлекательности субъектов локальных монополий представлен на рисунке 5.
Основные достоинства приведенной системы показателей – универсальность и стандартизация, доступность и достоверность, комплексность и компактность. Локальная монополия рассматривается как крупный хозяйствующий субъект, влияющий на развитие инфраструктуры города-курорта, определяющий конкурентоспособность рекреационной экономики и несущий в себе ряд социальных функций. Представляется, что предложенный принцип оценки не противоречит общим принципам оценки инвестиционной привлекательности предприятий.
Рисунок 9 – Методический подход к определению инвестиционной привлекательности субъектов локальной монополии
Основные недостатки – подверженность инфляции и разнородность. Собрать информацию для оценивания инвестиционной привлекательности субъектов локальной монополии на основе приведенной системы показателей реально и возможно, без дополнительных затрат. Более того, по ряду приводимых индикаторов существуют критерии, задаваемые экспертами. Например, эксперты считают, что инвестировать в территорию выгодно, если бюджетная обеспеченность не менее 70%, а местное налоговое бремя (местные налоги и сборы на одного работающего горожанина) не более 30 долларов США.
Информация о работе Управления инвестициями в инфраструктуру города-курорта