Управления инвестициями в инфраструктуру города-курорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 11:46, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы заключается в разработке направлений реформирования механизма управления инвестициями в инфраструктуру города-курорта для повышения привлекательности и конкурентоспособности рекреационных услуг.
Для достижения поставленной цели, решены следующие задачи:
– оценить влияние изменения характера инвестиций в инфраструктуру на воспроизводственные возможности рекреационного комплекса;
– проанализировать объективные экономические предпосылки развития инфраструктуры городов-курортов и её современное финансовое обеспечение;
– в результате апробации разработанного методического инструментария дать оценку инвестиционной привлекательности субъекта локальной естественной монополии, как необходимого элемента системы жизнеобеспечения города-курорта;

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 804.50 Кб (Скачать файл)

Особенно отчётливо это прослеживается в ИГК, где производственное и технологическое отставание отдельных отраслей и предприятий от  потребностей развития рекреационной индустрии вызывает необходимость дополнительного привлечения инвестиционных ресурсов. Эффект скачкообразного увеличения производственно-финансовых показателей может быть различным: больше или меньше по отношению к объему или качеству продукции, а также кратковременного или долговременного характера.

По нашему же мнению, инвестиционные инструменты влияния на развитие субъектов инфраструктуры - один из важнейших факторов происходящих изменений. Инвестиционное влияние накладывается на неравномерность экономического развития различных предприятий и отраслей вследствие циклических колебаний финансово-хозяйственной активности, особенностей регионального экономического развития и по другим причинам, что особенно обостряется в период действия макроэкономических факторов, побуждающих хозяйственную систему генерировать длительные экономические колебания. Вышеописанное влияние капитала через инвестиционные вложения в предприятия ИГК может не только усиливать устойчивость экономического развития, но и ослаблять её.

Соотношение влияния инвесторов и возможностей позитивного развития предприятий ИГК во многом определяется тем, насколько умело используют эти процессы муниципальные органы управления. Следует отметить, что общей закономерностью влияния инвестиций является усложнение процессов управления развитием рекреационного образования, что дополнительно подчеркивает роль муниципальных органов управления.

Зависимость экономических показателей от управляемости развитием ИГК представлена на рисунке 5. С ростом управляемости до определенного предела улучшаются экономические показатели развития ИГК. Пределом повышения управляемости является величина, при которой заорганизованность управления станет мешать росту экономических показателей производственной деятельности.

Таким образом, структура совокупности управленческих стратегий муниципальных органов управления способна повлиять на трансформацию ИГК под действием инвестиций.

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 5 - Зависимость экономических показателей от управляемости развитием ИГК

 

В настоящее время воздействие финансового капитала со стороны крупных российских корпоративных структур становится всё более эффективным инструментом влияния  на экономическое развитие рекреационных образований.  Так инвестиции в строительство и развитие горноклиматического туристско-спортивного комплекса и курорта «Красная поляна» Сбербанком достигли 50 млн. долл.[29]. МОСТРАНСГАЗ инвестировал 1 млрд. руб. в прокладку газопровода протяжённостью 65 км. в пос. Красная Поляна, а объём затрат РАО ЕЭС на строительство новой теплоэлектростанции в г. Сочи составил 1 млрд. руб., что позволило обеспечить электроэнергией не только спортивный комплекс, но и значительно улучшить электроснабжение г. Сочи [29].

Прямые инвестиционные вложения предполагают возможность получения дохода через установление контроля над деятельностью рекреационных предприятий, составляющих важную часть регионального хозяйственного комплекса. Для облегчения такого контроля производятся инвестиции в его инфраструктуру. При необходимости это позволяет совершать быстрые спекулятивные операции с инвестициями в ценные бумаги, а также операции по скупке акций с целью получения контроля над предприятием. Оказывая инвестиционное влияние, крупные корпоративные структуры реализуют свои экономические интересы наиболее эффективным образом, достигая при этом как долговременных стратегических целей, так и повседневных экономических преимуществ (см. рис.1.6)

Большое внимание, уделяемое инорегиональными инвесторами вложениям в инфраструктуру рекреационного комплекса, объясняется двумя причинами. Первая заключается в том, что в условиях, когда установление и поддержание прямого контроля над ИРК с помощью прямых инвестиций затруднено, инвестиции в инфраструктуру обеспечивают ту же цель — контроль над сохраняющими самостоятельность рекреационными предприятиями, но уже не прямыми, а косвенными методами. Вторая причина инвестиций в местную инфраструктуру или в создание там собственной инфраструктуры (инженерные сети, коммуникации, источники тепловой энергии, водоснабжения и т.п.)  — обеспечить максимально благоприятный режим своим действиям по захвату рынка, расширению предоставления собственных услуг, их неэквивалентного обмена на услуги рекреационных предприятий в силу большой степени монополизации некоторых видов услуг инфраструктурных предприятий (водоснабжение, водоотведение и пр.).

 


 

 

 

 


 

 

 

 



 

 

 

 

 

 

                  Условные обозначения: 1,2,3,4,5 – предприятия экономической инфраструктуры

 

Рисунок 6 - Осуществление инвестиционной стратегии инорегиональной компании,  воздействующей через инвестиции на предприятия рекреационного образования

 

Особенностью современного инвестиционного процесса является использование инвесторами в своих интересах внутренних инвестиционных возможностей инвестируемой территории. Применяя различные рычаги (от привлечения средств местных, мелких инвесторов в контролируемые паевые инвестиционные фонды до открытия инорегиональных филиалов банков или установления контроля над местными банками), они направляют средства местных инвесторов в инвестиционные проекты, которые интересуют именно их.

Так доля кредитования инорегиональными кредитными организациями в 2005 г. в Краснодарском крае составляла от 83 до 85% от общего объёма кредитования в регионе, четвёртая часть которых была направлена в предприятия инфраструктуры [1]. Таким образом, инвесторы получают возможность контролировать местные рекреационные предприятия не только за счет своих средств, но и за счет внутренних инвестиционных ресурсов городов-курортов и региона в целом. Это позволяет, во-первых, сэкономить инвестиционные ресурсы для вложения в иные проекты, во-вторых, избежать контроля за инвестиционными вложениями, который зачастую осуществляется муниципальными и региональными органами управления.

В заключении можно сделать краткие выводы:

1) Проблемы влияния инвестиций на развитие ИГК имеют многодисциплинарный, кооперативный и высокодинамичный характер. Раздельное рассмотрение этих проблем приводит к тому, что попытки их решения в одной отрасли, например транспорте, имеют следствием усиление негативных процессов в экономическом развитии других отраслей. Поэтому необходимо рассмотрение этих проблем не только с точки зрения конкретного отдельного городского инфраструктурного хозяйства, но и с учетом тенденций и динамики региональных и общегосударственных процессов экономического развития.

2) Организация упорядоченного развития регионального рекреационного комплекса не подчиняется достаточно строгим закономерностям, поскольку является следствием проявлений субъективных интересов российских  предприятий, инвесторов, муниципальных, региональных и федеральных органов управления и т. п. В результате каждое состояние развития рекреационной инфраструктуры являющейся сложной системой, является бифуркационным, т.е. разнонаправленным. При этом переход к другому состоянию неоднозначен, а дальнейшее развитие рекреационной экономики может осуществляться при одних и тех же начальных условиях по различным вариантам, что еще более подчеркивает важность формирования эффективных механизмов использования инвестиций для целей управления экономическим развитием.

3) Для теоретико-методологического анализа и выработки практических рекомендаций необходимо рассматривать как общетеоретические закономерности развития рекреационной экономики города под влиянием инвестиций, так и конкретные взаимоотношения их функциональных элементов, проявляющиеся в показателях муниципального, регионального, отраслевого и общего экономического развития российской экономики.

4) Взаимосвязь экономического развития ИРК и инвестиционных процессов находится в тесной зависимости от объективных условий внешней среды деятельности инфраструктурных предприятий. Поэтому процесс текущего управления должен быть нацелен не на решение локальных задач, а на анализ реальных тенденций и объективных закономерностей экономического развития.

 

2 Инвестиционное  обеспечение инфраструктурных изменений  в рекреационной экономике города-курорта

 

2.1 Состояние  и условия функционирования экономической  инфраструктуры городов-курортов  Черноморского побережья  Краснодарского края

 

Санаторно-курортный и туристский комплекс Краснодарского края является крупнейшим в Российской Федерации и состоит из 1 030 средних и крупных средств размещения, представленных 839 санаторно-курортными организациями и организациями отдыха с числом мест 198,3 тыс. единиц, 191 гостиницей с числом мест 21,4 тыс. единиц [6]. Данный комплекс Азово-Черноморского побережья Краснодарского края занимает в крае ведущее место по числу санаторно-курортных организаций и их вместимости: его доля по числу санаторно-курортных и туристских организаций составляет 75,6 процента, по числу мест в них - 97,2 процента, по числу отдохнувших в них - 95,0 процентов. Доля предприятий гостиничного сектора составляет лишь 30,9 процента, по числу мест в них - 67,4 процента.

Без учета мультипликативного эффекта прямой вклад организаций санаторно-курортного и туристского комплекса края в бюджеты всех уровней в 2002 году составил 1 200,0 млн. рублей. Валовой выпуск товаров и услуг с учетом мультипликативного эффекта, по экспертным оценкам, составил около 37 млрд. рублей, то есть около 12 процентов валового регионального продукта [6].

Выводы, сделанные специалистами курортной отрасли и учёными Сочинского университета туризма и курортного дела на основе исследования структуры доходов в крае свидетельствуют об изменении приоритетов в развитии регионального хозяйственного комплекса. Так в 2003 году аграрным сектором края реализовано продукции на сумму 60 млрд. рублей. Чистый же доход составил сумму значительно меньшую из-за затрат на производство сельхозпродукции (запчасти, ремонт, электроэнергия, корма). В 2004 году на поддержку селян выделено администрацией края около 1,5 млрд. рублей. Для сравнения: в 2003 году на развитие всего курортного комплекса Кубани краевой бюджет предусмотрел только 40 млн. рублей. Между тем каждый год на всех кубанских курортах проводят свои отпуска около 5 млн. гостей и тратят здесь не менее 60 млрд. рублей (не считая денег, израсходованных на приобретение путевок) [30].

Специалисты предлагают вкладывать больше средств в развитие курортных городов и поселков, тем более что они уже сейчас способны принимать 8 миллионов отдыхающих в год. Если заполняемость здравниц возрастёт и они будут работать круглогодично, то и прямые налоговые поступления от курортов, и косвенные (имеются в виду налоги от общепита, транспорта, экскурсионных фирм, проката пляжного инвентаря, кинотеатров и т.д.) перекроют налоговые поступления от реализации продукции аграрного сектора как минимум в два раза.

Природно-климатические условия и рельеф первоначально являются наиболее существенными факторами в определении ИГК. Именно эти факторы определяют, какие отрасли инфраструктуры развиты слабо, а какие должны превосходить или соответствовать по степени развитости средним показателям по России. Так, например, наличие в регионе благоприятного климата и уникальных горных ландшафтов, а также обширной бальнеологической базы предопределяет благоприятные возможности для развития санаторно-курортного лечения, спортивного и оздоровительного туризма, использование которых, в полной мере может быть осуществлено лишь на основе современной инфраструктуры, обеспечивающей качественное потребление рекреационной услуги. С другой  стороны, существующие подходы к развитию и реконструкции инфраструктурных объектов отдыха и развлечений должны учитывать экологическую и гидрологическую специфику территории.

В условиях сезонности это обстоятельство приобретает особую значимость, поскольку в организациях санаторного типа число мест в период максимального развертывания в 2,7 раза превышает число круглогодичных мест, а в организациях отдыха и турбазах – более чем в 5 раз [19]. Например, в Сочи при численности населения 300 тысяч человек, в год отдыхает 4,5 млн. человек, а  в Геленджике при 80 тысячах – 2,5 млн., т.е. плотность туристов в пересчёте на одного резидента в Геленджике в 2 раза выше, чем в Сочи [33].

Черноморское побережье Краснодарского края, расположенное в горном и морском ландшафте, предполагает, в первую очередь, развитие автомобильного, морского и воздушного видов транспорта. Анализ показал, что в настоящее время только автомобильный вид транспорта получил преимущественное развитие, тогда как другие виды используется редко и составляют в среднем  4% от общего пассажиропотока [10]. Одной из причин сложившейся ситуации, на наш взгляд, явилась недооценка роли маломерного флота,  который служил средством передвижения по морской акватории в пределах городов-курортов.

 

Таблица 3 - Структура пассажиропотока Черноморского  побережья   Краснодарского края   (в разрезе различных видов транспорта)

 

 

Виды транспорта

2003 г.

2004 г.

2005 г.

млн. чел.

%

млн. чел.

%

млн. чел.

%

Перевезено пассажиров  предприятиями транспорта, в том числе:

 

108,9

 

100

 

81,31

 

100

 

97,9

 

100

железнодорожный

4,97

4,6

5,03

6,2

7,28

7,4

автомобильный

103,74

95,3

76,05

93,5

90,1

92,0

морской

0,061

0,06

0,05

0,06

0,09

0,09

воздушный

0,15

0,04

0,18

0,24

0,43

0,51


 

Помимо природно-географических факторов, на процесс развития ИГК сильное влияние оказывают экономические факторы. Основные тенденции в развитии рекреационной сферы в экономике города, как правило, находят отражение в инфраструктурных отраслях, что подтверждает динамика отдельных объектов инфраструктуры и специализированных средств размещения курортных городов [4; 5,].

Информация о работе Управления инвестициями в инфраструктуру города-курорта