Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 11:46, дипломная работа
Цель дипломной работы заключается в разработке направлений реформирования механизма управления инвестициями в инфраструктуру города-курорта для повышения привлекательности и конкурентоспособности рекреационных услуг.
Для достижения поставленной цели, решены следующие задачи:
– оценить влияние изменения характера инвестиций в инфраструктуру на воспроизводственные возможности рекреационного комплекса;
– проанализировать объективные экономические предпосылки развития инфраструктуры городов-курортов и её современное финансовое обеспечение;
– в результате апробации разработанного методического инструментария дать оценку инвестиционной привлекательности субъекта локальной естественной монополии, как необходимого элемента системы жизнеобеспечения города-курорта;
Инфраструктурные концессии в рекреационной сфере обладают рядом собственных, специфических черт, отличающие их от других концессий. Одна из главных таких черт связана с тем, что конечный продукт деятельности концессионера – продукция и услуги – призван удовлетворить потребности непосредственно третьих лиц (туристов, рекреантов, населения, др. потребителей услуг), которые в обычном, традиционном порядке удовлетворяются специализированными государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями и службами. Отсюда очень высокая, присущая только инфраструктурным концессиям, степень отождествления прав и обязанностей концессионера с публичными функциями государства или муниципального образования (особенно в сфере ЖКХ, городских инженерных сетей, транспорта общественного назначения и т.п. сферах, где наиболее полно проявляется практика «делегированного управления»).
Функциональная схема связи между муниципальными органами власти, концессионной и строительной компаниями в рекреационной сфере, приведена на рисунке 11. Из схемы видно, что в концессионную деятельность вовлечены разные экономические агенты: местные органы управления, частные строительные, инвестиционные, консультационные фирмы, подрядчики, субподрядчики. Все они связаны системой отношений в рамках конкретных концессий.
Рисунок 11 – Функциональные взаимосвязи между субъектами концессионных отношений в экономической инфраструктуре рекреационной сферы
Концессионная форма привлечения иностранных инвестиций активно используется во многих странах мира. В основном она применяется для инфраструктурных проектов, поскольку именно строительство объектов инфраструктуры является для государства наиболее рациональной сферой применения концессий.
Схемы финансирования концессий в области инфраструктуры чрезвычайно разнообразны. Можно выделить два крайних варианта: (1) все издержки концессионера покрываются за счет взимания платы за услуги с населения, и (2) все издержки концессионера полностью покрываются за счет государственных субсидий. Однако, как правило, оба метода финансирования сочетаются в той или иной пропорции.
В России имеется огромный потенциал для развёртывания инвестиционно-строительной деятельности на основе концессий. Их объектами способны стать автодорожное хозяйство, железные дороги, порты, аэропорты, электроэнергетика, коммунальное хозяйство. Наряду с высокой потребностью российской экономики в масштабных инвестициях и новых мощностях, обуславливающей необходимость государственных концессий, последние целесообразно использовать также как инструмент интеграции нашей страны в мировое экономическое пространство.
В отличие от промышленности, приватизация которой произошла в России в 90-e годы прошлого, столетия, инфраструктурные отрасли и естественные монополии не могут быть приватизированы полностью по социально-экономическим, политическим, стратегически причинам. Что касается хозяйственной инфраструктуры курортно-рекреационной сферы, то отдельные её сегменты и сектора, можно передавать в собственность частным компаниям. Но сетевые структуры, которые являются локальными монополиями, не должны приватизироваться. Таким образом, экономическая инфраструктура рекреационного комплекса, может стать в России одним из направлений привлечения отечественного частного сектора и международных инвестиционно-строительных концернов на условиях концессии. Региональные и муниципальные органы власти, в собственности которых до сих пор находится большая часть экономической инфраструктуры городов-курортов, оказалось не в состоянии осуществлять финансирование инвестиций в строительство и ремонт объектов в этих отраслях. Высокая степень износа создает опасность техногенных катастроф, и требуются срочные меры по реконструкции действующих, строительству новых объектов тепло- и энергоснабжения, водопроводно-канализационных сетей и т.п.
На наш взгляд, определяющее значение для развития курортно-рекреационной сферы могут иметь инфраструктурные концессии в коммунальное хозяйство (КХ) городов-курортов, которое, по мнению специалистов, находится в глубоком системном кризисе. Из множества факторов, свидетельствующих о кризисном состоянии отрасли, можно выделить три основных:
- высокий износ основных фондов, который составляет 50-70%;
- неудовлетворительное
- неэффективная, ресурсоемкая и
административно-
Состояние отрасли находится на одном из первых мест в рейтинге проблем развития курортно-рекреационной сферы. Предоставление качественных коммунальных услуг (вода, тепло, свет и т.д.) население рассматривает как первоочередную задачу и обязанность государства и органов местного самоуправления, почти повсеместно являющихся собственниками коммунальной инфраструктуры. Например, в развитие коммунальных сетей требуется вложить 40-50 млрд. долл. частных инвестиций [20].
Таким образом, в дополнение к бюджетным и собственным средствам предприятий в основные отрасли экономической инфраструктуры до 2010 г. необходимо привлечь примерно 50- 60 млрд. долл. частных инвестиций [20]. Наиболее реальным источником могут стать средства крупных коммерческих банков: Сбербанка, Внешторгбанка и др.
Предпринимательский сектор России, как, впрочем, и зарубежные транснациональные компании, также активно стремится в последнее время даже в такую традиционно убыточную отрасль, как КХ.
На сегодняшний день доля частных компаний в общем числе предприятий коммунальной отрасли превышает 10%, в энергоснабжении она доходит до 25%, в теплоснабжении до 30%. Из них основная доля услуг приходится на семь крупных частных операторов. Помимо компаний с участием энергохолдингов «Российские коммунальные системы» (25% у РАО «ЕЭС России») и «Межрегионтеплоэнерго» («Газпром») на рынке КХ сегодня работают структуры крупнейших промышленных групп: «Региональные коммунальные инвестиции» («Базовый элемент»), «КЭС Мультиэнергетика» («РЕНОВА»), «Новогор» («Интеррос»), «Альфа «Эко» («Альфа»). Особенностью 2004 года стал выход на рынок коммунальных услуг российских банков: ОАО «Банк Москвы», Внешторгбанка, Агропромбанка [35].
Интерес гигантов российского бизнеса к рынку жилищно-коммунального сектора обусловлен тем, что его продукция и услуги пользуются постоянным и растущим спросом. В этой отрасли имеются гарантии прибыльности, хотя и при низкой ее норме. А при создании вертикально-интегрированных структур можно будет в перспективе достичь существенного эффекта масштаба производства и снижения издержек по всей технологической цепочке вплоть до конечного потребления.
Проникновение российского частного бизнеса в хозяйственную инфраструктуру рекреационного комплекса основано на новой модели бизнеса, сформулированной в форме муниципального заказа. Согласно этой модели, муниципалитет определяет объем и качественные параметры коммунальных услуг исходя из планов развития города-курорта на 5-10 лет.
Проект сначала закрепляется в форме муниципального заказа, а затем под него формируется дочернее общество. Единый центр ответственности ОАО в виде управляющей компании заключает договор управления с дочерним зависимым обществом (ДЗО) в регионе, которое, в свою очередь, заключают договоры долгосрочной аренды с муниципалитетами и договоры на коммунальное обслуживание с потребителями. Срок действия договора между муниципалитетом и ДЗО определяется, исходя из объемов выполнения работ и длительности возврата инвестиций. При этом за муниципалитетом сохраняются права собственности на всю коммунальную инфраструктуру (включая вновь создаваемые объекты) и контроль над динамикой тарифов на весь период выполнения инвестиционной программы.
Новая модель взаимоотношений управляющей компании с муниципалитетами городов-курортов наиболее близка к понятию концессии. На наш взгляд, переход на принципы проектного управления при реализации долгосрочных инвестиционных программ обеспечит создание наиболее эффективной схемы развития коммунальной инфраструктуры рекреационного комплекса и успешное проведение реформы КХ в целом.
Рисунок 12 – Частное управление муниципальной коммунальной инфраструктурой города-курорта на основе концессий
Многообразие форм участия частного капитала в сфере КХ уже благотворно сказывается на отрасли. Но продвижение частных инвесторов в КХ идет крайне медленно: доля частного капитала в коммунальном секторе России на конец 2004 года составляла 17% от общего оборота отрасли, из которых 1% иностранные инвестиции [35]. Муниципальные и региональные организации, отличающиеся неэффективным менеджментом и непрозрачной хозяйственной деятельностью, по-прежнему сохраняют монополию в секторе. Это препятствует формированию конкурентной среды в коммунальном секторе, а, следовательно, развитию этого сектора как полноценной отрасли современной российской экономики.
В настоящее время проблема развития инженерной инфраструктуры городов-курортов стоит достаточно остро, сети водоснабжения и канализации сильно изношены, часть из них находится в аварийном состоянии, по опубликованным данным более 50% сетей являются ветхими, существующих мощностей недостаточно для обеспечения всё возрастающих потребностей городов-курортов в качественном обслуживании отдыхающих, при этом местные предприятия «Водоканала» и администрации городов-курортов не располагают ресурсами для финансирования развития сетей.
В этих условиях необходимо принятие радикальных мер по выходу из кризисной ситуации, направленных прежде всего, на переход к рыночной модели функционирования, оздоровление финансового состояния предприятия, снижение издержек на водоснабжение и отведение сточных вод, обновление устаревших технологий и оборудования водоподготовки и очистки стоков, реконструкцию сетевого хозяйства, привлечение инвестиций. Однако реализация этих мер невозможна без разработки финансовой стратегии развития этого сектора инфраструктуры.
Инструментарий финансовой стратегии (ФС) включает модель, которая позволяет оценить количественно текущие затраты, необходимые для нормального содержания и эксплуатации имеющейся и вновь вводимой инженерной инфраструктуры ВКХ, включая затраты на текущий и капитальный ремонт, а также капитальные затраты на ввод новых основных фондов или плановое обновление (восстановление, реконструкцию) изношенных основных фондов.
Стратегии финансирования определяются на основе итеративного использования модели с допущениями относительно применяемых мер по мобилизации дополнительных или перераспределению имеющихся финансовых средств. Структура модели представлена на рисунке 13.
Приведённая модель позволяет сравнивать выявленные потребности в финансировании с прогнозируемыми объемом и источниками финансирования, и определять дефицит финансирования. В рамках данной модели можно оценить не только размер общего дефицита денежных средств, но произвести его анализ по обеспечению покрытия различных видов затрат, таких как капитальные затраты (реконструкция и расширение мощностей), затраты на эксплуатацию и обслуживание. Подобное знание структуры дефицита финансирования важно для выявления основных проблем и определения первоочередных мер по их преодолению.
Анализ данных для составления прогноза был проведен на основе репрезентативной выборки. В выборку попали пять предприятий, предоставляющих услуги водоснабжения и канализации в пяти городах-курортах Черноморского побережья Краснодарского края (Анапа, Геленджик, Новороссийск, Туапсе, Сочи) с общей численностью населения около 1 млн. человек (т.е. примерно 20% всего населения Краснодарского края). Информация по состоянию инфраструктуры и финансированию собиралась по состоянию на 1 декабря 2005 г., а потому 2004 г. был выбран в качестве базового года. Финансовые расчеты были сделаны в ценах 2004 г. Прогнозный период составляет 6 лет, с 2004 по 2010 год.
Требуемые затраты
(для оценки целей)
(реконструкция и замена)
Рисунок 13 – Итеративная модель финансовой стратегии секторов хозяйственной инфраструктуры городов-курортов (на примере ВКХ)
В отмечалось выше, сектор муниципального водоснабжения и водоотведения в городах-курортах Краснодарского края уже продолжительное время страдает от недостаточного финансирования, и в результате наблюдается снижение уровня обслуживания, которое неизбежно будет продолжаться, если положение с финансированием не улучшится.
Информация о работе Управления инвестициями в инфраструктуру города-курорта