Безналичные расчеты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:49, дипломная работа

Описание работы

Безналичные расчеты должны осуществляться таким образом, чтобы платежи совершались в кратчайшие сроки, позволяющие обеспечить непрерывность и ускорение воспроизводственного процесса, кругооборота капитала и оборачиваемость средств. Для нормального функционирования система безналичных расчетов должна базироваться на общих и обязательных для выполнения принципах и нормативных документах. Порядок ведения расчетов в безналичной форме должен быть однообразным для всех кредитных учреждений и хозяйствующих субъектов на всей территории страны и вписываться в международные расчетные отношения.
Цель данной работы состоит в разработке рекомендаций по совершенствованию безналичных расчетов юридических лиц.

Содержание работы

Введение….…………………………………………………………………4
Глава 1 Теория и методология организации безналичных расчетов в экономической литературе……………………………….................................................6
1.1 Сущность, принципы и формы безналичных расчетов……………….6
1.2 Особенности ведения безналичных расчетов в банке с юридическими лицами…………………………………………………………………………….....30
1.3 Выбор методики оценки безналичных расчетов……………………….38
Глава 2 Экспресс-диагностика безналичных расчетов с юридическими лицами…………………………44
2.1 Анализ клиентской базы……………………………………………….....44
2.2 Анализ движения форм безналичных расчетов с юридическими лицами в…….…………………………51
Глава 3 Новые технологии безналичных расчетов ……………………………………………………………65
3.1 Сравнительный анализ применения новых технологий безналичных расчетов в российских банках……………………………………………………………65
3.2 Внедрение новых технологий безналичных расчетов в банке…………88
3.3 Расчет экономической эффективности внедрения и использования новых технологий безналичных расчетов……………………………………………..99
Заключение…..…………………………………...…......................................106
Список используемой литературы………….……………………………...113
Приложение А Общее время, затрачиваемое контролерами……………………………………………………….……………………………116
Приложение Б Общее время, затрачиваемое контролерами, после мероприятий по ускорению платежей…………………………………………………...119

Файлы: 1 файл

Диплом по безналу.DOC

— 1.63 Мб (Скачать файл)

доставленный ему кредит в распоряжение банка поставщика (исполняющий банк) на отдельный балансовый счет "Аккредитивы к оплате" на весь срок действия обязательств банка-эмитента.

При установлении корреспондентских  отношений между банками плательщика и поставщика непокрытый (гарантированный) аккредитив может открываться в исполняющем банке путем предоставления ему права списывать всю сумму аккредитива с ведущегося у него счета банка-эмитента. В этом случае депонирование суммы по аккредитиву происходит в банке плательщика на счете № 40901 "Аккредитивы к оплате".

 Отзывной аккредитив может быть изменен или аннулирован банком-эмитентом без предварительного согласования с поставщиком.

Безотзывной аккредитив не может быть изменен или аннулирован без согласия поставщика, в пользу которого он был открыт.

Поставщик может досрочно отказаться от использования аккредитива, если это предусмотрено условиями аккредитива. Аккредитив может быть предназначен для использования только одним поставщиком. Аккредитив может быть предоставлен на срок до 15 дней. Для продления срока действия аккредитива банк-эмитент должен предоставить в банк-исполнитель заявление на продление срока действия аккредитива. Для открытия аккредитива плательщик предоставляет обслуживающему банку (банку-эмитенту) заявление на бланке ф. 0401005, в котором плательщик обязан указать:

номер договора, по которому открывается аккредитив;

наименование банка, исполняющего аккредитив;

место исполнения аккредитива;

 

полное и точное наименование документов, против которых производятся выплаты по аккредитиву, сроки их предоставления и порядок оформления (полный развернутый перечень может указываться в приложении к заявлению);

вид аккредитива с указанием по нему необходимых данных;

для отгрузки каких либо товаров (оказание услуг) открывается аккредитив, срок отгрузки (оказания услуг);

сумма аккредитива;

способ реализации аккредитива.

Заявление об открытии аккредитива представляется в количестве экземпляров, необходимых банку плательщика для выполнения условий аккредитива.

Для получения средств  по аккредитиву поставщик (получатель средств), отгрузив товары, предоставляет реестр счетов, отгрузочные и другие предусмотренные условиями аккредитива документы в обслуживающий банк. Документы, подтверждающие выплаты по аккредитиву, должны быть предоставлены поставщиком банку до истечения срока и подтверждать выполнение всех условий аккредитива. При нарушении хотя бы одного из этих условий выплаты по аккредитивам не производятся.

Реестр счетов предоставляется  поставщиком банку в трех экземплярах, из которых первый экземпляр используется в качестве мемориального ордера, третий - выдается поставщику в качестве расписки приема реестра счетов, а второй, с приложением товарно-транспортных документов и отметкой банка, отсылается банку-эмитенту для вручения плательщику и одновременного отражения по счету "Аккредитивы к оплате".

Следует отметить, что  существуют различные способы исполнения аккредитивов.

Платеж по предъявлении. Сумма зачисляется, как только предписанные документы представлены в банк и проверены им. В этом случае выручка немедленно оказывается в распоряжении поставщика.

 

 

Платеж с рассрочкой. Платеж с рассрочкой начинается не сразу по предоставлении документов, а через определенный срок, указанный в аккредитиве. Такой аккредитив опускает для покупателя отсрочку платежа, а продавцу гарантирует получение средств в нужный момент.

Выплаты с аккредитива  наличными деньгами не допускаются.

 

Если исполняющий банк отказывает в принятии документов, которые по внешним признакам не соответствуют условиям аккредитива, он обязан незамедлительно проинформировать об этом получателя средств и банк-эмитент с указанием причин отказа.

Если банк-эмитент, получив  принятые исполняющим банком документы, считает, что они не соответствуют по внешним признакам условиям аккредитива, он вправе отказаться от принятия и потребовать от исполняющего банка сумму, уплаченную получателю средств с нарушением условий аккредитива, а по непокрытому аккредитиву отказаться от возмещения сумм.

Закрытие аккредитива  в исполняющем банке производится:

по истечении срока  аккредитива;

по заявлению получателя средств об отказе от использования  аккредитива до истечения срока действия, если возможность такового отказа предусмотрена условиями аккредитива;

по требованию плательщика  о полном или частичном отзыве аккредитива, если такой отзыв возможен по условиям аккредитива.

О закрытии аккредитива исполняющий банк должен поставить в известность банк-эмитент.

Неиспользованная сумма  покрытого аккредитива подлежит возврату банку-эмитенту незамедлительно  одновременно с закрытием аккредитива. Банк-эмитент обязан зачислить возвращенные суммы на счет плательщика с которого депонировались средства.

 

 

Участниками отношений  по чеку являются чекодатель, чекодержатель  и плательщик. Чекодателем считается  лицо, выписавшее чек; чекодержатель - любое физическое или юридическое лицо, являющееся законным владельцем выписанного чека; плательщик - банк или иная кредитная организация, получившие лицензию на совершение банковских операций, где чекодатель имеет средства, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков.

Форма чека, его реквизиты, порядок заполнения определяются законодательством и установленными в соответствии с ним банковскими правилами.

Расчетные чеки применяются для безналичных расчетов. В настоящее время при платежах за товары и оказанные услуги используются чеки, оплачиваемые за счет средств, которые предварительно депонированы клиентом-чекодателем на отдельном банковском счете. Для получения чековой книжки предприятие должно подать в обслуживающий его банк заявление по установленной форме. Клиент получает в банке чековую книжку с указанием суммы, депонированной банком, в пределах которой он сможет выписывать чеки. Данную сумму банк-плательщик выдает чекодержателю за счет средств, находящихся на счете чекодателя, или за счет средств, депонированных им на отдельном счете. При временном отсутствии средств на счете чекодателя банк по согласованию с ним может оплатить чек за счет собственных средств. Чек подлежит оплате по предоставлении соответствующему плательщику в течение 10 дней.

Таким образом, система безналичных расчетов представляет собой совокупность принципов организации расчетов, предъявляемых к ним требований, форм и способов расчетов. При всей неоднородности определения принципов безналичных расчетов можно выделить следующие, наиболее часто встречающиеся в трудах отечественных экономистов: принцип оптимальной скорости безналичных расчетов; принцип срочности платежа; принцип обеспеченности платежа; принцип периодической очередности платежа; принцип повышения эффективности затрат на ведение безналичных расчетах.

 

 

Формы безналичных расчетов установлены Гражданским Кодексом РФ (ст.862) и конкретизированы "Положением о безналичных расчетах в РФ", утвержденным Банком России 3 октября 2002 года. Кодекс не содержит исчерпывающего перечня форм расчетов, которые могут быть использованы участниками имущественного оборота, а ограничивается регулированием основных из них: расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо.

 

1.2 Особенности ведения  безналичных расчетов в банке  с юридическими лицами

Виды счетов, которые  банк открывает своим клиентам, определяются их правовым статусом и характером деятельности. Операции по безналичным расчетам отражаются на расчетных, текущих, бюджетных, ссудных, депозитных и иных счетах, открываемых банками своим клиентам после представления последними соответствующих документов.

Каждое предприятие, организация  могут иметь в банке только один основной счет - расчетный или текущий.

Расчетные счета открываются  всем предприятиям независимо от формы  собственности, работающим на принципах коммерческого расчета и имеющим статус юридического лица. Владелец расчетного счета имеет право распоряжаться средствами на счете. Он имеет свой отдельный баланс, выступает самостоятельным плательщиком всех причитающихся с него платежей в бюджет, самостоятельно вступает в кредитные взаимоотношения с банками. Таким образом, владелец расчетного счета имеет полную экономическую и юридическую независимость.

Расчётные счета открываются  юридическим лицам – резидентам по законодательству Российской Федерации, являющимися коммерческими организациями, а также гражданам-предпринимателям, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образова-

 

ния юридического лица, в  порядке, установленном законодательством  Российской Федерации.

Расчётные счета предназначаются  и используются для зачисления выручки от реализации продукции (работ, услуг); учёта своих доходов от внереализационных операций, сумм полученных кредитов и иных поступлений; осуществления расчётов с поставщиками, бюджетами по налогам и приравненным к ним платежам, рабочими и служащими по заработной плате и другим выплатам, включаемым в фонд потребления, с банками по полученным кредитам и процентам по ним; а также для платежей по решениям судов и других органов, имеющих право принимать решения о взыскании средств со счетов юридических лиц в бесспорном порядке и др.

Субрасчётные счета  открываются филиалам и представительствам коммерческих организаций, расположенным вне места нахождения юридического лица и осуществляющим все или часть его функций (что должно быть указано в учредительных документах создавшего их юридического лица или в протоколе (решении) о создании филиалов юридическим лицом) на имя самого юридического лица и по его ходатайству. Субрасчётные счета открываются по месту нахождения филиалов (отделений) и представительств. В этом же порядке филиалам (отделениям) и представительствам открываются расчётные счета.

Основное назначение субрасчётных счетов – аккумуляция  поступающей выручки филиалов (отделений) и представительств юридического лица для последующего перечисления на расчётный счёт юридического лица для последующего перечисления на расчётный счёт юридического лица и производства расчётов. Субрасчётные счета открываются по месту нахождения филиалов (отделений) и представительств. В этом же порядке филиалам (отделениям) и представительствам открываются расчётные счета.

Конкретный перечень операций по субрасчётным счетам, которые может проводить структурное подразделение юридического лица, устанавливается юридическим лицом и должно отвечать требованиям действующего законодательства.

 

Субрасчётные счета  предназначаются для расчётов с  поставщиками и покупателями за товарно-материальные ценности и оказанные услуги, а покупателями также для зачисления платежей покупателей, поступающих за отгруженные (отпущенные) товарно-материальные ценности и оказанные услуги. Обособленному структурному подразделению, состоящему на отдельном балансе, по ходатайству коммерческой организации может быть открыт самостоятельный счёт в обслуживающем её банке.

Субрасчётные счета  учитываются на тех же балансовых счетах, что и расчётные – в зависимости от организационно-правовой формы юридического лица.

Текущие счета в настоящее  время открываются организациям и учреждениям, не занимающимся коммерческой деятельностью и не имеющим статус юридического лица. Самостоятельность владельца текущего счета существенно ограничена по сравнению с владельцем расчетного счета. Так, владелец текущего счета может распоряжаться средствами на счете строго в соответствии со сметой, утвержденной вышестоящей организацией. Перечень операций по текущим счетам регламентируется. Это делается в момент открытия счета. Хозорганы, имеющие в банке расчетные счета, могут совершать любые операции, связанные с производственной и инвестиционной деятельностью, без установления какого-либо перечня, лишь бы эти операции не противоречили законодательству.

Текущие счета открываются юридическим лицам – резидентам по законодательству Российской Федерации, являющимся некоммерческими организациями. Текущие счета предназначены для осуществления расчётных операций в соответствии с целями деятельности, предусмотренными учредительными документами юридического лица, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Текущие счета предназначаются  для зачисления выручки от реализации продукции (работ, услуг), осуществления расчётов с поставщиками, бюджетами по налогам и приравненным к ним платежам, учёта сумм полученных кредитов и иных поступлений, расчётов с рабочими и служащими по заработной плате и дру-

 

гим выплатам, включаемым в фонд потребления, а также для  платежей по решениям судов и других органов, имеющих право принимать решения о взыскании средств со счетов юридических лиц в бесспорном порядке и др..

Текущие счета могут  открываться филиалам (отделениям) и представительствам юридических лиц, а также филиалам (отделениям) и представительствам кооперативов при представлении ходатайства юридического лица, в котором указывается характер совершаемых по счёту операций. По текущим счетам могутпроводиться расчётные операции, связанные с оплатой труда, административно-хозяйственными расходами и т.д.

Бюджетные счета – это счета, открываемые в банках для учета операций по кассовому исполнению государственного бюджета РФ. В зависимости от характера учитываемых операций бюджетные счета подразделяются на доходные, расходные, текущие счета местных бюджетов и текущие счета внебюджетных средств.

Бюджетные счета распорядителей бюджетных средств открываются  предприятиям, организациям и учреждениям, которым выделяются средства за счёт федерального и местного бюджетов для целевого их использования.

Информация о работе Безналичные расчеты