Безналичные расчеты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:49, дипломная работа

Описание работы

Безналичные расчеты должны осуществляться таким образом, чтобы платежи совершались в кратчайшие сроки, позволяющие обеспечить непрерывность и ускорение воспроизводственного процесса, кругооборота капитала и оборачиваемость средств. Для нормального функционирования система безналичных расчетов должна базироваться на общих и обязательных для выполнения принципах и нормативных документах. Порядок ведения расчетов в безналичной форме должен быть однообразным для всех кредитных учреждений и хозяйствующих субъектов на всей территории страны и вписываться в международные расчетные отношения.
Цель данной работы состоит в разработке рекомендаций по совершенствованию безналичных расчетов юридических лиц.

Содержание работы

Введение….…………………………………………………………………4
Глава 1 Теория и методология организации безналичных расчетов в экономической литературе……………………………….................................................6
1.1 Сущность, принципы и формы безналичных расчетов……………….6
1.2 Особенности ведения безналичных расчетов в банке с юридическими лицами…………………………………………………………………………….....30
1.3 Выбор методики оценки безналичных расчетов……………………….38
Глава 2 Экспресс-диагностика безналичных расчетов с юридическими лицами…………………………44
2.1 Анализ клиентской базы……………………………………………….....44
2.2 Анализ движения форм безналичных расчетов с юридическими лицами в…….…………………………51
Глава 3 Новые технологии безналичных расчетов ……………………………………………………………65
3.1 Сравнительный анализ применения новых технологий безналичных расчетов в российских банках……………………………………………………………65
3.2 Внедрение новых технологий безналичных расчетов в банке…………88
3.3 Расчет экономической эффективности внедрения и использования новых технологий безналичных расчетов……………………………………………..99
Заключение…..…………………………………...…......................................106
Список используемой литературы………….……………………………...113
Приложение А Общее время, затрачиваемое контролерами……………………………………………………….……………………………116
Приложение Б Общее время, затрачиваемое контролерами, после мероприятий по ускорению платежей…………………………………………………...119

Файлы: 1 файл

Диплом по безналу.DOC

— 1.63 Мб (Скачать файл)

 

Группировка крупных  клиентов по размеру среднедневного остатка средств на счетах в 2005 году приведена в таблице 2.3, средних клиентов – в таблице 2.4,

 

 

 клиентов сферы  малого бизнеса (без индивидуальных предпринимателей) – в таблице 2.5, а индивидуальных предпринимателей – в таблице 2.6

Таблица 2.3 Группировка крупных клиентов по размеру среднедневного остатка средств на счетах

Среднедневной остаток средств на счетах клиентов

всего

количество  клиентов, ед.

объем среднедневных остатков средств на счетах, тыс. руб.

кредитовый  оборот по счетам клиентов тыс. руб.

Рублевые расчетные, текущие счета:

     

Неработающие  счета

     

Менее 50 тыс. рублей

1

20

253069

От 50 до 100 тыс. рублей

     

От 100 до 500 тыс. рублей

     

От 500 тыс. до 1 млн. рублей

1

740

1284058

От 1 млн. до 5 млн. рублей

     

От 5 млн. до 10 млн. рублей

     

От 10 млн. до 30 млн. рублей

1

19335

15782728

От 30 млн. до 100 млн. рублей

     

Свыше 100 млн. рублей

     

Итого

3

20094

17319856


 

 

Таблица 2.4 Группировка средних клиентов по размеру среднедневного остатка средств на счетах

Среднедневной остаток средств на счетах клиентов

всего

количество  клиентов, ед.

объем среднедневных остатков средств на счетах, тыс. руб.

кредитовый  оборот по счетам клиентов тыс. руб.

Рублевые расчетные, текущие счета:

     

Неработающие  счета

100

48

 

Менее 50 тыс. рублей

135

1896

307082

От 50 до 100 тыс. рублей

20

1951

1175174

От 100 до 500 тыс. рублей

34

6785

3671294

От 500 тыс. до 1 млн. рублей

9

6402

150294

От 1 млн. до 5 млн. рублей

7

13584

730022

От 5 млн. до 10 млн. рублей

     

От 10 млн. до 30 млн. рублей

     

От 30 млн. до 100 млн. рублей

     

Свыше 100 млн. рублей

     

Итого

305

30665

6033865


 

Таблица 2.5 Группировка клиентов сферы малого бизнеса (кроме ПБОЮЛ) по размеру среднедневного остатка средств на счетах в 2005 году

 

Среднедневной остаток средств на счетах клиентов

всего

количество  клиентов, ед.

объем среднедневных остатков средств на счетах, тыс. руб.

кредитовый  оборот по счетам клиентов тыс. руб.

Рублевые расчетные, текущие счета:

     

Неработающие  счета

798

300

0

Менее 50 тыс. рублей

1065

12822

2681308

От 50 до 100 тыс. рублей

153

9700

1706851

От 100 до 500 тыс. рублей

208

41976

6516292

От 500 тыс. до 1 млн. рублей

15

11065

1151125

От 1 млн. до 5 млн. рублей

12

17364

1373391

От 5 млн. до 10 млн. рублей

1

8129

863779

От 10 млн. до 30 млн. рублей

0

0

 

От 30 млн. до 100 млн. рублей

0

0

0

Свыше 100 млн. рублей

0

0

0

Итого

2252

101355

14292746


 

Таблица 2.6 Группировка предпринимателей без образования юридического лица по размеру среднедневного остатка средств на счетах в 2005 году

Среднедневной остаток средств на счетах клиентов

всего

количество  клиентов, ед.

объем среднедневных остатков средств на счетах, тыс. руб.

кредитовый оборот по счетам клиентов тыс. руб.

Рублевые расчетные, текущие счета:

     

Неработающие  счета

659

138

 

Менее 50 тыс. рублей

756

5920

2135143

От 50 до 100 тыс. рублей

43

3001

1322390

От 100 до 500 тыс. рублей

48

10562

1412064

От 500 тыс. до 1 млн. рублей

3

2137

376459

От 1 млн. до 5 млн. рублей

     

От 5 млн. до 10 млн. рублей

     

От 10 млн. до 30 млн. рублей

     

От 30 млн. до 100 млн. рублей

     

Свыше 100 млн. рублей

     

Итого

1509

21758

5246055


 

 

 

Таким образом, в результате анализа клиентской базы были получены следующие результаты.

Среди клиентов банка есть представители крупного бизнеса, среднего и малого. Причем основную часть клиентов составляют представители малого бизнеса. Наиболее быстрыми темпами растут остатки средств на счетах торгово-посреднических организаций. Анализ структуры привлеченных средств юридических лиц свидетельствует об увеличении доли остатков на счетах клиентов и сокращении доли вексельных остатков.

На протяжении 2005 года банк выполнял бизнес-план по среднедневным остаткам средств на счетах клиентов. Незначительное невыполнение в ноябре было связано с ростом оборачиваемости средств на счетах клиентов.

Анализ клиентской базы необходимо дополнить анализом движения безналичных расчетов с юридическими лицами.

 

2.2 Анализ движения форм безналичных расчетов с юридическими лицами в Хмельницком филиале ОАО «ЧЕЛЯБИНВЕСТБАНК»

Хмельницкий филиал ОАО «Челябинвестбанк», также как и любой из коммерческих банков предлагает предприятиям и организациям весь спектр банковских услуг,  и в частности, осуществление безналичных расчетов. При этом банком используются такие преимущества как гибкая тарифная политика, максимально быстрое проведение платежей по России, широкая сеть банков-корреспондентов, а также использование системы электронного документооборота «Клиент-банк».

Безналичные расчеты осуществляются Отделом расчётно-кассового обслуживания юридических лиц. При этом  филиал самостоятельно определяет продолжительность операционного дня. Конкретное время начала и окончания операционного дня доводится до сведения обслуживаемой клиентуры. Организация рабочего дня операционных работников устанавливается с таким расчетом, чтобы

 

обеспечить своевременное  ежедневное оформление поступающих  документов и отражение их в бухгалтерском учете по балансовым и внебалансовым счетам. Таким образом, все документы, которые поступили в операционное время, подлежат оформлению и отражению по счетам в этот же день. Документы, которые поступили по истечении операционного времени, отражаются по счетам на следующий рабочий день. Порядок приема документов после операционного времени оговаривается в договорах по обслуживанию клиентов.

Прием платежных документов от клиентов в течение операционного дня производится непосредственно операционным работником. Если документы по какой-либо причине не могут быть приняты к исполнению, то клиенты об этом извещаются либо в устной форме, либо по телефонной связи. Не исполненные документы подкладываются к выписке с отметкой «без исполнения».

Комплекс услуг по обслуживанию счета предполагает:

выполнение распоряжения клиента о перечислении соответствующих сумм со счета;

совершение расчетов в формах, установленных законом  и банковскими правилами через сети РКЦ или счета своих банков-корреспондентов.

зачисление поступивших денежных средств на счёт клиента;

приём документов на отложенное исполнение;

выдача карточки образцов подписей, лимитированных и денежных чековых книжек;

выдача выписки из лицевого счёта;

консультирование по вопросам оформления платежных документов;

При этом используются следующие  формы безналичных расчетов:

платежные поручения;

платежные поручения-требования;

Под моментом получения  банком от клиента платежных документов понимается:

 

 

для документов в бумажном виде, доставляемых уполномоченным лицом клиента на рабочее место операциониста (время принятия операционистом этих документов к исполнению);

для документов, передаваемых на исполнение в банк с использованием предоставленной банком клиенту электронной системы «клиент-банк» - время получения банком от клиента этих документов. Время приема фиксируется с точностью до часа.

Расчетное обслуживание предприятий и организаций осуществляется на основании договора, заключаемого между клиентом и банком. В соответствии с договором банк обязуется:

выдавать ежедневно  либо по запросу клиента копии платежных документов, на основании которых по счету осуществлены операции, а также,  выписку о состоянии счета в электронном или бумажном виде. Ежегодная сверка сальдо по счету производится в срок  до 10 января по состоянию на 1 января истекшего года. При осуществлении банком списания денежных средств со счета клиента предоставлять получателю средств изготовленные банком копии расчетных документов, на основании которых произведено списание;

извещать  клиента  об изменениях в тарифах банка  в двухнедельный срок.

Клиент ОАО «Челябинвестбанк» обязуется:

уведомлять банк в  течение 10 дней со дня представления  банком клиенту выписки со счета  об ошибочно  зачисленных и ошибочно списанных денежных средствах;

представлять в банк ежегодно в течение января - февраля  месяца заявку - расчет для установления лимита остатка наличных денег в  кассе, порядка и сроков сдачи денежной выручки, а также кассовую заявку для определения потребности клиента в наличных деньгах. Кассовая заявка предоставляется ежеквартально не позднее 20 февраля, 20 мая, 20 августа, 20 ноября;

 

 

 

сообщать банку в  течение 1 банковского дня о любых  изменениях своих учредительных документов, почтовых реквизитов, об изменениях в реквизитах распорядителей счета клиента, а также в самом составе распорядителей;

оплачивать услуги по действующим в банке тарифам  в течение 3  рабочих дней со дня  предъявления к счету клиента  соответствующих платежных документов;

поддерживать на счете минимальных остаток денежных средств в сумме 50 рублей;

возмещать банку расходы, связанные с оплатой услуг  предприятием связи в тот же день.

Банк имеет право  изменять в одностороннем порядке  размер тарифных ставок и условий. Новые тарифные ставки применяются со дня их утверждения Правлением банка или со дня решения уполномоченного для этих целей лица.

Расчётные операции с  филиалами ОАО «Челябинвестбанк», а также с банками-корреспондентами (через Расчётный Центр ОАО «Челябинвестбанк») осуществляется в течение одного часа.

Более 99% переводов средств  по поручению клиентов осуществляется посредством электронных платежей через собственную корреспондентскую сеть ОАО «Челябинвестбанк» и систему расчётов Банка России.

Для открытия расчётного счёта необходимо представить надлежаще заверенные документы:

документ о государственной регистрации (свидетельство-копия, заверенная нотариально);

протокол учредительного собрания (копия, заверенная директором);

учредительный договор (копия, заверенная нотариально);

устав (копия, заверенная нотариально);

свидетельство о постановке на налоговый учёт (подлинник + копия);

извещение о регистрации из Фонда социального страхования (подлинник + копия);

 

документ кодов Облстата (копия);

две карточки образцов подписей (одну из которых необходимо заверить нотариально);

заявление на открытие счёта.

При заполнении документов необходимо обратить особое внимание на одинаковое указание наименования предприятия. Правильным указанием наименования предприятия является наименование, присвоенное ему при государственной регистрации и указанное в свидетельстве, выданном регистрирующим органом.

Во избежание применения штрафных санкций к организации, ей в соответствии со ст.23 Налогового кодекса, необходимо в пятидневный срок уведомить налоговый орган по месту учёта об открытии данного вида счёта.

Допускаются следующие  формы расчета  за РКО предприятий  и организаций: наличным, безналичным путем, в вексельной форме или в порядке взаимозачета.

Информация о работе Безналичные расчеты