Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:49, дипломная работа
Безналичные расчеты должны осуществляться таким образом, чтобы платежи совершались в кратчайшие сроки, позволяющие обеспечить непрерывность и ускорение воспроизводственного процесса, кругооборота капитала и оборачиваемость средств. Для нормального функционирования система безналичных расчетов должна базироваться на общих и обязательных для выполнения принципах и нормативных документах. Порядок ведения расчетов в безналичной форме должен быть однообразным для всех кредитных учреждений и хозяйствующих субъектов на всей территории страны и вписываться в международные расчетные отношения.
Цель данной работы состоит в разработке рекомендаций по совершенствованию безналичных расчетов юридических лиц.
Введение….…………………………………………………………………4
Глава 1 Теория и методология организации безналичных расчетов в экономической литературе……………………………….................................................6
1.1 Сущность, принципы и формы безналичных расчетов……………….6
1.2 Особенности ведения безналичных расчетов в банке с юридическими лицами…………………………………………………………………………….....30
1.3 Выбор методики оценки безналичных расчетов……………………….38
Глава 2 Экспресс-диагностика безналичных расчетов с юридическими лицами…………………………44
2.1 Анализ клиентской базы……………………………………………….....44
2.2 Анализ движения форм безналичных расчетов с юридическими лицами в…….…………………………51
Глава 3 Новые технологии безналичных расчетов ……………………………………………………………65
3.1 Сравнительный анализ применения новых технологий безналичных расчетов в российских банках……………………………………………………………65
3.2 Внедрение новых технологий безналичных расчетов в банке…………88
3.3 Расчет экономической эффективности внедрения и использования новых технологий безналичных расчетов……………………………………………..99
Заключение…..…………………………………...…......................................106
Список используемой литературы………….……………………………...113
Приложение А Общее время, затрачиваемое контролерами……………………………………………………….……………………………116
Приложение Б Общее время, затрачиваемое контролерами, после мероприятий по ускорению платежей…………………………………………………...119
Группировка крупных клиентов по размеру среднедневного остатка средств на счетах в 2005 году приведена в таблице 2.3, средних клиентов – в таблице 2.4,
клиентов сферы
малого бизнеса (без индивидуал
Таблица 2.3 Группировка крупных клиентов по размеру среднедневного остатка средств на счетах
Среднедневной остаток средств на счетах клиентов |
всего | ||
количество клиентов, ед. |
объем среднедневных остатков средств на счетах, тыс. руб. |
кредитовый оборот по счетам клиентов тыс. руб. | |
Рублевые расчетные, текущие счета: |
|||
Неработающие счета |
|||
Менее 50 тыс. рублей |
1 |
20 |
253069 |
От 50 до 100 тыс. рублей |
|||
От 100 до 500 тыс. рублей |
|||
От 500 тыс. до 1 млн. рублей |
1 |
740 |
1284058 |
От 1 млн. до 5 млн. рублей |
|||
От 5 млн. до 10 млн. рублей |
|||
От 10 млн. до 30 млн. рублей |
1 |
19335 |
15782728 |
От 30 млн. до 100 млн. рублей |
|||
Свыше 100 млн. рублей |
|||
Итого |
3 |
20094 |
17319856 |
Таблица 2.4 Группировка средних клиентов по размеру среднедневного остатка средств на счетах
Среднедневной остаток средств на счетах клиентов |
всего | ||
количество клиентов, ед. |
объем среднедневных остатков средств на счетах, тыс. руб. |
кредитовый оборот по счетам клиентов тыс. руб. | |
Рублевые расчетные, текущие счета: |
|||
Неработающие счета |
100 |
48 |
|
Менее 50 тыс. рублей |
135 |
1896 |
307082 |
От 50 до 100 тыс. рублей |
20 |
1951 |
1175174 |
От 100 до 500 тыс. рублей |
34 |
6785 |
3671294 |
От 500 тыс. до 1 млн. рублей |
9 |
6402 |
150294 |
От 1 млн. до 5 млн. рублей |
7 |
13584 |
730022 |
От 5 млн. до 10 млн. рублей |
|||
От 10 млн. до 30 млн. рублей |
|||
От 30 млн. до 100 млн. рублей |
|||
Свыше 100 млн. рублей |
|||
Итого |
305 |
30665 |
6033865 |
Таблица 2.5 Группировка клиентов сферы малого бизнеса (кроме ПБОЮЛ) по размеру среднедневного остатка средств на счетах в 2005 году
Среднедневной остаток средств на счетах клиентов |
всего | ||
количество клиентов, ед. |
объем среднедневных остатков средств на счетах, тыс. руб. |
кредитовый оборот по счетам клиентов тыс. руб. | |
Рублевые расчетные, текущие счета: |
|||
Неработающие счета |
798 |
300 |
0 |
Менее 50 тыс. рублей |
1065 |
12822 |
2681308 |
От 50 до 100 тыс. рублей |
153 |
9700 |
1706851 |
От 100 до 500 тыс. рублей |
208 |
41976 |
6516292 |
От 500 тыс. до 1 млн. рублей |
15 |
11065 |
1151125 |
От 1 млн. до 5 млн. рублей |
12 |
17364 |
1373391 |
От 5 млн. до 10 млн. рублей |
1 |
8129 |
863779 |
От 10 млн. до 30 млн. рублей |
0 |
0 |
|
От 30 млн. до 100 млн. рублей |
0 |
0 |
0 |
Свыше 100 млн. рублей |
0 |
0 |
0 |
Итого |
2252 |
101355 |
14292746 |
Таблица 2.6 Группировка предпринимателей без образования юридического лица по размеру среднедневного остатка средств на счетах в 2005 году
Среднедневной остаток средств на счетах клиентов |
всего | ||
количество клиентов, ед. |
объем среднедневных остатков средств на счетах, тыс. руб. |
кредитовый оборот по счетам клиентов тыс. руб. | |
Рублевые расчетные, текущие счета: |
|||
Неработающие счета |
659 |
138 |
|
Менее 50 тыс. рублей |
756 |
5920 |
2135143 |
От 50 до 100 тыс. рублей |
43 |
3001 |
1322390 |
От 100 до 500 тыс. рублей |
48 |
10562 |
1412064 |
От 500 тыс. до 1 млн. рублей |
3 |
2137 |
376459 |
От 1 млн. до 5 млн. рублей |
|||
От 5 млн. до 10 млн. рублей |
|||
От 10 млн. до 30 млн. рублей |
|||
От 30 млн. до 100 млн. рублей |
|||
Свыше 100 млн. рублей |
|||
Итого |
1509 |
21758 |
5246055 |
Таким образом, в результате анализа клиентской базы были получены следующие результаты.
Среди клиентов банка есть представители крупного бизнеса, среднего и малого. Причем основную часть клиентов составляют представители малого бизнеса. Наиболее быстрыми темпами растут остатки средств на счетах торгово-посреднических организаций. Анализ структуры привлеченных средств юридических лиц свидетельствует об увеличении доли остатков на счетах клиентов и сокращении доли вексельных остатков.
На протяжении 2005 года банк выполнял бизнес-план по среднедневным остаткам средств на счетах клиентов. Незначительное невыполнение в ноябре было связано с ростом оборачиваемости средств на счетах клиентов.
Анализ клиентской базы необходимо дополнить анализом движения безналичных расчетов с юридическими лицами.
2.2 Анализ движения форм безналичных расчетов с юридическими лицами в Хмельницком филиале ОАО «ЧЕЛЯБИНВЕСТБАНК»
Хмельницкий филиал ОАО «Челябинвестбанк», также как и любой из коммерческих банков предлагает предприятиям и организациям весь спектр банковских услуг, и в частности, осуществление безналичных расчетов. При этом банком используются такие преимущества как гибкая тарифная политика, максимально быстрое проведение платежей по России, широкая сеть банков-корреспондентов, а также использование системы электронного документооборота «Клиент-банк».
Безналичные расчеты осуществляются Отделом расчётно-кассового обслуживания юридических лиц. При этом филиал самостоятельно определяет продолжительность операционного дня. Конкретное время начала и окончания операционного дня доводится до сведения обслуживаемой клиентуры. Организация рабочего дня операционных работников устанавливается с таким расчетом, чтобы
обеспечить своевременное ежедневное оформление поступающих документов и отражение их в бухгалтерском учете по балансовым и внебалансовым счетам. Таким образом, все документы, которые поступили в операционное время, подлежат оформлению и отражению по счетам в этот же день. Документы, которые поступили по истечении операционного времени, отражаются по счетам на следующий рабочий день. Порядок приема документов после операционного времени оговаривается в договорах по обслуживанию клиентов.
Прием платежных документов от клиентов в течение операционного дня производится непосредственно операционным работником. Если документы по какой-либо причине не могут быть приняты к исполнению, то клиенты об этом извещаются либо в устной форме, либо по телефонной связи. Не исполненные документы подкладываются к выписке с отметкой «без исполнения».
Комплекс услуг по обслуживанию счета предполагает:
выполнение распоряжения клиента о перечислении соответствующих сумм со счета;
совершение расчетов в формах, установленных законом и банковскими правилами через сети РКЦ или счета своих банков-корреспондентов.
зачисление поступивших денежных средств на счёт клиента;
приём документов на отложенное исполнение;
выдача карточки образцов подписей, лимитированных и денежных чековых книжек;
выдача выписки из лицевого счёта;
консультирование по вопросам оформления платежных документов;
При этом используются следующие формы безналичных расчетов:
платежные поручения;
платежные поручения-требования;
Под моментом получения банком от клиента платежных документов понимается:
для документов в бумажном виде, доставляемых уполномоченным лицом клиента на рабочее место операциониста (время принятия операционистом этих документов к исполнению);
для документов, передаваемых на исполнение в банк с использованием предоставленной банком клиенту электронной системы «клиент-банк» - время получения банком от клиента этих документов. Время приема фиксируется с точностью до часа.
Расчетное обслуживание
предприятий и организаций
выдавать ежедневно
либо по запросу клиента копии платежны
извещать клиента об изменениях в тарифах банка в двухнедельный срок.
Клиент ОАО «Челябинвестбанк» обязуется:
уведомлять банк в течение 10 дней со дня представления банком клиенту выписки со счета об ошибочно зачисленных и ошибочно списанных денежных средствах;
представлять в банк ежегодно в течение января - февраля месяца заявку - расчет для установления лимита остатка наличных денег в кассе, порядка и сроков сдачи денежной выручки, а также кассовую заявку для определения потребности клиента в наличных деньгах. Кассовая заявка предоставляется ежеквартально не позднее 20 февраля, 20 мая, 20 августа, 20 ноября;
сообщать банку в течение 1 банковского дня о любых изменениях своих учредительных документов, почтовых реквизитов, об изменениях в реквизитах распорядителей счета клиента, а также в самом составе распорядителей;
оплачивать услуги по
действующим в банке тарифам
в течение 3 рабочих дней со дня
предъявления к счету клиента
соответствующих платежных
поддерживать на счете минимальных остаток денежных средств в сумме 50 рублей;
возмещать банку расходы, связанные с оплатой услуг предприятием связи в тот же день.
Банк имеет право изменять в одностороннем порядке размер тарифных ставок и условий. Новые тарифные ставки применяются со дня их утверждения Правлением банка или со дня решения уполномоченного для этих целей лица.
Расчётные операции с филиалами ОАО «Челябинвестбанк», а также с банками-корреспондентами (через Расчётный Центр ОАО «Челябинвестбанк») осуществляется в течение одного часа.
Более 99% переводов средств по поручению клиентов осуществляется посредством электронных платежей через собственную корреспондентскую сеть ОАО «Челябинвестбанк» и систему расчётов Банка России.
Для открытия расчётного счёта необходимо представить надлежаще заверенные документы:
документ о государственной регистрации (свидетельство-копия, заверенная нотариально);
протокол учредительного собрания (копия, заверенная директором);
учредительный договор (копия, заверенная нотариально);
устав (копия, заверенная нотариально);
свидетельство о постановке на налоговый учёт (подлинник + копия);
извещение о регистрации из Фонда социального страхования (подлинник + копия);
документ кодов Облстата (копия);
две карточки образцов подписей (одну из которых необходимо заверить нотариально);
заявление на открытие счёта.
При заполнении документов необходимо обратить особое внимание на одинаковое указание наименования предприятия. Правильным указанием наименования предприятия является наименование, присвоенное ему при государственной регистрации и указанное в свидетельстве, выданном регистрирующим органом.
Во избежание применения штрафных санкций к организации, ей в соответствии со ст.23 Налогового кодекса, необходимо в пятидневный срок уведомить налоговый орган по месту учёта об открытии данного вида счёта.
Допускаются следующие формы расчета за РКО предприятий и организаций: наличным, безналичным путем, в вексельной форме или в порядке взаимозачета.