Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:49, дипломная работа
Безналичные расчеты должны осуществляться таким образом, чтобы платежи совершались в кратчайшие сроки, позволяющие обеспечить непрерывность и ускорение воспроизводственного процесса, кругооборота капитала и оборачиваемость средств. Для нормального функционирования система безналичных расчетов должна базироваться на общих и обязательных для выполнения принципах и нормативных документах. Порядок ведения расчетов в безналичной форме должен быть однообразным для всех кредитных учреждений и хозяйствующих субъектов на всей территории страны и вписываться в международные расчетные отношения.
Цель данной работы состоит в разработке рекомендаций по совершенствованию безналичных расчетов юридических лиц.
Введение….…………………………………………………………………4
Глава 1 Теория и методология организации безналичных расчетов в экономической литературе……………………………….................................................6
1.1 Сущность, принципы и формы безналичных расчетов……………….6
1.2 Особенности ведения безналичных расчетов в банке с юридическими лицами…………………………………………………………………………….....30
1.3 Выбор методики оценки безналичных расчетов……………………….38
Глава 2 Экспресс-диагностика безналичных расчетов с юридическими лицами…………………………44
2.1 Анализ клиентской базы……………………………………………….....44
2.2 Анализ движения форм безналичных расчетов с юридическими лицами в…….…………………………51
Глава 3 Новые технологии безналичных расчетов ……………………………………………………………65
3.1 Сравнительный анализ применения новых технологий безналичных расчетов в российских банках……………………………………………………………65
3.2 Внедрение новых технологий безналичных расчетов в банке…………88
3.3 Расчет экономической эффективности внедрения и использования новых технологий безналичных расчетов……………………………………………..99
Заключение…..…………………………………...…......................................106
Список используемой литературы………….……………………………...113
Приложение А Общее время, затрачиваемое контролерами……………………………………………………….……………………………116
Приложение Б Общее время, затрачиваемое контролерами, после мероприятий по ускорению платежей…………………………………………………...119
Бюджетные счета по учёту средств бюджетов субъектов Российской федерации и местных бюджетов открываются для учёта средств бюджетов (краевого, районных, городских, поселковых, сельских) и средств, выделенных из местных бюджетов распорядителям средств на целевые расходы.
Текущие счета по внебюджетным средствам открываются предприятиям и организациям, состоящим на федеральном или местных бюджетах.
Внебюджетными средствами являются средства, получаемые бюджетными учреждениями помимо ассигнований, выделяемых им из бюджета соответствующего уровня. В основном, это средства, получаемые от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг или осуществления иной деятельности.
Перечисление средств с одного бюджетного счёта предприятия, учреждения или организации на другой его бюджетный, текущий или расчётный счёт не допускается, за исключением случаев:
в связи с неправильно произведёнными расходами;
перечисление средств с бюджетных счетов на текущие счета по внебюджетным средствам в случае возмещения расходов по переданным материальным ценностям или оказанным услугам;
возмещение расходов,
произведённых с расчётных
На основании данных бухгалтерского учёта отделение составляет ежедневный, оперативный, ежемесячный и годовой отчёты о кассовом исполнении Государственного бюджета в объёме и по формам, установленным ЦБ РФ по согласованию с Министерством финансов РФ.
Клиенту, который получает в банке кредит, открывается ссудный счет. Такой вид счета, как депозитный, открывается банковскому клиенту для хранения в течение определенного периода времени части его средств.
Для открытия расчетного счета в учреждения коммерческого банка представляются следующие документы:
заявление об открытии расчетного счета по установленной форме;
документ о государственной регистрации предприятия (предварительно заверенный соответствующим органом исполнительной власти);
копия учредительного договора о создании предприятия (заверенная нотариально);
копия устава (нотариально удостоверенная);
документ о подтверждении полномочий директора предприятия (протокол собрания учредителей или контракт);
документ о подтверждении полномочий главного бухгалтера предприятия (приказ о приеме на работу или контракт);
две карточки с образцами подписей первых должностных лиц предприятия с оттиском его печати (нотариально заверенные);
справка от налоговой инспекции о постановке предприятия на учет для взимания налогов;
справка о постановке предприятия на учет в пенсионном фонде;
регистрационная карточка статистических органов.
Все перечисленные документы сдаются либо главному юрисконсульту, либо главному бухгалтеру банка. После соответствующей экспертизы документовбанк открывает предприятию расчетный счет (на соответствующем балансовом счете банка) с присвоением номера. Открытие расчетного счета в банке сопровождается заключением между предприятием и банком договора о расчетно-кассовом обслуживании.
В соответствии с названным договором банк берет на себя обязанности по своевременному комплексному расчетно-кассовому обслуживанию в соответствии с действующими нормативными документами (проведение расчетов, выдача денежных и расчетных чековых книжек, а также выписок из лицевых счетов, осуществление почтовых и телеграфных услуг по вопросам ведения счетов и т.п.); по обеспечению сохранности всех денежных средств, поступивших на счет клиента, и возврата их по первому требованию клиента; по конфиденциальности информации о хозяйственной деятельности клиента; по сохранению коммерческой тайны по операциям клиента. Клиент соответственно обязуется: соблюдать требования действующих нормативных актов, регулирующих порядок осуществления расчетных и кассовых операций; хранить все свои денежные средства только на счете в банке; представлять в банк в установленные сроки бухгалтерскую и статистическую отчетность, отвечающую требованиям Положения о бухгалтерском учете и отчетности, и другие документы, необходимые для организации расчетно-кассового обслуживания; предварительно в письменной форме уведомить банк о
закрытии счета, а также
об изменении организационно-
Поскольку расчетно-кассовое обслуживание клиентов осуществляется банками на платной основе, то в договоре предусматривается специальный раздел о стоимости услуг и порядке расчетов за них. В частности, в договорах предусматриваются плата за открытие счета, комиссионные за операции по расчетному счету (в определенном проценте от суммы дебетового оборота или от количества и вида обрабатываемых документов), за кассовое обслуживание клиентов (в определенном проценте от суммы выдаваемой наличности). Некоторые банки в этот раздел включают размер процентной ставки, уплачиваемой ими за стабильный минимальный или средний остаток средств на расчетном счете клиента.
В договоре на расчетно-кассовое
обслуживание предусматривается ответственно
В договоре фиксируются размеры штрафов за каждое из перечисленных нарушений как с одной, так и с другой стороны. В договоре предусматриваются порядок разрешения споров, срок его действия и особые или дополнительные условия.
При государственной поддержке, привлекая средства коммерческих банков, ЦБР должен создать высокоэффективную общегосударственную систему межбанковских расчетов, отвечающую мировым достижениям. Дело упирается в техни-
ческую оснащенность данной системы. На первое место выступает организация электронных платежей, освобождающая банки от пересылки друг другу первичных документов. В качестве дополнения к системе межбанковских расчетов через ЦБР могут существовать различного рода клиринговые структуры, а также прямые расчеты между коммерческими банками.
Что касается расчетов с иностранными банками, то наши коммерческие банки ориентируются в основном на международную межбанковскую систему СВИФТ с центром обработки информации в Голландии. В настоящее время в данную систему входит несколько десятков отечественных банков.
В самом общем виде национальную систему безналичных расчетов можно подразделить на следующие логические составляющие: система Центрального банка; система негосударственных клиринговых и расчетных палат (банков); система внутрибанковских межфилиальных расчетов.
В свою очередь системы негосударственных клиринговых и расчетных палат (банков) имеют еще три крупных компоненты:
платежные системы международных расчетов;
платежные системы расчетов по пластиковым карточкам;
платежные системы взаиморасчетов участников фондового рынка.
Их особенность заключается в том, что они создаются и регулируются не Центральным банком, а коммерческими организациями: международные расчеты - управляющими органами соответствующих расчетных систем (например, SWIFT), расчеты по пластиковым карточкам - органами платежных систем, взаиморасчеты участников фондового рынка - органами, регулирующими данный рынок. Кроме того, они имеют довольно значительные технологические особенности.
Перечисленные компоненты имеются сейчас практически в любой стране мира, за исключением самых слаборазвитых. Есть они и у нас. Необходимо иметь в виду, что каждый компонент, как правило, не является чем-то единым, а состоит из множества взаимодействующих между собой юридических лиц, технологиче-
ских комплексов, правил, протоколов и т.п. Обычно исключением из этого правила бывает система Центрального банка, но у нас она пока что едина только с точки зрения ведомственной принадлежности: ЦБ РФ является одним юридическим лицом, и все его учреждения представляют собой подразделения этого юридического лица. В системе ЦБ РФ едины только правила проведения платежей, утвержденные ведомственными инструкциями.
1.3 Выбор методики оценки безналичных расчетов
Оценка и анализ безналичных расчетов в банке необходимы для:
- оценки действующей системы безналичных расчетов;
- определения уровня
и причин снижения
- определения путей
увеличения доходов от
- определения возможностей снижения финансовых расходов;
- анализа структуры форм безналичных расчетов;
- определения возможностей выделения средств на перспективное развитие системы безналичных расчетов, внедрения новых технологий.
Анализ производится не только для внутреннего пользования в целях повышения эффективности управления финансовыми ресурсами. Положительные аналитические отчеты, составленные по его результатам, являются инструментом привлечения инвесторов, фактором повышения инвестиционной привлекательности банка. К внешним пользователям относятся зарубежные инвесторы, аудиторские фирмы, консультанты, контрольно-ревизионное управление, население и другие.
Направлениями анализа являются:
- чтение (состав, основные статьи, наличие профицита или дефицита и пр.);
- вертикальный анализ (анализ структуры);
- горизонтальный анализ (динамика движения форм безналичных расчетов во времени, а также соотношение плана и факта);
- трендовый (выявление
тенденций на основе
На основе горизонтального анализа поквартальных данных можно выделить квартальные средние, что позволит более обоснованно планировать поступлениядоходов; распределение расходов; определять и управлять остатком средств на счете клиента в планируемом периоде.
- оценка специальных показателей состояния системы безналичных расчетов динамике, в сравнении с другими банками, желаемым состоянием. Перечень возможных показателей можно разделить на несколько блоков.
1 блок. Объемные показатели
Количество платежных поручений, всего
в том числе
- проходящих через ГРКЦ
- проходящих напрямую по
показатели динамики совершения операций:
Темп роста количества платежных поручений, всего
в том числе
- проходящих через ГРКЦ
- проходящих напрямую по
Объем ресурсов, привлекаемых от клиента. Это среднедневной остаток на расчетном счете, среднедневной остаток на счетах работников юридического лица, депозит под стандартную процентную ставку и т.д. Объем привлекаемых ресурсов рассчитывается по формуле(1.1):
Vпривл = Vпривлрубюр.л + Vпривлрубфиз.л + (Vпривлдоллюр.л + Vпривлдоллфиз.л) * Кдолл. (1.1)
Если учитывать обязательный резерв, депонируемый в Банке России по привлеченным средствам, то среднемесячный объем ресурсов, привлеченных от данного клиента, составит:
Vпривл =Vсредн*(1 - НФОРюр.л) (1.2)
НФОРюр.л - норматив обязательных резервов, депонируемых в Банке России по привлеченным средствам юридических лиц в рублях = 7 %.
Следующий этап – расчет объема чистых ресурсов, размещаемых у клиента, и чистых ресурсов, привлекаемых от клиента.
При получении отрицательной величины объем ЧРРруб или ЧПРруб принимается равным нулю.
Среднемесячный объем процентного дохода, получаемого от размещения ресурсов, привлекаемых от клиента. Рассчитывается в случае, если ЧПРруб и/или ЧПРдолл являются положительными величинами, как произведение ЧПРруб или ЧПРдолл и годовой процентной ставки размещения ресурсов в соответствующей валюте ПСразмруб или ПСразмдолл, деленное на 365 дней и умноженное на 30 дней.