Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:49, дипломная работа
Безналичные расчеты должны осуществляться таким образом, чтобы платежи совершались в кратчайшие сроки, позволяющие обеспечить непрерывность и ускорение воспроизводственного процесса, кругооборота капитала и оборачиваемость средств. Для нормального функционирования система безналичных расчетов должна базироваться на общих и обязательных для выполнения принципах и нормативных документах. Порядок ведения расчетов в безналичной форме должен быть однообразным для всех кредитных учреждений и хозяйствующих субъектов на всей территории страны и вписываться в международные расчетные отношения.
Цель данной работы состоит в разработке рекомендаций по совершенствованию безналичных расчетов юридических лиц.
Введение….…………………………………………………………………4
Глава 1 Теория и методология организации безналичных расчетов в экономической литературе……………………………….................................................6
1.1 Сущность, принципы и формы безналичных расчетов……………….6
1.2 Особенности ведения безналичных расчетов в банке с юридическими лицами…………………………………………………………………………….....30
1.3 Выбор методики оценки безналичных расчетов……………………….38
Глава 2 Экспресс-диагностика безналичных расчетов с юридическими лицами…………………………44
2.1 Анализ клиентской базы……………………………………………….....44
2.2 Анализ движения форм безналичных расчетов с юридическими лицами в…….…………………………51
Глава 3 Новые технологии безналичных расчетов ……………………………………………………………65
3.1 Сравнительный анализ применения новых технологий безналичных расчетов в российских банках……………………………………………………………65
3.2 Внедрение новых технологий безналичных расчетов в банке…………88
3.3 Расчет экономической эффективности внедрения и использования новых технологий безналичных расчетов……………………………………………..99
Заключение…..…………………………………...…......................................106
Список используемой литературы………….……………………………...113
Приложение А Общее время, затрачиваемое контролерами……………………………………………………….……………………………116
Приложение Б Общее время, затрачиваемое контролерами, после мероприятий по ускорению платежей…………………………………………………...119
Договор на РКО предприятий и организаций в ОАО «Челябинвестбанк» предусматривает ответственность сторон:
в случае нарушения клиентом обязанностей по договору клиент уплачивает банку штраф в размере ставки рефинансирования ЦБР от неправильно начисленной на счет суммы за каждый день просрочки, а также возмещает убытки, понесенные банком вследствие несвоевременного уведомления в полной сумме сверх штрафа;
при нарушении обязательств банком к нему применяются аналогичные штрафные санкции.
Распределение счетов клиентов производится между отдельными операционными работниками начальником Отдела. При этом учитываются следующие принципы:
счета одного клиента закрепляются за одним операционным работником;
ведение бюджетных счетов закрепляется за отдельным операционным работником.
Начальник Отдела расчетно-кассового обслуживания юридических лиц обязан обеспечить контроль за надлежащим хранением и использованием печатей, штампов и бланков. То есть рабочие места сотрудников отдела должны быть расположены так, чтобы клиенты и другие посторонние лица не имели доступа к печатям, штампам, документам и бланкам банка, к экранам ЭВМ.
Таблица 2.7 Тарифы за РКО предприятий и организаций по ОАО «ЧЕЛЯБИНВЕСТБАНК»
Наименование |
Тариф |
За ведение операций по расчетному счету: за перевод средств в банк по новому месту обслуживания в случае досрочного одностороннего расторжения договора со стороны клиента. Взыскание осуществляется путем удержания оплаты за перевод из суммы основного платежа |
0,2 % от документооборота за расчетное обслуживание за каждый документ 200 рублей |
Обработанные за день
документы в конце
Динамика объема документооборота в период с 2003. по 2005г. в разрезе платежных поручений и инкассовых поручений и требований представлена соответственно на рисунке 2.5 и рисунке 2.6. Следует отметить, что по сравнению с 2003 г. в 2005 г. объем платежных поручений возрос с 9300 до 11800 или на 26,9 процента.
Количество инкассовых поручений и требований в 2005 г. по сравнению с 2003 г. также возросло. Темп роста составил 17 процентов.
Рисунок 2.5 Платежные поручения
Рисунок 2.6 Инкассовые поручения и требования
Однако, в 2005 г. произошло снижение количества инкассовых поручений и требований до 3250, что меньше аналогичного показателя 2003 г. на 850.
Платежи клиентов банка в основном осуществляются двумя путями: через расчетно-кассовый центр ЦБ или поступают напрямую на корреспондентский счет другого банка (при наличие соответствующих корреспондентских отношений). Динамика объема документооборота (платежных поручений) в разрезе названных двух путей представлена в таблице 2.8 Структура платежей представлена на рисунке 2.7 – 2.9
Таблица 2.8 Сведения о документообороте
Наименование показателя |
Год | ||
2003 |
2004 |
2005 | |
Количество платежных поручений, всего |
9300 |
10250 |
11800 |
в том числе |
|||
- проходящих через ГРКЦ |
5800 |
6300 |
7020 |
- проходящих напрямую по корсчетам |
3500 |
3950 |
4780 |
Таблица 2.9 Динамика платежных поручений
Наименование показателя |
Год | |
2004 |
2005 | |
Темп роста количества платежных поручений, всего |
110,22% |
115,12% |
в том числе |
||
- проходящих через ГРКЦ |
108,62% |
111,43% |
- проходящих напрямую по корсчетам |
112,86% |
121,01% |
Рисунок 2.7 Структура платежей в 2003 году
Рисунок 2.8 Структура платежей в 2004году
Рисунок 2.9 Структура платежей в 2005 году
Темп роста платежных поручений в 2004 году составил 110,22%, а в 2005 году 115,12%. Темп роста платежных поручений, проходящих через систему РКЦ ЦБ в 2004 году составил 108,62%, а в 2005 году 111,43%. Темп роста платежных поручений, проходящих напрямую по корсчетам в 2004 году составил 112,86%, а в 2005 году 121,01%. Необходимо отметить, что количество платежных поручений, проходящих через корсчета банков-корреспондентов увеличивалось более быстрыми темпами, чем общее количество платежных поручений и проходящих через РКЦ. Это можно расценивать в качестве положительной тенденции, так как прохождение платежей напрямую проходит быстрее, чем через РКЦ.
В период с 2003 по 2005 год изменилась структура платежей. В 2003 году доля платежей, проходящих через РКЦ составляла 62%, а через корсчета – 38%, в 2004году соответственно – 61% и 39%, а в 2005 году – 59% и 41%. Указанные изменения в структуре платежей также можно оценить в качестве положительной тенденции.
Для совершенствования
работы по организации расчетно-
Сведения о количестве и динамике необработанных документов приведены соответственно в таблице 2.10 и таблица 2.11 Темп роста количества необработанных документов в 2004 году составил 99,39%, а в 2005 году 113,43%. Темп роста количества необработанных документов из-за ошибок в оформлении в 2004 году составил 98,21%, а в 2005 году 114,55%. Темп роста количества необработанных документов из-за отсутствия средств на счете клиента в 2004 году составил 100,27%, а в 2005 году 112,60%.
Таблица 2.10 Сведения о количестве необработанных документов
Наименование показателя |
Год | ||
2003 |
2004 |
2005 | |
Количество платежных документов, всего |
13400 |
13500 |
16600 |
Количество необработанных документов, всего |
652 |
648 |
735 |
в том числе |
|||
- из-за ошибок в оформлении |
280 |
275 |
315 |
- из-за отсутствия средств на счете клиента |
372 |
373 |
420 |
Таблица 2.11 Динамика количества необработанных документов
Наименование показателя |
Год | |
2004 |
2005 | |
Темп роста количества необработанных документов, всего |
99,39% |
113,43% |
в том числе |
||
- из-за ошибок в оформлении |
98,21% |
114,55% |
- из-за отсутствия средств на счете клиента |
100,27% |
112,60% |
Доля необработанных документов в период с 2003 по 2005 год представлена на рисунок 2.10 – 2.12
Рисунок 2.10 Доля необработанных документов в 2003 году
Рисунок 2.11 Доля необработанных документов в 2004 году
Рисунок 2.12 Доля необработанных документов в 2005 году
Доля необработанных документов в течение анализируемого периода варьировалась незначительно и находилась в пределах 4-5% от общего числа документов.
Для разработки рекомендаций по ускорению платежей необходимо в первую очередь проанализировать затраты времени операционно-кассовых работников на проведение платежей. В результате анализа были получены данные о среднем количестве различных операций, совершаемых работниками, и среднем времени, затрачиваемом на данные операции. Причем подсчет производился отдельно по контролерам и экономистам (в Хмельницком филиале ОАО «Челябинвестбанк» расчетно-кассовое обслуживание осуществляют три контролера и два экономиста). Результаты расчетов времени, которое затрачивают контролеры, приведены в приложении 1. Наибольшие затраты времени приходятся на непосредственное обслуживание клиентов (792,8 минут из 1239,9). Причем на прием платежных поручений и занесение их в компьютер затрачивается 450 мин. или 36,3% времени. Таким образом, для ускорения платежей необходимо сократить время, затрачиваемое на прием платежных документов.
Таким образом, проведенный анализ практики применения различных форм безналичных расчетов в Хмельницком филиале ОАО «Челябинвестбанк» свиде
тельствует о наличии резервов для ускорения безналичных расчетов. Для повышения скорости проведения безналичных расчетов необходимо провести ряд мероприятий, среди которых следует выделить внедрение системы «Клиент-банк», системы «Cognitive Forms»: Ввод платежных поручений» и др.
Глава 3 НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ В ХМЕЛЬНИЦКОМ ФИЛИАЛЕ ОАО «ЧЕЛЯБИНВЕСТБАНК»
3.1 Сравнительный анализ применения новых технологий безналичных расчетов в российских банках
Для того чтобы внедрить новые технологии безналичных расчетов в банке проведем сравнительный анализ практики использования таких технологий в российских банках. Глобализация мировой экономики не могла не затронуть в числе прочих и банковскую деятельность, что привело к серьезным изменениям в банковской сфере, в т.ч. в обслуживании предприятий, организаций - клиентов банка. Отсутствие ограничений на выполнение отдельных операций или на "прозрачность" государственных границ для деятельности банков - это основное требование, которое предъявляет банкам глобализация экономики.
Рост мирового платежного оборота, и обусловленный им рост издержек обращения настоятельно диктует необходимость создания принципиально нового механизма безналичного денежного обращения, обеспечивающего быстро растущие потребности в платежах и ускорение оборачиваемости денежных средств при одновременном снижении издержек обращения и сокращения трудовых затрат.
Данная проблема не может быть решена при массовом использовании существующих форм денег, поскольку в силу своей физической природы они имеют предел подвижности, обусловливают высокую трудоемкость финансовых расчетов, не обеспечивают непрерывность цепи расчета и затрудняют контроль за своим движением. Основной путь ее решения - это использование так называемой безбумажной технологии на основе передового опыта индустриально развитых стран в сфере широкого применения на практике заменителей наличных денег и платежных инструментов и средств, создания технологий и технических устройств для их автоматической обработки. Это привело к развитию и повсеместному применению так называемых IT-технологий.
С нарастанием темпов глобализации произошел переход информационных ресурсов в число реальных экономических ресурсов развития. Результатом явилось превращение информационных продуктов и услуг в объект производства и потребления. Для упрочения своих позиций как субъекта экономики и повышения доходов от деятельности банку целесообразно взять на себя выполнение функций информационного, коммуникационного и консультационного центра для клиентов.
Именно поэтому все большее внимание банки уделяют уровню информационного и компьютерного обеспечения, количеству и качеству информационных услуг, предоставляемых клиентам, новым технологиям как важному фактору конкурентоспособности на рынке банковских услуг, средству увеличения своих доходов. Потребность клиентов в подобных услугах также неуклонно возрастает. Кроме того, одной из главных задач любого финансового института является обработка значительных объемов информации. Банки обладают достаточными финансовыми возможностями для использования самой современной техники и информационных технологий, позволяющих обрабатывать все возрастающие информационные потоки. Однако затраты на модернизацию должны быть сопоставимы с предполагаемой выгодой от ее проведения. В соответствии с общемировой практикой в среднем банке расходы на компьютеризацию составляют не менее 17% от общей сметы годовых расходов. Показателем правильной стратегии и политики банка должно служить повышение роли информационных услуг в деятельности банка и возрастание эффективности затрат на эти цели в его расходах. Возрастает также доля персонала банка, занятого в компьютерных, информационных, аналитических подразделениях, и доля компьютерного оборудования, оргтехники, программного и информационного обеспечения в основных и оборотных фондах банка и контролируемых им фирм.