Безналичные расчеты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:49, дипломная работа

Описание работы

Безналичные расчеты должны осуществляться таким образом, чтобы платежи совершались в кратчайшие сроки, позволяющие обеспечить непрерывность и ускорение воспроизводственного процесса, кругооборота капитала и оборачиваемость средств. Для нормального функционирования система безналичных расчетов должна базироваться на общих и обязательных для выполнения принципах и нормативных документах. Порядок ведения расчетов в безналичной форме должен быть однообразным для всех кредитных учреждений и хозяйствующих субъектов на всей территории страны и вписываться в международные расчетные отношения.
Цель данной работы состоит в разработке рекомендаций по совершенствованию безналичных расчетов юридических лиц.

Содержание работы

Введение….…………………………………………………………………4
Глава 1 Теория и методология организации безналичных расчетов в экономической литературе……………………………….................................................6
1.1 Сущность, принципы и формы безналичных расчетов……………….6
1.2 Особенности ведения безналичных расчетов в банке с юридическими лицами…………………………………………………………………………….....30
1.3 Выбор методики оценки безналичных расчетов……………………….38
Глава 2 Экспресс-диагностика безналичных расчетов с юридическими лицами…………………………44
2.1 Анализ клиентской базы……………………………………………….....44
2.2 Анализ движения форм безналичных расчетов с юридическими лицами в…….…………………………51
Глава 3 Новые технологии безналичных расчетов ……………………………………………………………65
3.1 Сравнительный анализ применения новых технологий безналичных расчетов в российских банках……………………………………………………………65
3.2 Внедрение новых технологий безналичных расчетов в банке…………88
3.3 Расчет экономической эффективности внедрения и использования новых технологий безналичных расчетов……………………………………………..99
Заключение…..…………………………………...…......................................106
Список используемой литературы………….……………………………...113
Приложение А Общее время, затрачиваемое контролерами……………………………………………………….……………………………116
Приложение Б Общее время, затрачиваемое контролерами, после мероприятий по ускорению платежей…………………………………………………...119

Файлы: 1 файл

Диплом по безналу.DOC

— 1.63 Мб (Скачать файл)

Договор на РКО предприятий и организаций в ОАО «Челябинвестбанк» предусматривает ответственность сторон:

в случае нарушения клиентом обязанностей по договору клиент уплачивает банку штраф в размере ставки рефинансирования ЦБР от неправильно начисленной на счет суммы за каждый день просрочки, а также возмещает убытки, понесенные банком вследствие несвоевременного уведомления в полной сумме сверх штрафа;

при нарушении  обязательств банком к нему применяются аналогичные  штрафные санкции.

Распределение счетов клиентов  производится между отдельными операционными работниками начальником Отдела. При этом учитываются следующие принципы:

счета одного клиента  закрепляются за  одним операционным  работником;

ведение  бюджетных  счетов закрепляется за отдельным операционным работником.

 

Начальник Отдела расчетно-кассового  обслуживания юридических лиц  обязан обеспечить контроль за надлежащим хранением  и использованием печатей, штампов и бланков. То есть рабочие места сотрудников отдела  должны быть расположены так, чтобы клиенты и другие посторонние лица не имели доступа к печатям, штампам, документам и бланкам банка, к экранам ЭВМ.

 

Таблица 2.7 Тарифы за РКО предприятий и организаций по ОАО «ЧЕЛЯБИНВЕСТБАНК»

Наименование

Тариф

За ведение операций по расчетному счету:

за перевод средств в банк по новому месту обслуживания в случае досрочного одностороннего расторжения договора со стороны клиента.

Взыскание осуществляется путем удержания оплаты за перевод  из суммы основного платежа

0,2 % от документооборота за расчетное обслуживание

за каждый документ 200 рублей


 

 

Обработанные за день документы в конце операционного  дня формируются в отчёт операционным работником, на которого возложены  обязанности составления отчёта за операционный день. Отчёт составляется в целях своевременного контроля за правильностью проведения работниками банка безналичных операций по расчётным и другим счетам организаций. Поэтому данные отчёта должны строго соответствовать фактическому наличию исполненных банком платежных документов за операционный день. Его данные используются центральной бухгалтерией банка для составления общего баланса по банку за день.

Динамика объема документооборота в период с 2003. по 2005г. в разрезе платежных поручений и инкассовых поручений и требований представлена соответственно на рисунке 2.5 и рисунке 2.6. Следует отметить, что по сравнению с 2003 г. в 2005 г. объем платежных поручений возрос с 9300 до 11800 или на 26,9 процента.

 

Количество инкассовых поручений и требований в 2005 г. по сравнению с 2003 г. также возросло. Темп роста составил 17 процентов.

Рисунок 2.5 Платежные поручения

 

Рисунок 2.6 Инкассовые поручения и требования

 

 

Однако, в 2005 г. произошло снижение количества инкассовых поручений и требований до 3250, что меньше аналогичного показателя 2003 г. на 850.

Платежи клиентов банка  в основном осуществляются двумя  путями: через расчетно-кассовый центр  ЦБ или поступают напрямую на корреспондентский счет другого банка (при наличие соответствующих корреспондентских отношений). Динамика объема документооборота (платежных поручений) в разрезе названных двух путей представлена в таблице 2.8 Структура платежей представлена на рисунке 2.7 – 2.9

 

Таблица 2.8 Сведения о документообороте

Наименование показателя

Год

2003

2004

2005

Количество платежных  поручений, всего

9300

10250

11800

в том числе

     

  - проходящих через  ГРКЦ 

5800

6300

7020

  - проходящих напрямую  по корсчетам 

3500

3950

4780


 

 

 

Таблица 2.9 Динамика платежных поручений

Наименование показателя

Год

2004

2005

Темп роста количества платежных поручений, всего

110,22%

115,12%

в том числе

   

  - проходящих через  ГРКЦ 

108,62%

111,43%

  - проходящих напрямую  по корсчетам 

112,86%

121,01%


  

Рисунок 2.7 Структура платежей в 2003 году

 

Рисунок 2.8 Структура платежей в 2004году

 

 

Рисунок 2.9 Структура платежей в 2005 году

 

Темп роста платежных  поручений в 2004 году составил 110,22%, а в 2005 году 115,12%. Темп роста платежных поручений, проходящих через систему РКЦ ЦБ в 2004 году составил 108,62%, а в 2005 году 111,43%. Темп роста платежных поручений, проходящих напрямую по корсчетам в 2004 году составил 112,86%, а в 2005 году 121,01%. Необходимо отметить, что количество платежных поручений, проходящих через корсчета банков-корреспондентов увеличивалось более быстрыми темпами, чем общее количество платежных поручений и проходящих через РКЦ. Это можно расценивать в качестве положительной тенденции, так как прохождение платежей напрямую проходит быстрее, чем через РКЦ.

В период с 2003 по 2005 год изменилась структура платежей. В 2003 году доля платежей, проходящих через РКЦ составляла 62%, а через корсчета – 38%, в 2004году соответственно – 61% и 39%, а в 2005 году – 59% и 41%. Указанные изменения в структуре платежей также можно оценить в качестве положительной тенденции.

Для совершенствования  работы по организации расчетно-кассового  обслуживания необходимо проанализировать статистику по необработанным документам. Для этого оценим количество и долю необработанных  документов, а также выявим причины, по которым документы не были обработаны.

 

Сведения о количестве и динамике необработанных документов приведены соответственно в таблице 2.10 и таблица 2.11 Темп роста количества необработанных документов в 2004 году составил 99,39%, а в 2005 году 113,43%. Темп роста количества необработанных документов из-за ошибок в оформлении в 2004 году составил 98,21%, а в 2005 году 114,55%.  Темп роста количества необработанных документов из-за отсутствия средств на счете клиента в 2004 году составил 100,27%, а в 2005 году 112,60%.

Таблица 2.10 Сведения о количестве необработанных документов

Наименование показателя

Год

2003

2004

2005

Количество платежных  документов, всего

13400

13500

16600

Количество необработанных документов, всего

652

648

735

в том числе

     

  - из-за ошибок в  оформлении 

280

275

315

  - из-за отсутствия  средств на счете клиента

372

373

420


 

 

 

Таблица 2.11 Динамика количества необработанных документов

Наименование показателя

Год

2004

2005

Темп роста количества необработанных документов, всего

99,39%

113,43%

в том числе

   

  - из-за ошибок в  оформлении 

98,21%

114,55%

  - из-за отсутствия  средств на счете клиента

100,27%

112,60%


 

 

 

Доля необработанных документов в период с 2003 по 2005 год представлена на рисунок 2.10 – 2.12

Рисунок 2.10 Доля необработанных документов в 2003 году

Рисунок 2.11 Доля необработанных документов в 2004 году

Рисунок 2.12 Доля необработанных документов в 2005 году

 

Доля необработанных документов в течение анализируемого периода варьировалась незначительно и находилась в пределах 4-5% от общего числа документов.

Для разработки рекомендаций по ускорению платежей необходимо в  первую очередь проанализировать затраты времени операционно-кассовых работников на проведение платежей. В результате анализа были получены данные о среднем количестве различных операций, совершаемых работниками, и среднем времени, затрачиваемом на данные операции. Причем подсчет производился отдельно по контролерам и экономистам (в Хмельницком филиале ОАО «Челябинвестбанк» расчетно-кассовое обслуживание осуществляют три контролера и два экономиста). Результаты расчетов времени, которое затрачивают контролеры, приведены в приложении 1. Наибольшие затраты времени приходятся на непосредственное обслуживание клиентов (792,8 минут из 1239,9). Причем на прием платежных поручений и занесение их в компьютер затрачивается 450 мин. или 36,3% времени. Таким образом, для ускорения платежей необходимо сократить время, затрачиваемое на прием платежных документов.

Таким образом, проведенный  анализ практики применения различных форм безналичных расчетов в Хмельницком филиале ОАО «Челябинвестбанк» свиде

 

тельствует о наличии  резервов для ускорения безналичных расчетов. Для повышения скорости проведения безналичных расчетов необходимо провести ряд мероприятий, среди которых следует выделить внедрение системы «Клиент-банк», системы «Cognitive Forms»: Ввод платежных поручений»  и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3  НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ В ХМЕЛЬНИЦКОМ ФИЛИАЛЕ ОАО «ЧЕЛЯБИНВЕСТБАНК»

3.1 Сравнительный анализ применения новых технологий безналичных расчетов в российских банках

Для того чтобы внедрить новые технологии безналичных расчетов в банке проведем сравнительный анализ практики использования таких технологий в российских банках. Глобализация мировой экономики не могла не затронуть в числе прочих и банковскую деятельность, что привело к серьезным изменениям в банковской сфере, в т.ч. в обслуживании предприятий, организаций - клиентов банка. Отсутствие ограничений на выполнение отдельных операций или на "прозрачность" государственных границ для деятельности банков - это основное требование, которое предъявляет банкам глобализация экономики.

Рост мирового платежного оборота, и обусловленный им рост издержек обращения настоятельно диктует необходимость создания принципиально нового механизма безналичного денежного обращения, обеспечивающего быстро растущие потребности в платежах и ускорение оборачиваемости денежных средств при одновременном снижении издержек обращения и сокращения трудовых затрат.

Данная проблема не может  быть решена при массовом использовании  существующих форм денег, поскольку в силу своей физической природы они имеют предел подвижности, обусловливают высокую трудоемкость финансовых расчетов, не обеспечивают непрерывность цепи расчета и затрудняют контроль за своим движением. Основной путь ее решения - это использование так называемой безбумажной технологии на основе передового опыта индустриально развитых стран в сфере широкого применения на практике заменителей наличных денег и платежных инструментов и средств, создания технологий и технических устройств для их автоматической обработки. Это привело к развитию и повсеместному применению так называемых IT-технологий.

 

 

С нарастанием темпов глобализации произошел переход  информационных ресурсов в число  реальных экономических ресурсов развития. Результатом явилось превращение информационных продуктов и услуг в объект производства и потребления. Для упрочения своих позиций как субъекта экономики и повышения доходов от деятельности банку целесообразно взять на себя выполнение функций информационного, коммуникационного и консультационного центра для клиентов.

Именно поэтому все  большее внимание банки уделяют  уровню информационного и компьютерного обеспечения, количеству и качеству информационных услуг, предоставляемых клиентам, новым технологиям как важному фактору конкурентоспособности на рынке банковских услуг, средству увеличения своих доходов. Потребность клиентов в подобных услугах также неуклонно возрастает. Кроме того, одной из главных задач любого финансового института является обработка значительных объемов информации. Банки обладают достаточными финансовыми возможностями для использования самой современной техники и информационных технологий, позволяющих обрабатывать все возрастающие информационные потоки. Однако затраты на модернизацию должны быть сопоставимы с предполагаемой выгодой от ее проведения. В соответствии с общемировой практикой в среднем банке расходы на компьютеризацию составляют не менее 17% от общей сметы годовых расходов. Показателем правильной стратегии и политики банка должно служить повышение роли информационных услуг в деятельности банка и возрастание эффективности затрат на эти цели в его расходах. Возрастает также доля персонала банка, занятого в компьютерных, информационных, аналитических подразделениях, и доля компьютерного оборудования, оргтехники, программного и информационного обеспечения в основных и оборотных фондах банка и контролируемых им фирм.

Информация о работе Безналичные расчеты