Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:49, дипломная работа
Безналичные расчеты должны осуществляться таким образом, чтобы платежи совершались в кратчайшие сроки, позволяющие обеспечить непрерывность и ускорение воспроизводственного процесса, кругооборота капитала и оборачиваемость средств. Для нормального функционирования система безналичных расчетов должна базироваться на общих и обязательных для выполнения принципах и нормативных документах. Порядок ведения расчетов в безналичной форме должен быть однообразным для всех кредитных учреждений и хозяйствующих субъектов на всей территории страны и вписываться в международные расчетные отношения.
Цель данной работы состоит в разработке рекомендаций по совершенствованию безналичных расчетов юридических лиц.
Введение….…………………………………………………………………4
Глава 1 Теория и методология организации безналичных расчетов в экономической литературе……………………………….................................................6
1.1 Сущность, принципы и формы безналичных расчетов……………….6
1.2 Особенности ведения безналичных расчетов в банке с юридическими лицами…………………………………………………………………………….....30
1.3 Выбор методики оценки безналичных расчетов……………………….38
Глава 2 Экспресс-диагностика безналичных расчетов с юридическими лицами…………………………44
2.1 Анализ клиентской базы……………………………………………….....44
2.2 Анализ движения форм безналичных расчетов с юридическими лицами в…….…………………………51
Глава 3 Новые технологии безналичных расчетов ……………………………………………………………65
3.1 Сравнительный анализ применения новых технологий безналичных расчетов в российских банках……………………………………………………………65
3.2 Внедрение новых технологий безналичных расчетов в банке…………88
3.3 Расчет экономической эффективности внедрения и использования новых технологий безналичных расчетов……………………………………………..99
Заключение…..…………………………………...…......................................106
Список используемой литературы………….……………………………...113
Приложение А Общее время, затрачиваемое контролерами……………………………………………………….……………………………116
Приложение Б Общее время, затрачиваемое контролерами, после мероприятий по ускорению платежей…………………………………………………...119
Расчет объема расходов от обслуживания клиента:
Расходы непроцентные за оказание комиссионных услуг:
где Тi - среднее время на оказание i-той комиссионной услуги клиенту сотрудниками банка или сотрудниками инкассации (мин/оп);
Ni - среднее количество i-тых операций в месяц (оп/мес.).
Сi – средняя себестоимость одной минуты работы сотрудников банка (Сс) или сотрудников инкассации (Си), руб./мин.
Рассчитывается среднемесячный объем чистого дохода по операциям клиента в прогнозируемом периоде Дч по формуле (1.6):
R1, R2 - показатели прогнозной рентабельности обслуживания клиента.
Rср1, Rср2 - показатели средней рентабельности обслуживания клиентов.
Показатель R1 рассчитывается по формуле (1.7):
Показатель R2 рассчитывается по формуле (1.8):
Показатель Rср1 рассчитывается по формуле (1.9):
где n – количество клиентов.
Показатель Rср2 рассчитывается по формуле(1.10):
При подготовке вопроса об установлении клиенту индивидуального тарифа целесообразно проводить расчет показателей R1 и R2, значения которых должны удовлетворять как минимум одному из следующих условий:
значение показателя R1 клиента не ниже значения показателя Rср1;
значение показателя R2 клиента не ниже значения Rср2.
2 блок. Показатели оценки эффективности внедрения новых технологий. В данном блоке используются общие показатели эффективности капитальных вложений, среди которых основными являются:
- чистый дисконтированный доход (ЧДД или NPV) рассчитывается по формуле (1.11):
(1.11)
где I0-инвестиционные затраты;
FV – будущая стоимость, полученная в годы от 1 до n.
d – дисконт.
- показатель внутренней нормы доходности (ВНД), который рассчитывается по формуле (1.12):
где d+ - максимальное значение дисконта из ряда проведенных расчетов, при котором ЧДД принимал положительное значение;
d- - минимальное значение дисконта из ряда проведенных расчетов, при котором ЧДД принимал отрицательное значение;
ДД(d-) и ДД (d+) – соответственно абсолютные значения ЧДД при дисконтах равных d- и d+.
- показатель простой нормы прибыли (ПНП), для расчета которого используется формула (1.13):
где НДД – накопленный дисконтированный доход;
Ип – объем первоначальных инвестиций.
- показатель срока окупаемости (Ток) рассчитывается по формуле (1.14):
где t- -последний период реализации проекта, при котором разность накопленного дисконтированного дохода и дисконтированных затрат принимает отрицательное значение;
ДД(t-) – последняя отрицательная разность накопленного дисконтированного дохода и дисконтированных затрат;
ДД(t+) – первая положительная разность накопленного дисконтированного дохода и дисконтированных затрат;
Для анализа клиентской базы, движения форм безналичных расчетов применяются следующие методы:
- метод средних величин;
- построение графиков, диаграмм;
- структурный анализ;
- табличный метод,
- модульный метод,
- моделирование экономического процесса,
- факторный и индексный анализ.
Таким образом, выше была рассмотрена методика оценки безналичных расчетов. Исходя из поставленной в дипломном проекте цели, для анализа безналичных расчетов и эффективности внедрения новых технологий будут использоваться методы оценки эффективности инвестиционный проектов, анализ средних величин, графический метод, табличный метод и структурный анализ.
Глава 2 ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ С ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ В ХМЕЛЬНИЦКОМ ФИЛИАЛЕ ОАО «ЧЕЛЯБИНВЕСТБАНК»
2.1 Анализ клиентской базы
В настоящее время среди клиентов банка есть представители всех групп: крупный бизнес, средний бизнес, малый бизнес. Причем основную часть клиентов составляют представители малого бизнеса (рис. 2.1). Крупный бизнес представлен, в первую очередь заводами, крупными предприятиями (производство труб, выплавка стали, производство тракторов и т.д.).
Средний бизнес представлен
предприятиями различных сектор
Малый бизнес – самая большая категория клиентов отделения (торгово-посреднические фирмы, индивидуальные предприниматели и т.д.). Суммарные обороты по счетам – 14292746 тыс. рублей. Годовые среднедневные остатки 101355 тыс. рублей. Как и в группе среднего бизнеса по многим клиентам в течение года наблюдался рост оборотов и остатков на счетах.
Предприниматели без образования юридического лица – составляют достаточно большой сегмент клиентской базы отделения. Суммарные обороты по счетам составили – 5246055 тыс. рублей. Годовые среднедневные остатки составили 21757 тыс. рублей. Как и в группе среднего бизнеса по многим клиентам в течение года наблюдался рост оборотов и остатков по счетам.
Наиболее быстрыми темпами растут остатки средств на счетах торгово-посреднических организаций и организаций, относящихся к прочим секторам экономики. Причины заключаются в большом количестве данных предприятий, находящихся на обслуживании в банке. К тому же происходит увеличение объемов производства по данным отраслям экономики.
Среднегодовые остатки на счетах представлены на рисисуноке 2.2
По состоянию на 1 января 2005 года в отделении открыто 52 бюджетных счета. Счетов Федерального бюджета нет. Большинство счетов открыто для финансирования из местного бюджета для школ, детских садов и больниц.
Остатки на бюджетных счетах составили 1280,3 тысяч рублей, среднедневной остаток – 2390,9 тысяч рублей.
Рисунок 2.1 Структура клиентской базы
Рисунок 2.2 Среднегодовые остатки на счетах (по группам клиентов)
По состоянию на 1 января 2006 года остатки средств на счетах юридических лиц составили 268376,5 тыс. рублей, среднедневной остаток 200802,1 тыс. рублей. Для сравнения, на 1 января 2005 года среднедневной остаток составлял 121133,7 тыс. рублей. Рост за год 79668,4 тыс. рублей. В 2005 году динамика остатков средств на счетах клиентов была неустойчивой (рисунок 2.3). Как видно из рисунка 2.3 среднедневные остатки на счетах клиентов практически всегда выше остатков по счетам на отчетную дату.
Рисунок 2.3 Динамика среднедневных остатков на счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в течение 2005 года
Рассматривая структуру
Выполнение бизнес-плана по среднедневным остаткам на счетах клиентов представлено в таблице 2.1
Рисунок 2.4 Структура привлеченных средств юридических лиц по состоянию на 01 января 2006г.
Таблица 2.1Выполнение бизнес-плана по среднедневным остаткам на счетах клиентов
Месяц |
Среднедневные остатки на расчетных, текущих, бюджетных счетах тыс. руб. |
Бизнес-план тыс. руб. |
% выполнения |
Остатки на депозитных счетах тыс. руб. |
Бизнес-план тыс. руб. |
% выполнения |
Январь |
131 883,30 |
123 382,00 |
106,89 |
3 472,80 |
2 334,00 |
148,79 |
Февраль |
143 210,80 |
127 017,00 |
112,75 |
2 117,10 |
4 667,00 |
45,36 |
Март |
168 611,20 |
136 538,00 |
123,49 |
1 251,50 |
7 000,00 |
17,88 |
Апрель |
175 349,90 |
137 201,00 |
127,81 |
1 051,10 |
9 334,00 |
11,26 |
Май |
170 325,70 |
143 751,00 |
118,49 |
3 842,70 |
11 667,00 |
32,94 |
Июнь |
175 434,90 |
150 298,90 |
116,72 |
1 354,00 |
14 000,00 |
9,67 |
Июль |
187 798,90 |
154 563,00 |
121,50 |
527,80 |
18 667,00 |
2,83 |
Август |
182 330,90 |
159 052,00 |
114,64 |
1 100,20 |
23 334,00 |
4,72 |
Сентябрь |
204 597,00 |
163 542,90 |
125,10 |
719,00 |
28 000,00 |
2,57 |
Октябрь |
192 427,50 |
170 796,80 |
112,66 |
389,20 |
32 000,00 |
1,22 |
Ноябрь |
177 648,70 |
178 278,60 |
99,65 |
1 991,10 |
36 000,00 |
5,53 |
Декабрь |
200 802,10 |
185 759,40 |
108,10 |
4 143,50 |
40 000,00 |
10,36 |
Как видно из таблицы 2.1 на протяжении 2005 года банк выполнял бизнес-план. Незначительное невыполнение в ноябре было связано с ростом оборачиваемости средств на счетах клиентов. Следует заметить, что тенденция снижения
среднедневных остатков в ноябре месяце носит закономерный характер на протяжении нескольких лет.
Рост по крупным машиностроительным предприятиям объясняется увеличением объема производимой продукции, а также повышением ее стоимости.
Невыполнение бизнес-плана по депозитам прежде всего связано с неконкурентоспособными ставками по депозитам (особенно по депозитам средней длины).
Группировка клиентов по размеру среднедневного остатка средств на бюджетных счетах в 2005 году представлена в таблице 2.2
Таблица 2.2 Группировка клиентов по размеру среднедневного остатка средств
Среднедневной остаток средств на счетах клиентов |
всего |
в т.ч. по бюджетным счетам | ||||
количество клиентов, ед. |
объем среднедневных остатков средств на счетах, тыс. руб. |
кредитовый оборот по счетам клиентов тыс. руб. |
количество клиентов, ед. |
объем среднедневных остатков средств на счетах, тыс. руб. |
кредитовый оборот по счетам клиентов тыс. руб. | |
Рублевые расчетные, текущие счета: |
||||||
Неработающие счета |
1557 |
486 |
0 |
5 |
0 |
0 |
Менее 50 тыс. рублей |
1957 |
20657 |
5376601 |
32 |
534 |
59794 |
От 50 до 100 тыс. рублей |
216 |
14652 |
4204414 |
3 |
185 |
13743 |
От 100 до 500 тыс. рублей |
290 |
59638 |
11758447 |
12 |
2468 |
130905 |
От 500 тыс. до 1 млн. рублей |
28 |
20343 |
2961936 |
|||
От 1 млн. до 5 млн. рублей |
19 |
30948 |
2103413 |
|||
От 5 млн. до 10 млн. рублей |
1 |
8129 |
863779 |
|||
От 10 млн. до 30 млн. рублей |
1 |
19019 |
15623931 |
|||
От 30 млн. до 100 млн. рублей |
||||||
Свыше 100 млн. рублей |
||||||
Итого |
4069 |
173872 |
42892522 |
52 |
3187 |
204442 |