Денежно – кредитная политика Центрального Банка России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 17:20, курсовая работа

Описание работы

Государственное регулирование кредитно-финансовых институтов - один из важнейших элементов развития и формирования денежно-кредитной системы любой страны.
Ключевым элементом государственного регулирования финансовой сферы любого развитого государства сегодня является Центральный Банк, выступающий проводником официальной денежно-кредитной политики. В свою очередь денежно-кредитная политика наряду с бюджетной составляет основу всего государственного регулирования экономики. Соответственно без овладения методами деятельности центральных банков, инструментами денежно-кредитной политики не может быть эффективной рыночной экономики.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..3
1. Статус, цели и задачи ЦБ…………………………………………………….5
1.1 История возникновения и развития Центрального банка РФ……….... 5
Статус Центрального банка РФ…………………………………………11
Цели и задания Центрального банка РФ ……………………………....20
2. Денежно – кредитное регулирование ЦБ РФ……………………………….24
2.1 Сущность, цели и задачи денежно – кредитного регулирования……...24
2.2 Методы денежно – кредитной политики………………………………...33
2.3. Характеристика инструментов денежно – кредитной политики……...38
3.Проблемы денежно-кредитного регулирования, перспективы развития денежно-кредитной политики…………………………………………………..50
Заключение………………………………………………………………………68
Список использованных источников…………………………………………..70
Приложения ……………………………………

Файлы: 1 файл

ВCЯ КУРСОВАЯ.doc

— 378.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………………..3

1. Статус, цели  и задачи ЦБ…………………………………………………….5

     1.1 История возникновения и развития  Центрального банка РФ……….... 5

    1. Статус Центрального банка РФ…………………………………………11
    2. Цели и задания Центрального банка РФ ……………………………....20

2. Денежно – кредитное регулирование ЦБ РФ……………………………….24

    2.1 Сущность, цели и задачи денежно – кредитного регулирования……...24

    2.2 Методы  денежно – кредитной политики………………………………...33

    2.3. Характеристика инструментов денежно – кредитной политики……...38

3.Проблемы денежно-кредитного регулирования, перспективы развития денежно-кредитной политики…………………………………………………..50

 Заключение………………………………………………………………………68

 Список использованных источников…………………………………………..70

Приложения   …………………………………………………………………....71

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Государственное регулирование кредитно-финансовых институтов - один из важнейших элементов  развития и формирования денежно-кредитной  системы любой страны.

Ключевым элементом  государственного регулирования финансовой сферы любого развитого государства сегодня является Центральный Банк, выступающий проводником официальной денежно-кредитной политики. В свою очередь денежно-кредитная политика наряду с бюджетной составляет основу всего государственного регулирования экономики. Соответственно без овладения методами деятельности центральных банков, инструментами денежно-кредитной политики не может быть эффективной рыночной экономики.

Прохождение российской экономикой различных этапов своего развития, естественно, не могло не сопровождаться соответствующими изменениями тенденций динамики денежного и кредитного секторов экономики.

Бурное расширение видов кредитно-денежных операций и  инструментов рынка ссудных капиталов  диктуют новые условия развития кредитного рынка.

Перераспределение денежных ресурсов на кредитном рынке  между его участниками приводит к перераспределению денежной массы  страны между отраслями экономики  приоритетно с более высокой  доходностью. Такое взаимодействие приводит к созданию базы для ускоренных расчетов, внедрению автоматизированных новых способов, появляются более широкие возможности для участников ссудного рынка. Все это способствует экономии издержек обращения и повышению эффективности общественного воспроизводства в целом.

 

Актуальность данной работы обусловлена тем, что денежно-кредитная политика - это одна из основных политик государства, направленная на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса, которая служит важнейшим инструментом целенаправленного вмешательства государства в экономику страны.

В настоящее  время деятельность Центрального банка  России приобретает огромное значение, поскольку от его эффективного функционирования и правильно выбранных методов, посредством которых он осуществляет свою деятельность, зависит стабильность и дальнейший рост экономического потенциала страны, отдельных секторов экономики, а также укрепление позиций на международном рынке.

Целью данной курсовой работы является исследование теоретических аспектов денежно-кредитной политики Центрального Банка и анализ их практического применения.

Для достижения цели исследования представляется целесообразным решить следующие задачи:

· изучение теоретических  основ денежно - кредитной политики;

· проанализировать роль Центрального банка РФ в проведении денежно - кредитной политики;

· проанализировать основные направления единой государственной  денежно - кредитной политики.

Объект исследования - Центральный банк Российской Федерации.

Предмет исследования - деятельность Банка России в области  денежно - кредитной политики.

 

 

 

 

 

1.1 История возникновения Центрального банка РФ

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) ведёт  свою историю с середины ХIХв. Можно  выделить несколько этапов развития главного банка нашей страны.

Первый этап начался 31 мая 1860г, когда император Александр II подписал Указ правительствующему Сенату об учреждении Государственного банка на основе реорганизации Государственного коммерческого банка. Одновременно был утверждён первый Устав Государственного банка, определявший его функции.

В первую очередь, Государственный банк стал правительственным  банком, органом проведения экономической  политики правительства. С его участием начала формироваться банковская система России: были ликвидированы дореформенные государственные банки, начали создаваться акционерные банки и общества взаимного кредита.

Целый ряд функций  Государственного банка относился  к решению задач Министерства финансов, поскольку в этот период, согласно Уставу, Государственный банк был подведомственен именно этому министерству. Поэтому Госбанк был вынужден принимать участие в прямом и косвенном финансировании казны, вести выкупные операции, поддерживать Государственный дворянский земельный и Крестьянский поземельный банки.

Что касается эмиссионной  функции, то Государственный банк фактически не получил право на эмиссию денежных знаков. Он лишь производил размен кредитных  билетов на монеты и обменивал  ветхие купюры на новые. Эмиссионный  источник оставался в распоряжении министра финансов. С 1867г. Министерство финансов начало интенсивно накапливать золотой запас. Указом Александра II от 2 июня 1867г. Государственному банку и его конторам было предоставлено право принимать в платежи монету. Разрешалось брать российскую и иностранную монету, а также золото и серебро в слитках. Цены устанавливал Государственный банк.

Со второй половины XIXв. Россия вступает в период бурного  развития капитализма, что требует  проведения масштабных финансовых реформ. Отчасти эти реформы затрагивают и деятельность Государственного банка. Так, например, после назначения на пост министра финансов Н.Х.Бунге, который ввёл в практику размещение государственных займов для покрытия бюджетных дефицитов, банк прекратил выдачу ссуд Государственному казначейству.

Наиболее эффективным  и значимым преобразованием того периода стала реформа, проведённая  министром финансов С.Ю.Витте, которую  он начал с реорганизации Государственного банка. 6 июня 1894г. Был принят новый  устав, провозглашавший основным направлением деятельности Государственного банка интенсивное кредитование торговли и промышленности, в особенности сельскохозяйственной. В 1895г. В России началась денежная реформа, завершившаяся в 1898г. Только в ходе этой реформы, на основании Указа Николая II от 29 августа 1897г., Государственный банк стал эмиссионным центром страны. С этого момента главной его задачей становится регулирование денежного обращения.

В результате реформы  Государственный банк получил монопольное  право на эмиссию кредитных билетов, а его коммерческие операции были сокращены до минимума.

Второй этап развития Государственного банка России начался 7 ноября 1917г. После Октябрьской  революции банк перешёл в руки большевиков. Хотя его деятельность практически прекратилась, банк продолжал осуществлять эмиссионную функцию.

27 декабря 1917г.  Декретом Всероссийского центрального  исполнительного комитета «О  национализации банков» в стране  была введена государственная  монополия на банковское дело. В соответствии с этим документом акционерные коммерческие банки, банкирские конторы, общества взаимного кредита и акционерные земельные банки подлежали национализации и слиянию с Государственным банком.

Государственный банк сначала был назван Народным банком Российской Республики, а затем переименован в Народный банк РСФСР. Политика «военного коммунизма», проводимая новым правительством, подразумевала безденежный обмен и распределение товаров. Предполагалось, что это приведёт к отмиранию денег, однако реальным следствием стала полная дезорганизация денежной системы. На территории России появились сотни частных эмиссионных центров, и к 1921г. в обращении находилось порядка 2000 наименований денежных знаков. В 1919г. к Народному банку РСФСР были присоединены Казначейство и его местные органы. В Банке был создан Бюджетный отдел для составления государственной росписи доходов и расходов, а несколько позднее в его ведение перешла Центральная приходно-расходная касса. Таким образом, Народный банк РСФСР почти целиком поглотил бывшее Министерство финансов.19января 1920 г. Народный банк РСФСР был упразднён по причине дублирования деятельности Наркомфина.

Третий этап деятельности Центрального банка начался  в октябре 1921г. Разработка и проведение новой экономической политики (НЭПа) потребовали создания новой банковской системы. Постановлениями ВЦИК и СНК, соответственно от 3 и 10 октября 1921г., банк был восстановлен под названием Государственный банк РСФСР и 16 ноября 1921 г. начал проводить операции. Позднее в 1923г., он был преобразован в Государственный банк СССР. В июне 1927г. был принят первый Устав Госбанка, согласно которому банк стал органом регулирования денежного обращения и краткосрочного кредитования в соответствии с общим планом развития народного хозяйства СССР его устав будет пересматриваться ещё трижды: в 1949, 1960, 1988гг.

Распад СССР не мог не сказаться на деятельности главного банка государства. На территориях  отделившихся от Союза республик  на базе республиканских контор Госбанка СССР учреждались национальные банки. Был создан и Центральный банк РСФСР. В соответствии с принятыми в декабре 1990г. законами «О Государственном  банке СССР» и «О банках и банковской деятельности» Госбанк СССР и национальные банки должны были создать единую систему центральных банков, основанную на общей денежной единице (рубле) и выполняющую функции резервной системы. В период с июля 1990г. по декабрь 1991г. два банка – Банк России и Госбанк СССР – функционировали параллельно.

В ноябре1991г., в  связи с образованием Содружества  Независимых Государств и упразднением союзных структур, правительство объявило Центральный банк РСФСР единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики республики. Ему были переданы функции Госбанка СССР по эмиссии и определению курса рубля. 20 декабря 1991г. Государственный банк СССР прекратил своё существование, все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР были преданы Центральному банку РСФСР (Банку России).

Так начался  четвёртый этап развития Центрального банка Российской Федерации (Банка России), который фактически образован 13 июля 1990г. В этот день на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР был создан Государственный банк РСФСР, подотчётный Верховному Совету РСФСР.

2 декабря 1990г.  Верховный Совет РСФСР принял Закон «О Центральном банке РСФСР (Банке России)», согласно которому за Банком России закреплялся статус юридического лица, главного банка РСФСР, подотчётного Верховному Совету РСФСР. Закон определил функции банка в области организации денежного обращения, денежно-кредитного регулирования, внешнеэкономической деятельности и регулирования деятельности акционерных и кооперативных банков. В июне 1991г., с утверждением Устава Центрального банка РСФСР, начинается история современного центрального банка нашей страны.

Под руководством Банка России с 1991г. началось строительство  банковской системы, отвечающей требованиям  современной экономики. Была создана  широкая сеть коммерческих банков. После упразднения Госбанка СССР изменилась система расчётов, сформировалась сеть расчётно-кассовых центров (РКЦ) Центрального банка. Банком России был организован внутренний валютный рынок, на котором он начал проводить сделки по купле-продаже иностранной валюты, устанавливать и публиковать официальные котировки иностранных валют по отношению к рублю.

Согласно Конституции  РФ и новому Закону «О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)», принятому 10 июля 2002г., банк осуществляет свою деятельность независимо от федеральных  органов государственной власти, органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления.

В настоящее  время Банк России представляет собой  единую централизованную систему с  вертикальной структурой управления, в которую входят: председатель Банка  России, Совет директоров, Национальный банковский совет, департаменты по основным направлениям деятельности, территориальные учреждения, расчётно-кассовые центры, полевые учреждения, вычислительные центры, учебные центры, управление инкассации («РосИнкас»).

Федеральный закон «О Центральном банке» определил совместную форму управления Банком России. В компетенцию национального банковского совета входит:

а) утверждение  общего объёма административно-хозяйственных  расходов и отчёта об их исполнении, объёма капитальных вложений, правил бухгалтерского учёта и отчётности для Банка России, порядка формирования и распределения прибыли, остающейся в распоряжении ЦБ РФ;

б) решение вопросов, связанных с участием ЦБ РФ в капиталах  кредитных организаций, назначение главного аудитора ЦБ РФ;

в) внесение в  Государственную думу предложений  о проведении проверки      Счётной палатой РФ финансово-хозяйственной деятельности банка и его структурных подразделений.

г) рассмотрение проекта и основных направлений  денежно-кредитной политики, вопросов совершенствования банковской системы и пр.

Численность Национального  банковского совета – 12 человек, назначаемых  на 4 года, из которых двое направляются Советом Федерации, трое – Государственной  думой, трое – Президентом РФ, трое – Правительством РФ. В состав совета входит также председатель Банка России.

Председатель  Банка России назначается на должность  Государственной думой по представлению  Президента РФ сроком на четыре года. Одно и то же лицо не может занимать эту  должность более трёх сроков подряд.

Информация о работе Денежно – кредитная политика Центрального Банка России