Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 17:20, курсовая работа
Государственное регулирование кредитно-финансовых институтов - один из важнейших элементов развития и формирования денежно-кредитной системы любой страны.
Ключевым элементом государственного регулирования финансовой сферы любого развитого государства сегодня является Центральный Банк, выступающий проводником официальной денежно-кредитной политики. В свою очередь денежно-кредитная политика наряду с бюджетной составляет основу всего государственного регулирования экономики. Соответственно без овладения методами деятельности центральных банков, инструментами денежно-кредитной политики не может быть эффективной рыночной экономики.
Введение …………………………………………………………………………..3
1. Статус, цели и задачи ЦБ…………………………………………………….5
1.1 История возникновения и развития Центрального банка РФ……….... 5
Статус Центрального банка РФ…………………………………………11
Цели и задания Центрального банка РФ ……………………………....20
2. Денежно – кредитное регулирование ЦБ РФ……………………………….24
2.1 Сущность, цели и задачи денежно – кредитного регулирования……...24
2.2 Методы денежно – кредитной политики………………………………...33
2.3. Характеристика инструментов денежно – кредитной политики……...38
3.Проблемы денежно-кредитного регулирования, перспективы развития денежно-кредитной политики…………………………………………………..50
Заключение………………………………………………………………………68
Список использованных источников…………………………………………..70
Приложения ……………………………………
Таблица 3. Нормативы обязательных резервов кредитных организаций, установленные Банком России
Период действия |
Норматив обязательных резервов | ||
По обязательствам кредитных организаций перед банками нерезидентами в валюте РФ и иностранной валюте |
По обязательствам перед физическими лицами в валюте РФ |
По иным обязательствам кредитных организаций в валюте РФ и обязательствам в иностранной валюте | |
8 июля 2004 г. – 31 июля 2004 г. |
- |
3,5 |
3,5 |
1 августа 2004 г. – 30 сентября 2006 г. |
2,0 |
3,5 |
3,5 |
1 октября 2006 г. – 30 июня 2007 г. |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
1 июля 2007 г. – 10 октября 2007 г. |
4,5 |
4,0 |
4,5 |
11 октября 2007 г. – 14 января 2008 г. |
3,5 |
3,0 |
3,5 |
15 января 2008 г. – 29 февраля 2008 г. |
4,5 |
4,0 |
4,5 |
1 марта 2008 г. – 30 июня 2008 г. |
5,5 |
4,5 |
5,0 |
1 июля 2008 г. – 31 августа 2008 г. |
7,0 |
5,0 |
5,5 |
1 сентября 2008 г. – 17 сентября 2008 г. |
8,5 |
5,5 |
6,0 |
18 сентября 2008 г. – 14 октября 2008 г. |
4,5 |
1,5 |
2,0 |
15 октября 2008 г. – 30 апреля 2009 г. |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
1 мая 2009 г. – 31 мая 2009 г. |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1 июня 2009 г. – 30 июня 2009 г. |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1 июля 2009 г. – 31 июля 2009 г. |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
1 августа 2009 г. – 31 октября 2009 г. |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
1 ноября 2009 г. – 31 января 2011 г. |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
1 февраля 2011 г. – 28 февраля 2011 г. |
3,5 |
3,0 |
3,0 |
1 марта 2011 г. – 31 марта 2011 г. |
4,5 |
3,5 |
3,5 |
1 апреля 2011 г. – |
5,5 |
4,0 |
4,0 |
Таблица 4. Преимущества и недостатки отдельных инструментов денежно – кредитной политики.
Вид инструмента |
Достоинства |
Недостатки |
1.Регулирование процентных ставок |
Обеспечение расширения (сужения) доступа к кредитам ЦБ |
Индикативная роль. Отражает сложившиеся рыночные нормы процента |
2.Рефинансирование банков |
Повышение привлекательности кредитования банками реального сектора. Содействие бесперебойному функционированию системы безналичных расчётов. |
Отсутствие
надёжного механизма сбора |
3.Обязательное резервирование |
Воздействие на денежную базу и объём денег, поставляемых банками в процессе кредитования. Стерилизация избыточной рублевой массы. Ограничение давления её на валютный и товарный рынки. |
Внеэкономическое вмешательство в оперативную деятельность банков, форма дополнительного налога (повышение стоимости ресурсов, затруднение равноправной конкуренции – уменьшение конкурентоспособности банков по сравнению с другими финансовыми посредниками) |
4.Операции с ценными бумагами |
Покрытие внутригодовых
разрывов между текущими доходами и
расходами федерального бюджета. Финансирование
погашения внутреннего |
Альтернатива вложению денег в реальный сектор экономики |
5.Депозитные операции |
Мгновенная нейтрализация возможного давления свободных средств на валютный рынок |
Невыполнимость
из-за высокой ликвидности |
6.Покупка иностранной валюты |
Пополнение валютных резервов, сохранение относительно стабильного курса национальной валюты. |
Осуществляется за счёт необеспеченных денег – создание избыточной ликвидности. |
Приложение Б
Таблица 1. Прогноз платёжного баланса Российской Федерации на 2011-2013 годы (млрд.мдолларов США)
2010 год (оценка) |
2011 год долларов (США за баррель) |
2012 год долларов (США за баррель) |
2013 год долларов (США за баррель) | |||||||
76 долларов США за баррель |
1 вариант 60 |
2 вариант 75 |
3 вариант 90 |
1 вариант 60 |
2 вариант 78 |
3 вариант 95 |
1 вариант 60 |
2 вариант 79 |
3 вариант 95 | |
Счёт текущих операций |
70,5 |
4,7 |
35,7 |
67,3 |
-26,0 |
17,7 |
46,8 |
-53,0 |
-21,3 |
0,8 |
Баланс товаров и услуг |
118,3 |
49,7 |
86,4 |
121,0 |
19,7 |
69,0 |
101,2 |
-5,7 |
31,9 |
57,2 |
Экспорт товаров и услуг |
439,0 |
388,3 |
448,5 |
495,8 |
389,6 |
471,1 |
535,9 |
395,8 |
489,6 |
561,1 |
Импорт товаров и услуг |
-320,6 |
-338,6 |
-362,1 |
-374,8 |
-369,9 |
-402,2 |
-434,7 |
-401,4 |
-457,7 |
-503,9 |
Баланс доходов и текущих трансфертов |
-47,8 |
-45,0 |
-50,6 |
-53,7 |
-45,7 |
-51,3 |
-54,4 |
-47,4 |
-53,2 |
-56,4 |
Счёт операций с капиталом и финансовыми инструментами |
-20,5 |
-13,0 |
12,0 |
22,0 |
2,0 |
17,0 |
27,0 |
7,0 |
22,0 |
32,0 |
Финансовый счёт (кроме резервных активов) |
-20,6 |
-13,0
|
12,0 |
22,0 |
2,0 |
17,0 |
27,0 |
7,0 |
22,0 |
32,0 |
Сектор государственного управления и органы денежно-кредитного регулирования |
1,4 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
Частный сектор (включая чистые ошибки и пропуски) |
-22,0 |
-15,0 |
10,0 |
20,0 |
0,0 |
15,0 |
25,0 |
5,0 |
20,0 |
30,0 |
Изменение валютных резервов + - «снижение», - «рост» |
-50,0 |
8,3 |
-47,7 |
-89,3 |
24,1 |
-34,6 |
-73,8 |
46,0 |
-0,7 |
-32,8 |
Таблица 2. Прогноз показателей денежной программы на 2011 – 2013 годы (млрд. рублей)
1.01.2011 (оценка) |
1.01.2012 |
1.01.2013 |
1.01.2014 | |||||||
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 | ||
Денежная база (узкое определение) |
5922 |
6379 |
6838 |
7068 |
7050 |
7757 |
8224 |
7717 |
8641 |
9320 |
Наличные деньги в обращении (вне Банка России) |
5789 |
6230 |
6679 |
6904 |
6880 |
7569 |
8025 |
7523 |
8424 |
9085 |
Обязательные резервы |
133 |
149 |
159 |
165 |
171 |
188 |
199 |
194 |
218 |
235 |
Чистые международные резервы |
14682 |
14433 |
16121 |
17377 |
13705 |
17165 |
19606 |
12317 |
17144 |
20597 |
В млрд. долларов США |
486 |
478 |
534 |
576 |
454 |
569 |
650 |
408 |
568 |
682 |
Чистые внутренние активы |
-8760 |
-8054 |
-9282 |
-10309 |
-6655 |
-9407 |
-11382 |
-4599 |
-8502 |
-11277 |
Чистый кредит расширенному правительству |
-4683 |
-3761 |
-4511 |
-5224 |
-2869 |
-4603 |
-6126 |
-1686 |
-4693 |
-6884 |
Чистый кредит федеральному правительству |
-3683 |
-2661 |
-3411 |
-4125 |
-1670 |
-3403 |
-4927 |
-386 |
-3393 |
-5584 |
Остатки средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации |
-1000 |
-1100 |
-1100 |
-1100 |
-1200 |
-1200 |
-1200 |
-1300 |
-1300 |
-1300 |
Чистый кредит банкам |
-1400 |
-1616 |
-2158 |
-2359 |
-893 |
-2080 |
-2277 |
489 |
-734 |
-983 |
Валовой кредит банкам |
600 |
600 |
600 |
600 |
600 |
600 |
600 |
1600 |
600 |
600 |
Корреспондент. счета кредитн. Организац.депозиты банков в Банке России |
-2000 |
-2216 |
-2758 |
-2959 |
-1493 |
-2680 |
-2877 |
-1111 |
-1334 |
-1583 |
Прочие чистые неклассифицированные активы |
-2677 |
-2677 |
-2614 |
-2726 |
-2892 |
-2724 |
-2979 |
-3403 |
-3074 |
-3409 |
Информация о работе Денежно – кредитная политика Центрального Банка России