Денежно – кредитная политика Центрального Банка России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 17:20, курсовая работа

Описание работы

Государственное регулирование кредитно-финансовых институтов - один из важнейших элементов развития и формирования денежно-кредитной системы любой страны.
Ключевым элементом государственного регулирования финансовой сферы любого развитого государства сегодня является Центральный Банк, выступающий проводником официальной денежно-кредитной политики. В свою очередь денежно-кредитная политика наряду с бюджетной составляет основу всего государственного регулирования экономики. Соответственно без овладения методами деятельности центральных банков, инструментами денежно-кредитной политики не может быть эффективной рыночной экономики.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..3
1. Статус, цели и задачи ЦБ…………………………………………………….5
1.1 История возникновения и развития Центрального банка РФ……….... 5
Статус Центрального банка РФ…………………………………………11
Цели и задания Центрального банка РФ ……………………………....20
2. Денежно – кредитное регулирование ЦБ РФ……………………………….24
2.1 Сущность, цели и задачи денежно – кредитного регулирования……...24
2.2 Методы денежно – кредитной политики………………………………...33
2.3. Характеристика инструментов денежно – кредитной политики……...38
3.Проблемы денежно-кредитного регулирования, перспективы развития денежно-кредитной политики…………………………………………………..50
Заключение………………………………………………………………………68
Список использованных источников…………………………………………..70
Приложения ……………………………………

Файлы: 1 файл

ВCЯ КУРСОВАЯ.doc

— 378.50 Кб (Скачать файл)

Властные полномочия центрального банка носят ограниченный характер и по отношению к коммерческим банкам, для которых он является главным банком, но от которого не исходят указания распорядительного характера. Согласно правилам центральный банк не вправе давать коммерческим банкам указания как вести их деятельность, вмешиваться в их повседневную оперативную деятельность. Выполнять распоряжения центрального банка коммерческие банки должны только в части соблюдения правил ведения денежных операций, установленных норм денежно-кредитного регулирования, стандартов банковской деятельности и допустимых рисков.

Особенность центрального банка как юридического лица связана, однако, с тем, что он функционирует  преимущественно на макроуровне.

Обладая определёнными  полномочиями в области управления денежной сферой, выполняя от имени государства задачи по эмитированию наличных денежных знаков, центральный банк выступает в этом смысле как государственное учреждение. Особенность его в том, что он, однако, не включён при этом в число органов государственной власти, не наделён, как отмечалось, полномочиями органа исполнительной власти, его распоряжения по отношению к экономическим субъектам не носят всеобъемлющего характера.

Исходя из вышесказанного, подведём итог:

• центральный  банк как особое учреждение выделился благодаря своей специализации, возникшей вследствие наделения его особыми полномочиями (монопольный выпуск наличных денег, регулирование денежного обращения, укрепление банковской системы);

• деятельность центрального банка осуществляется на макроуровне;

• платёжные  средства, выпускаемые центральным  банком, являются всеобщим законным средством  платежа

• центральный  банк наделён статусом юридического лица, определённым обособленным имуществом;

• в своей  деятельности он независим от других органов власти, Российская Федерация и Центральный банк не отвечают по обязательствам друг друга

• как элемент  общей экономической системы, реализуя общие цели государства, центральный  банк не подчинён  в своей деятельности другим органам государственной  власти

• центральный  банк наделён государственно-властными  полномочиями, в том числе имеет  право использовать меры государственного принуждения (требовать от других банков принятия ими мер по своему финансовому  оздоровлению, платить штрафы, отзывать лицензии и др.)

При всей важности данных положений в правовом отношении  статус Банка России пока не определён  в полной мере. Это порождает ряд  спорных суждений, например, о его  зависимости от других органов государственной  власти, включая исполнительную власть. Что же касается места Банка России «среди органов государственной власти, то его ещё необходимо «найти». [9. С. 62-66.]

1.3 Цели и  задачи Центрального банка РФ

Вопрос о  целях и задачах центрального банка является исходным для всей организации его деятельности. При всей важности данного вопроса подходы к его решению различны.

Прежде всего  это касается терминологической  стороны. Зачастую между понятием «цель» и «задача» не проводится должного различия, допускается их отождествление. Между тем «цель» и «задача» имеют различные смысловые значения, поэтому их описание в законодательных актах и на практике может существенно менять акценты деятельности эмиссионных институтов.

«Задача» по отношению к «цели» - более частное  понятие, то, что должно быть сделано  для реализации поставленных целей. По субординации задачи могут быть первого и второго порядка, первичные и вторичные, основные и дополнительные и т.д.

Содержание  целей и задач центрального банка  определяется его сущностью. Центральный  банк, работающий в сфере обмена, представляет собой общественный денежно-кредитный институт, который регулирует денежный оборот в наличной и безналичной формах в общественных интересах. Это означает, что его целевая ориентация, бесспорно, связана со сферой денежно-кредитных отношений, задачи, которые он призван решать, лежат не в производстве материального продукта, его распределении и потреблении, а в обеспечении обмена продуктами труда. Центральный банк не может решать задачи, которые возложены на промышленность или другие структуры материального производства, он призван оказывать им свои специфические услуги. Эти услуги предоставляются в денежной форме. Центральный банк, будучи общественным институтом, одновременно выступает как часть единого экономического организма, где каждая часть призвана обеспечивать его целостность. Как часть общей экономической системы и один из её органов он обязан учитывать сферу деятельности и интересы других экономических структур, содействовать, в меру своей сущности, реализации общих экономических интересов, в том числе интересов других экономических субъектов.

Отсюда главная  цель и задачи центрального банка  в первую очередь связаны с  денежной системой.

В Федеральном  законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» отмечается, что «целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платёжной системы».

В законодательстве ряда зарубежных стран тоже подчёркивается прежде всего целевая ориентация центральных банков, связанная со стабильностью валюты и цен. Банк Японии, например, что главная и конечная цель его политики состоит в обеспечении стабильности цен. Согласно Закону «Об автономии Банка Испании»(1994г.) его главная цель также формулируется как поддержание стабильности цен.

В банковском законодательстве ФРГ в законе о Бундесбанке  говорится о трёх основных задачах. Это:

1)регулирование  денежной массы в обращении;

2)обеспечение  хозяйства кредитными ресурсами;

3)осуществление  платёжного оборота.

При этом отмечается, что «Бундесбанк обязан в соответствии с его задачами поддерживать общую  экономическую политику правительства».

В соответствии со своей сущностью и целевой  ориентацией задачи центрального банка  в основном сосредоточены по следующим направлениям:

1)по отношению  экономики в целом;

2)по отношению  к правительству;

3)по отношению  к банкам и банковской системе.

Задачи, касающиеся экономики в целом, прежде всего  связаны с обеспечением экономического оборота необходимыми денежными средствами, достаточными для совершения обмена продуктами труда. Искусство центрального банка состоит при этом в том, чтобы, обладая монопольным правом выпуска наличных денег, храня и учитывая золотовалютные резервы страны, эмитировать такую массу платёжных средств, которые были бы не только достаточными для производства и обращения продукта, но и обеспечивали стабильность национальной денежной единицы во внутреннем и внешнем экономическом обороте. Подобная двуединая задача центрального банка является главной, определяющей всю его деятельность как эмиссионного института страны.

Будучи часть  государственного устройства, обеспечивая  вместе с правительством развитие экономики, центральный банк предоставляет  ему в рамках своей сущности необходимую помощь в реализации экономических программ, при надобности покрывает сезонные разрывы в накоплениях, размещает государственные ценные бумаги. Оказывая подобное содействие, банк должен не повредить при этом выполнению отмеченной выше основной своей задачи.

По отношению  к банкам центральный банк является «банком банков». Его задача состоит  в том, чтобы при необходимости  быть кредитором последней инстанции, поддерживать их ликвидность. Там, где  он обладает полномочиями органа надзора, его задачи связаны с обеспечением эффективной деятельности кредитных учреждений. Устанавливая процедуру допуска коммерческих банков на банковский ранок, определяя экономические нормативы по конкретным направлениям их деятельности, правила и стандарт ведения операций, центральный банк становится ответственным за качество их деятельности.

Практически в  законодательстве большинства стран  цели и задачи центрального банка  достаточно определённо зафиксированы. Различие лишь в том, что в одних  странах (например, в США, Швеции, Италии) в законодательстве они указаны лишь в общих чертах (при этом в США борьба с инфляцией определяется как приоритетная задача), в других – они прописаны более подробно.

Например, Закон  о Резервном банке Новой Зеландии (1990г.) предусматривал:

1)достижение и поддержание стабильности общего уровня цен в качестве единственной приоритетной цели денежной политики;

2)необходимость  устанавливать конкретные ориентиры  денежной политики с учётом  соглашения между центральным  банком и министерством финансов;

3)право центрального банка принимать независимые решения по достижению указанной цели;

4)открытость  политики банка, предполагающую  раз в полгода публичное её  объяснение.

В законодательстве отдельных западных стран наряду с главной задачей укрепления национальной денежной единицы обозначена и другая специальная социально-экономическая задача – снижение безработицы посредством стимулирования роста производства. В этой связи акценты в деятельности центрального банка не ограничиваются интересами сферы банка, они направлены на товарное наполнение рынка, на рост производства.

Для выполнения своих целей и задач центральные  банки наделяются соответствующими функциями. [9.С. 69-72].

 

 

 

 

 

2.1 Сущность, цели  и задачи денежно-кредитного регулирования 

Одним из необходимых  условий устойчивого развития экономики является формирование чёткого механизма денежно-кредитного регулирования.

Денежно-кредитное  регулирование экономики - это совокупность конкретных мероприятий, направленных на изменение денежной массы в  обращении, объёма кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения рынка судных капиталов и осуществляемых на основании денежно-кредитной политики государства.

Со второй половины ХХ в. Денежно-кредитное регулирование  становится основной функцией центральных банков или органов, выполняющих их функции. Поскольку национальное денежно-кредитное регулирование осуществляется в рамках отдельного государства, оно имеет специфический характер и, соответственно, его система отражает особенности национально развития экономики, денежной и кредитной систем, общие цели денежно-кредитной политики страны и её задачи на текущем этапе.

\денежно-кредитную  (монетарную) политику можно определить  как совокупность мер, проводимых  регулятором в области денежного  обращения и кредитных отношений для придания макроэкономическим процессам нужного государству направления развития. [4.С.57].

Денежно-кредитная  политика является одной из составных  частей, подсистемой государственной  экономической политики, включающей также структурную, финансовую, социальную и внешнеэкономическую политику.

В общем виде целью государственного регулирования  экономики является достижение макроэкономического  равновесия при оптимальных для  данной страны темпах экономического роста. В идеале денежно-кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы её высшие цели.

В то же время  денежно-кредитная политика государства - это демократичный инструмент воздействия  на экономику, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. Проводя денежно-кредитную политику, центральный банк не оказывает прямого воздействия на состояние реального сектора экономики. Его главная задача - создать объективные предпосылки для формирования сбережений предприятиями и населением, последующей их трансформации в инвестиции. Род такими предпосылками следует понимать стабильность темпов роста инфляции, курса национальной валюты, уровня процентных ставок, ликвидацию цепочки неплатежей.

Способность центрального банка реализовывать указанные мероприятия базируется на существовании высокоорганизованных и эффективно функционирующих денежно-кредитных рынков, а также относительной стабильности в различных секторах экономики во всех регионах государства.

В настоящее  время, в условиях мирового финансового кризиса, который отразился и на экономике России 
, первоочерёдной задачей денежно-кредитного политики, реализуемой центральными банками большинства стран, стало сохранение ликвидности банковской системы, а следовательно, и деловой активности в экономике.

Специфика экономических  и организационных основ денежно-кредитной  политики определяется спецификой её объектов и субъектов. Объектами  денежно-кредитной политики являются спрос и предложение на денежном рынке. Субъектам денежно-кредитной политики выступают прежде всего центральный банк, в соответствии с присущими ему функциями проводника денежно-кредитной политики государства, и коммерческие банки.

Основными показателями, которыми оперируют центральные  банки развитых стран, служат: общий рост производства (или национальный доход), индексы цен и инфляции, коэффициент занятости (уровень безработицы), состояние платёжного баланса страны и её место в мировой системе хозяйства.

Разработка  денежно-кредитной политики включает формирование целей и задач по достижению определённых результатов экономического развития.

Механизм влияния  денежно-кредитной политики на экономику  достаточно сложен, поэтому центральный  банк в процессе принятия решений  относительно денежно-кредитной политики рассматривает три группы целей:

Информация о работе Денежно – кредитная политика Центрального Банка России