Денежно – кредитная политика Центрального Банка России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 17:20, курсовая работа

Описание работы

Государственное регулирование кредитно-финансовых институтов - один из важнейших элементов развития и формирования денежно-кредитной системы любой страны.
Ключевым элементом государственного регулирования финансовой сферы любого развитого государства сегодня является Центральный Банк, выступающий проводником официальной денежно-кредитной политики. В свою очередь денежно-кредитная политика наряду с бюджетной составляет основу всего государственного регулирования экономики. Соответственно без овладения методами деятельности центральных банков, инструментами денежно-кредитной политики не может быть эффективной рыночной экономики.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..3
1. Статус, цели и задачи ЦБ…………………………………………………….5
1.1 История возникновения и развития Центрального банка РФ……….... 5
Статус Центрального банка РФ…………………………………………11
Цели и задания Центрального банка РФ ……………………………....20
2. Денежно – кредитное регулирование ЦБ РФ……………………………….24
2.1 Сущность, цели и задачи денежно – кредитного регулирования……...24
2.2 Методы денежно – кредитной политики………………………………...33
2.3. Характеристика инструментов денежно – кредитной политики……...38
3.Проблемы денежно-кредитного регулирования, перспективы развития денежно-кредитной политики…………………………………………………..50
Заключение………………………………………………………………………68
Список использованных источников…………………………………………..70
Приложения ……………………………………

Файлы: 1 файл

ВCЯ КУРСОВАЯ.doc

— 378.50 Кб (Скачать файл)

Прямые методы – это административные меры в  форме различных директив центрального банка, касающихся объёма денежного предложения и цены на финансовом рынке. Лимиты роста кредитования или привлечения депозитов служат примерами количественного контроля. Максимальные размеры ставок по кредитам или депозитам являются примерами мер контроля в области процентных ставок.

Временные лаги – это определённый период времени  между моментом возникновения потребности  в  применении той или иной меры в сфере денежно – кредитной  политики и осознания этой потребности, а также между осознанием потребности, выработкой мнения и началом реализации.

Временные лаги значительно усложняют проведение эффективной денежно – кредитной  политики. Например, целью денежно  – кредитной политики является стабилизация цен. В условиях, когда цены растут скачкообразно, а уровень инфляции изменяется «лавинообразно», приобретая характер галопирующей, у центрального банка может не быть достаточной информации о факторах, влияющих на цены. Кроме того, факторы инфляции могут носить немонетарный характер. Происходит осознание необходимости принятия мер по стабилизации уровня цен, формулировка этих мер и начало их осуществления. На всё это необходимо время, а ситуация в экономике может поменяться.

Далее возникают  временные лаги между началом  применения той или иной меры и  её воздействием на экономические показатели, которое усложняется из – за непредсказуемости в поведении экономических субъектов.

Применение  прямых методов денежно – кредитной  политики позволяет непосредственно  влиять на денежные агрегаты, распределение  ссуд и издержки заимствований. Они наиболее привлекательны для государственных органов как методы регулирования и перераспределения денежных ресурсов, особенно в условиях экономического кризиса. Прямые методы легче применять, они требуют меньше затрат, последствия их применения более предсказуемы.

Вместе с  тем прямые методы денежно – кредитной  политики являются грубыми методами внешнего воздействия на функционирование субъектов денежного рынка, затрагивают  основы их экономической деятельности. Они могут противоречить микроэкономическим интересам кредитных организаций, вести к неэффективному распределению кредитных ресурсов, к ограничениям межбанковской конкуренции, затруднениям в появлении новых финансово устойчивых институтов на банковском рынке. В конечном счете, они могут способствовать дезинтермедиации (устранение или сокращение числа посредников между производителем продукта и его конечным потребителем. Процесс сближения компании-поставщика с клиентом путем устранения посредников, как правило, основан на переходе к использованию средств электронной коммерции) банков, снижению их конкурентных преимуществ по сравнению с другими финансовыми институтами, которые не находятся под прямым жёстким контролем центрального банка.

Прямые методы могут также вызывать усиление бюрократических  факторов и коррупции в денежной сфере.

Таким образом, негативные последствия прямых методов  денежно – кредитной политики зачастую превалируют над преимуществом  их применения в условиях рынка, поскольку  деформируют рыночный механизм.

Поэтому центральные банки  стран с развитой рыночной экономикой с 1980-х годов практически отказались от прямых методов денежно – кредитной политики и прибегают к ним в исключительных случаях, когда необходимо принять «быстрые меры реагирования», например, в условиях резкого развития экономического кризиса.

Практика формирования рыночной экономики и её развития доказали низкую эффективность прямых методов  денежно – кредитной политики. Как следствие, происходит повсеместной вытеснение прямых методов денежно  – кредитной политики косвенными.

Косвенные методы регулирования  денежно – кредитной сферы  воздействуют на мотивацию поведения  хозяйствующих субъектов при  помощи рыночных механизмов, имеют  больший временной лаг, последствия  их применения менее предсказуемы, чем при использовании прямых методов регулирования. Однако их применение не приводит к деформациям рынка. Естественно, что эффективность использования косвенных методов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка.

Помимо деления методов  денежно – кредитной политики на прямые и косвенные различают также общие и селективные методы.

Общие методы являются преимущественно  косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом.

Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят  в основном директивный характер. Посредством этих методов решаются частные задачи, такие, как ограничение выдачи ссуд некоторыми банками или некоторых видов ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков и т.д. Используя селективные методы, центральный банк сохраняет за собой функции централизованного перераспределения кредитных ресурсов, не свойственных центральным банкам стран с рыночной экономикой, поскольку они искажают рыночные цены и распределение ресурсов.

Индивидуальные меры контроля, применяемые к отдельно взятому банку, сдерживают конкуренцию на финансовых рынках. Например, конкуренция позволила бы более эффективным банкам привлечь больше депозитов и увеличить кредитование, предлагая более высокие процентные ставки по депозитам и более низкие по кредитам.

Кредитный контроль за рядом  банков оказывает искажающее влияние  на рынки.

Применение в практике центральных банков селективных  методов воздействия на деятельность коммерческих банков типично для  экономической политики, проводимой на стадии циклического спада, в условиях резкого нарушения пропорций воспроизводства.

Классификацию методов денежно  – кредитной  политики можно также  провести в зависимости от объекта  воздействия. Это – методы денежно  – кредитной политики, воздействующие непосредственно на денежное предложение, и методы, регулирующие спрос на денежном рынке.

Под предложением денег понимается денежная масса, находящаяся в обращении  и складывающаяся из соответствующих  денежных агрегатов. Методы регулирования  денежного предложения зависят  от целей, которые ставятся в рамках денежно – кредитной политики конкретной страны.

Если целью денежно  – кредитной политики является поддержание  на неизменном уровне количества денег  в обращении, то проводится жёсткая  рестрикционная политика преимущественно  методами количественных ограничений.

Целью денежно – кредитной  политики государства может быть и поддержание фиксированной  ставки процента для стимулирования или,  наоборот, сдерживания инвестиций. Такая денежно – кредитная  политика называется гибкой. В случае выбора гибкой монетарной политики регулирование денежного предложения будет допускать колебания денежной массы в зависимости от изменения ставки процента.

Спрос на деньги как объект денежно – кредитной политики формируется из спроса на деньги как  средство обращения (иначе – деловой, операционный, трансакционный или спрос на деньги для совершения сделок) и спроса на деньги как средство сохранения стоимости (иначе, спрос на деньги как на активы, спрос на запасную стоимость или спекулятивный спрос).

Спрос на деньги как средство обращения определяется уровнем номинального ВВП (прямо пропорционально). Чем больше доход в обществе, чем больше совершается сделок, чем выше уровень цен, тем больше потребуется денег для реализации экономических сделок в рамках национальной экономики. Можно сказать, что операционный спрос на деньги не зависти от ставки процента.

Спрос на деньги как средство сохранения стоимости зависит от величины номинальной ставки процента (обратно пропорционально), поскольку  при владении деньгами в форме наличности и чековых вкладов, не приносящих владельцу процентов, возникают определённые альтернативные издержки по сравнению с использованием сбережений в виде ценных бумаг. Распределение финансовых активов, например на наличные деньги и облигации зависит от величины ставки процента: чем она выше, тем ниже курс ценных бумаг и больше спрос на них, тем ниже спрос на наличные деньги и наоборот.

Таким образом, общий спрос  на деньги зависит от номинальной  ставки процента и объёма номинального валового национального продукта (ВНП).

В зависимости от причин, вызвавших изменение спроса на деньги и денежного предложения, могут  меняться методы денежно – кредитной  политики (Жёсткая или гибкая, или  выбор варианта такой монетарной политики, при которой допускается  свободное колебание массы денег в обращении и процентной ставки).

Если сдвиг  в спросе на деньги вызван циклическими изменениями и он нежелателен, то с помощью денежно- кредитной политики можно «сгладить» эти изменения. В случае циклического «перегрева» экономики допускается повышение процентных ставок. Следствием роста нормы процента будет снижение деловой активности и наоборот.

Если же сдвиг  в спросе на деньги вызван исключительно  ростом цен, то любое увеличение денежного  предложения будет «раскручивать» инфляционную спираль. Целью денежно  – кредитной политики в этом случае будет поддержание денежной массы, находящейся в обращении, на определённом фиксированном уровне.

Выбор методов  денежно – кредитной политики зависит от того, что является приоритетным её объектом спрос или предложение  денег, процентная ставка или количество денег. В свою очередь, выбор приоритетов  объектов денежно – кредитной политики зависит от того, что «сильнее» воздействует на экономику – спрос на деньги или их предложение, а фактически – процентная ставка или количество денег. [9.C. 145-155].

 

 

2.3 Характеристика  инструментов денежно-кредитной  политики.

Под инструментом денежно-кредитной политики понимают средство, способ воздействия центрального банка на объекты денежно-кредитной  политики. Традиционно используется следующая классификация инструментов денежно-кредитной политики:

1)С точки  зрения сущности и влияния на экономику инструменты денежно – кредитной политики подразделяются на рыночные и нерыночные.

Рыночные инструменты  – учётная ставка и ставка рефинансирования, нормы обязательного резервирования, операции на открытом рынке. Использование  этих инструментов предполагает создание таких условий, которые стимулируют субъекта предпринимательской деятельности к выполнению действий, необходимых для общества.

Нерыночные  инструменты подразумевают прямое административное воздействие центрального банка на отдельные параметры деятельности банковской системы. Это означает, что центральный банк директивным путём регулирует объём денежного предложения и цены на финансовом рынке и может выражаться в ограничении объёмов кредитования, регламентации процентных ставок, отдельных видов ссуд (например, потребительские кредиты).

Практика показывает, что в условиях рынка негативные последствия прямых методов денежно-кредитного регулирования часто превалируют  над преимуществами, так как применение этих методов деформирует рыночный механизм и может вызвать усиление бюрократических факторов и коррупции в денежной сфере.

2)По срокам  воздействия инструменты денежно  – кредитной политики, реализация  которых может осуществляться  в период от одного года  до нескольких десятилетий. К краткосрочным, то есть реализуемым в срок менее года, относятся инструменты воздействия, с помощью которых достигаются промежуточные цели денежно-кредитного регулирования.

Одним из наиболее эффективных инструментов денежно-кредитной  политики в странах с развитой рыночной  экономикой является рефинансирование. Под рефинансированием понимают предоставление центральным банком кредитов головным кредитным организациям. Ставка рефинансирования – это процент, под который центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам, выступая кредитором последней инстанции. Учётная ставка – это ставка, по которой центральный банк переучитывает товарные векселя. Ввиду того, что большинство векселей на российском вексельном рынке являются необеспеченными, инструмент « учётная ставка» не используется Банком России. Конечная цель рефинансирования – контроль над ликвидностью банков.

Следует отметить, что изменение ставки рефинансирования, может серьёзнейшим образом повлиять на кредитную политику банковского  сектора экономики. Размер ставки рефинансирования зависит от уровня инфляции в стране. Наряду с пересмотром ставки рефинансирования изменяются проценты по остальным операциям.

Центральный банк России, осуществляя операции рефинансирования, с одной стороны, кредитует банки, находящиеся на грани банкротства, в целях сохранения других банков и защиты интересов вкладчиков, с другой- поддерживает ликвидность надёжных банков, с тем чтобы не допустить ухудшения их финансового состояния.

Другой серьёзный  инструмент денежно-кредитной политики – операции на открытом рынке, которые включают в себя приобретение и продажу ценных бумаг с целью увеличения или сокращения объёмов средств, находящихся в распоряжении финансовых институтов. Этот инструмент позволяет регулировать экономические отношения хозяйствующих субъектов.

Основным условием функционирования политики открытого  рынка является наличие в государстве  рынка ценных бумаг, покупка и  продажа которых позволяет центральному банку воздействовать на потенциальные  возможности коммерческих банков в предоставлении кредитов заёмщикам и таким образом изменять конъюнктуру рынка денег. Проводя операции на открытом рынке, центральный банк предпочитает ценные бумаги, обладающие максимальной ликвидностью и минимальным кредитным риском.

Информация о работе Денежно – кредитная политика Центрального Банка России