Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 17:20, курсовая работа
Государственное регулирование кредитно-финансовых институтов - один из важнейших элементов развития и формирования денежно-кредитной системы любой страны.
Ключевым элементом государственного регулирования финансовой сферы любого развитого государства сегодня является Центральный Банк, выступающий проводником официальной денежно-кредитной политики. В свою очередь денежно-кредитная политика наряду с бюджетной составляет основу всего государственного регулирования экономики. Соответственно без овладения методами деятельности центральных банков, инструментами денежно-кредитной политики не может быть эффективной рыночной экономики.
Введение …………………………………………………………………………..3
1. Статус, цели и задачи ЦБ…………………………………………………….5
1.1 История возникновения и развития Центрального банка РФ……….... 5
Статус Центрального банка РФ…………………………………………11
Цели и задания Центрального банка РФ ……………………………....20
2. Денежно – кредитное регулирование ЦБ РФ……………………………….24
2.1 Сущность, цели и задачи денежно – кредитного регулирования……...24
2.2 Методы денежно – кредитной политики………………………………...33
2.3. Характеристика инструментов денежно – кредитной политики……...38
3.Проблемы денежно-кредитного регулирования, перспективы развития денежно-кредитной политики…………………………………………………..50
Заключение………………………………………………………………………68
Список использованных источников…………………………………………..70
Приложения ……………………………………
Совет директоров
разрабатывает основные направления
единой денежно-кредитной политики
и обеспечивает их реализацию. К
его полномочиям относится
-определение лимитов операций на открытом рынке;
-изменение процентных ставок;
-установление величины резервных требований;
-применение
прямых количественных
-утверждение
обязательных нормативов для
кредитных организаций и
-определение порядка формирования резервов кредитными организациями.
В заседаниях Совета директоров участвуют с правом совещательного голоса министр финансов и министр экономического развития Российской Федерации или, по их поручению, один представитель от Министерства экономического развития.
Одним из структурных элементов Банка России являются 27 департаментов, каждый из которых – функциональное подразделение по одному из основных направлений деятельности ЦБ РФ. Также в состав Банка России входят 79 территориальных учреждений (59 из них являются главными управлениями, а 20 – национальными банками республик) и расчётно – кассовые центры (РКЦ). РКЦ проводят межбанковские платежи и расчёты, осуществляют кассовое обслуживание банков, расчётно – кассовое обслуживание счетов бюджетов всех уровней и пр.
Полевые учреждения предназначены для банковского обслуживания воинских частей, учреждений Министерства обороны РФ и иных органов безопасности.
Учебные центры Центрального банка представлены банковскими школами (шесть штук) и центрами повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
Управление инкассации осуществляет сбор и доставку наличных денег, иностранной валюты и других ценностей в операционные кассы банка и хранилища. [10. С. 12 - 23].
1.2 Статус Центрального банка РФ (Банка России)
Правовой статус Банка России включает отраслевые статусы ( конституционный, банковский, гражданско-правовой). Правовой статус Банка России включает следующие элементы: а) организационно-правовую форму; б) компетенцию; в)структуру. Все эти основные составляющие в большей или меньшей степени, но, так или иначе, закреплены законом. В ст. 2 Федерального закона « О Центральном банке (Банке России)» говориться, что Банк России является юридическим лицом. Следовательно, он выступает в качестве субъекта гражданско-правовых отношений.[2. Статья 2.]
В Федеральном законе нет указаний на то, что Банк России является главным банком. Определение «главный банк» предполагалось в различных законопроектах, но в окончательном варианте Закона оно не было закреплено. Поэтому юридически он, не должен считаться «банком банков». Но здесь возникает вопрос, является ли Банк России банком, то есть насколько применимо к нему юридическое значение понятия «банк».
Ведь в структуре банковской системы Банк России - один из её элементов. В ст. 1 Федерального закона « О банках и банковской деятельности» сформулированы основные юридические понятия, из которых складывается банковская система, - «кредитная организация» и «банк».[3.Статья 1]
Банк – разновидность кредитной организации. Согласно Гражданскому кодексу РФ, кредитная организация может быть создана только в форме хозяйственного общества. Последнее – это коммерческая организация. Поскольку Банк России не является ни хозяйственным обществом, ни коммерческой организацией, а представляет собой учреждение, то следовательно, понятие «банк» к Банку России неприменимо. В юридическом смысле Банк России не является банком. Этот вывод имеет практическое значение для банкиров и банковских юристов в тех случаях, когда в законодательстве и в подзаконных актах используется термин «банк» и соответственно возникает противоречие между понятиями « Банк России» и «банк».
Специфика Банка России состоит и в отсутствии у него учредителей. Этот термин применительно к Банку России не употребляется ни в одном из законов. У него нет «законодательного органа», что же отличает его от всех кредитных организаций. Совет директоров – скорее исполнительный орган. Ведь он назначается Государственной Думой по представлению председателя Банка России. Отсутствие учредителей, снижает его репрезентативность в обществе.
Банк России
обладает властными полномочиями, что
не свойственно гражданскому праву.
Правоотношения между Банком России,
коммерческими банками и
Правомочия
Банка России – это признаваемые
и обеспеченные или гарантированные
законом возможности осуществле
Компетенция Банка России включает не только права и обязанности, но и запреты. Так, в частности, в ст.22 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» сказано, что Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству РФ для финансирования бюджетного дефицита, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете. Банк России не вправе предоставлять кредиты на финансирование дефицитов бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов [3.Статья 22]. Согласно ст. 48 Федерального закона Банк России не имеет права: 1)осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензии на проведение банковских операций, и физическими лицами, за исключением случаев, предусмотренных в ст. 47 настоящего Закона; 2) приобретать доли (акции) кредитных и иных организаций, за исключением случаев, предусмотренных в ст. 7 и 8 настоящего Закона; 3) осуществлять операции с недвижимостью, за исключением случаев, связанных с обеспечением деятельности Банка России, его предприятий, учреждений и организаций; 4) заниматься торговой и производственно деятельностью, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом; 5) пролонгировать предоставленные кредиты. Исключение может быть сделано по решению Совета директоров.[3. Статьи 2, 8, 47, 48]
Компетенция включает и ответственность. Банк России несёт ответственность в порядке, установленном федеральными законами. В суде и арбитражном суде интересы Банка России могут представлять руководители его территориальных учреждений и другие должностные лица Банка России, которые получают соответствующую доверенность в установленном порядке.
Сущность правового статуса Банка России конкретизируется в его функциях и полномочиях (ст. 4, 35, 45 и др.), а также в его централизованной организационной структуре. Все его структурные подразделения построены по принципу вертикального подчинения. Система Банка России включает: центральный аппарат, территориальные учреждения, расчётно - кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения, предприятия, учреждения, организации и другие структурные подразделения. Территориальные учреждения соответствуют административно – территориальному делению, однако закон не предусматривает двойного подчинения. Национальные банки республик относятся к категории территориальных учреждений Банка России. Такое организационное построение обусловлено единством денежной системы. Вертикальная структура управления, помимо остальных преимуществ, диктуемых необходимостью регулирования денежных потоков, создаёт организационные предпосылки независимости денежной власти в системе разделения властей вообще и независимости банковского регулирования и банковского надзора в частности.
Конституционные основы правового статуса Банка России
Конституция РФ закрепляет основы денежной системы в Российской Федерации. Характер денежной системы определяют эмиссия денег и независимость центрального банка, его независимый конституционный статус и соответственно его место и роль в системе государственного разделения властей. Независимость в проведении эмиссии денег дополняется предусмотренным в Конституции РФ порядком формирования руководящих органов Банка России и его ответственностью. Эти нормы одновременно являются и основополагающими нормами банковского права.
В Конституции РФ (ст. 75, п.2) сказано, что Центральный Банк РФ осуществляет свою основную функцию (защита и обеспечение устойчивости рубля) «независимо от других органов государственной власти». Упоминание о «других органах государственной власти» не означает, что Центробанк является органом государственной власти. Согласно Конституции РФ (ст.10), «государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную, судебную». Центральный банк не является ни законодательной, ни исполнительной, ни судебной властью, а его служащие не относятся к государственным служащим. [1. Статья 75. п.2]. Ведь в п.1 ст.3 Федерального закона от 5 июля 1995 г. (31 июля 1995 г.) №119 – ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» с изменениями и дополнениями, внесёнными Федеральным законом от 27 января 1999г. (18 февраля 1999г.) № 35 – ФЗ говорится следующее: «государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счёт средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации». Денежное вознаграждение служащим Банка России выплачивается не из федерального бюджета, а тем более не из бюджета субъекта Федерации.
Центральный банк Российской Федерации не осуществляет государственный надзор, поскольку не является государственным органом. В Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации» говорится о надзоре, осуществляемом в целях регулирования банковской системы.
Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации» не предусматривает защиту прав акционеров и вкладчиков в качестве обязанности Банка России. Банк России не уполномочен законом защищать права акционеров и вкладчиков. На сегодняшний день нет такого государственного органа, на который закон возлагал бы ответственность за защиту прав вкладчиков или акционеров. По закону это считается частным делом рискующего лица. Возложение на Банк России обязанности защищать права акционеров и вкладчиков означало бы, что он взял на себя функции государства и превратился в орган государственной власти. В любом случае понадобились бы соответствующие ресурсы, штаты и т.д.
В ст.75 Конституции РФ предусмотрено, что денежной единицей в России является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются. Защита и обеспечение устойчивости рубля – основная функция Центрального банка, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.[1. Статья 75.]
Важным элементом конституционного статуса Банка России является формирование его высшего руководства. Согласно п. «в» ст.103 Конституции РФ, назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка РФ, относится к ведению Государственной Думы. При этом п. «г» ст.83 Конституции РФ предусматривает, что Президент РФ представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность председателя Центрального банка; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении его от должности. [5.С.123-130]
Специфика юридического статуса центрального банка
Юридический статус
(положение) центрального банка с
точки зрения права вытекает из его
сущности как общественного денежно-кред
Общим здесь является то, что центральный банк как участник отношений между экономическими субъектами выступает в качестве юридического лица. В соответствии с российским законодательством Банк России, как и всякое юридическое лицо, имеет печать (в данном случае с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием), определённое местонахождение, капитал и имущество.
Как юридическое лицо центральный банк выступает по отношению к другим юридическим лицам органом государственного управления и в этом смысле государственным учреждением.
С достаточным основанием можно утверждать, что центральный банк – это орган государства, которому оно в государственной системе управления делегирует определённые полномочия.
Центральный банк, конечно же, и государственное учреждение, которому государство делегирует установление определённого порядка, специальных правил, регулирующих особую сферу экономических отношений.
Полномочия центрального банка как учреждения (органа), однако, не распространяются в одинаковой степени на все экономические субъекты и их деятельность. Государство наделяет центральный банк властными полномочиями только в области банковской деятельности, в сфере денежно-кредитных отношений. Его полномочия, распоряжения и приказы в сфере денежного оборота обязательны для исполнения, а выпускаемые им денежные знаки обязательны к приёму платежей всеми участниками экономического оборота. Но это не означает, что каждый экономический субъект должен рассчитываться со своими контрагентами непременно лишь по одной форме и тем более совершать платежи в сфере обмена только с согласия центрального банка. Распоряжения банка обязательны для всех участников денежного оборота только в сфере денежных операций и никоим образом в области организации производства, оказания услуг, распределения и потребления общественных благ.
Информация о работе Денежно – кредитная политика Центрального Банка России