Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 17:20, курсовая работа
Государственное регулирование кредитно-финансовых институтов - один из важнейших элементов развития и формирования денежно-кредитной системы любой страны.
Ключевым элементом государственного регулирования финансовой сферы любого развитого государства сегодня является Центральный Банк, выступающий проводником официальной денежно-кредитной политики. В свою очередь денежно-кредитная политика наряду с бюджетной составляет основу всего государственного регулирования экономики. Соответственно без овладения методами деятельности центральных банков, инструментами денежно-кредитной политики не может быть эффективной рыночной экономики.
Введение …………………………………………………………………………..3
1. Статус, цели и задачи ЦБ…………………………………………………….5
1.1 История возникновения и развития Центрального банка РФ……….... 5
Статус Центрального банка РФ…………………………………………11
Цели и задания Центрального банка РФ ……………………………....20
2. Денежно – кредитное регулирование ЦБ РФ……………………………….24
2.1 Сущность, цели и задачи денежно – кредитного регулирования……...24
2.2 Методы денежно – кредитной политики………………………………...33
2.3. Характеристика инструментов денежно – кредитной политики……...38
3.Проблемы денежно-кредитного регулирования, перспективы развития денежно-кредитной политики…………………………………………………..50
Заключение………………………………………………………………………68
Список использованных источников…………………………………………..70
Приложения ……………………………………
1) конечные цела денежно-кредитной политики - долгосрочные макроэкономические цели, который являются постоянными\6 обеспечение стабильности цен (низкая инфляция), полной занятости, роста объёма производства, равновесия платёжного баланса или достижение определённого уровня ВВП;
2)промежуточные
цели - традиционно к ним относят
достижение оптимального
3)тактические цели связаны с ежедневной работой центрального банка и обычно направлены на сглаживание колебаний ликвидности рынка.
Научной основой денежно-кредитной политики служит теория денег, рассматривающая, в частности, факторы формирования денежной массы и процессы воздействия денежно-кредитного регулирования на состояние экономики.
Принято выделять два вида денежно-кредитной политики с точки зрения планируемых целей:
-денежно-кредитная рестрикция (политика дорогих цен);
-денежно-кредитная экспансия (политика дешёвых денег).
Денежно-кредитная
рестрикция проводится с целью снижения
уровня инфляции. Для этого центральный
банк через соответствующие
Денежно-кредитная экспансия проводится с целью повышения темпов экономического роста. При этом центральный банк способствует расширению кредитных возможностей банков и снижению процентных ставок, что приводит к повышению инвестиционной привлекательности экономики и росту вложений в реальный сектор экономики.
Цели и действия субъектов денежно кредитной политики вступают в определённое противоречие. Например, полная занятость способствует росту потребительского спроса, который, в свою очередь, может вызвать как инфляцию (вследствие несоответствия предложения спросу), так и увеличение импорта (возможно нарушение платёжного баланса страны). Таким образом, при решении возникающих проблем денежно-кредитного регулирования экономики необходимо придерживаться «золотой середины».
С точки зрения стратегии проведения можно выделить структурную и конъюнктурную денежно-кредитную политику. Первая предусматривает развитие определённых отраслей государством. Такой вид регулирования оправдывает себя в условиях кризисной экономики. Вторая предполагает использование в основном рыночных инструментов. [6. С.547].
Можно охарактеризовать денежно-кредитную политику по степени воздействия на экономику. В этом случае говорят об активной и пассивной политике. Сторонники пассивной политики исходят из представления о рыночной экономике как саморегулируемой системе и считают, что вмешательство в рыночные процессы монетарных властей должно быть минимальным. Приверженцы активной политики полагают саморегулирование рынка слишком длительным и неэффективным, а значит, государство должно деятельно влиять на экономические процессы.
Таким образом, в теории денежно-кредитной политики существует много дискуссионных вопросов, и, как правило, экономисты расходятся во мнениях о методах (способах) достижения поставленных центральным банком целей.
Во многом различие в подходах к денежно-кредитному регулированию определяются приверженностью к той или иной экономической школе. Рассмотрим вкратце особенности наиболее известных концепций.
Экономисты классической (неоклассической) школы последней трети ХIХ –начала ХХвв. Исходили из представления о рыночной экономике как эффективной саморегулирующейся и саморазвивающейся системе, отрицая необходимость широкомасштабного государственного вмешательства в экономические процессы. Сторонники этой теории рассматривали деньги лишь как средство для номинального выражения реальных величин, таких как выпуск продукции, доходы, инвестиции и пр. Они считали, что реальный объём производства определяется имеющимися у общества основными факторами производства: трудовыми ресурсами, производственными мощностями, природными ресурсами, то есть факторами, изменяющимися лишь в долгосрочном периоде. В частности, многие экономисты этой школы полагали, что объём производства и скорость обращения денег имеют тенденцию стремиться к естественному уровню и не зависят от воздействия денег и денежной политики, а изменение количества денег в экономике способно оказать влияние лишь на уровень внутренних цен.
Неоклассики доказывали, что изменение номинального количества денег вызовет лишь пропорциональное изменение абсолютного уровня цен. На этом основании они делали вывод о неэффективности денежной политики и призывали правительство заботиться прежде всего о сбалансированном государственном бюджете, не допуская его дефицита.
Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. поставил под сомнение основные положения неоклассической теории, которая фактически исключала возможность затяжных кризисов и вынужденной безработицы в рыночной экономике. Он обнаружил также, что классическая количественная теория денег и цен, ориентирующая на долгосрочных временных интервалах, оказалась неспособной разрешить проблемы, вызванные кризисом. Для борьбы с безработицей правительства США, Великобритании и других развитых государств стали использовать меры государственного регулирования, не вписывающиеся в неоклассическую доктрину.
Наиболее известным теоретическим обоснованием широкомасштабного государственного вмешательства в рыночную экономику стала концепция Дж.Кейнса. Он произвёл настоящую революцию в экономической теории, радикально изменившую взгляды экономистов и правительств на деловые циклы и экономическую политику.
Новая экономическая
теория исходила из того, что современная
рыночная экономика, автоматически
стремясь к равновесию, может попасть
в состояние равенства
Кейнс выделял в денежной массе две составляющих: деньги для сделок (транзакционные остатки) и спекулятивные остатки. Спрос на деньги для сделок зависит от уровня доходов населения, а на спекулятивные остатки - от процентных ставок. Таким образом, в теории денежно-кредитного регулирования Кейнса процентная ставка выступает главным объектом воздействия со стороны центрального банка. Одно из главных положений концепции - обратная связь между уровнем безработицы и темпами инфляции. По мнению Кейнса, умеренная инфляция не опасна для экономики, так как создаёт стимулы для процентного роста.
Просчёты кейнсианской концепции обнаружились в 60-70-х гг. ХХв. Они состоят в недооценке опасности развития инфляции, преувеличение роли прямых государственных инвестиций и бюджетных методов регулирования конъюнктуры, переоценке реального эффекта дефицитного финансирования.
Кризис кейнсианства способствовал реабилитации роли денег в экономике и реанимированию на время забытых монетарных теорий.
Монетаризм- школа
экономической мысли, акцентирующая
внимание на изменениях в количестве
денег в обращении как
Суть современного монетаризма заключается в том, что экономика способна к саморегуляции и деньги – главная пружина рыночной экономики. Для эффективного регулирования необходимо установить целевые темпы прироста денежной массы (3-5%) и посредством денежно-кредитной политики стимулировать экономический рост. Изменение темпов роста денежной массы в обращении влияет на объём производства быстрее, чем уровень цен.
Сторонники монетаристской концепции сделали важный вывод: пиковые значения темпов роста денежной массы наблюдаются на ранней стадии циклического подъёма экономики. Кроме того, они доказали, что денежные агрегаты можно использовать в качестве инструментов краткосрочной экономической стабилизации. Первым шагом центральных банков в применении монетаристской теории на практике стало включение анализа денежных агрегатов в экономические модели.
Вместе с тем в долгосрочной перспективе таргетирование (target-цель) денежных агрегатов оказалось малоэффективным, поэтому на смену монетаристской политике пришло таргетирование инфляции. Эта концепция зародилась на стыке неоклассической и неокейнсианской теорий.
Инфляционное таргетирование означает выбор определённого значения инфляции в качестве целевого ориентира и использование операционного инструментария центрального банка, чаще всего процентных ставок, для достижения инфляционной цели, за которую власти несут ответственность. [7. С.92]. Преимущества таргетирования инфляции объясняются спецификой трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики. В таргетировании денежного предложения задействовано всего три канала трансмиссии: канал банковского кредитования, денежный канал и канал валютного курса. Все три канала предназначены для регулирования объёма резервов банковской системы, что позволяет влиять на денежные агрегаты.
На сегодняшний
день в экономической науке
Рассмотрим процесс формирования официальной денежно-кредитной политики в России на современном этапе и роль Центрального банка РФ в качестве её проводника.
Разработка денежно кредитной политики Банком России проводится в соответствии со ст.45 Федерального закона «О Центральном банке РФ (Банке России)». Банк России ежегодно не позднее 26 августа представляет в \государственную думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год. Предварительный проект представляется также Президенту и Правительству России. [2.Статья 45].
В срок до 1 декабря окончательный вариант основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год должен быть представлен на рассмотрение Государственной думы, которая выносит соответствующее решение не позднее принятия федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год. Тем самым достигается единство целей проведения денежно-кредитной и финансовой политики.
Документ «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год» включает следующие разделы:
- концептуальные
принципы, лежащие в основе денежно-
-краткая характеристика состояния экономики;
-прогноз достижения текущих целей денежно-кредитной политики;
- сценарный
прогноз развития экономики
- прогноз основных
показателей платёжного
- целевые ориентиры
собственно денежно-кредитной
- показатели денежной программы на предстоящий год;
- варианты применения
инструментов и методов
При формировании
концепции и определении
Регулирующая деятельность Центрального банка РФ основана на анализе динамики макроэкономических показателей, в том числе валового национального продукта и валового национального дохода, индекса цен, совокупного фонда заработной платы. Она направлена на осуществление контроля за состоянием совокупной денежной массы в стране и имеет своей целью эффективное управление совокупным денежным оборотом, включая наличный и безналичный компоненты, путём установления границ прироста денежной массы.
Особое значение Банк России придаёт формированию доверия общества к осуществляемой денежно-кредитной политике, повышению её открытости и прозрачности, разъяснению общественности своих целей, задач и принятых мер. [10 С. 94-103].
2.2 Методы денежно – кредитной политики
Методы денежно – кредитной политики – это совокупность приёмов и операций посредством которых субъекты денежно – кредитной политики – центральный банк как государственный орган денежно – кредитного регулирования и коммерческий банки как «проводники» денежно – кредитной политики - воздействуют на объекты для достижения поставленных целей. Методы проведения повседневной денежно – кредитной политики называют также тактическими целями денежно – кредитной политики.
Современная система методов денежно – кредитной политики столь же разнообразна, как и сама денежно – кредитная политика. Классификацию методов денежно – кредитной политики можно проводить по различным признакам.
В зависимости от связи метода денежно – кредитной политики с поставленной целью различают прямые и косвенные методы.
Информация о работе Денежно – кредитная политика Центрального Банка России