Денежно-кредитная эмиссия в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 20:48, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – раскрыть понятие особенностей эмиссионного механизма в РФ как регулятора денежно-кредитной политики и выявление проблем регулирования денежного обращения.
Задачи курсовой работы:
1.Раскрыть сущность эмиссионного механизма и денежного обращения и их особенности.
2.Рассмотреть методы регулирования денежно-кредитной политики в России на основе эмиссионной деятельности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….. 3
1 Теоретические основы денежно-кредитной эмиссии……………………….. 5
1.1 Понятие денежного обращения и основные показатели………………….. 5
1.2 Сущность и роль эмиссии денег в экономике……………………………. 12
2 Анализ денежно-кредитной эмиссии в Российской Федерации…………... 16
2.1 Анализ эмиссии как регулятора денежно-кредитной политики РФ……. 16
2.2 Анализ эмиссии наличных денег………………………………………….. 29
3 Перспективы регулирования денежно-кредитной эмиссии в России…….. 37
Заключение……………………………………………………………………… 42
Список использованных источников………………………………………….. 44

Файлы: 1 файл

ДКБ переделан.docx

— 690.75 Кб (Скачать файл)

 

Прежде всего, через регулирование  нормы обязательного резервирования государство увеличивает или  уменьшает совокупную денежную массу  в стране. Из таблицы 2 видно, что  центральный банк увеличивал объем  обязательных резервов с 2010 по 2012 года. Из этого следует, что кредитная эмиссия коммерческих банков уменьшается.

Таким образом, при повышении  резервной нормы возможности  коммерческих банков кредитовать экономику  уменьшаются, предложение денег  сокращается. А это в свою очередь  вызывает рост процентов по кредитам (согласно закону предложения при  уменьшении предложения цена увеличивается), уменьшение спроса на заемные средства и замедление экономического роста. Последнее, как показывает практика рыночной экономики, является важнейшим  средством в борьбе с инфляцией.

   В IV квартале 2011 года Банк России не принимал решений об изменении нормативов обязательных резервов. Сумма обязательных резервов, депонированных кредитными организациями на счетах обязательных резервов в Банке России, на 1.01.2012 составила 378,4 млрд. руб. (на 1.01.2011 — 188,4 млрд. руб., на 1.10.2011 — 347,0 млрд. руб.). При этом по состоянию на 1.01.2012 обязательные резервы по обязательствам в валюте Российской Федерации составили 253,8 млрд. руб., увеличившись за IV квартал на 9,7 млрд. руб.; по обязательствам в иностранной валюте — 124,6 млрд. руб. (их прирост за октябрь—декабрь составил 21,8 млрд. руб.).

    В 2011 г. кредитные  организации активно пользовались  усреднением обязательных резервов. Усреднение обязательных резервов предполагает, что в счет выполнения резервных требований принимается усредненный остаток денежных средств на корреспондентском счете (корреспондентском субсчете) кредитной организации, открытом в Банке России.

    В целях расчета  величины обязательных резервов, подлежащих поддержанию на корреспондентском  счете (корреспондентском субсчете) кредитной организации, открытом в Банке России, кредитная организация использует коэффициент усреднения, не превышающий коэффициент усреднения, установленный Банком России.

    Для получения  права на усреднение в текущем  периоде усреднения кредитная  организация рассчитывает и указывает  в Расчете усредненную величину  обязательных резервов.

    Под периодом усреднения понимается период с десятого числа месяца, следующего за отчетным, по десятое число второго месяца, следующего за отчетным, включительно, при проведении внеочередного регулирования размера обязательных резервов – период, устанавливаемый Банком России.

    При соответствии  кредитной организации установленным  критериям территориальное учреждение  Банка России принимает решение  о предоставлении права на  усреднение и устанавливает усредненную  величину обязательных резервов  по Расчету [13].

Таблица 3 - Сумма обязательных резервов, поддерживаемая кредитными организациями на корреспондентских счетах (субсчетах) в Банке России (усредненная величина обязательных резервов).

                                                                            в миллиардах рублей

Период усреднения 

Объем

Январь 2008 года

130,8

Январь 2009 года

37,0

Январь 2010 года

200,3

Январь 2011 года

246,0

Январь 2012 года

518,1


 

 В периоде усреднения  с 10 декабря 2011 г. по 10 января 2012 г. 672 кредитные организации из 70 регионов Российской Федерации  использовали право на усреднение (доля таких кредитных организаций  составила 68,2% от общего числа  действующих кредитных организаций). Усредненная величина обязательных  резервов составила 501,7 млрд. руб., увеличившись за год более  чем в 2 раза. Коэффициент усреднения для расчета усредненной величины обязательных резервов не изменялся.

    С 1 января 2012 г. для  кредитных организаций, имеющих  право на осуществление переводов  денежных средств без открытия  банковских счетов и связанных  с ними иных банковских операций, установлен коэффициент усреднения  в размере 1,0.


 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1- Группировка кредитных организаций, использующих право на усреднение, по величине зарегистрированного уставного капитала. [13]


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2- Совокупный объем средств резервного фонда 2008-2012гг  [12].

Современное развитие Резервного Фонда РФ показывает неуклонное снижение объема средств, что говорит об их постоянном расходовании на цели сдерживания инфляции в стране, от части порожденной самим Фондом.

Логика Правительства  РФ такова, что, поскольку, времени на модернизацию экономики остается очень  и очень мало, а бюджетные средства, выделяемые на эти цели в период до 2008 года работали недостаточно эффективно и «быстро», необходимо сыграть на опережение: использовать средства Фонда  и модернизировать экономику  быстрее, чем произойдет коллапс, связанный  либо с резким скачком инфляционного  потока, либо с очередным падением цен на нефть, как то было в 2008 году сразу же после резкого подъема.

На данный момент мы имеем  стремительно уменьшающиеся объемы резервного фонда, ослабленные мировым экономическим кризисом, в основном затронувшим США, в бумагах которых частично  и находятся средства Резервного фонда, и государственной программы по модернизации экономики, которая, в свою очередь работает по прежнему недостаточно эффективно; итогом тому, снижение ВВП, снижение инфляции наряду с нестабильностью и ростом потребительских цен на товары базового потребления, и продолжающееся падение эффективности активного промышленного капитала Российской экономики.[10]

Департамент внешних и  общественных связей Банка России сообщает, что Совет директоров Банка России 15 июня 2012 года принял решение оставить без изменения уровень ставки рефинансирования и процентных ставок по основным операциям Банка России и изменить с 18 июня 2012 года параметры  расчета своп-разницы по сделкам "валютный своп" на срок 1 день: снизить до 6,50% годовых процентную ставку по рублевой части сделок и до 0% – по валютной части (таблица "Процентные ставки по операциям Банка России").

Указанное решение принято  на основе оценки инфляционных рисков и перспектив экономического роста  с учетом увеличившейся неопределённости развития внешнеэкономической ситуации и является нейтральным с точки  зрения направленности проводимой денежно-кредитной  политики. Снижение рублевой ставки по операциям "валютный своп" позволит расширить возможности кредитных  организаций по привлечению рублевой ликвидности от Банка России, что  должно способствовать ограничению  волатильности ставок денежного рынка и усилению действенности процентного канала трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики.

Годовой темп прироста потребительских  цен сохранился на низком уровне по отношению к целевому ориентиру, установленному на 2012 год, и, по оценке, на 9 июня составил 3,7%. Годовой темп базовой инфляции в мае снизился до 5,1%. Запланированное на июль повышение  большинства регулируемых цен и  тарифов, а также исчерпание дезинфляционного эффекта по продуктам питания приведут к росту потребительских цен во втором полугодии, что будет способствовать возврату инфляции в целевой диапазон, определенный на 2012 год [13].

 

Таблица 3- Динамика изменения ставки рефинансирования 2009-2011гг [13].

Дата

Изменения

24.04.09

Ставка рефинансирования Банка России снижена до 12,5%.

05.06.09

Ставка рефинансирования Банка России снижена до 11,5%.

13.07.09

Ставка рефинансирования Банка России снижена до 11,0%.

10.08.09

Ставка рефинансирования Банка России снижена до 10,75%

15.09.09

Ставка рефинансирования Банка России снижена до 10,5%.

30.09.09

Ставка рефинансирования Банка России снижена до 10,0%.

30.10.09

Ставка рефинансирования Банка России снижена до 9,5%.

Продолжение Таблицы 3 – Динамика изменения  ставки рефинансирования 2009-2011гг.

25.11.09

Ставка рефинансирования Банка России снижена до 9%.

28.12.09

Ставка рефинансирования Банка России снижена до 8,75%.

24.02.10

Ставка рефинансирования Банка России снижена до 8,5%.

29.03.10

Ставка рефинансирования Банка России снижена до 8,25%.

30.04.10

Ставка рефинансирования Банка России снижена до 8%.

01.06.10

Ставка рефинансирования Банка России снижена до 7,75%.

28.02.11

Ставка рефинансирования Банка России повышена до 8%.

03.05.11

Ставка рефинансирования Банка России повышена до 8,25%.

26.12.11

Ставка рефинансирования Банка России снижена до 8,0%.




 

Таким образом, видна тенденция  политики «дешевых» денег (учетная  ставка уменьшается). Это значит, что  правительству необходимо замедлить  спад производства, поддержать предприятия. В результате происходит «накачка»  экономики деньгами, что может  вызвать рост инфляции. Поэтому политику «дешевых» денег еще называют «политикой инфляционного кредитования».

В конце июня 2010 года Банк России провел опрос кредитных организаций, которые подписали с Банком России Соглашение о проведении операций прямого  РЕПО, об использовании ими различных  инструментов рефинансирования.

Наиболее востребованным кредитными организациями инструментом рефинансирования Банка России являются внутридневные кредиты. Объем операций по данному инструменту составляет около 87% от общего объема рефинансирования.

 

 

Таблица 4 - Процентные ставки по операциям Банка России (% годовых) [13].

Назначение

Вид инструмента

Инструмент

Срок

c 26.12.11

c 18.06.12

Предоставление ликвидности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Операции постоянного  действия (по фиксированным процентным ставкам)

Кредиты "овернайт"

 

1 день

 

 

8,00

8,00

Сделки "валютный своп" (рублевая часть)

1 день

 

 

8,00

6,50

Ломбардные кредиты, прямое РЕПО

1 день, 1 неделя1

6,25

6,25

Ломбардные кредиты

30 дней1

6,25

6,25

Прямое РЕПО

12 месяцев1

7,75

7,75

Кредиты, обеспеченные золотом

До 90 дней

6,75

6,75

От 91 до 180 дней

7,25

7,25

От 181 до 365 дней

7,752

7,75

Кредиты, обеспеченные нерыночными активами или поручительствами

До 90 дней

7,00

7,00

От 91 до 180 дней

7,50

7,50

От 181 до 365 дней

8,00

8,00

Операции на открытом рынке (минимальные  процентные ставки)

Аукционы прямого РЕПО

1 день

5,25

5,25

Ломбардные аукционы, аукционы прямого РЕПО

1 неделя

5,25

5,25

3 месяца

6,75

6,75

6 месяцев1

7,25

7,25

12 месяцев

7,75

7,75

Абсорбирование ликвидности

Операции на открытом рынке (максимальные процентные ставки)

Депозитные аукционы

1 неделя

4,753

4,75

1 месяц

5,50

5,50

3 месяца1

6,50

6,50

Операции постоянного действия (по фиксированным процентным ставкам)

Депозитные операции

1 день, 1 неделя1 , до востребования

4,00

4,00

Ставка рефинансирования

8,00

8,00


 

1 Проведение  операций приостановлено.

2 Процентная  ставка установлена с 02.04.2012.

3 Процентная  ставка установлена с 10.04.2012.

 

В случае исключения внутридневных кредитов из расчета, основная нагрузка по рефинансированию сроком на один день приходится на операции прямого РЕПО – 67% от оставшегося объема рефинансирования. Однодневное РЕПО с различной степенью регулярности используется примерно половиной респондентов.

Основными причинами низкого  использования процентных инструментов Банка России по оценке респондентов являются: высокий уровень ставок (более 60% респондентов) и недостаток обеспечения у коммерческих банков (более 20% респондентов).

Многие респонденты предлагают снизить ставки по инструментам Банка  России в целях их приближения  к рыночному уровню межбанковского рынка. Было отмечено, что аукционный механизм определения ставок не гарантирует  возможность привлечения рефинансирования по инструменту РЕПО даже в случае готовности коммерческого банка  заключить сделку на условиях Банка  России. Также поступили предложения  ввести дополнительную сессию прямого  РЕПО с фиксированной ставкой. В  части использования ценных бумаг  в качестве обеспечения как по прямому РЕПО, так и по ломбардному  кредитованию, более 20% респондентов считают  недостаточный объем имеющихся  у них соответствующих ценных бумаг препятствием в использовании  данных инструментов. Многими банками  была отмечена необходимость расширения круга ценных бумаг, принимаемых  в качестве обеспечения по операциям  рефинансирования.

    Существенных  сложностей в использовании инструментов  внутридневного кредитования отмечено не было. Однако, по оценке 30% респондентов, при использовании инструментов прямого РЕПО эпизодически возникают трудности, в том числе технического характера. Региональные банки отмечают, что при значительной разнице во времени между регионами их нахождения и Москвой, средства по операциям РЕПО приходят на корреспондентский счет банка только на утро следующего дня, т.е. в день их возврата.

Среди межбанковских инструментов рефинансирования наиболее часто используются межбанковские депозиты и валютные свопы. Эти операции регулярно проводят 83% и 66% респондентов соответственно. Кроме  того, эти инструменты имеют наименьшее количество нареканий с точки  зрения технологии проведения операций, единственным существенным ограничением для роста оборота по ним были названы лимиты по межбанковским  операциям. Операции РЕПО и операции кредитования с залогом ценных бумаг регулярно используют 44% и 29% банков-респондентов соответственно. Более широкому внедрению данных инструментов препятствуют имеющиеся сложности учета указанных операций и выполнения пруденциальных нормативов. В частности, было отмечено, что использование прямого РЕПО ухудшает показатели банков по выполнению нормативов ликвидности.

Информация о работе Денежно-кредитная эмиссия в Российской Федерации