Денежно-кредитная эмиссия в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 20:48, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – раскрыть понятие особенностей эмиссионного механизма в РФ как регулятора денежно-кредитной политики и выявление проблем регулирования денежного обращения.
Задачи курсовой работы:
1.Раскрыть сущность эмиссионного механизма и денежного обращения и их особенности.
2.Рассмотреть методы регулирования денежно-кредитной политики в России на основе эмиссионной деятельности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….. 3
1 Теоретические основы денежно-кредитной эмиссии……………………….. 5
1.1 Понятие денежного обращения и основные показатели………………….. 5
1.2 Сущность и роль эмиссии денег в экономике……………………………. 12
2 Анализ денежно-кредитной эмиссии в Российской Федерации…………... 16
2.1 Анализ эмиссии как регулятора денежно-кредитной политики РФ……. 16
2.2 Анализ эмиссии наличных денег………………………………………….. 29
3 Перспективы регулирования денежно-кредитной эмиссии в России…….. 37
Заключение……………………………………………………………………… 42
Список использованных источников………………………………………….. 44

Файлы: 1 файл

ДКБ переделан.docx

— 690.75 Кб (Скачать файл)

 

Таким образом, при повышении резервной  нормы возможности коммерческих банков кредитовать экономику уменьшаются, предложение денег сокращается. А это в свою очередь вызывает рост процентов по кредитам (согласно закону предложения при уменьшении предложения цена увеличивается!), уменьшение спроса на заемные средства и замедление экономического роста. Последнее, как  показывает практика рыночной экономики, является важнейшим средством в  борьбе с инфляцией.

Когда же надо «подогреть» экономику, преодолеть кризисные явления, правительство  уменьшает резервные нормы, вследствие чего кредитные возможности коммерческих банков возрастают. Растет предложение  денег, ссудный процент понижается, спрос на заемные средства возрастает, и экономика выходит из застоя, начинается экономический рост.

Если Центральный банк повысил  резервную норму, то коммерческие банки  увеличивают обязательные резервы  и сокращают выдачу ссуд (Е) (политика “дорогих денег”)

 

И наоборот, понижение резервной  нормы переводит часть обязательных резервов в избыточные и тем самым  увеличивает возможности коммерческих банков к созданию денег путем  кредитования (“политика дешевых  денег”)

минимальные резервы являются инструментом, используемым Центральным банком для  регулирования объема денежной массы  в стране.

 

В рассматриваемый период ситуация на рынке межбанковских кредитов (МБК) была неоднородной. В первой половине года в условиях значительных объемов  ликвидных средств российских кредитных  организаций ставки по рублевым межбанковским  кредитам находились вблизи нижней границы  коридора процентных ставок Банка России и умеренно повышались по мере сужения  этого коридора. Средняя ставка по размещенным российскими банками  однодневным МБК в рублях в  июне 2011 г. составила 3,7% годовых (в январе 2011 г. — 2,6% годовых). В III и IV кварталах 2011 г. объем ликвидных средств российских банков сокращался, что привело к  более заметному росту ставок МБК. В декабре 2011 г. средняя ставка по размещенным российскими банками однодневным рублевым МБК составила 5,4% годовых, превысив минимальную ставку по однодневным аукционам прямого РЕПО Банка России.

 

    Динамика ставок МБК в первой  половине 2011 г. характеризовалась  слабой волатильностью, во второй половине года она существенно повысилась. Внутримесячная цикличность ставок сохранялась, в периоды налоговых и других регулярных платежей банков и их клиентов наблюдался локальный рост ставок. На протяжении большей части октября—декабря ставка MIACR по однодневным рублевым МБК находилась в диапазоне от 4,5 до 5,6% годовых. Среднемесячная ставка MIACR по однодневным рублевым МБК в октябре составила 4,9% годовых, в ноябре — 5,0% годовых, в декабре — 5,4% годовых.

 

    Спред между средними ставками MIACR и MIACR-IG (фактическая ставка по кредитам, предоставленным российским банкам, имеющим инвестиционный кредитный рейтинг) на протяжении января—сентября 2011 г. оставался небольшим. В IV квартале 2011 г. он увеличился по сравнению с предшествующими кварталами и составил 9 базисных пунктов (в III квартале — 5 базисных пунктов).

В практике Банка России покупка/продажа  корпоративных ценных бумаг использовалась только в рамках операций РЕПО, либо при реализации ценных бумаг, полученных в обеспечение по сделкам РЕПО, при ненадлежащем исполнении контрагентами  своих обязательств по второй части  сделки.

 

    Прямые операции по покупке/продаже  государственных ценных бумаг  без обязательств обратной продажи/выкупа  используются Банком России нерегулярно.

 

    Операции по покупке/продаже государственных  ценных бумаг на вторичном  рынке могут осуществляться как  через секцию государственных  ценных бумаг ЗАО ММВБ, так  и на внебиржевом рынке. Участниками  данных операций могут являться  только российские кредитные  организации.

 

 

 

   

 

 

Операции  на открытом рынке — это купля-продажа  государственных ценных бумаг (облигаций  и казначейских векселей). В этих операциях участвуют несколько  субъектов рыночной экономики. Во-первых, государство, действуя через центральный  банк, находящийся у него в подчинении; во-вторых, коммерческие банки и  население. В зависимости от экономической  конъюнктуры — положения, сложившегося на текущий момент в экономике  — каждый из указанных субъектов  может выступать либо продавцом, либо покупателем ценных бумаг. Важно  отметить, что инициатором этих операций всегда является государство. А коммерческие банки и население становятся их участниками, убедившись в возможности  получения экономической выгоды.

 

Инициируя операции на открытом рынке, государство  добивается либо уменьшения, либо увеличения предложения денежной массы и, следовательно, либо стимулирует рост экономики, либо сдерживает его.

 

Рассмотрим  этот механизм более подробно. Предположим, что, по мнению правительства, в стране начали появляться условия для возникновения  инфляции. В целях ее предотвращения правительство дает указание центральному банку начать продажу государственных  ценных бумаг. Однако желание правительства  продать облигации или казначейские билеты не всегда совпадает с желанием коммерческих банков и населения  их покупать. Такая покупка состоится  только в том случае, если государственные  ценные бумаги обеспечат получение  большего дохода по сравнению с тем, который получают держатели уже  находящихся в обращении ценных бумаг. Поэтому в условиях «инфляционной» экономической конъюнктуры государство  выпускает, как правило, ценные бумаги, гарантирующие более высокую  доходность. Как на это реагируют покупатели и как это сказывается на денежном предложении?

 

Появление на рынке государственных ценных бумаг, естественно, привлечет внимание покупателей — коммерческих банков и населения. Кроме этого, привлекательность  государственных облигаций для  коммерческих банков и населения  объясняется еще действием закона предложения. Решив продавать облигации, государство тем самым увеличивает  на рынке их предложение, вследствие чего цена на них падает, а доходность растет! Дело в том, что государство  по своим облигациям, независимо от их рыночной цены, будет выплачивать  обещанный процент. Следовательно, чем ниже цена облигации, тем выше по ней доход. Например, облигация  номиналом1000 долл. с 10 % годовых стала продаваться за 800 долл. Процент по ней будет составлять 100 долл. (10 % от 1000 долл.), а доход будет равняться 12,5 %:

 

(100 долл. х 100%) / 800 долл.

 

Доход по ценным бумагам рассчитывается по формуле

 

(дивиденд/цена  приобретения) х 100%.

 

Получив в обмен на деньги государственные  ценные бумаги, коммерческие банки  и население передают тем самым  в руки государства определенные суммы денег, и таким образом  государство изымает их из обращения. В результате, во-первых, происходит сокращение совокупной денежной массы, что является, несомненно, сдерживающим фактором инфляционных процессов, во-вторых, уменьшаются возможности банков кредитовать промышленные компании, что вызывает уменьшение деловой  активности.

 

В условиях другой экономической конъюнктуры, когда, например, в экономике возникает  спад производства, в следствии чего коммерческие банки испытывают острую нехватку денежных ресурсов, государство через центральный банк начинает скупать у них ценные бумаги. В результате спрос на них возрастает, рыночная цена увеличивается, а доходность понижается. В этих условиях держатели облигаций предпочитают продать их государству и получить курсовую разницу.

 

Осуществляя операцию по скупке ценных бумаг, государство  не только увеличивает финансовые возможности  банков, но и совокупную денежную массу  в обращении, стимулируя рост деловой  активности в стране.

Изменение объема предложения денег

 

Таким образом, предложение денег прямо  зависит от величины денежной базы и денежного мультипликатора (или  мультипликатора денежной базы). Денежный мультипликатор показывает, как изменяется предложение денег при увеличении денежной базы на единицу. Увеличение коэффициента депонирования и нормы  резервов уменьшает денежный мультипликатор.

 

Центральный Банк может контролировать предложение  денег прежде всего путем воздействия на денежную базу. Изменение денежной базы, в свою очередь, оказывает мультипликативный эффект на предложение денег. Таким образом, процесс изменения объема предложения денег можно разделить на два этапа:

 

- первоначальная  модификация денежной базы путем  изменения обязательств Центрального  Банка перед населением и банковской  системой (воздействие на величину  наличности и резервов);

 

- последующее  изменение предложения денег  через процесс «мультипликации»  в системе коммерческих банков.

Выделяют  три главных инструмента денежной политики, с помощью которых Центральный (Национальный) банк осуществляет косвенное  регулирование денежно-кредитной  сферы:

 

изменение учетной ставки (или ставки рефинансирования), то есть ставки, по которой Центральный (Национальный) банк кредитует коммерческие банки; изменение нормы обязательных резервов, то есть минимальной доли депозитов, которую коммерческие банки  должны хранить в виде резервов (беспроцентных  вкладов) в Центральном банке; операции на открытом рынке: купля или продажа  Центральным банком государственных  ценных бумаг (используется в странах  с развитым фондовым рынком).

 

Эти операции связаны с изменением величины банковских резервов, а, следовательно, денежной базы.

 

 

Однако  Центральный (Национальный) банк не может  полностью контролировать предложение  денег, поскольку, например:

 

коммерческие  банки сами определяют величину избыточных резервов (они входят в состав R), что влияет на отношение rr и, соответственно, на мультипликатор; Центральный (Национальный) банк не может точно предусмотреть объем кредитов, которые будут выданы коммерческим банкам; величина сr определяется поведением населения и другими причинами, не всегда связанными с действиями Центрального (Национального) банка.

Центральный банк определяет и осуществляет кредитно-денежную (монетарную) политику.

Второй  уровень банковской системы составляют коммерческие банки. Различают: 1) универсальные  коммерческие банки и 2) специализированные коммерческие банки Банки могут специализироваться: 1) по целям: инвестиционные (кредитующие инвестиционные проекты), инновационные (выдающие кредиты под развитие научно-технического прогресса), ипотечные (осуществляющие кредитование под залог недвижимости); 2) по отраслям: строительный, сельскохозяйственный, внешнеэкономический; 3) по клиентам: обслуживающие только фирмы, обслуживающие только население и др.

Коммерческие  банки являются частными организациями, которые имеют законное право  привлекать свободные денежные средства и выдавать кредиты с целью  получения прибыли. Поэтому коммерческие банков выполняют два основных вида операций: пассивные (по привлечению  депозитов) и активные (по выдаче кредитов). Кроме того, коммерческие банки выполняют: расчетно-кассовые операции; доверительные (трастовые) операции; межбанковские  операции (кредитные – по выдаче кредитов друг другу и трансфертные – по переводу денег); операции с  ценными бумагами; операции с иностранной  валютой и др.

Основную  часть дохода коммерческого банка  составляет разница между процентами по кредитам и процентами по депозитам (вкладам). Дополнительными источниками  доходов банка могут быть комиссионные по предоставлению различного вида услуг (трастовых, трансфертных и др.) и  доходы по ценным бумагам. Часть дохода идет на оплату издержек банка, которые  включают в себя заработную плату  работников банка, затраты на оборудование, на использование компьютеров, кассовых аппаратов, на аренду помещения и  т.п. Оставшаяся после этих выплат сумма  является прибылью банка, с нее начисляются  дивиденды держателям акций банка  и определенная часть может идти на расширение деятельности банка.

Конкретные методы и  инструменты кредитно-денежной политики Центрального банка определены законом  о Банке России. Центральному банку  предоставлены самые широкие  полномочия и полная самостоятельность  в вопросе о выборе методов  и мероприятий по денежно-кредитному регулированию экономики страны в рамках действующего законодательства.

В соответствии со статьей 35 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. От 02.03.2007) "О центральном банке  Российской Федерации (Банке России)" основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка  России являются:

    • нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
    • процентные ставки по операциям Банка России;
    • операции на открытом рынке;
    • рефинансирование банков;
    • валютное регулирование;
    • установление ориентиров роста денежной массы;
    • прямые количественные ограничения.

Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного  предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен.

Объектом денежно-кредитного регулирования экономики промышленно развитых стран являются деньги. В этих странах с учетом общеэкономических задач устанавливается на год денежный ориентир изменения денежной массы и в соответствии с ним проводится ее регулирование при помощи кредитных инструментов центрального банка.

Эмиссия (выпуск денег) под  влиянием различных факторов означает распределение платежных средств  через кредитные институты среди  участников хозяйственного оборота, испытывающих потребность в деньгах. При активном выпуске платежных средств по сравнению с их возвратом наблюдается  тенденция к увеличению денежной массы.

Информация о работе Денежно-кредитная эмиссия в Российской Федерации