Денежно-кредитная эмиссия в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 20:48, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – раскрыть понятие особенностей эмиссионного механизма в РФ как регулятора денежно-кредитной политики и выявление проблем регулирования денежного обращения.
Задачи курсовой работы:
1.Раскрыть сущность эмиссионного механизма и денежного обращения и их особенности.
2.Рассмотреть методы регулирования денежно-кредитной политики в России на основе эмиссионной деятельности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….. 3
1 Теоретические основы денежно-кредитной эмиссии……………………….. 5
1.1 Понятие денежного обращения и основные показатели………………….. 5
1.2 Сущность и роль эмиссии денег в экономике……………………………. 12
2 Анализ денежно-кредитной эмиссии в Российской Федерации…………... 16
2.1 Анализ эмиссии как регулятора денежно-кредитной политики РФ……. 16
2.2 Анализ эмиссии наличных денег………………………………………….. 29
3 Перспективы регулирования денежно-кредитной эмиссии в России…….. 37
Заключение……………………………………………………………………… 42
Список использованных источников………………………………………….. 44

Файлы: 1 файл

ДКБ переделан.docx

— 690.75 Кб (Скачать файл)

Задачей Центрального Банка Российской Федерации области обеспечения эффективной эмиссионной деятельности является:

- повышение доступности  инструментов рефинансирования  для кредитных организаций;

- снижение транзакционных  издержек;

- развитие рыночной инфраструктуры;

- построение системы  валовых расчетов в режиме  реального времени.

 

 

 

 

 

 

Список  использованных источников

 

  1. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебное  пособие.- М.: ЮНИТИ, 2009.
  2. Борискин А.В. Деньги Кредит Банки/ Е.Ф. Борискин,А.А. Тарабцева. - С-Пб.: СпецЛит, 2008.
  3. Казимагомедов А.А., Ильясов С.М. Организация денежно-кредитного регулирования. - М.: Финансы и статистика, 2009
  4. Деньги, кредит, банки: учебник/ колл. Авт.; под ред. Лаврушина О.И.. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2008.
  5. Некоторые особенности функционирования механизма обязательного резервирования // Деньги и кредит. № 6. 2008. С. 51–  57.
  6. Гейвандов Я.А. Государственное регулирование денежной и кредитной сферы в России (Некоторые проблемы и перспективы) // Гос. и право. № 11. - М.: Издательство МНИМП, 2009.
  7. Иванов В.В.Деньги. Кредит. Банки. – М.: No Name , 2008
  8. Коробова Г.Г. Банковское дело. – М.: No Name, 2008.
  9. Лаврушин О.И. Деньги, кредит, банки. Учебник. – М.: КноРус, 2008.
  10. Всё, что вы хотели знать о Резервном фонде, но боялись спросить, Ведомости(блоги),(URL:http://www.vedomosti.ru/blogs/navalny.livejournal.com/81)
  11. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 год и период 2010 и 2011 годов //http://www.cbr.ru/today/publications_reports/
  12. Информационно-аналитический раздел. Министерство финансов Российской Федерации. // http://info.minfin.ru/
  13. Официальный сайт Банка России //http://www.cbr.ru/dkp/

 

 

 

 

 

В целом под денежно-кредитным  регулированием следует понимать совокупность принимаемых государством в интересах  всего общества продуманных, согласованных, взаимосвязанных мер, осуществляемых с целью позитивного воздействия  на экономические процессы, обеспечения занятости населения, стимулирования инвестиционной и кредитной активности, обеспечения бесперебойного денежного обращения, развития банковской системы и иных денежно-кредитных институтов. При этом в основе такого государственного регулирования лежит обеспечение экономики денежными ресурсами, необходимыми для ее устойчивого роста, при одновременной защите и обеспечении устойчивости национальной валюты - рубля, а также контроле за стабилизацией инфляционных процессов. Именно поэтому в основе денежно-кредитной политики государства в первую очередь лежит денежная эмиссия.

 

 

 

Эффективность эмиссионной деятельности напрямую зависит от организации финансовой системы, от наличия достаточно крупных  финансовых институтов, реально опосредующих денежное обращение и готовых  к ответственному сотрудничеству с  денежными властями.

Денежно-кредитное  регулирование осуществляется в  нескольких направлениях: регулирование объема кредитных операций и денежной эмиссии с целью воздействия на хозяйственную активность.

Одной из главных  проблем эффективного государственного регулирования финансовой сферы  является координация денежно-кредитных  и бюджетно-налоговых отношений. Денежно-кредитная политика играет здесь определяющую роль. Это обусловлено  тем, что используемые в ней инструменты  тесно связаны с оборотом материальных ценностей, с динамикой и структурой ВВП.

При определении  взаимодействия бюджета с денежно-кредитными инструментами огромное значение имеет  правильное установление масштабов  эмиссии с учетом фактора времени. У эмиссии есть свойство, которое  делает ее сходной с налогами. Как  чрезмерно высокие налоги разрушают  процесс производства, так и эмиссия, выходящая за рамки естественных потребностей производства и обращения, порождает инфляцию и разбалансирует спрос и предложение.

 

При проведении правильной эмиссионной политики появляется больше возможностей для снижения налогового пресса, усиления стимулирующей функции  налогов, создания благоприятного климата  для накопления и инвестирования. Напротив, необоснованное сжатие денежной массы порождает неустойчивость налоговой системы, поскольку ажиотажный спрос на деньги, охватывая большинство  субъектов рыночной экономики, приобретает  глобальный характер и дезорганизует  все товарно-денежное хозяйство. При  этом государство теряет значительную часть эмиссионного дохода: ее получают эмитенты различного рода денежных суррогатов или иностранной валюты, если ее обращение допускается внутри страны.

(Стратегия  государственной денежно-кредитной  и бюджетно-налоговой политики  России

В. СЕНЧАГОВ

доктор экономических  наук, академик РАЕН, руководитель Центра финансово-банковских исследований ИЭ РАН)

Замещение расчетов наличными  деньгами безналичными платежами и  их рациональная организация в условиях рыночной экономики имеют важное значение для регулирования денежного обращения, образования банковских ресурсов, организации кредитных отношений, контроля за работой предприятий и сокращения издержек обращения, связанных с денежными расчетами.

Преимущественное развитие безналичного денежного оборота  по сравнению с налично-денежным обращением объясняется как объективными причинами, так и сознательно  проводимыми государством мероприятиями  с целью создания рациональной системы  денежных расчетов и экономии общественных издержек обращения, поскольку скорость движения денег в безналичном  денежном обороте значительно выше скорости движения денег в налично-денежном обращении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Иначе говоря, эмиссия - это  такой выпуск денег в оборот, который  приводит к общему увеличению денежной массы в обращении. Эмиссия бывает наличная и безналичная.

Заключение

 

 

Таким образом, выпуск денег - главный источник денежных средств Центрального банка, используемый для авансирования расширенного воспроизводства. Эмиссия денег  производится в размерах, утверждаемых Правительством РФ, и распределяется в соответствии с предусмотренными целями, она осуществляется в двух формах:

 

деньги банковского  оборота при кредитовании коммерческих банков;

 

наличные  деньги, обеспечивающие кассовые операции по обслуживанию народного хозяйства  и бюджета.

 

Формирование  предложения денег -- процесс весьма сложный и неоднозначный, количественно определяемый множеством факторов, в том числе напрямую не зависящих от монетарных властей. Тем не менее, прогнозирование и регулирование денежного предложения в соответствии с потребностями реального сектора и банковской системы -- едва ли не основная задача любого центрального банка.

 

 

В рыночных отношениях деньги постоянно присутствуют в хозяйственном обороте. Новые  деньги в хозяйственный оборот поступают  из банков, которые создают их в  результате кредитных операций. Именно поэтому кредитный характер денежной эмиссии является одним из важнейших  принципов организации денежной системы любого государства.

Денежно-кредитная политика является составной частью экономической  политики государства, главными стратегическими  целями которой являются повышение  благосостояния населения и обеспечение  максимальной занятости. В связи  с этим основными ориентирами

Важным элементом  государственного финансового регулирования  и денежной системы выступают  организация и методы регулирования  денежного обращения. Государство  в законодательном порядке определяет финансовые механизмы и инструменты  регулирования денежной массы в  обращении.

Центральный банк страны постоянно осуществляет анализ и мониторинг состояния денежного  обращения, организует его и совершенствует методы регулирования. Наиболее распространенными  механизмами государственного регулирования  денежного обращения являются:

-           механизмы учетной ставки, т.е.  политика регулирования процента  по ссудам центрального банка,  предоставляются коммерческим банкам;

-           фондовые и валютные механизмы,  т.е. покупка и продажа государственных  и корпоративных ценных бумаг  и иностранной валюты на открытых  фондовом и валютном рынках;

-           механизм нормирования обязательных  резервов коммерческих банков.

Процентная  политика центрального банка в странах  с развитой рыночной экономикой выступает  одним из основных инструментов государственного регулирования денежного обращения. Манипулируя учетной ставкой  и влияя тем самым на рыночный уровень процента, центральный банк либо стимулирует кредитную активность коммерческих банков (политика кредитной  экспансии), либо сдерживает ее (политика кредитной рестрикции). Первый тип  процентной политики, направленный на рост кредитных вложений, приводит к увеличению денежной массы в  обращении; второй - к ее сокращению.

Обычно при  управлении денежным обращением политика регулирования банковского процента сочетается с операциями центрального банка на фондовом и валютном рынках. В целях сокращения денежной массы центральный банк страны может расширить продажу государственных бумаг и иностранной валюты, а для увеличения денежной массы в обращении - организовать выкуп государственных ценных бумаг, покупку корпоративных ценных бумаг и иностранной валюты. При этом, например, увеличение предложения государственных бумаг, кроме прямого эффекта, может привести к повышению доходности, росту ссудного процента и снижению спроса на кредит, что повлияет еще и на структуру денежной массы.

Используя механизм нормирования банковских резервов, центральный  страны может регулировать кредитные  ресурсы и кредитные коммерческих банков. Регулирование осуществляется путем установления нормативов обязательного  резервирования для коммерческих банков. Чем выше нормы банковских резервов коммерческих банков в центральном  банке, тем меньше денежной массы  в обращении, и наоборот. Нормы  обязательных банковских резервов влияют на структуру денежной массы.

Кроме названных  мер в мировой практике применяют  и административные меры регулирования  денежного обращения. К ним можно  отнести установление центральным  банком и правительством ограничений  на выдачу коммерческими банками  отдельных видов кредитов (например, потребительских или биржевых), установление и норм годового прироста кредитов и др.

Последним элементом  денежной системы являются государственные  органы, осуществляющие организацию  денежного обращения и денежно-кредитное  регулирование. Основным таким органом  в развитых странах является центральный  банк, который независимую денежно-кредитную  политику. Кроме того, к организации  и регулированию денежного обращения  имеют отношение законодательной  власти, принимающие законодатель! в этой области, правительство, министерство финансов стр. которые другие государственные  структуры.

Государственные органы, осуществляющие организацию  и регулирование денежного обращения, а также система денежно-кредитного регулирования в целом имеют  свои особенности в разных странах.

Федеральный закон «О Центральном банке РФ».

Федеральный закон «О банках и банковской деятельности».

Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о  бюджетной политике в 2008-2010 годах  от 9 марта 2007 года // Финансовый бизнес №2 2007

Бабич А.М., Павлова  Л.Н. Финансы, денежное обращение и  кредит. Учебное пособие.- М.: ЮНИТИ, 2007.

Борискин  А.В. Деньги Кредит Банки/ Е.Ф. Борискин,А.А. Тарабцева. - С-Пб.: СпецЛит, 2008.

Иванов В. В., Соколов Б. И. «Деньги. Кредит. Банки» - М.: Инфра - М, 2006. - 624с.

Казимагомедов А.А., Ильясов С.М. Организация денежно-кредитного регулирования. - М.: Финансы и статистика, 2009

Финансы: Учебник / Под ред. проф. Романовского М.В., проф. Вреблевской, проф. Сабайти Б.М. - 2-е изд., перер. и доп. - М.: Юрайт - Издат, 2009.

Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник / под ред. Л.А. Дробозиной. - М., 2009.

Деньги, кредит, банки: учебник/ колл. Авт.; под ред. Лаврушина  О.И.. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2008.

Рогова О. Валютный фактор экономической динамики // Журнал «Экономист» № 5 2005 г.

Рогова О. Денежно-кредитная система: Издержки внешней зависимости // Экономист  №11 2009

Тиникашвили Т.Ш. Кредитная система в структуре денежного хозяйства России // Журнал «Финансы и кредит» № 42 2009 г.

(Литовских А.М., Шевченко И.К.Финансы,  денежное обращение и кредит  Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003.)

Прежде всего через регулирование нормы обязательного резервирования государство увеличивает или уменьшает совокупную денежную массу в стране. Рассмотрим несколько примеров. Предположим, что депозиты коммерческого банка составляют 100 000 долл., а центральный банк принял решение об увеличении резервной нормы с 20 до 40 %. Выполняя решение центрального банка, коммерческий банк вынужден уменьшить кредитную эмиссию. Из 100 000 долл., при норме 20 % , коммерческий банк мог выдать ссуды на сумму 500 000 долл. (так как расчеты показывают, что при резерве 20 % каждый реальный доллар превращается в пять «кредитных»). При резерве в 40 % эмиссия кредитных денег сокращается в 2 раза. Кроме этого, увеличение резервной нормы заставит коммерческий банк сократить текущие счета и направить часть средств для увеличения резервов. До повышения резервной нормы резервная часть депозитов составляла 20 000 долл. (20 % от 100 000 долл.). Теперь же она составит 40 000 долл. (40 % от 100 000 долл.). Следовательно, кредитные возможности коммерческого банка уменьшились на 20 000 долл.

Информация о работе Денежно-кредитная эмиссия в Российской Федерации