Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 15:33, дипломная работа
Денежные расчеты производятся в виде безналичных платежей, либо наличными деньгами в кассу. В отличии платежей наличными, когда деньги непосредственно передаются плательщиком их получателю, безналичные расчеты осуществляются большей частью с помощью различных банковских, кредитных и расчетных операций, замещающих наличные деньги а обороте. Применение безналичных расчетов сокращает потребность в наличных деньгах, снижает расходы на денежное обращение, способствует концентрации в банках свободных денежных средств организаций, обеспечивает их более надежную сохранность.
Рисунок 1 – Классификация безналичных расчетов.
Предварительная оплата и плановые платежи производятся с использованием платежных поручений.
Платежное поручение представляет собой поручение предприятия (организации) банку о перечислении определенной суммы со своего счета на счет другого предприятия (организации). Платежные поручения действительны в течение 10 дней со дня выписки, при этом день выписки в расчет не принимается. Платежные поручения принимаются банком к исполнению только при наличии средств на счете плательщика, если иное не оговорено между банком и владельцем счета.
Платежные поручения по договоренности сторон, участвующих в сделке, могут быть срочными, досрочными и отсроченными.
Срочный платеж совершается в следующих вариантах:
авансовый платеж, то есть до отгрузки товара;
после отгрузки товара, то есть путем прямого акцепта товара;
частичные платежи при крупных сделках.
Долгосрочный и отсроченный платежи могут иметь место в рамках договорных отношений без ущерба для финансового положения сторон.
В связи с введением банковских идентификационных кодов (Инструкция Центробанка РФ от 05.09.96г. №323) все клиенты обязаны проставлять их в платежных поручениях в реквизитах кредитных организаций при осуществлении расчетов через расчетную сеть Банка России.
Платежное поручение оформляется в соответствии с пунктом 2мПорядка оформления расчетных документов Положения о безналичных расчетах. В реквизитах плательщика и получателя перед их наименованиями обязательно должны указываться идентификационные номера налогоплательщиков, присвоенные органами Госналогслужбы РФ при постановке на учет.
Рассматриваемое нами предприятие ОАО «БАРЗ №1» использует в своих расчетах платежные поручения (приложение 3).
Если условиями договора предусмотрено, что плательщик должен произвести предварительную оплату продукции (товаров, работ, услуг), размер которой определен договором (приложение 4), то он направляет в обслуживающий его банк платежное поручение на получателя. На основании этого платежного поручения банк списывает соответствующую сумму со счета плательщика и зачисляет ее на счет получателя (приложение 5).
Раньше чаще всего применялась акцептная форма расчетов. Она дает возможность контролировать выполнение поставщиком условий дорговора, сроков, качества поставки, цен.
Отгрузив продукцию или выполнив определенную работу, поставщик выписывает на имя покупателя счет и платежное поручение-требование.
При предварительном акцепте плательщику дается трехдневный срок со дня поступления расчетного документа в его банк для согласия или отказа от оплаты полностью или частично. Если в течение трех дней организация не заявит об отказе от акцепта, расчетный документ считается акцентированным и сумма списывается с расчетного счета (приложение 6,7). Акцептную форму расчетов можно представить следующим образом (рисунок 2)
| Покупатель (плательщик) |
| Отгрузка продукции, товаров (выполнение работ, услуг |
| Продавец (поставщик) | ||||||||
|
|
| |||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||
| акцепт (отказ от акцепта) |
| Платежное требование и отгрузочные документы |
| Зачисление средств на счет продавца | ||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||
| Банк, обслуживающий покупателя |
|
|
| Банк, обслуживающий продавца | ||||||||
|
|
|
| ||||||||||
|
|
|
|
Рисунок 2 – Акцептная форма расчетов.
В расчетах между организациями может использоваться и последующий акцепт. При нем расчетные документы поставщиков оплачиваются немедленно при получении их банком плательщика. Организация имеет право в течение трех рабочих дней отказаться от оплаты счета, и банк восстанавливает ранее списанные суммы на расчетном счете плательщика. Без акцепта покупателя списываются средства с его расчетного счета на оплату расчетных документов за газ, воду, канализацию. электроэнергию, услуги связи и так далее. (приложение 8). Плательщик (покупатель) может полностью (алеба) или частично (алире) отказаться от акцепта. Полный отказ от оплаты возможен из-за отсутствия заказа, нарушений договора поставки, частичный отказ – при применении поставщиком неправильных цен, допущении арифметических ошибок. Списание излишних, ошибочно зачисленных сумм производится в безакцептном порядке.
Платежные требования-поручения представляют собой расчетные документы, содержащие требование поставщика (продавца) к покупателю оплатить на основании направленных ему (минуя банк) счетов и отгрузочных документов стоимость поставленной продукции или товара (выполненных работ, оказанных услуг) и, одновременно, поручение покупателя обслуживающему его банку произвести оплату полученной продукции или товара (работ, услуг).
Поставщик, отгрузив продукцию (выполнив работы или оказав услуги), выписывает в трех экземплярах платежное требование-поручение и вместе с копиями отгрузочных документов передает их в банк покупателя (плательщика). При согласии полностью или частично оплатить поставку (работы, услуги) покупатель заполняет должным образом платежное поручение, на основании которого соответствующая сумма перечисляется на счет поставщика. Под выставленное платежное поручение банк плательщика передает ему отгрузочные документы.
Схематично расчет плательщика требованиями – поручениями представлен на рисунке 3.
| Покупатель (плательщик) |
| Отгрузка продукции, товаров (выполнение работ, услуг |
| Продавец (поставщик) | ||||||||||
|
|
| |||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||
| Платежное поручение |
| Платежное требование и отгрузочные документы |
| Зачисление средств на счет продавца | ||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||
| Отгрузочные документы |
| Банк, обслуживающий покупателя |
| Банк, обслуживающий продавца | ||||||||||
|
|
| |||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||
| Платежное требование-поручение |
|
|
Рисунок3 - Расчет платежными требования – поручениями.
Рассматриваемое нами предприятие ОАО «БАРЗ №1» не используется данную форму расчета в своей хозяйственной деятельности.
На практике передано возникают ситуации, когда одна из сторон плохо выполняет или вовсе не выполняет своих обязательств по договору. Это заставляет искать такие формы расчетов и договоров, которые позволяли бы избежать подобных ситуаций. Одной из таких форм является аккредитив, который ставит покупателя и поставщика практически в развитии условия.
Аккредитив представляет собой денежное обязательство банка, выдаваемое им по поручению клиента (предприятие, организации) в пользу контрагента последнего по договору, по которому банк, открывший аккредитив (банк – эмитент), может произвести поставщику платеж или предоставить полномочия произвести такой платеж другому банку при условии предоставления ему поставщиком документов, предусмотренных аккредитивом, а также при выполнении других условий аккредитива. Отдельный аккредитив открывается для расчетов только с одним поставщиком (контрагентом). Схематично аккредитивную форму расчетов можно представить следующим образом (рисунок 4).
Плательщик |
| Отгрузка продукции |
| Поставщик | |||||||
|
| ||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
заявление на восстановление аккредитива |
| Отгрузочные документы |
| Зачисление средств на счет поставщика | |||||||
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
Банк плательщика |
| Уведомление о восстановлении аккредитива |
| Банк поставщика |
Рисунок 4 - Аккредитивная форма расчетов.
Расчеты по аккредитиву регулируются §3 главы 46 ГК РФ. Кроме того, могут применяться Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов (публикация Международной торговой палаты №500), которые вступили в силу 1.01.1994 г.
Срок действия и порядок расчетов по аккредитиву определяются договором между плательщиком и поставщиком, который должен содержать следующую информацию:
наименование банка-эмитента;
способ извещения поставщика о выставлении аккредитива;
полный перечень документов, представленных поставщиком для получения денег по аккредитиву.
Могут открываться следующие виды аккредитивов:
покрытые (депонированные) или непокрытые (гарантированные) аккредитивы;
отзывные или безотзывные аккредитивы.
Покрытыми (депонированными) считаются аккредитивы, при открытии которых банк-эмитент перечисляет средства плательщика (собственные или заемные) в распоряжение банка поставщика (исполняющий банк). Банк поставщика (исполняющий банк) зачисляет эти средства на специальный балансовый счет на весь срок действия обязательств банка-эмитента.
При использовании непокрытого аккредитива средства остаются в банке-эмитенте. При наличии между банками корреспондентских отношений непокрытый (гарантированный) аккредитив может открываться в исполняющем банке путем предоставления ему права списывать сумму аккредитива со счета банка-эмитента.
Каждый аккредитив должен ясно указывать, является он отзывным или безотзывным. При отсутствии такого указания аккредитив считается отзывным. Отзывной аккредитив может быть изменен или аннулирован. без предварительного согласия поставщика (например, в случае несоблюдения условия договора, отказа банка-эмитента гарантировать платежи по аккредитиву и так далее). Безотзывной аккредитив не может быть изменен или аннулирован без согласия поставщика, в пользу которого он открыт. Поставщик также может досрочно отказаться от использования аккредитива, если это предусмотрено условиями аккредитива.
Преимущества аккредитивной формы расчетов состоят в ускорении сроков расчетов для поставщиков, наличии гарантий у плательщика оплата под конкретную поставку) и у поставщика (оплата поставки гарантирована депонированными под нее средствами).
Недостаток аккредитивной формы расчетов заключается в замедлении оборачиваемости оборотных средств для плательщиков в связи с тем, что аккредитив выставляется на довольно значительный (до одного месяца) срок.