Денежные расчеты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 15:33, дипломная работа

Описание работы

Денежные расчеты производятся в виде безналичных платежей, либо наличными деньгами в кассу. В отличии платежей наличными, когда деньги непосредственно передаются плательщиком их получателю, безналичные расчеты осуществляются большей частью с помощью различных банковских, кредитных и расчетных операций, замещающих наличные деньги а обороте. Применение безналичных расчетов сокращает потребность в наличных деньгах, снижает расходы на денежное обращение, способствует концентрации в банках свободных денежных средств организаций, обеспечивает их более надежную сохранность.

Файлы: 1 файл

диплом по бух учету.doc

— 1.01 Мб (Скачать файл)

ОАО «Брянский авторемонтный завод №1» не использует данную форму  расчетов.

Плановые платежи как форма  безналичных расчетов применяется в следующих случаях:

     контрагентов договора  не устраивают ни предоплата, ни оплата по факту свершения сделки;

     сделка реализуется в течение длительного периода, и оплата ее осуществляется в течение этого периода, как правило, равными долями в независимости от ритма поставок;

     объем сделки при заключении договора известен приблизительно и  может уточняться в ходе ее реализации.

Осуществляются плановые платежи с использованием платежных поручений.

При расчетах чеками владелец счета (чекодатель) дает ничем не обусловленное письменное  поручение обслуживающему банку перечислить определенную сумму, указанную в чеке, с его счета на счет получателя средств (чекодержателя).

Расчетный чек вручается плательщиком – чекодателем поставщику – чекодержателю для предъявления  его в банк, ведущий счет чекодателя, для оплаты.

Расчеты чеками между предприятиями производятся в пределах депонированных на эти цели на специальном счете средств. Оплата чеков производится с этого специального счета.

Для обеспечения платежей по чекам вместе с заявлением на выдачу чека предприятия представляли в банк платежное поручение на соответствующею сумму для депонирования ее на  отдельном счете.

До 1991 года включительно для расчетов использовались лимитированные чековые книжки,  с 1992 года – чеки «Россия». Данная форма расчетов не используется в  хозяйственной деятельности ОАО «БАРЗ №1»

 

 

2.2 Принципы организации учета операций по не денежным расчетам.

 

В современной практике хозяйственной деятельности между организациями встречается достаточно много разновидностей расчетов по выполненным договорным обязательствам, которые не проходят через банковские счета. К таким не денежным расчетам  относятся бартерные операции, взаиморасчеты и уступка требования третьим лицам.

Необходимость проведения взаимозачетных операций возникает тогда, когда между двумя организациями заключены два различных договора на поставку продукции (выполнение работ, оказание услуг),  а расчет денежными средствами по каким либо причинам невозможен. У организаций образуются взаимные кредиторские и дебиторские задолженности и возможным способом их погашения является зачет взаимных требований.

Порядок проведения взаимозачетов установлен статьей 410 ГК РФ, согласно которой обязательство одного участника договора прекращается (полностью или частично) зачетом встречного однородного требования другого участника договора, срок исполнения которого наступил, или определен моментом востребования. Зачет взаимных требований является одним из способов прекращения обязательств, предусмотренных главой 26 ГК РФ.

Для проведения  взаимозачета достаточно заявления одного из участников договора.

Необходимым условием  осуществления  взаимозачета является то, что он проводится только между организациями, имеющими однородные договорные обязательства друг перед другом, без участия какой-либо третьей стороны. При этом каждый из участников зачета по одному договору выступает кредитором, а по другому-  должником.

Статья 411 ГК РФ устанавливает конкретный перечень случаев недопустимости зачета. Согласно этому перечню, применительно к юридическим лицам, осуществляющим коммерческую деятельность, не допускается зачет требований, если одной стороной предъявляется требование о зачете задолженности, по которой истек срок исковой давности или этот срок наступит в момент оформления зачета. Согласно ГК РФ срок исковой давности составляет три года.

В соответствии со статьей 9 «Первичные учетные документы» Федерального закона от 21 ноября 1996г. «129-913 «О бухгалтерском учете» (с изменениями от 23 июля 1998 года) все хозяйственные операции, проводимые  организацией, оформляются оправдательными документами.

Некорректное оформление документов, подтверждающих  произведенный взаимозачет, может привести, например, к тому, что сумма НДС,  возмещаемые из бюджета в результате этой операции, не будут приняты налоговыми органами, а это может повлечь за собой взыскание сумм штрафов и пеней в бюджет.

Специальной формы документа для оформления взаимозачета не существует, поэтому оформить взаимозачетную операцию можно несколькими способами.

При первом способе сторонам необходимо провести выверку взаимозачетов и оформить ее актом сверки расчетов.

В акте сверки следует указать реквизиты договоров и первичных документов, по которым возникли задолженности, и суммы задолженностей с выделением НДС. После составления акта одна из сторон в письменной форме представляет заявление о проведении зачета за подписью руководителя и  главного бухгалтера. Сделка по проведению взаимозачета вступает в силу с момента получения этого заявления другой стороной. Подтверждение этого получения  может служить почтовая квитанция, уведомление о получении и тому подобное.

При другом способе  сторонам достаточно  оформить акт взаимозачета встречных требований, который подписывается руководителями обеих организаций. В нем стороны  подтверждаю расчеты и выражают взаимное согласие на  проведение зачета. При этом варианте для правомерного возмещения НДС  в акте также выделяется сумма НДС отдельной строкой.

В случае  равенства договорной и  стоимости обязательств по выполненным договорам взаимные обязательства сторон погашаются полностью. В противном случае у одной из сторон останется кредиторская задолженность, но в меньшем размере по сравнению с первоначальной. В этом случае способ погашения остатка задолженности также оговаривается в соглашении о проведении взаимозачета.

Рассматриваемое нами предприятие ОАО «БАРЗ №1» достаточно часто использует в своей хозяйственной деятельности данную форму  расчетов.  Схематично проведение взаимозачетной операции представлено на рисунке 5.

 

ОАО

«БАРЗ №1»

       

услуги

           

Автобаза

УФПС

 

задолженность

 

            задолженность

услуги

               задолженность

 

 

 

 

 

ОАО

«Брянсксвязьинформ»

 

 

 

 

 

 

Рисунок 5 -  Схема проведения операций по зачету взаимных требований.

В ноябре 1999г. ОАО «БАРЗ №1» оказало Автобазе УФПС  услуги по ремонту легкового автомобиля на сумму 5336-37, в следствие чего у Автобазы УФПС возникла кредиторская задолженность перед ОАО «БАРЗ №1» в сумме 5336-37, что подтверждается актом сверки расчетов (приложение 9).

Между Автобазой УФПС и ОАО «Брянсксвязьинформ» также имеется взаимозадолженность в пользу Автобазы УФПС.

При этом ОАО «БАРЗ №1» ежемесячно производит оплату ОАО «Брянсксвязьинформ» за услуги связи.

Из-за временного отсутствия  денежных средств на расчетных счетах и для погашения возникших взаимных задолженностей вышеуказанные предприятия заключили соглашение о проведении взаиморасчетов (приложение 10).

ОАО «Брянсксвязьинформ» погашает задолженность ОАО «БАРЗ №1» за услуги связи на сумму 5336-37;

ОАО «Брянсксвязьинформ» и Автобазе УФПС учитывают взаимозадолженность  между собой, на сумму 5336-37 в том числе НДС  889-40;

ОАО «БАРЗ №1» погашает задолженность Автобазе УФПС за услуги по ремонту автомобиля 5336-37 в том числе НДС  889-40.

В настоящее время острая нехватка денежных средств привела к тому, что все большее распространение  получают различные варианты расчетов  между предприятиями без их использования. Одним из таких вариантов расчетов является бартер, который позволяет огромному количеству предприятий хоть как-то поддерживать свою  ……деятельность.

Бартерной считается сделка, при которой обязательства сторон прекращаются их надлежащим исполнением путем встречной поставки товаров (работ, услуг). При этом денежных обязательств у сторон не возникает –изначально, то есть у нее в момент заключения договора стороны предполагают, что все расчеты между ними производятся в не денежной форме (без использования денежных средств и иных платежных документов).

Все бартерные сделки можно разделить на две группы:

     товарообменные сделки – сделки, предусматривающие взаимную поставку товаров;

     прочие бартерные сделки – сделки, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), хотя бы одной стороной сделки. К этой группе относятся  сделки, в рамках которых между сторонами производится обмен товаров (работ, услуг) на работы (услуги).

В соответствии с пунктом 2 статьи 40 Налогового кодекса РФ товарообменные (бартерные) сделки включают в перечень сделок, по которым налоговым органам представлено право контролировать правильность применения цен. Это означает, что если,  по мнению налогового органа, примененные сторонами бартерной сделки цены товаров (работ, услуг) отклоняются (в большую или меньшую сторону) от рыночных цен на идентичные (однородные) товары (работы, услуги) более чем на 20%, то налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налогов и пеней, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары (работы, услуги) (пункт 3 статьи 40 НК РФ).

С введением в действие положений по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ( ПБУ 5/98) и «Учет основных средств» (ПБУ 6/97), утвержденных приказом МФ РФ от 15.06.98 №25Н и от 03.09.97 №65Н, произошли существенные изменения в нормальном регулировании товарных сделок.

Основная новация этих документов заключается в том, что имущество, получаемое в порядке товарообмена, приходуется  по балансовой стоимости выбывающего имущества.

Согласно статьи 568 ГК РФ расходы на передачу и принятие товаров должна нести  та сторона, на которую договором возложены соответствующие обязанности.

ПБУ 5/98 и ПБУ  6/97 не  содержат специальных норм по учету затрат на приобретение имущества в порядке обмена. В связи с этим пользуются общими нормами бухгалтерского учета, предписывающими отражать имущество в балансе по фактическим затратам на его приобретение. Тогда имущество, приобретаемое путем обмена, должно приходоваться по балансовой стоимости выбывающего имущества  плюс дополнительные затраты на осуществление обмена, которые несет сторона в соответствии с условиями договора)

В соответствии со статьей 40 НГ РФ  для определения рыночных цен товаров (работ, услуг) используются официальные источники информации о рыночных ценах на идентичные (однородные) товары (работы, услуги) и биржевых котировках сложившихся на ближайших по отношению к покупателю (продавцу)  территории (пункты 4-9 статьи 40 НК РФ). Если по какой-либо  причине такую информацию получить нельзя (например, в виду отсутствия на соответствующем рынке сделок с идентичными товарами), то для определения рыночной цены используется метод цены последующей реализации ( пункт 10 статьи 40 НК РФ).

При использовании метода цены последующей реализации рыночная цена товаров (работ, услуг), реализуемых  продавцом, определяется как разность цены, по которой такие товары (работы, услуги) реализованы покупателям этих товаров (работ, услуг) при последующей их реализации (перепродаже), и обычных в подобных случаях затрат, понесенных этим покупателем при перепродаже (без учета цены, по которой были приобретены указанным покупателем у продавца товары (работ, услуги) и продвижении на рынок приобретенных у покупателя товаров (работ, услуг), а также  обычной для этой сферы деятельности прибыли покупателя.

Если рыночная цена товаров (работ, услуг) не может быть определена с использованием метода цен последующей реализации, то применяется затратный метод (пункт 10 статьи 40 НК РФ). Суть затратного метода состоит в том, что рыночная цена товаров (работ, услуг), реализуемых продавцом, определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях приемы и косвенные затраты на производство (приобретение) и  реализацию товаров (работ, услуг), на транспортировку, хранение, страхование и иные подобные затраты.

В качестве товара в товарообменной сделке может выступать любое имущество организации (основные средства, материалы, МБП, готовая продукция, товары и тук далее).

Отношения сторон при осуществлении товарообменных сделок регулируются главой 31 ГК РФ «Мена». По договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороне один товар в обмен на другой (пункт 1 статьи 567 ГК РФ). К договору мены применяются правила о купле-продаже, если это не противоречит главе 31 ГК РФ и существу мены. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен (пункт 2 статьи 567 ГК РФ). Если из договора мены не вытекает иное, товары. подлежащие обмену, предполагаются  равноценными (пункт 1 статьи 568 ГК РФ).

При обмене товарами необходимо учитывать, что обмениваемые товары  могут быть признаны сторонами договора мены неравноценными (пункт 1 статьи 568 ГК РФ). При этом сторона, передающая  товар, цена которого ниже, уплачивает второй стороне разницу в ценах. В этом случае фактическая себестоимость приобретенного по договору мены имущества определяется сторонами следующим образом:

Информация о работе Денежные расчеты