Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 23:18, дипломная работа
Целью дипломной работы является раскрытие основных подходов к классификации банковских рисков, методов управления ими, а также определение путей их минимизации на примере ЗАО “ЮниКредит Банк”.
Для реализации поставленной цели был сформулирован следующий круг задач:
1. рассмотреть теоретические аспекты банковских рисков
2. проанализировать организационно финансовую деятельность ЗАО “ЮниКредит Банк”
3. Анализ и пути совершенствования управления банковскими рисками на примере ЗАО “ЮниКредит Банк”
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты банковских рисков...........................................4
1.1Понятие банковских рисков..............................................................................4
1.2Классификация банковских рисков .................................................................9
1.3Методы управления и регулирования банковских рисков.....................18
Глава 2. Анализ организационно финансовой деятельности ЗАО “ЮниКредит Банк”……………………………………………………………..38
2.1Организационно-экономическая характеристика деятельности ЗАО “ЮниКредит Банка” …………………………………………………………….38
2.2Активы и пассивы ЗАО “ЮниКредит Банка”…………………………….41
2.3Анализ основных финансовых показателей ЗАО “ЮниКредит Банк”….46
Глава 3.Анализ и пути совершенствования управления банковскими рисками на примере ЗАО “ЮниКредит Банк”.………………………………………….66
3.1Управление кредитными рисками…………………………………………66
3.2 Управление операционными рисками…………………………………….70
3.3 Управление рыночными рисками…………………………………………80
Заключение………………………………………………………………………86
Список литературы........................................................................................92
В большинстве ситуаций
можно использовать один или несколько
приемов для минимизации
1)Перевод риска на страховую компанию.
2)Перевод фактора, порождающего данный риск на третью сторону.
3)Снижение вероятности
наступления неблагоприятных
4)Снижение величины потерь, связанных с неблагоприятными событиями.
5)Абсолютный запрет на деятельность, которая порождает риск.
Оценка операционного
риска предполагает оценку вероятности
наступления событий или
Я рекомендую ЗАО “ЮниКредит Банку” использовать методы, применяющиеся в международной банковской практике:
Методы, основанные на применении
статистического анализа
Сущность балльно-весового метода заключается в оценке операционного риска в сопоставлении с мерами по его минимизации.
На основе экспертного анализа выбираются информативные для целей управления операционным риском показатели и определяется их относительная значимость (весовые коэффициенты). Затем выбранные показатели сводятся в таблицы (оценочные карты) и оцениваются с использованием различных шкал. Полученные результаты обрабатываются с учетом весовых коэффициентов и сопоставляются в разрезе направлений деятельности кредитной организации, отдельных видов банковских операций и других сделок.
Применение балльно-весового метода (метода оценочных карт) наряду с оценкой операционного риска позволяет выявить слабые и сильные стороны в управлении операционным риском.
Модель операционного риска используется ревизионно-контрольным департаментом банка. Она включает количественные и качественные факторы, где каждому фактору приписывается определенный вес, в зависимости от его влияния на присущий банку риск, и уровень значимости в зависимости от рассматриваемого подразделения. Присущий риск – это сумма произведений весов и уровня значимости всех факторов. Максимальное значение присущего риска равно пяти. Количественные факторы62:
1. Объемы транзакций (15% присущего риска). Это не прямой доступ к активам путем инициирования или изменения сделки, а не с помощью непосредственного физического контакта с деньгами. Автоматизированные системы позволяют приобретать активы без физического доступа с помощью системы электронных платежей.
2. Последствия ошибок (11% присущего риска). Ошибки могут повлиять на финансовую отчетность и на информационную систему поддержки принятия решений. Например: ошибки в финансовых и транзакционных отчетов вследствие большого количества операций могут сильно повлиять на решения, принимаемые на основе неправильных данных.
3. Надежность данных (8% присущего риска). Здесь рассматривается доверие банка или клиента к данным, где необходимо учитывать опыт клиентов и ошибки, которые могут повлиять на банковскую деятельность. Особенно важно учитывать те ситуации, где клиент непосредственно отсутствует.
4. Суть процесса (3% присущего риска). При рассмотрении той или иной деятельности важно учитывать тип и уровень используемой автоматизации. Автоматизация и хорошие средства управления позволяют проследить за последовательным уменьшением возможных ошибок. Отсутствие автоматизации может отразиться на риске.
5. Доступ к физическим активам (3% присущего риска). Активы, доступ к которым можно получить непосредственно через физический контакт, например наличные деньги, чеки, ценные бумаги. Фактор ликвидности используется чтобы отразить возможность конвертируемости в наличные деньги.
Качественные факторы:
1. Качество управления (10% присущего риска). Фактор относится к управленческим уровням, на которых не осуществляется непосредственный контроль, но они задают общий тон и определяют стратегическое направление группы. Это, как правило, происходит на уровне высшего руководства банка, и зависит от структуры организации.
2.Административное решение (10% присущего риска). Фактор относится непосредственно к административной свободе действий в осуществлении всех или выборочных сделок (определить простые сделки, по сути, и статусу – решаемые «в низу», и сложные решаемые на более высоком уровне).
3.Степень/качество наблюдения (10% присущего риска). Фактор управленческого уровня, который предусматривает ежедневное наблюдение за осуществляемыми операциями в определенной области.
4.Оценка среды (11% присущего риска). Фактор оценки эффективности среды, в которой осуществляется управление. Самооценка менеджеров, результаты мониторинга, которые необходимо учитывать при оценке среды, где осуществляется управление.
5.Характеристика продукта/услуги (7% присущего риска). Учитывается риск, связанный с самим продуктом/услугой. Новый банковский продукт более рискован, так как нет опыта в его использовании, продажи. Возникновение трудностей в предоставлении продукта, бухгалтерском учете и юридическом оформлении следует повышенный риск, также с продажей продукта.
6.Особенности системы (6% присущего риска). Фактор связан с риском автоматизированной системы, которая помогает выполнять операции. Новая система более рискованна, чем старая, поскольку отсутствует историческая информация в надежности ее использования. Трудности в использовании системы также связаны со способом разработки технологического процесса (онлайн-пакет), эффективностью используемых технологий, количества и видов интерфейсов, так как многие интерфейсы оказывают влияние на другие системы и могут увеличить риск.
7.Давление, оказываемое для достижения целей (6% присущего риска). Подразумевается давление, оказываемое на руководство и коллектив компании для достижения определенных целей. Реальная цель важна для ее достижения.
В рамках метода моделирования
(сценарного анализа) на основе экспертного
анализа для направлений
Периодичность проведения оценки операционного риска рекомендуется определять во внутренних документах кредитной организации.
В целях предупреждения возможности повышения уровня операционного риска рекомендуется проводить мониторинг операционного риска63, который нужно осуществлять путем регулярного изучения системы показателей (в том числе статистических, финансовых) деятельности кредитной организации. Необходимо определить периодичность осуществления мониторинга операционного риска на основе его существенности для соответствующего направления деятельности, внутреннего процесса или информационно-технологической системы.
Для проведения
мониторинга операционного
В отношении контроля за операционным риском наиболее важным является:
контроль за соблюдением установленных лимитов по проводимым банковским операциям и другим сделкам;
соблюдение установленного порядка доступа к информации и материальным активам банка;
надлежащая подготовка персонала;
регулярная выверка первичных документов и счетов по проводимым банковским операциям и другим сделкам.
Кредитной организации рекомендуется доводить до участников (акционеров), кредиторов, вкладчиков и иных клиентов, внешних аудиторов, рейтинговых агентств и других заинтересованных лиц информацию по управлению операционным риском.
Минимизация операционного
риска предполагает осуществление
комплекса мер, направленных на снижение
вероятности наступления
Основным методом
минимизации операционного
3.3 Управление рыночными рисками
Деятельность ЗАО “ЮниКредит Банка”, как и любого другого банка подвержена влиянию рыночного риска. В процессе управления рыночным риском Банк руководствуется требованиями, установленными нормативными актами и рекомендациями Банка России.
Основными составляющими рыночного риска являются фондовый, валютный и процентный риски. Совокупная величина рыночного риска определяется в соответствии с нормативным документом Банка России, регламентирующим порядок расчета кредитными организациями величины рыночного риска. Оптимальное соотношение между основными типами рыночных рисков определяются Банком самостоятельно в оперативном режиме.
Управление рыночным риском в Банке я рекомендую основывать на принципах разграничения источников рыночного риска, ответственности за принимаемый риск, ограничения возможных потерь и централизации управления рыночным риском.
Банку необходимо организовать систему управления рыночным риском в следующих целях:
- недопущение возможных убытков вследствие колебания рыночных цен;
- соблюдение требований
- получение оптимального
- увеличение экономической
- обеспечение соблюдения
Основными задачами создания системы управления рыночным риском являются64:
Основным ограничением по процентному риску являются лимиты на финансовые инструменты, по которым он рассчитывается. В рамках ограничения риска процентной ставки Управлением банковских рисков осуществляется постоянный мониторинг размещаемой Банком России информации о максимальных процентных ставках по 10 крупнейшим кредитным организациям, привлекающим наибольший объем денежных средств, а также мониторинг и анализ действующих в Банке (в том числе региональной сети) процентных ставок по вкладам физических лиц. Указанная информация принимается во внимание руководством Банка при утверждении условий новых видов вкладов, изменении условий по действующим вкладам физических лиц, а также при оценке банковских рисков.
Валютным риском Банк управляет
посредством обеспечения
Банк не осуществляет существенных объемов операций от своего имени и за свой счет с финансовыми инструментами, по которым рассчитывается фондовый риск. При этом, в случае принятия решения о соответствующих вложениях, они будут проводиться исключительно при условии наличия долгосрочного фондирования и в рамках жестких лимитов на финансовые инструменты, по которым оценивается фондовый риск. Банк и в дальнейшем будет воздерживаться от вложений в ценные бумаги, не котирующиеся на российских фондовых биржах и/или ведущих мировых фондовых биржах.