Кредитные риски

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 23:18, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является раскрытие основных подходов к классификации банковских рисков, методов управления ими, а также определение путей их минимизации на примере ЗАО “ЮниКредит Банк”.
Для реализации поставленной цели был сформулирован следующий круг задач:
1. рассмотреть теоретические аспекты банковских рисков
2. проанализировать организационно финансовую деятельность ЗАО “ЮниКредит Банк”
3. Анализ и пути совершенствования управления банковскими рисками на примере ЗАО “ЮниКредит Банк”

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты банковских рисков...........................................4
1.1Понятие банковских рисков..............................................................................4
1.2Классификация банковских рисков .................................................................9
1.3Методы управления и регулирования банковских рисков.....................18
Глава 2. Анализ организационно финансовой деятельности ЗАО “ЮниКредит Банк”……………………………………………………………..38
2.1Организационно-экономическая характеристика деятельности ЗАО “ЮниКредит Банка” …………………………………………………………….38
2.2Активы и пассивы ЗАО “ЮниКредит Банка”…………………………….41
2.3Анализ основных финансовых показателей ЗАО “ЮниКредит Банк”….46
Глава 3.Анализ и пути совершенствования управления банковскими рисками на примере ЗАО “ЮниКредит Банк”.………………………………………….66
3.1Управление кредитными рисками…………………………………………66
3.2 Управление операционными рисками…………………………………….70
3.3 Управление рыночными рисками…………………………………………80
Заключение………………………………………………………………………86
Список литературы........................................................................................92

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ с таблицами!!!!! (Восстановлен).docx

— 405.74 Кб (Скачать файл)

В большинстве ситуаций можно использовать один или несколько  приемов для минимизации каждого  отдельного риска.61

1)Перевод риска на страховую компанию.

2)Перевод фактора,  порождающего данный риск на  третью сторону.

3)Снижение вероятности  наступления неблагоприятных событий.

4)Снижение величины  потерь, связанных с неблагоприятными  событиями.

5)Абсолютный запрет  на деятельность, которая порождает  риск.

Оценка операционного  риска предполагает оценку вероятности  наступления событий или обстоятельств, приводящих к операционным убыткам, и оценку размера потенциальных  убытков. Поэтому кредитной организации  рекомендуется определить методы оценки операционного риска во внутренних документах (разработать методы оценки операционного риска самостоятельно, либо использовать методы, принятые в  международной банковской практике).

Я рекомендую ЗАО “ЮниКредит Банку” использовать методы, применяющиеся в международной банковской практике:

  • статистический анализ распределения фактических убытков;
  • балльно-весовой метод (метод оценочных карт);
  • моделирование (сценарный анализ).

Методы, основанные на применении статистического анализа распределения  фактических убытков, позволяют  сделать прогноз потенциальных  операционных убытков исходя из размеров операционных убытков, имевших место  в данной кредитной организации  в прошлом. При применении этих методов  в качестве исходных данных рекомендуется  использовать информацию о понесенных операционных убытках.

Сущность балльно-весового метода заключается в оценке операционного риска в сопоставлении с мерами по его минимизации.

На основе экспертного  анализа выбираются информативные  для целей управления операционным риском показатели и определяется их относительная значимость (весовые коэффициенты). Затем выбранные показатели сводятся в таблицы (оценочные карты) и оцениваются с использованием различных шкал. Полученные результаты обрабатываются с учетом весовых коэффициентов и сопоставляются в разрезе направлений деятельности кредитной организации, отдельных видов банковских операций и других сделок.

Применение балльно-весового метода (метода оценочных карт) наряду с оценкой операционного риска позволяет выявить слабые и сильные стороны в управлении операционным риском.

Модель операционного риска используется ревизионно-контрольным департаментом банка. Она включает количественные и качественные факторы, где каждому фактору приписывается определенный вес, в  зависимости от его влияния на присущий банку риск, и уровень значимости  в  зависимости от рассматриваемого подразделения. Присущий риск –  это  сумма произведений весов и уровня значимости всех факторов.  Максимальное значение присущего риска равно пяти. Количественные факторы62:

1. Объемы транзакций (15% присущего  риска). Это не прямой доступ  к активам путем инициирования или изменения сделки, а не с помощью непосредственного физического контакта с деньгами. Автоматизированные  системы позволяют приобретать активы без физического доступа с помощью системы электронных платежей.

2. Последствия ошибок (11% присущего риска). Ошибки могут  повлиять на финансовую отчетность и на информационную систему  поддержки принятия решений. Например: ошибки в финансовых и транзакционных отчетов вследствие большого количества операций  могут сильно повлиять на решения, принимаемые на основе неправильных данных.

3. Надежность данных (8% присущего   риска). Здесь рассматривается доверие банка  или клиента к данным, где необходимо учитывать опыт клиентов и ошибки, которые могут повлиять на банковскую деятельность. Особенно важно учитывать те ситуации, где клиент непосредственно отсутствует.

4.  Суть процесса (3% присущего  риска). При рассмотрении той или            иной деятельности важно учитывать тип и уровень используемой автоматизации. Автоматизация и хорошие средства управления позволяют проследить за последовательным уменьшением возможных ошибок. Отсутствие автоматизации может отразиться на риске.

5. Доступ к физическим  активам (3% присущего риска). Активы, доступ к которым можно получить непосредственно через физический контакт, например наличные деньги, чеки, ценные бумаги. Фактор ликвидности используется чтобы отразить возможность конвертируемости в наличные деньги.

Качественные факторы:

1. Качество управления (10% присущего риска). Фактор относится к  управленческим уровням, на которых не осуществляется непосредственный  контроль, но они задают общий тон и определяют стратегическое направление группы. Это, как правило, происходит на уровне высшего руководства банка, и зависит от структуры организации.

2.Административное  решение  (10% присущего риска). Фактор относится непосредственно к административной свободе действий в  осуществлении всех или выборочных сделок (определить простые сделки, по сути, и статусу – решаемые «в низу», и сложные решаемые на более высоком уровне).

3.Степень/качество наблюдения (10% присущего риска). Фактор управленческого уровня, который предусматривает ежедневное                  наблюдение за осуществляемыми операциями в определенной                  области.

4.Оценка среды (11% присущего риска). Фактор оценки эффективности среды, в которой осуществляется управление.                  Самооценка менеджеров, результаты мониторинга, которые необходимо учитывать при оценке среды, где осуществляется управление.

5.Характеристика продукта/услуги (7% присущего риска). Учитывается риск, связанный с самим продуктом/услугой. Новый банковский продукт более рискован, так как нет опыта в его использовании,   продажи. Возникновение трудностей в предоставлении продукта, бухгалтерском учете и юридическом оформлении следует повышенный  риск, также с продажей продукта.

6.Особенности системы  (6% присущего риска). Фактор связан с риском автоматизированной системы, которая помогает выполнять операции. Новая система более рискованна, чем старая, поскольку отсутствует  историческая информация в надежности ее использования. Трудности в  использовании системы также связаны со способом разработки технологического процесса (онлайн-пакет), эффективностью используемых технологий, количества и видов интерфейсов, так как многие интерфейсы  оказывают влияние на другие системы и могут увеличить риск.

7.Давление, оказываемое для достижения целей (6% присущего риска). Подразумевается давление, оказываемое на руководство и коллектив   компании    для    достижения определенных целей. Реальная цель важна для ее достижения.

В рамках метода моделирования (сценарного анализа) на основе экспертного  анализа для направлений деятельности кредитной организации, отдельных  видов банковских операций и других сделок определяются возможные сценарии возникновения событий или обстоятельств, приводящих к операционным убыткам, и разрабатывается модель распределения  частоты возникновения и размеров убытков, которая затем используется для оценки операционного риска.

Периодичность проведения оценки операционного риска  рекомендуется определять во внутренних документах кредитной организации.

В целях предупреждения возможности повышения уровня операционного риска рекомендуется проводить мониторинг операционного риска63, который нужно осуществлять путем регулярного изучения системы показателей (в том числе статистических, финансовых) деятельности кредитной организации. Необходимо определить периодичность осуществления мониторинга операционного риска на основе его существенности для соответствующего направления деятельности, внутреннего процесса или информационно-технологической системы.

Для проведения мониторинга операционного риска  я предлагаю создать систему индикаторов уровня операционного риска (показатели или параметры, которые теоретически или эмпирически связаны с уровнем операционного риска, принимаемого кредитной организацией). В качестве индикаторов уровня операционного риска могут быть использованы сведения о количестве несостоявшихся или незавершенных банковских операций и других сделок, увеличении их частоты и(или) объемов, текучести кадров, частоте допускаемых ошибок и нарушений, времени (продолжительности) простоя информационно-технологических систем и других показателях. Для каждого индикатора рекомендуется установить лимиты (пороговые значения), что позволит обеспечить выявление значимых для кредитной организации операционных рисков и своевременное адекватное воздействие на них.

В отношении  контроля за операционным риском наиболее важным является:

контроль за соблюдением установленных лимитов по проводимым банковским операциям и другим сделкам;

соблюдение установленного порядка доступа к информации и материальным активам банка;

надлежащая подготовка персонала;

регулярная выверка  первичных документов и счетов по проводимым банковским операциям и  другим сделкам.

Кредитной организации  рекомендуется доводить до участников (акционеров), кредиторов, вкладчиков и  иных клиентов, внешних аудиторов, рейтинговых  агентств и других заинтересованных лиц информацию по управлению операционным риском.

Минимизация операционного  риска предполагает осуществление  комплекса мер, направленных на снижение вероятности наступления событий  или обстоятельств, приводящих к  операционным убыткам, и(или) на уменьшение (ограничение) размера потенциальных операционных убытков.

Основным методом  минимизации операционного риска  является разработка организационной  структуры, внутренних правил и процедур совершения банковских операций и других сделок таким образом, чтобы исключить (минимизировать) возможность возникновения  факторов операционного риска. При  этом особое внимание рекомендуется  обращать на соблюдение принципов разделения полномочий, порядка утверждения (согласования) и подотчетности по проводимым банковским операциям и другим сделкам.

3.3 Управление рыночными рисками

Деятельность ЗАО “ЮниКредит Банка”, как и любого другого банка подвержена влиянию рыночного риска. В процессе управления рыночным риском Банк руководствуется требованиями, установленными нормативными актами и рекомендациями Банка России.

Основными составляющими рыночного  риска являются фондовый, валютный и процентный риски. Совокупная величина рыночного риска определяется в  соответствии с нормативным документом Банка России, регламентирующим порядок  расчета кредитными организациями  величины рыночного риска. Оптимальное  соотношение между основными  типами рыночных рисков определяются Банком самостоятельно в оперативном  режиме.

Управление рыночным риском в Банке  я рекомендую основывать на принципах разграничения источников рыночного риска, ответственности за принимаемый риск, ограничения возможных потерь и централизации управления рыночным риском.

Банку необходимо организовать систему управления рыночным риском в следующих целях:

- недопущение возможных убытков  вследствие колебания рыночных  цен;

- соблюдение требований Центрального  Банка Азербайджанской Республики  по обеспечению финансовой устойчивости  Банка;

- получение оптимального финансового  результата с учетом соотношения  факторов «доходность-риск»; 

- увеличение экономической стоимости  активов и вне балансовых инструментов;

- обеспечение соблюдения законных  интересов Банка и его клиентов  при работе с рыночными инструментами.

Основными задачами создания системы  управления рыночным риском являются64:

  • организация контроля за диверсификацией торговых портфелей;
  • поддержание открытых позиций Банка на уровне, не угрожающем его финансовому положению;
  • количественная оценка рыночных рисков;
  • анализ чувствительности баланса Банка к изменениям рыночных параметров (процентных ставок, валютных курсов) с помощью расчета фактической средней процентной маржи за период и оценки необходимости изменения политики в области процентных ставок для обеспечения прибыльной деятельности Банка;
  • гэп-анализ (анализ разрыва между суммой длинных и суммой коротких позиций по финансовым инструментам, чувствительным к изменению процентных ставок, определенных для каждого временного интервала);
  • сценарный анализ активных и пассивных операций Банка;
  • процедура установления и жесткого контроля за соблюдением лимитов, ограничивающих принятие Банком рыночных рисков.

Основным ограничением по процентному  риску являются лимиты на финансовые инструменты, по которым он рассчитывается. В рамках ограничения риска процентной ставки Управлением банковских рисков осуществляется постоянный мониторинг размещаемой Банком России информации о максимальных процентных ставках  по 10 крупнейшим кредитным организациям, привлекающим наибольший объем денежных средств, а также  мониторинг и анализ действующих в Банке (в том числе региональной сети) процентных ставок по вкладам физических лиц. Указанная информация принимается во внимание руководством Банка при утверждении условий новых видов вкладов, изменении условий по действующим вкладам физических лиц, а также при оценке банковских рисков.

Валютным риском Банк управляет  посредством обеспечения максимально  возможного соответствия между валютой  его активов и валютой его  обязательств по видам валют в  установленных пределах. Основным ограничением по валютному риску является размер открытой валютной позиции (ОВП), рассчитываемый по методике Банка России, при этом соблюдение лимитов ОВП отслеживается  на ежедневной основе.

Банк не осуществляет существенных объемов операций от своего имени  и за свой счет с финансовыми инструментами, по которым рассчитывается фондовый риск. При этом, в случае принятия решения о соответствующих вложениях, они будут проводиться исключительно при условии наличия долгосрочного фондирования и в рамках жестких лимитов на финансовые инструменты, по которым оценивается фондовый риск. Банк и в дальнейшем будет воздерживаться от вложений в ценные бумаги, не котирующиеся на российских фондовых биржах и/или ведущих мировых фондовых биржах.

Информация о работе Кредитные риски