Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 23:18, дипломная работа
Целью дипломной работы является раскрытие основных подходов к классификации банковских рисков, методов управления ими, а также определение путей их минимизации на примере ЗАО “ЮниКредит Банк”.
Для реализации поставленной цели был сформулирован следующий круг задач:
1. рассмотреть теоретические аспекты банковских рисков
2. проанализировать организационно финансовую деятельность ЗАО “ЮниКредит Банк”
3. Анализ и пути совершенствования управления банковскими рисками на примере ЗАО “ЮниКредит Банк”
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты банковских рисков...........................................4
1.1Понятие банковских рисков..............................................................................4
1.2Классификация банковских рисков .................................................................9
1.3Методы управления и регулирования банковских рисков.....................18
Глава 2. Анализ организационно финансовой деятельности ЗАО “ЮниКредит Банк”……………………………………………………………..38
2.1Организационно-экономическая характеристика деятельности ЗАО “ЮниКредит Банка” …………………………………………………………….38
2.2Активы и пассивы ЗАО “ЮниКредит Банка”…………………………….41
2.3Анализ основных финансовых показателей ЗАО “ЮниКредит Банк”….46
Глава 3.Анализ и пути совершенствования управления банковскими рисками на примере ЗАО “ЮниКредит Банк”.………………………………………….66
3.1Управление кредитными рисками…………………………………………66
3.2 Управление операционными рисками…………………………………….70
3.3 Управление рыночными рисками…………………………………………80
Заключение………………………………………………………………………86
Список литературы........................................................................................92
3. Глава. Анализ и пути совершенствования управления банковскими рисками на примере ЗАО “ЮниКредит Банк”
3.1 Управление кредитными рисками
По мнению экспертов Банка Москвы54 в настоящий момент из банковских рисков наиболее важными являются кредитные риски, поскольку именно кредитный портфель российских банков составляет в среднем 50 - 70% активов. Наглядное распределение рисков можно увидеть на рисунке 7.
Рисунок 7. Соотношение основных рисков банка.55
Управление кредитными рисками является основным содержанием работы банка в процессе кредитования субъектов хозяйствования и должно охватывать все стадии этой работы - от первичного рассмотрения кредитной заявки до завершения расчетов и рассмотрения вопроса о возобновлении (продолжении) кредитования. При этом управление рисками должно составлять органичную часть управления процессом кредитования в целом.
Главная задача
управления кредитными рисками –
минимизация рисков в тех пределах,
в которых это позволяют
Одно из основных требований Базельского комитета (Basel II) состоит в соответствии капитала банка его рискам, которые необходимо уметь определять, чтобы формулировать требования к капиталу, обеспечивающие банку надежность. Я рекомендую невозврат единичных кредитов компенсировать резервами, отчисляемыми под ожидаемые потери по кредитным операциям (Expected Loss, EL), при этом риск от невозврата не принесет ощутимого урона банку. Кроме того, существует шанс потерь значительной части активов в кредитном портфеле, приводящих к банкротству банка. Такие потери называют неожидаемыми потерями (Unexpected loss, UL).
В связи с этим я предлагаю для ЗАО “ЮниКредит Банка” кредитный риск оценивать с двух позиций - как EL и UL. Ожидаемые потери вычисляются по вероятностям дефолтов компаний-заемщиков, а также по величинам обеспечения по кредитам.
Величина
ожидаемых потерь напрямую влияет на
прибыль от кредитного продукта, поскольку
необходимо отчислять страховую
сумму в резервный высоко-
56
Требование соответствия
капитала выглядит, как:
где CAR (Capital at risk) относительная величина собственного капитала. Для оценки величины требуется построение кривой потерь по портфелю, что является нетривиальной задачей. Базельский комитет в своих требованиях банкам считает нужным внедрение методик внутреннего рейтингования заемщиков банка и кредитных продуктов, что предполагает умение оценивать величины, отвечающие за риск потерь. Это, прежде всего, PD - cреднегодовая вероятность дефолта заемщика с известной датой расчета, LGD (Loss given default) - средне ожидаемая доля потерь средств в случае дефолта, M (Maturity) - длина кредита, EAD (exposure at default) - величина средств под риском. На риск портфеля также влияет и групповая принадлежность заемщиков, через возможную корреляцию между дефолтами. Согласно современным требованиям Базельского комитета уровень надежности должен быть не менее 99%.
Для отслеживания кредитного риска я предлагаю ЗАО “ЮниКредит Банку” использовать систему EGAR CreditRisk, которая была создана на основе методологии, изложенной выше и представлена на рисунке 8.
На "малом круге" вычисляется PD-рейтинг заемщика, который затем утверждается или корректируется коллегиально Кредитным Комитетом (КК). Информация о каждом заемщике и кредитных сделках содержится в единой базе данных, которая используется для вычисления капитала под риском, распределения этого капитала и т.д. Системой предусмотрены разные возможности ввода сделок (задолженностей) - от ручного до автоматического, например, из единой системы EGAR FOCUS. Предусмотрен также ручной ввод PD и степени неточности PD для случая, когда заемщика не удается качественно рейтинговать.
Доступ к расчетам и вводу параметров должен иметь квалифицированный риск-менеджер-оценщик, на него ложится ответственность за правильность ввода параметров и качественной оценки.
На "большом круге" рассчитываются показатели портфельного риска, составляется отчет о кредитных продуктах. Система позволяет изменять критерии качественных оценок, добавлять дополнительные формулы вычисления PD, изменять ряд внутренних параметров.
Внедрение системы расчета и управления кредитным риском, основанной на изложенной методологии, дает банку ряд очевидных преимуществ, позволяя, в частности:
По моему мнению, указанные возможности позволяют наиболее эффективно распределять средства ЗАО “ЮниКредит Банка” и повышать доходность кредитного портфеля без значимого увеличения его риска. Использование системы качественно улучшает риск-менеджмент кредитной организации.
По мнению ряда аналитиков, уточнение
базовой формулы расчета PD по достаточным
статистическим данным дефолтов российских
компаний и внедрение такой системы
повсеместно в банковскую практику
и практику регуляторов банковской
деятельности позволило бы создать
гибкий механизм гарантии всей совокупности
банковских вкладов и разработать
более обоснованные требования по резервам
капитала, учитывающим эффекты
Все это сделает возможным снижение банковских ставок, увеличение верхней планки длины кредитования, повысит доступность кредитов и будет способствовать притоку капитала в реальный сектор российской экономики.
3.2 Управление операционными рисками
Необходимость управления операционным риском определяется значительным размером возможных операционных убытков, которые могут создавать угрозу финансовой устойчивости кредитной организации.
Управление операционным риском в соответствии с определением Банка России58 состоит из выявления, оценки, мониторинга, контроля и (или) минимизации операционного риска.
Выявление операционного
риска предполагает анализ всех условий
функционирования кредитной организации
на предмет наличия или
-какие именно
виды специфических рисков
-какие способы
и инструменты позволяют
-какой объем
операционного риска банк
Источники операционных рисков
Схематично классификацию операционных рисков в зависимости от источников их возникновения можно представить следующим образом (рис. 9).
Форс-мажор
Наводнения
Землетрясения
Терроризм
Войны
Забастовки
Проблемы с поставщиками
Процессы
Оценка ценных бумаг
Перевод денег
Риск поставки
Риски контрагентов
Недостаточный контроль.
Человеческий фактор
Мошенничество
Нехватка кадров
Некомпетент-ность персонала
Риски систем
Применение устаревших технологий
Низкая эффективность систем
Недостаточная надежность систем
Совместимость систем.
Качество управления
Ошибки в принятии решений
Недостаток привлекаемых данных
Игнорирование предупреди-тельных сигналов
Низкая квалификация персонала.
Рисунок 9. Источники
возникновения операционного
Как показано на схеме, по источникам возникновения операционные риски можно разделить на обусловленные неудовлетворительным качеством управления, недостатками в функционировании систем, действиями персонала, организацией процессов, а также форс-мажорными обстоятельствами.
Из представленной классификации следует, что большая часть операционных рисков связана с деятельностью человека. Например, прямые и косвенные потери (убытки) возникают из-за ошибок персонала в части соблюдения внутренних регламентов и процедур, ошибок в принятии управленческих решений, хищений, злоупотреблений, недостаточной компетентности кадров и низкого уровня их квалификации. Более того, даже в случаях, когда убытки вызваны сбоями в работе телекоммуникаций, вычислительной техники и информационных систем, в основе их в большинстве случаев лежат ошибки людей. Неслучайно на приведенной схеме четыре из пяти источников, так или иначе, связаны с деятельностью персонала: качество управления, риски систем, человеческий фактор, процессы. Исключение составляют лишь форс-мажорные обстоятельства.
Однако только формулирования стратегии для управления операционными рисками не достаточно, я рекомендую создать механизм её реализации – систему управления специфическими, в том числе операционными рисками, что в свою очередь предполагает:
- Создание эффективной системы оценки и контроля принимаемых решений;
-выделение в
банке специального
-выделение средств
и формирование специальных
Кроме того я считаю, что ЗАО “ЮниКредит Банку” необходимо использовать 3х этапный подход к управлению рисками:
Первый этап – определить тип рисков, с которым сталкивается финансово кредитная организация.
В первую очередь
управляющий рисками
Второй этап – измерение потенциального влияния идентифицированных рисков.
Некоторые риски настолько малы, что они не ощутимы, в то время как другие имеют гибельное значения для потенциала банка.
Полезно различать риски по потенциальному значению и затем сфокусировать ресурсы по управлению рисками на наиболее серьезных направлениях.
Третий этап – решение вопроса, как следует минимизировать каждый отдельный риск.
На рисунке 10 представлен процесс управления операционными рисками схематично.
Деловая политика
Идентификация рисков
Экономический капитал
Процесс управления операционными рисками
Мониторинг рисков
Оценка рисков
Управление рисками
Рисунок 10. Процесс управления операционными рисками.60
Как показано на рис. 10, в основе организации процесса управления операционными рисками лежит деловая политика коммерческого банка, ориентированная на оптимизацию, совершенствование процессов. Начало управленческому процессу дает стадия идентификации риска, затем проводится его оценка, однако этап отличается особой сложностью.
Очевидно, что
для оценки финансовых рисков в распоряжении
коммерческих банков имеется достаточно
информации, поскольку ими сформированы
базы данных, позволяющие установить
закономерности и объемы прибыли
либо потерь, как следствие наступления
события. Характерной особенностью
операционных рисков является то, что
большинство их факторов относится
к внутренней операционной среде, поэтому
здесь трудно установить четкие математико-статистические
связи между отдельными позициями,
вероятностью и размером операционных
потерь. События, связанные с операционными
рисками, находятся, как правило, «в
хвосте» статистического