Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 18:57, дипломная работа
Национальный банк подотчетен Президенту Республики Беларусь.
Национальный банк в пределах своей компетенции принимает (издает) нормативные правовые акты (постановления Правления Национального банка и Совета директоров Национального банка), обязательные для выполнения республиканскими органами государственного управления, органами местного управления и самоуправления, всеми банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, иными юридическими лицами, действующими на территории Республики Беларусь, а также физическими лицами.
МЕСТО ОАО «БЕЛАГРОПРОМБАНК» В БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………...3
Банковская система Республики Беларусь: целевое назначение и роль в финансово-кредитной сфере……………………………………………..3
Организационно-управленческая структура ОАО «Белагропромбанк» в г. Речица ……………………………………………………………………….
Основные функции высших органов управления банком и состав учредителей банка………………………………………………………………….
Правила внутреннего распорядка и устав банка………………….
1.5. Операции Национального банка Республики Беларусь……………
1.6. Традиционные и нетрадиционные банковские операции………….
1.7. Основная группа документов, применяемая при оформлении банковских операций…………………………………………………………
1.8. Технические средства и интернет-технологии, используемые в банковской деятельности…………………………………………………………….
1.9. ОАО «Белагропромбанк» как один из системообразующих банков Республики Беларусь………………………………………………………………..
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………………
Глобальные стандарты по регулированию достаточности капитала и ликвидности банка………………………………………………………….…..
Нормативные документы, регулирующие деятельность Национального банка…………………………………………………………….
Нормативные документы, регулирующие деятельность коммерческих банков…………………………………………………………….
Порядок регистрации и лицензирования банковской деятельности………………………………………………………….............……
Экономические нормативы, доводимые коммерческим банкам Национальным банком Республики Беларусь…………………………………
Основные направления надзора за деятельностью банков в республике Беларусь……………………………………………………………..
Основные нормативные документы, регулирующие организацию банковского надзора в Республике Беларусь…………………………………..
Организационная структура банковского надзора, его принципы…
Организация проверок учреждений банков, проводимых центральным банком………………………………………………………………
Порядок лицензирования и осуществления аудиторской деятельности в банковской системе Республики Беларусь……………………..
Методическая база рейтинговой оценки банка…………………….
Система параметров управления банковскими рисками………….
3. ОПЕРАЦИИ БАНКА С ДЕНЕЖНОЙ НАЛИЧНОСТЬЮ И ЦЕННОСТЯМИ…………………………………………………………………..
3.1. Организация расчетно-кассового обслуживания клиентов банка…
3.2. Состав и структура клиентской базы банка…………………………
3.3. Ответственность лиц, работающих с ценностями, за их сохранность и соблюдение установленных правил работы с ценностями………………….
3.4. Приём и передача ценностей в банке…………………………………
3.5. Организация работы приходной, вечерней, расходной операционной касс и кассы пересчета…………………………………………...
3.6. Обработка, формирование, упаковка и подготовка денежной наличности в национальной валюте…………………………………………….
3.7. Работа с неплатежными, фальшивыми и сомнительными банкнотами…………………………………………………………………………
3.8. Порядок оформления кассовых документов………………………..
3.9. Организация работы касс банка, расположенных вне кассового узла и при использовании банкоматов………………………………………………..
3.10. Проведение инкассации денежной выручки и перевозки ценностей…………………………………………………………………………..
3.11. Составление отчета о кассовых оборотах………………………….
3.12. Приём ценностей на хранение………………………………………
4. РАСЧЕТНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ КЛИЕНТОВ БАНКА……………
4.1. Формы безналичных расчетов в банке, их достоинства и недостатки…………………………………………………………………………………...
4.2. Ответственность за нарушение расчетных операций в Республике Беларусь……………………………………………………………………………
4.3. Документы, порядок оформления и проведения дебетовых и кредитовых переводов…………………………………………………………….
4.4. Расчетные документы, помещенные в картотеку…………………….
4.5. Расчеты чеками из чековой книжки………………………………….
4.6. Расчеты расчетными чеками………………………………………….
4.7. Порядок совершения операций с банковскими пластиковыми карточками……………………………………………………….
Специалист по безопасности и защите информации
Заместитель управляющего отделением
Сектор клиентского менеджмента
Отдел активных банковских операций
Отдел расчетов
Главный инженер по контролю за строительством
Сектор обеспечения
Расчетно-кассовые центры
Управляющий отделением
Служба управления человеческими ресурсами
Юридическая служба
Сектор банковских пластиковых карточек
Сектор кредитования физических лиц
Служба кассовой работы
Специалист по финансово-экономической работе
Заместитель управляющего отделением
Отдел внутрибанковских операций
Заместитель главного бухгалтера
Главный бухгалтер
Отдел розничных услуг
Отдел информационных технологий
Рисунок 1.3 – Организационная структура отделения ОАО «Белагропромбанк» в г. Речице
Функции подразделений отделения ОАО «Белагропромбанк» в г. Речице представлены в таблице 1 [6].
Таблица 1.1 – Функции подразделений
Должность, свойственная функциональному блоку |
Функциональный блок | |
1 |
2 | |
1 |
2 | |
Руководитель структурного подразделения (управление человеческими ресурсами) |
Организационные работы по реализации кадровой политики, развитию кадрового потенциала банка | |
Специалист по управлению человеческими ресурсами |
1) планирование потребности в персонале соответствующей специализации и профессиональной квалификации, его поиск, подбор и расстановка, содействие успешной адаптации новых работников в трудовом коллективе; 2) подготовка и проведение оценки работников; 3) формирование резерва
кадров для выдвижения на 4) подготовка документов
по предоставлению отпусков 5) оформление и учет больничных листов; 6) кадровое делопроизводство; 7) подготовка предложений по оплате труда (мотивации и материальное стимулирование работников); 8) составление штатного расписания; 9) составление сводной отчетности по труду; 10) организация учебной подготовки и повышения квалификации работников; 11) организация работы по направлению работников в служебные командировки и т. д. | |
Руководитель структурного подразделения (правовое сопровождения) |
Организация правового сопровождения деятельности структурных подразделений | |
Юрисконсульт |
1) содействие в обеспечении соблюдения законности; 2) подготовка заключений
о правоспособности 3) проверка на соответствие законодательству и локальных нормативных правовых актов проектов документов; 4) оформление и учет
доверенностей, выдаваемых 5) рассмотрение, визирование заключаемых банком сделок; 6) претензионно-исковая работа. | |
Руководитель структурного подразделения (безопасность и защита информации) |
Организация работы по обеспечению экономической безопасности, защите информации | |
Специалист по экономической безопасности
|
1) обеспечение экономической безопасности, охране ценностей и имущества банка; 2) проверка платежеспособности и деловой репутации клиентов при проведении активных банковских операций, подверженных кредитному риску; 3) проверка репутации партнеров банка по договорам хозяйственной деятельности; 4) участие в работе по взысканию проблемных кредитов; | |
1 |
2 | |
5) создание и ведение
единой базы 6) проверка репутации принимаемых в банк работников; 7) обеспечение защиты электронной информации и т.д. | ||
Руководитель структурного подразделения (финансово-экономическая работа) |
Организация финансово-экономической работы | |
Специалист по |
1) координация распределения
показателей прогнозного 2) организация работы по составлению смет доходов и расходов, операционных расходов; 3) организация контроля за исполнением смет доходов и расходов, операционных расходов и нормативов расходов, не учитываемых при налогообложении прибыли. Прогнозирование ожидаемых финансовых результатов; 4) анализ выполнения плановых параметров по доходам (расходам), подготовка соответствующих информационно-аналитических материалов; 5) прогнозирование движения активов и пассивов для оценки коэффициентов ликвидности на ближайшую отчетную дату; 6) подготовка докладов, информационно-аналитических материалов руководству, в том числе к рассмотрению итогов работы обособленных подразделений; 7) анализ результатов
деятельности обособленных | |
Руководитель структурного подразделения (корпоративный бизнес) |
Организация работы по комплексному
банковскому обслуживанию | |
Специалист (организационные функции) |
1) планирование, контроль, анализ
показателей развития 2) подготовка сводной
отчетности филиала по 3) подготовка ответов
на запросы судов, органов | |
Специалист по клиентскому менеджменту |
1) сегментация и анализ клиентской базы по корпоративным клиентам; 2) анализ спроса корпоративных клиентов на банковские продукты; 3) мониторинг рынка банковских продуктов для корпоративных клиентов в регионе; 4) анализ эффективности
продаж корпоративных 5) привлечение корпоративных клиентов, продажа банковских продуктов, формирование пакета документов, заключение договоров; 6) привлечение свободных денежных средств корпоративных клиентов в депозиты, ценные бумаги; 7) расчет эффективности
обслуживания по отдельным
| |
1 |
2 | |
8) анализ и управление
денежными потоками 9) свидетельствование подлинности
подписей лиц, имеющих право
подписи документов для | ||
Руководитель |
1) организация работы
по осуществлению активных 2) проведение работы по
выдаче и сопровождению | |
Руководитель |
1) организация работы по предоставлению розничных банковских услуг, 2) обеспечение кассового работника необходимыми документами; 3) организация работы
по покупке-продаже мерных | |
Специалист по оказанию розничных услуг |
Проведение консультационной работы в операционном зале и презентаций на предприятиях для клиентов по розничным продуктам | |
Специалист по операционно-кассовой работе |
1) заключение договоров
с частными клиентами об 2) осуществление операций
по вкладным (депозитным), текущим,
благотворительным счетам 3) продажа и погашение
облигаций, сберегательных 4) осуществление переводов
частных клиентов в 5) реализация лотерейных билетов и выплата выигрышей по ним; 6) операции по страхованию; 7) прием платежей и взносов от частных клиентов в пользу сторонних организаций и в погашение кредитов; 8) кассовое обслуживание частных клиентов, в том числе по банковским пластиковым карточкам; 9) валютно-обменные операции
с частными клиентами и т.д. | |
Руководитель |
Организация работы по кредитованию
частных клиентов | |
Руководитель |
Организация работы по развитию систем безналичных расчетов с использованием банковских пластиковых карточек, включая систему «Интернет-банкинг» | |
Руководитель |
1) организация работы
по учету внутрибанковских 2) дополнительный контроль
первичных учетных документов
по внутрибанковским операциям. | |
1 |
2 | |
(внутрибанковские операции) |
||
Специалист по внутрибанковским операциям |
1) ведение налогового
учета, исчисление и уплата
налогов и сборов в бюджет,
платежей во внебюджетные 2) учет основных средств, нематериальных активов; 3) расчет заработной платы и начислений на фонд оплаты труда, расчеты с подотчетными лицами; 4) учет бланков строгой
отчетности и т.д. | |
Руководитель |
Организация проведения, системы внутреннего контроля и проверок по вопросам безналичных внутриреспубликанских расчетов, работы по расчетно-кассовому обслуживанию корпоративных клиентов | |
Инженер-программист |
1) организация информационных технологий – сопровождения деятельности; 2) внедрение и сопровождение программного обеспечения; 3) обеспечение внедрения
и бесперебойного | |
Специалист по |
Организация административно-хозяйственного обслуживания: 1) заключение хозяйственных договоров и контроль за их исполнением; 2) оптимизация условий труда для работников, организация охраны труда; 3) комплексное материально- 4) страхование материального имущества банка; 5) оформление залов обслуживания клиентов в части элементов интерьера, оформление зон самообслуживания и т.д. |
Управляющий отделением, заместители управляющего отделением, главный бухгалтер, заместитель главного бухгалтера относятся к руководству [6].
В функции главного бухгалтера и заместителя главного бухгалтера входит:
1) Организация работы по соблюдению требований к ведению бухгалтерского и налогового учета, составлению полной и достоверной бухгалтерской (финансовой) отчетности в целом по филиалу и отделениям;
2) Организация бухгалтерского учета операций, выполняемых обособленными (структурными) подразделениями;
3) Организация системы внутреннего контроля по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения;
4) Проведение проверок структурных подразделений по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения, контроль за устранением выявленных в ходе проверок недостатков и нарушений;
5) Контроль соблюдения учетной политики банка;
6) Осуществление последующего контроля соответствия данных аналитического учета данным синтетического учета (контроль правильности, полноты составления структурными подразделениями ведомостей остатков и проверочных ведомостей на бумажном носителе на 1-ечисло каждого месяца);
7) Анализ и контроль правильности составления сводного баланса в белорусских рублях и иностранной валюте в целом по филиалу и отделениям;
8) Подготовка обзорных писем по нарушениям и недостаткам, выявленным в процессе осуществления последующих проверок по вопросам, входящим в компетенцию;
9) Составление сводной бухгалтерской (финансовой) отчетности, годового отчета;
10) Контроль за состоянием дебиторской и кредиторской задолженности отделений;
11) Проверки подведомственных отделений по вопросам бухгалтерского учета, соблюдения налогового законодательства [6].
Распределение обязанностей по курированию деятельности структурных подразделений отделения 1 группы:
– управляющий отделением – служба управления человеческими ресурсами, юридическая служба, специалист по безопасности и защите информации, сектор обеспечения деятельности банка;
– заместитель управляющего отделением – отдел клиентского менеджмента, отдел активных банковских операций, отдел расчетов, отдел по работе с проблемной задолженностью и залогом, инженер по контролю за строительством, расчетно-кассовые центры (1, 2, 3 группа);
– заместитель управляющего отделением – специалист по финансово-экономической работе, отдел розничных услуг, отдел информационных технологий, отдел инкассации, отдел кассовой работы, расчетно-кассовые центры (4 группа);
– главный бухгалтер, заместитель главного бухгалтера – отдел внутрибанковских операций, отдел учета операций розничного бизнеса.
1.3. Основные функции высших органов управления банком и состав учредителей банка
Органами управления ОАО «Белагропромбанк» согласно Уставу являются:
– Общее собрание акционеров – высший орган управления Банка, определяющий основные направления деятельности Банка и решающий иные, наиболее важные, вопросы деятельности Банка.
– Наблюдательный Совет – орган управления Банка, осуществляющий общее руководство деятельностью Банка.
– Правление – исполнительный орган Банка, осуществляющий руководство текущей деятельностью Банка.
Контрольным органом Банка является Ревизионная комиссия Банка. Наблюдательный совет, Правление и Ревизионная комиссия подотчетны Общему собранию акционеров. Наблюдательный совет и Правление руководят деятельностью Банка в соответствии с законодательством и настоящим Уставом банка [7].
К исключительной компетенции Общего собрания акционеров относится:
– принятие и утверждение решения о выпуске акций;
– изменение Устава Банка;
– изменение размера уставного фонда Банка;
– избрание членов Наблюдательного совета и Ревизионной комиссии Банка и досрочное прекращение их полномочий;
– утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов, отчетов о прибыли и убытках Банка и распределение прибыли и убытков Банка при наличии и с учетом заключения Ревизионной комиссии и аудиторского заключения;
– решение о реорганизации Банка и об утверждении передаточного акта или разделительного баланса;
– решение о ликвидации Банка, создание ликвидационной комиссии, назначение ее председателя и утверждение промежуточного ликвидационного и ликвидационного балансов;
– утверждение нормативов отчислений в фонды Банка от прибыли;
– принятие решения о выплате дивидендов по результатам года, определение размера и срока их выплаты;
– определение размера вознаграждений и компенсации расходов членам Наблюдательного совета, Ревизионной комиссии за исполнение ими своих обязанностей;
– утверждение Положения о Ревизионной комиссии и др.
Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции Общего собрания акционеров, не могут быть переданы на решение других органов управления Банка.
Наблюдательный совет избирается ежегодно на очередном Общем собрании акционеров в количестве 15 человек кумулятивным голосованием и осуществляет общее руководство Банком в период между Общими собраниями акционеров.
Членами Наблюдательного совета могут быть только физические лица. Член Наблюдательного совета может не быть акционером (представителем акционера) Банка. Члены Наблюдательного совета для организации своей деятельности избирают Председателя и заместителя Председателя Наблюдательного совета. Председатель созывает и проводит заседания Наблюдательного совета и председательствует на них, а в его отсутствие – заместитель Председателя Наблюдательного совета.
К исключительной
компетенции Наблюдательного
– созыв годового Общего собрания акционеров и решение вопросов, связанных с его подготовкой и проведением;
– организация выполнения решений Общего собрания акционеров;
– принятие решения о выпуске Банком ценных бумаг, за исключением принятия решения о выпуске акций;
– определение рекомендуемого размера вознаграждений и компенсаций расходов членам Ревизионной комиссии Банка за исполнение ими своих функциональных обязанностей;
– определение рекомендуемого размера дивидендов и срока их выплаты;
– использование резервных и других фондов Банка;
– решение о создании и закрытии филиалов, отделений и представительств Банка;
– назначение на должность (освобождение от должности) Председателя Правления и заместителей Председателя Правления, избрание членов Правления и досрочное прекращение их полномочий;
– осуществление контроля за деятельностью Правления, рассмотрение отчетов о деятельности Правления;
– утверждение смет доходов и расходов, операционных расходов и капитальных вложений, контроль за их исполнением;
– согласование назначения на должность начальника службы внутреннего аудита и его заместителей;
– принятие решения о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи в соответствии с законодательными актами и др.
К компетенции Правления относятся следующие вопросы:
– предварительное обсуждение всех вопросов, подлежащих рассмотрению Общим собранием акционеров и Наблюдательным советом, подготовка в связи с этим необходимых документов, организация выполнения решений Общего собрания акционеров и Наблюдательного совета;
– рассмотрение вопросов, связанных с текущей деятельностью Банка, не отнесенных к компетенции (исключительной компетенции) иных органов управления Банка и контрольных органов Банка;
– утверждение типовой структуры филиала, типовой структуры отделения, типовой структуры расчетно-кассового центра, созданного на базе ранее действующего отделения, структуры центрального аппарата, решение вопросов руководства работой филиалов, отделений Банка, обеспечение выполнения возложенных на них задач;
– утверждение текущих планов и экономических нормативов для филиалов Банка;
– решение вопросов подбора, расстановки, подготовки и переподготовки персонала,
– создание службы внутреннего аудита Банка;
– рассмотрение материалов аудиторских проверок, ревизий, а также отчетов руководителей филиалов, отделений Банка, и принятие по ним решений;
– рассмотрение годового отчета Банка;
– принятие решений о создании и закрытии расчетно-кассовых центров Банка;
– утверждение инвестиционных программ по основным направлениям деятельности Банка в пределах смет, утвержденных Наблюдательным советом и др. [7].
Заседания Правления проводятся не реже двух раз в месяц. Их ведет Председатель Правления, а в его отсутствие – Первый заместитель Председателя Правления либо один из заместителей Председателя Правления.
Для осуществления внутреннего
контроля финансовой и хозяйственной
деятельности Общим собранием акционеров
избирается Ревизионная комиссия в
порядке, установленном законодательством
и локальным нормативным
Обязанностями Ревизионной комиссии является проведение:
– ежегодной ревизии – по результатам финансовой и хозяйственной деятельности Банка за отчетный год в срок до проведения очередного(годового) Общего собрания акционеров.
– ревизии и проверки по решению Наблюдательного совета в установленные им сроки;
– ревизии и проверки по письменному требованию акционеров, являющихся в совокупности владельцами десяти или более процентов акций, направленному Ревизионной комиссии и Наблюдательному совету Банка
Ревизионная комиссия Банка вправе в любое время по собственной инициативе провести ревизию или проверку. Продолжительность ревизии или проверки не должна превышать тридцати календарных дней.
Для независимого контроля и объективной оценки адекватности функционирующей системы внутреннего контроля в Банке осуществляемым операциям и принимаемым на себя рискам создается служба внутреннего аудита Банка в виде Управления внутреннего аудита, порядок работы которого устанавливается положением об Управлении внутреннего аудита, утверждаемым Общим собранием акционеров.
Внутренний контроль в Банке осуществляется Ревизионной комиссией Банка, Наблюдательным советом Банка, Правлением Банка, Финансовым комитетом Банка, Кредитным комитетом Банка (филиала, отделения Банка), Постоянно действующими совещаниями филиалов Банка, структурными подразделениями Банка, включая службу внутреннего аудита, работниками Банка всех уровней, включая должностных лиц, ответственных за осуществление внутреннего контроля, практику и процедуры, разработанные Банком с учетом его организационной структуры и принятые в качестве мер по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности [7].
Информация о работе Место ОАО «Белагропромбанк» в банковской системе Республики Беларусь