Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 18:57, дипломная работа
Национальный банк подотчетен Президенту Республики Беларусь.
Национальный банк в пределах своей компетенции принимает (издает) нормативные правовые акты (постановления Правления Национального банка и Совета директоров Национального банка), обязательные для выполнения республиканскими органами государственного управления, органами местного управления и самоуправления, всеми банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, иными юридическими лицами, действующими на территории Республики Беларусь, а также физическими лицами.
МЕСТО ОАО «БЕЛАГРОПРОМБАНК» В БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………...3
Банковская система Республики Беларусь: целевое назначение и роль в финансово-кредитной сфере……………………………………………..3
Организационно-управленческая структура ОАО «Белагропромбанк» в г. Речица ……………………………………………………………………….
Основные функции высших органов управления банком и состав учредителей банка………………………………………………………………….
Правила внутреннего распорядка и устав банка………………….
1.5. Операции Национального банка Республики Беларусь……………
1.6. Традиционные и нетрадиционные банковские операции………….
1.7. Основная группа документов, применяемая при оформлении банковских операций…………………………………………………………
1.8. Технические средства и интернет-технологии, используемые в банковской деятельности…………………………………………………………….
1.9. ОАО «Белагропромбанк» как один из системообразующих банков Республики Беларусь………………………………………………………………..
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………………
Глобальные стандарты по регулированию достаточности капитала и ликвидности банка………………………………………………………….…..
Нормативные документы, регулирующие деятельность Национального банка…………………………………………………………….
Нормативные документы, регулирующие деятельность коммерческих банков…………………………………………………………….
Порядок регистрации и лицензирования банковской деятельности………………………………………………………….............……
Экономические нормативы, доводимые коммерческим банкам Национальным банком Республики Беларусь…………………………………
Основные направления надзора за деятельностью банков в республике Беларусь……………………………………………………………..
Основные нормативные документы, регулирующие организацию банковского надзора в Республике Беларусь…………………………………..
Организационная структура банковского надзора, его принципы…
Организация проверок учреждений банков, проводимых центральным банком………………………………………………………………
Порядок лицензирования и осуществления аудиторской деятельности в банковской системе Республики Беларусь……………………..
Методическая база рейтинговой оценки банка…………………….
Система параметров управления банковскими рисками………….
3. ОПЕРАЦИИ БАНКА С ДЕНЕЖНОЙ НАЛИЧНОСТЬЮ И ЦЕННОСТЯМИ…………………………………………………………………..
3.1. Организация расчетно-кассового обслуживания клиентов банка…
3.2. Состав и структура клиентской базы банка…………………………
3.3. Ответственность лиц, работающих с ценностями, за их сохранность и соблюдение установленных правил работы с ценностями………………….
3.4. Приём и передача ценностей в банке…………………………………
3.5. Организация работы приходной, вечерней, расходной операционной касс и кассы пересчета…………………………………………...
3.6. Обработка, формирование, упаковка и подготовка денежной наличности в национальной валюте…………………………………………….
3.7. Работа с неплатежными, фальшивыми и сомнительными банкнотами…………………………………………………………………………
3.8. Порядок оформления кассовых документов………………………..
3.9. Организация работы касс банка, расположенных вне кассового узла и при использовании банкоматов………………………………………………..
3.10. Проведение инкассации денежной выручки и перевозки ценностей…………………………………………………………………………..
3.11. Составление отчета о кассовых оборотах………………………….
3.12. Приём ценностей на хранение………………………………………
4. РАСЧЕТНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ КЛИЕНТОВ БАНКА……………
4.1. Формы безналичных расчетов в банке, их достоинства и недостатки…………………………………………………………………………………...
4.2. Ответственность за нарушение расчетных операций в Республике Беларусь……………………………………………………………………………
4.3. Документы, порядок оформления и проведения дебетовых и кредитовых переводов…………………………………………………………….
4.4. Расчетные документы, помещенные в картотеку…………………….
4.5. Расчеты чеками из чековой книжки………………………………….
4.6. Расчеты расчетными чеками………………………………………….
4.7. Порядок совершения операций с банковскими пластиковыми карточками……………………………………………………….
Минимальные требования к капиталу первого уровня повышены. Его доля должна быть увеличена с 4% до 6% в период с 2013 года по 2015 год (рисунок 2.2).
Рисунок 2.2– Динамика роста требований к капиталу первого уровня
Базель III вводит понятие «буфер консервации», который представляет собой дополнительный резерв, объемом 2,5% капитала первого уровня (рисунок) и предназначен для покрытия убытков, возникающих в периоды финансовой и экономической напряженности.
Таким образом, суммарные требования к обыкновенному собственному капиталу до 7% (4,5% — обыкновенный собственный капитал и 2,5% — буфер консервации капитала).
Цель такого резервирования, в соответствии с пресс-релизом Базельского комитета, заключается в «гарантиях того, что банки будут поддерживать резерв капитала, который может быть использован для амортизации убытков в периоды финансового и экономического стресса».
Контрцикличный буфер капитала в рамках 0 – 2,5% от обыкновенного собственного капитала или иного капитала, способного полностью покрыть убытки, будет препятствовать чрезмерному росту кредитования в национальных экономиках.
Базельским документом предусмотрен контроль соотношения собственного и заемного капитала с целью определения безрискового значения. В качестве безрискового принимается 3% уровень капитала первого уровня. Данный показатель будет внедряться с 2013 по 2017 годы и, после корректировки, станет обязательным.
В качестве инструмента контроля
ликвидности представлен
В адрес предложенных Базельским комитетом в рамках «Liquidity Risk Management Consultative Paper» показателей ликвидности (NSFR и LCR) прозвучало много критики. Здесь основные опасения заключаются в том, что чрезмерно большие запасы капитала будут сконцентрированы в резерве ликвидности. Под влиянием данной критики требования к использованию показателей ликвидности вышли достаточно размытыми, а срок начала их действия смещен на 2015 год, причем включение NSFR и LCR в расчет достаточности капитала станет обязательным только с 2018 года.
Ключевым элементом Базельских соглашений является создание в каждом банке внутренней системы оценки кредитных и операционных рисков, которые позволят банкам рассчитывать необходимый размер собственного уставного капитала. Такой подход имеет, по крайней мере, два достоинства: он заставляет банки лучше управлять рисками и позволяет совершенствовать механизмы рейтинговой оценки заемщиков и других банковских клиентов и партнеров [16].
В каждом банке следует создать механизм внутреннего контроля, который будет предупреждать системные риски и способствовать стабильности собственного капитала банка.
2.2 Нормативные документы, регулирующие деятельность Национального Банка республики Беларусь
Национальный банк – центральный банк и государственный орган Республики Беларусь – действует исключительно в интересах Республики Беларусь.
Национальный банк осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Кодексом, законами Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь и независим в своей деятельности.
Цели и принципы деятельности Национального банка, а также его права определяются Конституцией Республики Беларусь, настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь.
Конституция Республики Беларусь определяет основные функции Национального банка Республики Беларусь: согласно ст. 136 он регулирует кредитные отношения, денежное обращение, определяет порядок расчетов и обладает исключительным правом эмиссии денег. Статьей 84 Конституции Республики Беларусь установлено, что Президент Республики Беларусь с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя и членов Правления Национального банка Республики Беларусь (п. 9); освобождает их от должности по основаниям, предусмотренным законом, с уведомлением Совета Республики (п. 11) [17].
На законодательном уровне деятельность Национального банка Республики Беларусь регулируется специальным законодательством - БК. Кроме того, ряд законов общего характера также содержит некоторые нормы, посвященные Национальному банку Республики Беларусь. Так, например, ежегодно принимаемый закон о бюджете республики устанавливает общий объем кредитов, предоставляемых Национальным банком Республики Беларусь Правительству Республики Беларусь на финансирование дефицита республиканского бюджета в очередном году. Нормами Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 N 361-З "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" (далее - Закон N 361-З) определяется статус и виды нормативных правовых актов Национального банка Республики Беларусь, порядок их принятия и вступления в силу. Статус служащих Национального банка Республики Беларусь устанавливается Законом Республики Беларусь от 14.06.2003 N 204-З "О государственной службе в Республике Беларусь". Закон Республики Беларусь от 05.05.1998 N 156-З "Об объектах, находящихся только в собственности государства" относит к объектам, находящимся в исключительной собственности государства, имущество Национального банка Республики Беларусь, находящееся на его балансе (п. 32 ст. 2), а также учреждения Национального банка Республики Беларусь, обеспечивающие печатание банкнот национальной денежной единицы, чеканку монет, хранение неэмиссированных банкнот и монет, а также хранение печатных форм и штампов (п. 24 ст. 2) [17].
Согласно ст. 14 Закона N 361-З нормативные правовые акты Президента Республики Беларусь, если им не предусмотрено иное, принимаются в форме декретов и указов. Среди нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь, относящихся к деятельности Национального банка Республики Беларусь, наиболее важным является Указ Президента Республики Беларусь от 13.06.2001 N 320 "Об утверждении Устава Национального банка Республики Беларусь", конкретизирующий вопросы статуса, функций и операций Национального банка Республики Беларусь, определяющий принципы организации его деятельности, статус и структуру органов управления, процедуру отчетности Национального банка Республики Беларусь [17].
Указ Президента Республики Беларусь от 14.09.2006 N 575 "О порядке распоряжения государственным имуществом", распространяющий свое действие и на Национальный банк Республики Беларусь, устанавливает порядок согласования им сделок по распоряжению имуществом, находящимся в собственности Республики Беларусь. Ряд норм, регулирующих порядок осуществления деятельности Национальным банком Республики Беларусь, содержится также в Указе Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 N 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь", Указе Президента Республики Беларусь от 15.05.2008 N 271 "О некоторых вопросах регулирования деятельности банков"; Указе Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 N 178 "О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций" и т.д. Ежегодно указами Президента Республики Беларусь утверждаются основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь, а также годовой отчет и распределение прибыли Национального банка Республики Беларусь [17].
Для Национального банка
устанавливается ежегодный
Национальный банк ежегодно до 15 апреля года, следующего за отчетным, представляет Президенту Республики Беларусь годовой отчет о своей работе, утвержденный Правлением Национального банка, включающий:
– отчет о деятельности Национального банка, в том числе перечень проведенных им мероприятий по реализации Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь и анализ выполнения указанных Основных направлений;
– анализ состояния денежно-кредитных отношений, отношений в области валютного регулирования и валютного контроля, платежного баланса и банковской системы во взаимосвязи с социально-экономическим развитием Республики Беларусь;
– годовую финансовую отчетность [18].
К годовому отчету Национального банка прилагается аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности [18].
Аудит деятельности Национального банка проводится ежегодно аудиторской организацией, определяемой Президентом Республики Беларусь.
2.3. Нормативные документы, регулирующие деятельность коммерческих банков
Нормативные правовые акты регулируют деятельность коммерческих банков по следующим направлениям деятельности:
– создание банков (Инструкция о государственной регистрации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и лицензировании банковской деятельности, утвержденная Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28 июня 2001 г. № 175(с учетом изменений от 24.11.2011)); Банковский кодекс Республики Беларусь (Глава 2, Глава 8, Глава 9, Главы 11 статьи 89–91, Глава 12 статьи 93, 94, 95); Гражданский кодекс Республики Беларусь (Глава 4 §1, §2 статьи 96–104); Закон Республики Беларусь «О хозяйственных обществах»; Инструкция по бухгалтерскому учету операций по формированию и увеличению уставных фондов банков Республики Беларусь, утвержденная Постановлением Совета директоров Национального банка Республики Беларусь 30 июня 2008 г. № 205; Инструкция о порядке проведения оценки соответствия квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации кандидатов на должности руководителя, главного бухгалтера банка или небанковской кредитно–финансовой организации, его (ее) филиала (отделения) и их заместителей, утвержденная Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28 августа 2008 г. № 122, (с учетом изменений от 28.06.2010) и др. [20].
– банковский надзор (Инструкция о государственной регистрации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и лицензировании банковской деятельности, утвержденная Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28 июня 2001 г. № 175 (с учетом изменений от 24.11.2011); Инструкция о нормативах безопасного функционирования для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, утвержденная Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28 сентября 2006 г. № 137 (с учетом изменений, вступивших в силу с 01.01.2012); Инструкция об организации внутреннего контроля в банках и небанковских кредитно–финансовых организациях, утвержденная Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28 сентября 2006 г. № 139 (с учетом изменений от 31.08.2010); Инструкция о порядке составления и представления банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями пруденциальной отчетности в Национальный банк Республики Беларусь, утвержденная Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 31 октября 2006 г. № 172 (с учетом изменений, вступивших в силу с 01.12.2011) и др.
– регулирование банковских операций (Инструкция о порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата, утвержденная Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30 декабря 2003 г. № 226 (с учетом изменений от 04.07.2011); Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 219 «Об утверждении Инструкции по выпуску, обращению и погашению депозитных и сберегательных сертификатов»; Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 13 ноября 2008 г. № 173 (с учетом изменений от 23.12.2009) «Об утверждении Инструкции о порядке доведения информации об условиях кредитования и полной процентной ставке за пользование кредитом»; Письмо Национального банка Республики Беларусь от 8 апреля 2011 г. № 55-17/78 «О порядке совершения банковских операций» и др.
– валютное регулирование и валютный контроль (Закон Республики Беларусь от 22 июля 2003 г. № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле»; Указ Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций»; Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 30 апреля 2004 г. № 72 (с учетом изменений от 24.05.2010) «Об утверждении Правил проведения валютных операций» и др.
– монетарные операции (Инструкция о порядке формирования банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями фонда обязательных резервов, размещаемого в Национальном банке Республики Беларусь, утвержденная Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28 декабря 2006 г. № 225; Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 27 октября 2011 г. № 473 (с учетом изменений от 13.04.2012) «Об установлении нормативов обязательных резервов, депонируемых в Национальном банке Республики Беларусь (резервных требований)»; Инструкция о порядке привлечения Национальным банком Республики Беларусь денежных средств банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в депозиты, утвержденная Постановлением Совета директоров Национального банка Республики Беларусь от 12 января 2007 г. № 10; Инструкция о порядке предоставления Национальным банком Республики Беларусь банкам кредитов, обеспеченных залогом ценных бумаг, утвержденная Постановлением Совета директоров Национального банка Республики Беларусь от 14 сентября 2006 г. № 239 и др. [20].
– операции с ценными бумагами (Закон Республики Беларусь от 12 марта 1992 г. № 1512-ХII «О ценных бумагах и фондовых биржах»; Постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь 29.12.2006 № 1753/22 «Порядок выпуска, обращения и погашения облигаций, выпускаемых банками»; Инструкция о порядке выпуска, размещения, обращения и погашения отдельных видов государственных ценных бумаг Республики Беларусь, утвержденная Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18 августа 2003 г. № 118 и др.
Информация о работе Место ОАО «Белагропромбанк» в банковской системе Республики Беларусь