Организация электронного банковского обслуживания и пути ее совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 17:07, курсовая работа

Описание работы

Дистанционное банковское обслуживание — общий термин для технологий предоставления банковских услуг на основании распоряжений, передаваемых клиентом удаленным образом (то есть без его визита в банк), чаще всего с использованием компьютерных и телефонных сетей. Укрепление российского рынка дистанционного банковского обслуживания является важным фактором развития безналичных платежей, что указывается Банком России как одно из направлений денежно-кредитной политики до 2012 года в части совершенствования платежной системы страны.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО БАНКОВСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
1.1. Электронное банковское обслуживание, понятие и особенности……
1.2 Понятие, структура и инструменты электронной системы расчетов …
1.3. Правовые основы организации электронного банковского обслуживания
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО БАНКОВСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
2.1. Экономическая характеристика ОАО «Сбербанк России»……………..
2.2. Организация обслуживания клиентуры банка с использованием платежных карт…………………………………………………………………….
2.3. Анализ организации обслуживания с использованием Интернет технологий и мобильной связи ………………………………………………….
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО БАНКОВСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
3.1. Организационные проблемы электронного банковского обслуживания и возможности их решения ………………
3.2. Основные мероприятия по совершенствованию электронного банковского обслуживания ………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

kur_2.docx

— 185.68 Кб (Скачать файл)

В США в настоящее время  зарегистрировано около 100 Интернет-банков, занимающихся исключительно дистанционным обслуживанием. Большинство виртуальных банков довольно мелкие и уступают крупным банкам по масштабам как обычного, так и электронного банковского бизнеса. Основной движущей силой развития виртуальных банков является значительное снижение себестоимости банковских услуг. По оценкам экспертов, в США себестоимость операции по обработке одного чека снижается с 2 долл. при приеме через кассу банка до 0,7 долл. при передаче данных по закрытой сети, до 0,2 долл. при использовании телефона и до 0,05 долл. при осуществлении данной операции через Интернет.

В нашей стране настоящих  виртуальных банков пока нет, хотя такие  проекты существуют. Среди систем ЭБО наибольшее распространение в России получили системы с использованием компьютера, модема и телефонной линии, известные как системы "клиент - банк". Подобный сервис предоставляют своим клиентам - юридическим лицам практически все российские коммерческие банки, за исключением ряда мелких провинциальных банков.

В последние годы ведущие столичные и наиболее крупные региональные банки внедряют также системы телефонного банкинга, Интернет-банкинга и пейджер-банкинга, начинают внедряться системы home banking для населения. Далее рассмотрим подробнее различные формы дистанционного банковского обслуживания, применяемые российскими банками.

Дистанционное банковское обслуживание (ДБО) - общий термин для технологий предоставления банковских услуг "justify". На основе сравнения вышеизложенных определений можно сделать выводы о том, что техническая грамотность населения по вопросам дистанционного банковского обслуживания еще не достигла приемлемой величины и есть смысл её повысить. С другой стороны, для этого необходимо задействовать дополнительные ресурсы как со стороны банков (дополнительный персонал, время и деньги на обучение), так и со стороны клиентов (дополнительное время, которое в конечном итоге также отражается на финансовом благополучии), тогда как очевидной выгоды эти знания не принесут.

Руководствуясь этими  соображениями, большинство решает не тратить на изучение этого вопроса  лишнего времени и оперировать  терминами, почерпнутыми из неспециализированных источников, увеличивая при этом риск возможного недопонимания и, как  следствие, ошибок при использовании  систем ДБО, что приводит к дополнительным затратам по времени на распознавание  и выяснение причин неполадок  как со стороны клиента, так и  со стороны банка.

В этих случаях возможно также появление технических  рисков (неправильно установленное  программное обеспечение может  стать источником ошибок при заполнении и передаче платежных документов и др.), а также рисков безопасности (при неполной/некорректной установке  система ДБО может быть использована злоумышленниками).

 

1.2 Понятие, структура  и инструменты электронной системы  расчетов

Сферу осуществления электронных  расчетов в настоящее время следует  выделить особо в силу принципиальной новизны и ряда существенных преимуществ, в частности безопасности, и удобства в применении.

Электронная система расчетов (e-commerce) - это ускорение большинства бизнес-процессов за счет их проведения электронным образом. В этом случае информация передается напрямую к получателю, минуя стадию создания бумажной копии на каждом этапе.

Термин "электронные расчеты" объединяет в себе множество различных  технологий, в числе которых - EDI (Electronic Data Interchange - электронный обмен данными), электронная почта, Интернет, интранет (обмен информацией внутри компании), экстранет (обмен информацией с внешним миром). Таким образом, электронную коммерцию можно характеризовать как ведение бизнеса через Интернет. Под определение электронной коммерции подпадают не только системы, ориентированные на Internet, но также и "электронные магазины", использующие иные коммуникационные среды - BBS, VAN и т.д. В то же время процедуры продаж, инициированных информацией из WWW, но использующих для обмена данными факс, телефон и пр., могут быть лишь частично отнесены к классу электронной коммерции. Отметим также, что, несмотря на то, что WWW является технологической базой электронной коммерции, в ряде систем используются и другие коммуникационные возможности. Так, запросы к продавцу для уточнения параметров товара или для оформления заказа могут быть посланы и через электронную почту.

При проведении межбанковских  расчетов используются три основных метода. Первый метод состоит в  кредитовании и дебетовании счетов, открытых банками в центральном банке, который является специализированным банком банков. Второй метод включает кредитование и дебетование межбанковских платежей на счета "ностро" и "лоро", открываемые банками на двусторонней основе. Третий метод - кредитование и дебетование счетов, открытых в банке-корреспонденте, являющемся третьей стороной, либо в специализированной расчетной или клиринговой организации.

Данные методы проведения межбанковских платежей обусловлены  структурой платежной системы, характерной  для всех стран с двухуровневой  банковской системой. В число основных участников платежной системы входят небанковские учреждения, коммерческие банки и центральный банк. Переводимые  средства включают: обязательства центрального банка на руках у населения  и небанковских учреждений (банкноты); депозиты коммерческих банков в центральном  банке (резервные остатки коммерческих банков); обязательства банков по отношению  к "небанковской публике" (банковские депозиты) и обязательства банков перед другими банками (депозиты банков-корреспондентов).

В Российской Федерации электронные  расчеты "начали внедряться сразу  в двух звеньях системы безналичных  платежей - во взаимоотношениях коммерческих банков со своей клиентурой (уровень  банк - клиент) и в межбанковских  расчетах (уровень банк - банк)". Правовой основой их осуществления является договор на расчетно-кассовое обслуживание с использованием документов в электронной  форме, который представляет собой  разновидность договора банковского  счета, предмет его составляют услуги по осуществлению безналичных платежей с использованием в ряде случаев  расчетно-кассовых документов в электронной  форме. На сегодняшний день использование электронных расчетов в банковской практике получает все более широкое распространение.

Основное преимущество электронной  формы расчетов заключается в  том, что расчетно-кассовые документы  изготавливаются с помощью персонального  компьютера в виде файла, содержащего  соответствующую информацию о платежах, которая передается от одного участка  производства расчетов к другому  по модему. Использование возможностей компьютерной техники "значительно  ускоряет процесс изготовления, обработки  и передачи расчетно-кассовых документов, удешевляет процесс расчетов".

Благодаря указанным выше преимуществам, на настоящий момент электронная форма расчетов представляет собой современную, взаимовыгодную для всех ее участников систему, которая  при наличии соответствующего правового  регулирования будет способствовать решению многих насущных проблем, как  в области расчетов, так и в  сфере банковского права в  целом.

Современная система электронных  расчетов состоит из двух относительно самостоятельных системно значимых сегментов:

- платежная система Банка  России;

- частная платежная система.

Частная система включает в себя следующие системы расчетов кредитных организаций:

- внутрибанковские системы  расчетов;

- системы расчетов через  корреспондентские счета кредитных  организаций, открытые друг у  друга;

- системы расчетов через  расчетные небанковские кредитные  организации.

Центральный банк Российской Федерации занимает особое место  в платежной системе России. Помимо того, что Банк России является участником и оператором платежной системы, он координирует и регулирует расчетные  отношения в России, осуществляет мониторинг деятельности частных платежных систем, определяя основные принципы их функционирования, устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов. Кроме того, Банк России разрабатывает порядок составления и представления статистической отчетности, характеризующей платежную систему России, с целью повышения ее прозрачности, а также осуществления контроля за деятельностью кредитных организаций на рынке расчетных услуг.

Структура электронной системы платежей изображена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Структура электронной системы расчетов.

Участниками платежной системы  России являются учреждения Банка России, кредитные организации (банковские и небанковские) и их филиалы.

Каждой кредитной организации  для осуществления расчетов через  платежную систему Банка России в обязательном порядке открывается  корреспондентский счет в учреждении Банка России. Кредитная организация  вправе открыть корреспондентский  субсчет в учреждении Банка России своему филиалу. Кредитные организации  и их филиалы, которым открыты  корреспондентские счета в Банке  России, являются клиентами Банка  России. Многофилиальные кредитные  организации для осуществления  расчетов между филиалами открывают  специальные счета межфилиальных  расчетов. Межбанковские расчеты между кредитными организациями осуществляются через корреспондентские счета, открываемые друг у друга. Отдельную платежную систему образуют расчетные небанковские кредитные организации, в которых участникам расчетов открываются счета для осуществления расчетов по клирингу. Клиентам - юридическим и физическим лицам для осуществления безналичных расчетов открываются счета в кредитных организациях, а в отдельных случаях, установленных законодательством, юридическим лицам открываются счета в учреждениях Банка России.

Средствами расчетов в  платежной системе Банка России являются средства кредитных организаций  на корреспондентских счетах. Использование  для расчетов средств кредитных организаций, хранящихся на счетах обязательных резервов в Банке России, запрещено.

Частные платежные системы  динамично развиваются и ориентируются  на внедрение современных технологий обработки расчетных документов, предоставление максимально полных и качественных расчетных услуг  с целью привлечения клиентов. Платежные карты, в том числе  карты, эмитированные кредитными организациями (банковские карты), в России являются платежным инструментом для осуществления  безналичных розничных платежей и получения наличных денежных средств.

В мировой банковской практике проблема роста платежного оборота  и вызванного им увеличения трудовых и временных затрат решается, прежде всего, с помощью бездокументарных технологий за счет автоматизации денежных расчетов, широкой компьютеризации  банковской и предпринимательской  деятельности.

 Инструментами осуществления  электронных денежных расчетов  с клиентами банков выступают  пластиковые карточки. Существенной  особенностью пластиковых карт  является то, что на них хранится  определенный набор информации, используемый в различных прикладных  программах, которые обеспечивают осуществление денежных расчетов и других операций.

 Внедрение банковских пластиковых карточек в качестве платежного средства, инструмента реализации безналичных расчетов и кредитования приносит всем участникам платежной системы значительные выгоды, например, для банков: появляются новые источники доходов от средств, хранящихся на картах клиентов; появляется возможность получения дохода от участия банка в платежных операциях в торговых точках; возможность осуществлять четкий контроль состояния счетов клиентов; полная автоматизация обработки финансовых расчетов.

Быстрое развитие информационных технологий имеет главное воздействие  на платежную индустрию Новые  информационно-коммуникативные технологии позволяют обеспечить достаточно низкую стоимость передачи платежных сообщений . Много факторов указывает на то, что в скором времени платежи с использованием мобильных телефонов станут главным платежным инструментом, но это потребует хорошо организованной системы защиты мобильных платежных технологий

Развитие электронной  торговли, использование Интернета  и мобильных коммуникаций привели  к появлению новых платежных  технологий . Широкое использование  мобильных телефонов для совершения платежно-расчетных операций способствовало появлению такого вида деятельности, как мобильная коммерция, который  является общим названием, объединяющим различные коммерческие сервисы (кроме  услуг связи), использующих мобильный  телефон в качестве основного  интерфейса пользователя с системами  расчетов и платежей Для клиентов платежных систем услуги мобильного банкинга и мобильных платежей, которые являются различными направлениями мобильной коммерции, предоставляют уникальную возможность совершать платежно-расчетные операции в любое время и в любом месте.

Мобильные платежи — совершение платежа при помощи мобильного телефона с использованием разновидностей электронных  денег Мобильные платежи осуществляются без использования банковских счетов клиентов и доступны пользователям, не имеющим собственного банковского  счета . Выполняя операции через системы мобильных платежей, клиенты могут оплачивать различные товары и услуги, используя денежные средства в виде электронных денег или счет мобильного телефона у оператора сотовой связи.

 

1.3. Правовые основы  организации электронного банковского  обслуживания

В Положении об организации  внутреннего контроля в банках от 28 августа 1997 г. N509 отмечается, что банки  особенно восприимчивы к правовым рискам, когда они приступают к проведению новых операций, при этом юридические  права партнера по операциям, как  правило, не вполне определены. Эта  характеристика в полной мере применима  к электронным банковским услугам. В связи с недостаточной готовностью  отечественного законодательства к  отражению "электронной" специфики  основной "центр тяжести" в  регулировании электронных банковских услуг пока смещен в сторону договорных условий, что не позволяет решить вопрос об однозначном определении  прав и обязанностей банков и их клиентов

Информация о работе Организация электронного банковского обслуживания и пути ее совершенствования