Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 17:07, курсовая работа
Дистанционное банковское обслуживание — общий термин для технологий предоставления банковских услуг на основании распоряжений, передаваемых клиентом удаленным образом (то есть без его визита в банк), чаще всего с использованием компьютерных и телефонных сетей. Укрепление российского рынка дистанционного банковского обслуживания является важным фактором развития безналичных платежей, что указывается Банком России как одно из направлений денежно-кредитной политики до 2012 года в части совершенствования платежной системы страны.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО БАНКОВСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
1.1. Электронное банковское обслуживание, понятие и особенности……
1.2 Понятие, структура и инструменты электронной системы расчетов …
1.3. Правовые основы организации электронного банковского обслуживания
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО БАНКОВСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
2.1. Экономическая характеристика ОАО «Сбербанк России»……………..
2.2. Организация обслуживания клиентуры банка с использованием платежных карт…………………………………………………………………….
2.3. Анализ организации обслуживания с использованием Интернет технологий и мобильной связи ………………………………………………….
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО БАНКОВСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
3.1. Организационные проблемы электронного банковского обслуживания и возможности их решения ………………
3.2. Основные мероприятия по совершенствованию электронного банковского обслуживания ………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………..
Правовые аспекты электронных банковских услуг, под которыми понимается совокупность технологических процедур и договорных условий, обеспечивающих совершение электронным способом банковских операций и иных сделок, определены ст. 5 ФЗ "О банках и банковской деятельности". Говоря о совершении банковских сделок, имеют в виду как стадию заключения договора, так и его исполнение. При этом на электронный способ совершения сделок указывается для того чтобы подчеркнуть специфическую среду (образуемую совокупностью закрытых и открытых компьютерных сетей), обладающую рядом присущих только ей признаков, обусловленных применением информационных технологий.
В настоящее время
На взаимоотношения банков с клиентами распространяется Закон РФ "О защите прав потребителей". Это подтверждено и в п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. N 7 (с последующими изменениями) "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей". Соотнеся основные положения Закона с электронными банковскими услугами, отметим следующие обязанности банка (исполнителя по смыслу Закона) в качестве организатора системы электронных финансовых услуг:
- оказание услуг надлежащего
качества в соответствии с
договором (ст. 4) - качество электронных
банковских услуг
- соблюдение требований
безопасности (ст. 7) - банк должен
обеспечить безопасность в
- доведение до сведения
потребителя информации о себе
(ст. 9) - требуемая Законом информация
включает фирменное
- предоставление необходимой
и достоверной информации об
услугах, обеспечивающей
Поскольку степень соблюдения банком данных требований устанавливается судом, наиболее важными группами договорных условий представляются:
- предоставление полной
информации о правилах и
- определение порядка
электронного документооборота, хранения
банком электронных документов,
обращения клиентов с
- четкое указание на
основания наступления
- распределение рисков
убытков в результате
По последним двум позициям важно принимать во внимание императивные нормы об ответственности, предусмотренные Законом "О защите прав потребителей", включающие в себя:
- ответственность за
- ответственность за вред,
причиненный вследствие
При формировании полноценной инфраструктуры электронной коммерции одним из ключевых является вопрос выбора соответствующей системы электронных платежей. Мы возьмем термин "электронное средство платежа" в качестве отправной точки, поскольку он законодательно закреплен в ст. 847 ГК РФ (Глава 45 "Банковский счет"), предусматривающей, что договором может быть предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными суммами, находящимися на счете, электронными средствами платежа и другими документами с использованием в них аналогов собственноручной подписи, кодов, паролей и иных средств, подтверждающих, что распоряжение дано уполномоченным на это лицом.
Данное определение
- путем удаленного доступа
клиента к своему банковскому
счету с последующим переводом
банком денежных средств на
банковский счет продавца. Данный
способ регулируется, в частности,
Положением (временным) Банка России
от 10 февраля 1998 г. N17-П "О порядке
приема к исполнению поручений
владельцев счетов, подписанных
аналогами собственноручной
- признание юридической
силы платежных документов, подписанных
аналогами собственноручной
- возможность использования для создания и проверки АСП программно-технических и иных средств в порядке, устанавливаемом договором между участниками документооборота;
- установление процедур
признания АСП и подтверждения
достоверности платежного
- обязательность ведения электронных архивов в течение сроков, установленных действующим законодательством;
- создание администрации электронного документооборота.
- путем использования
платежной карты или ее
- обязательное составление
электронных документов, предусмотренных
банковскими правилами и/или
- осуществление расчетов
по операциям, совершенным на
территории РФ, с использованием
банковских карт между банками
и иными юридическими лицами-
- путем использования
"электронных денег" или
иных предоплаченных
- проспект эмиссии
- правила осуществления
расчетов по операциям с
- проекты договоров между
участниками расчетов по
Банкам при осуществлении расчетов с корреспондентами или через субсчета филиалов электронным способом дополнительно следует учитывать нормы пунктов 2.4-2.5. и 4.2. Положения Банка России от 25 ноября 1997 г. N5-П "О проведении безналичных расчетов кредитными организациями в Российской Федерации", предусматривающие передачу расчетных документов от банка-отправителя платежа в банк-исполнитель платежа в электронном виде в порядке, установленном договором между ними, а при проведении операции по счетам межфилиальных расчетов - правилами, разработанными кредитной организацией. При передаче информации по каналам связи банк-отправитель платежа составляет электронные расчетные документы, подписанные аналогом собственноручной подписи и содержащие реквизиты, необходимые для проведения операций по корреспондентским счетам (субсчетам) и счетам межфилиальных расчетов, а также все реквизиты платежных поручений плательщиков. Порядок открытия, закрытия счетов межфилиальных расчетов и проведения расчетных операций по ним, а также маршруты платежей устанавливаются самостоятельно кредитной организацией во внутрибанковских правилах с соблюдением, в частности, следующих условий:
- каждое подразделение
кредитной организации как
- должна быть установлена
процедура идентификации
Среди других видов банковских сделок, совершение которых электронным способом прямо регулируется нормативными актами, следует указать депозитарные операции с ценными бумагами. Двумя основными документами в этой сфере являются Постановление ФКЦБ от 16 октября 1997 г. "Об утверждении Положения о депозитарной деятельности в Российской Федерации, установлении порядка введения его в действие и применения" и "Правила ведения учета депозитарных операций кредитных организаций в Российской Федерации" N44 от 25 июля 1996 г. Следует отметить, что оба документа допускают использование документов в электронной форме (п.12.4 Положения и п.3.13 и 4.46 Правил) со ссылкой на основания, приведенные в п.2 ст.160 ГК РФ, т.е. в случаях и в порядке, предусмотренном законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО БАНКОВСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
2.1 Экономическая характеристика ОАО «Сбербанк России».
Информация о работе Организация электронного банковского обслуживания и пути ее совершенствования