Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 11:42, дипломная работа
Неустойчивость банковской системы являются той почвой, которая поддерживает недоверие к национальной валюте и обуславливают все возрастающий спрос на иностранную валюту. Увеличение контактов России с разными странами ведет к тому , что отечественные предприятия экспортируют свой товар на их рынки, и импортируют их товар на наши рынки. Для осуществления расчетов, предприятия прибегают к услугам банка, который в свою очередь для этого осуществляет безналичную покупку/продажу иностранной валюты.
Введение……………………………..………………………..……………………………….…3
Раздел 1.
Теоретическая часть.
1.1 Субъекты валютных отношений…………………………………….…….…..……………5
1.2. Валютный рынок в России как часть финансового рынка………..…….……..…………6
1.3.Конверсионные операции……………………………………………..….……..…………12
1.4. Валютные риски и методы их регулирования…………………………….………..……15
1.5.Регулирование валютных операций коммерческих банков………………….…….……23
1.6. Финансовые инструменты как метод страхования валютных рисков…….….…….…..34
1.7. Установление лимита открытой валютной позиции…………………….……....………43
Раздел 2.
Практическая часть
2.1. Оформление операций по покупке иностранной валюты……………....………………45
2.1.1. Банк является одновременно Исполняющим Банком и Банком-Покупателем….......45
2.1.2. Банк является только Банком-покупателем…………………………………..…..…....56
2.1.3 Банк является только Исполняющим банком………………………………………….58
2.2. Порядок осуществления Клиентами Банка обязательной продажи
части экспортной выручки………………………………………..……………………59
2.3. Особенности ведения специального транзитного валютного счета………….…..….…66
2.4. Осуществление возврата сумм, размещенных в Депозит, в целях осуществления Клиентами платежей по договорам об импорте товаров до ввоза их на территорию Российской Федерации (до таможенного оформления)………….……72
2.5. Формирование досье………………………………………………………..…………..…74
2.6. Бухгалтерские проводки по конверсионным операциям………………………..………77
2.7. Бухгалтерский учет операций по обязательной продажи части экспортной выручки..79
2.8. Перечень балансовых и внебалансовых счетов, используемых при ведении бухгалтерского учета операций покупки-продажи безналичной иностранной валюты у клиентов/клиентам за счет собственных средств…………………………82
2.9. Основные бухгалтерские проводки по операциям покупки-продажи безналичной иностранной валюты у клиентов/клиентам за счет собственных средств………....84
2.10. Примеры задач с отражение по счетам бухгалтерского учета………………….……..92
2.10.1. Покупки иностранной валюты уполномоченным банком по
поручению клиента для осуществления платежей по договору об импорте ……...92
2.10.2 Обязательной продажи на внутреннем валютном рынке через уполномоченные банки части экспортной валютной выручки…………………………….……………95
2.11. Анализ эффективности валютных операций Российских коммерческих банков..…100
2.11.1. Взаимосвязь валютных курсов, процентных ставок и уровня цен в
разных валютах как база анализа эффективности валютных операций………..…100
2.11.2. Ретроспективный анализ эффективности конверсионных валютных операций российских коммерческих банков……………………………………………………109
Заключение……………………………………………………………………………...……119
Приложение………………………………………………………………………………..…124
Список использованной литературы и нормативных документов……………...……134
• выполняет другие функции.
Либерализация валютного и внешнеторгового режима при отсутствии системы действительного валютного контроля способствовала ухудшению валютного положения страны. В результате усилилась утечка капиталов из России. Стремительное падение валютного курса рубля углубило инфляционные процессы.
Наиболее типичными
• 25 % нарушений связана с
• 21 % — с проведением валютных операций без разрешения Банка России (предоставление резидентами займов, портфельные инвестиции, вклады в УК иностранных юр. лиц);
• 18 % — с получением и предоставлением на срок более 180 дней финансовых кредитов, отсрочек платежей по экспорту и импорту;
• 31 % — с отсутствием полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям
Основные области, цели и принципы валютного регулирования и валютного контроля.
Концепция валютного регулирования и валютного контроля производна от функций, определенных подпунктами 10-13 Статьи 4 Федерального Закона “О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)”, а также от положений и правил, прав и обязанностей резидентов и нерезидентов в отношении владения,
использования и распоряжения валютными ценностями, открытия и ведения счетов в иностранной или национальной валюте на территории Российской Федерации, определенных Законом РФ “О валютном регулировании и валютном контроле”.
Являясь в соответствии со Статьей 35 Федерального Закона “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”, одним из основных инструментов и методов денежно-кредитной политики валютное регулирование и валютный контроль направлены своим действием на основные области обращения и использования валютных ценностей, связанные с международной торговлей и международным движением капитала , продажей и покупкой наличной иностранной валюты на территории Российской Федерации, а также обеспечением стабильности и конвертируемости национальной валюты.
Учитывая наличие специфики функций валютных ценностей в процессе их обращения в этих областях, основные цели валютного регулирования и валютного контроля на современном этапе реформирования экономики Российской Федерации заключается в следующих положениях:
• сокращение дисбаланса счетов резидентов в процессе осуществления ими текущих валютных операций за счет обеспечения репатриации валютной выручки от экспорта продукции, работ, услуг, а также уменьшения авансовых платежей по импорту не обеспеченных своевременными поставками товаров;
• поэтапное обеспечение
• создание необходимых условий для привлечения иностранных инвестиций и притока финансового капитала в экономику страны, с учетом приоритета долгосрочных вложений, а также ограничения притока неустойчивого краткосрочного капитала;
• предотвращение необоснованного оттока капитала из страны и ограничение возможностей для бегства капитала, включая возвратность капиталов и дивидендов на вложенный капитал;
• противодействие легализации
через систему кредитных
Достижение указанных целей должно осуществляться поэтапно с учетом специфики использования иностранной валюты в различных сферах ее обращения и текущего состояния валютного регулирования и валютного контроля по этим направлениям. В этой связи, политика валютного регулирования и валютного контроля должна строиться наследующих принципах:
• Ограничение использования
• Постепенное снятие ограничений
на валютные операции, связанные с
международной торговлей и
• Расширение учетно-аналитических функций Банка России.
• Усиление роли и ответственности уполномоченных банков как агентов валютного контроля и хозяйствующих субъектов за нарушения валютного законодательства.
• приведение валютного законодательства Российской Федерации в соответствие с требованиями, обеспечивающими ее вступление в международные валютно-финансовые учреждения.
Реализация принципа вытеснения иностранной валюты из внутреннего обращения состоится с учетом схем взаимоотношений участников операций на основании положения, что все расчеты в иностранной валюте на территории Российской Федерации могут осуществляться только через уполномоченные банки.
1. Сделки “клиент-клиент”
1.1. Любые расчеты в иностранной
валюте между юридическими
Введение требования о проведении расчетов исключительно в рублях должно сопровождаться установлением специальных правил для нерезидентов. В этой связи, вносятся изменения в Инструкцию Банка России № 16, которые принципиально заключаются в следующем: для юридических лиц - нерезидентов открываются два счета-типа “К” (конверсионный) и типа “Н” (неконверсионный). Зачисление средств на тот или иной счет осуществляются в зависимости от вида проведенной операции. Перечень конверсионных операций устанавливается Банком России. Кредитные организации, обслуживающие рублевые счета нерезидентов, должны вести специальное досье (картотеку), позволяющее определить источники поступления рублевых средств. За счет средств, находящихся на счете типа “К”, нерезидентом может быть куплена и переправлена за границу иностранная валюта. Кроме специальных исключений (купля-продажа иностранной валюты, государственных ценных бумаг) списание средств на любые цели осуществляется с любого счета. Изменение режимов этих счетов должно происходить параллельно со снятием ограничений на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала.
1.2. Любые расчеты в иностранной
валюте на территории
1.3. Любые расчеты в иностранной
валюте между физическими
2. Сделки “банк-клиент”
2.1. Расчеты с юридическими лицами
(резидентами и нерезидентами)
осуществляются только в
• открытие и ведение счетов и депозитов в иностранной валюте. В перспективе введение запрета для юридических лиц на размещение депозитов в иностранной валюте;
• осуществление банками
• конверсионные операции по поручению клиента;
• кредитование и займы;
• переводы иностранной валюты в Российскую Федерацию (свободно), из Российской
Федерации в порядке , устанавливаемом Банком России. 2.2. Расчеты с физическими лицами (резидентами и нерезидентами) осуществляются как в безналичной, так и в наличной форме. Разрешены следующие операции:
• открытие счетов и вкладов в иностранной валюте, ведение операций по счетам и вкладам. В перспективе введение запрета для физических лиц на вклады в иностранной валюте;
• покупка\продажа иностранной валюты за рубли, конверсионные операции в иностранных валютах;
• переводы иностранной валюты в
Российскую Федерацию (свободно), из Российской
Федерации в порядке
3. Сделки “банк-банк”
Межбанковские операции в иностранной валюте должны быть максимально либерализованы. Ограничения должны распространяться только на внесение валюты в уставный капитал банков-резидентов. Участие российских банков в капитале банков -нерезидентов и открытие их филиалов за границей регулируется Банком России.
4.Ввоз\вывоз наличной иностранной валюты и валюты Российской Федерации осуществляется только уполномоченными банками и физическими лицами (резидентами и нерезидентами) при постепенном снятии ограничений на ввоз\вывоз наличных российских рублей. При этом, должна быть разработана система накопительного учета вывоза больших объемов иностранной валюты (более 10 тыс. дол.) и ввоза\вывоза российских рублей (в эквиваленте равном 10 тыс. дол).
5. Счета за рубежом. Сохраняется ограничение на открытие юридическими или физическими лицами счетов в иностранной валюте за рубежом, за исключением случаев, устанавливаемых Банком России.
6. Рынок корпоративных ценных бумаг. Эмитированных резидентами и нерезидентами в иностранной валюте, и биржевые сделки в иностранной валюте. Разработка документа определяющего общий порядок обращения, ввоза и вывоза ценных бумаг, эмитированных в иностранной валюте, а также документа регулирующего проведение биржевых сделок в иностранной валюте.
Постепенное снятие ограничений на валютные операции, связанные с международной торговлей и международным движением капитала.
В области регулирования и
1. Расширяется сфера применения
системы таможенно-банковского
• все таможенные режимы, в соответствии с которыми товары перемещаются через таможенную границу Российской Федерации по сделкам, предусматривающим расчеты в иностранной валюте;
• операции, связанные с выполнением
работ, оказанием услуг и предоставлен
• операции, предусматривающие
• сделки. Предусматривающие ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации в счет погашения государственных кредитов в соответствии с международными договорами с участием Российской Федерации;
• операции по ввозу (вывозу) товаров в качестве вклада в уставный капитал предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий, а также перемещение товаров собственного производства предприятий с иностранными инвестициями или в счет дивидендов от инвестиционной деятельности, не предусматривающие проведение расчетов в денежной форме;
• перемещение товаров в
• сделки, расчеты по которым осуществляются в валюте Российской Федерации.
Необходимо отметить, что распространение механизма валютного контроля на экспортные и импортные контракты. Предусматривающие осуществление таких платежей возможно только после принятия Федерального Закона “О внесении дополнений и изменений в Закон Российской Федерации “О валютном регулировании и валютном контроле”, проект которого направлен Банком России в Государственную Думу и предусматривает отнесение национальной валюты, при использовании ее в расчетах между резидентами и нерезидентами, к валютным ценностям.
При доработке документов предполагается уделить особое внимание установлению четкого порядка привлечения уполномоченных банков и хозяйствующих субъектов к ответственности за нарушения валютного законодательства.
2. Создается централизованная
3. Снижается норматив
В дальнейшем, в зависимости от состояния спроса и предложения на валютном рынке, а также состояния золотовалютных резервов страны, проводится отмена обязательной продажи валютной выручки, которая одновременно должна сопровождаться предоставлением юридическим лицам-резидентам права свободной покупки иностранной валюты на внутреннем валютном рынке.
Основной тенденцией трансформации
валютного регулирования и
В то же время необходимо в виду, что на современном этапе национальным интересам России отвечает прежде всего либерализация импорта ссудного капитала в целом и импорта инвестиционного капитала - в промышленность, сельское хозяйство, строительство, связь и транспорт. Поэтому многие на сегодняшний день еще сохраняющиеся ограничения по этим капитальным операциям должны быть в самое ближайшее время сняты. Представляется, что Банку России следует пойти в этой области по пути перевода подавляющего большинства этих операций в режим регистрационного порядка. При этом, основной объем регистрационной работы должен быть сконцентрирован в территориальных учреждениях Банка России.