Ответы по ДКБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 09:55, шпаргалка

Описание работы

Ответы на 40 вопросов.

Файлы: 1 файл

ДКБ.docx

— 112.92 Кб (Скачать файл)

 

27. Понятие устойчивости, ликвидности, и платежеспособности коммерческого банка.

     Ликвидность коммерческого банка означает возможность банка своевременно, в полном объёме и без потерь обеспечивать выполнение своих долговых обязательств перед всеми контрагентами, а также предоставлять им средства в рамках взятых на себя обязательств, в том числе и в будущем.

     Ликвидность банка является залогом его устойчивости и работоспособности.

     Ликвидность имеет немаловажное значение не только для самого банка, но и для его  клиентов. Высокая ликвидность является показателем того, что клиент в  любой момент сможет вернуть вложенные  средства или получить кредит в банке заполнив форму заявки на кредит. Акционеров банка она защищает от принудительной продажи активов в случае наступления форс-мажорных обстоятельств.

     Ликвидность является динамичным показателем, т.е. показателем, который отражает способность  банка отвечать по обязательствам, как в настоящем, так и в  будущем – краткосрочная, среднесрочная, долгосрочная ликвидность.

     Платёжеспособность  банка означает способность проводить расчёты и отвечать по обязательствам клиентов в полном объёме в установленные сроки на конкретный момент, определенную дату. Платёжеспособность является статическим показателем деятельности банка. В банковской практике часто складываются ситуации, характеризующиеся краткосрочными разрывами в платёжеспособности, когда банки, оставаясь ликвидными, не могут выполнить обязательства перед клиентами по проведению платежей.

     Устойчивость  банка – такое его динамичное состояние, которое обеспечивает необходимую степень защиты от неблагоприятного воздействия внешних и внутренних факторов. Устойчивость банка можно рассматривать как условие его прогрессирующего движения. Виды устойчивости банков можно классифицировать по ряду признаков, в том числе по характеру (экономическая, политическая, моральная устойчивость); исходя из общей ее оценки (реальная и мнимая устойчивость); по времени обеспечения (долгосрочная и краткосрочная устойчивость); по характеру сбалансированности (сбалансированная и с неустойчивым равновесием); по структуре (финансовая, организационная, кадровая, операционная, коммерческая устойчивость); по проводимой политике (постоянная или часто меняющаяся устойчивость в рамках общей концепции); с позиции равномерности развития банков (быстро, равномерно и неравномерно развивающаяся устойчивость); с позиции общественной полезности (общественно полезная и эгоистичная устойчивость).

     Экономическая устойчивость банка во многом определяется финансовыми результатами его деятельности, уровнем принимаемых банком рисков в сочетании с его ликвидностью и доходностью.

     Финансовая устойчивость коммерческого банка – это устойчивость его финансового положения в долгосрочной перспективе. Она отражает такое состояние финансовых ресурсов, при котором коммерческий банк, свободно маневрируя денежными средствами, способен путем их эффективного использования обеспечить бесперебойный процесс осуществления своей экономической деятельности.

Финансовая устойчивость банка – это финансовая независимость от меняющейся конъюнктуры рынка, это финансовая самостоятельность при проведении политики, это основа устойчивых взаимоотношений с клиентами и база для постоянного расширения деятельности.  

 

28. Взаимосвязь ликвидности  и доходности коммерческого  банка.

      Одной из наиболее важных задач управления любым банком является обеспечение адекватного  уровня ликвидности. Недостаточная ликвидность вызывает дефицит платежных средств, который может быть покрыт путем повышенных затрат, приводящих к снижению уровня доходности банка. В худшем случае неадекватная ликвидность приводит к неплатежеспособности банка.

      Понятие доходности коммерческого  банка отражает положительный совокупный результат деятельности банка во всех сферах его хозяйственно-финансовой и коммерческой деятельности. За счет доходов банка покрываются все его операционные расходы, включая административно-управленческие, формируется прибыль банка, размер которой определяет уровень дивидендов, увеличение собственных средств и развитие пассивных и активных операций.

      Доходность  банка является результатом оптимальной структуры его баланса как в части активов, так и пассивов, целевой направленности в деятельности банковского персонала в этом направлении. Другими важными условиями обеспечения доходности банка является рационализация структуры расходов и доходов, расчеты процентной маржи и выявление тенденций в доходности ссудных операций, планирование минимальной доходной маржи для прогнозирования ориентировочного уровня процентов по активным  и  пассивным  операциям. Условием доходности банковской деятельности, безусловно, является поддержание ликвидности, управление банковскими рисками, их минимизация.

      Одной из важнейших задач  управления кредитной  организацией является выбор активных инструментов для размещения привлеченных ресурсов. Как правило, основными критериями при этом являются: ожидаемая доходность актива и сопряженный риск. При прочих равных условиях предпочтение отдается активам с наибольшей доходностью, что, в свою очередь, приводит к получению максимальных объемов балансовой прибыли. Доходность активов как критерий качества отражает работоспособность, эффективность активов, т.е. способность зарабатывать доход и таким образом создавать источник для развития банка и укрепления его капитальной базы.

      По  степени доходности активы подразделяются на две группы: приносящие и не приносящие доход. Чем выше доля активов, приносящих доход, тем при прочих равных условиях больше дохода (прибыли) имеет банк, а, следовательно, и больше возможности укрепить свою капитальную базу. Вместе с тем в регулировании структуры активов по степени доходности следует соблюдать разумность, поскольку безудержное стремление к прибыли может обернуться утратой активов и потерей ликвидности.

      Подводя  итоги в течение  года,  банку необходимо оценивать свою работу и определять работает ли он с прибылью для себя или с убытком. В зависимости    от   выявленных   финансовых   результатов   он   должен корректировать свою дисконтную и кредитную политику. 

      Внешним выражением результатов работы банка  за  определенный период времени, приводящих к потерям или чистой прибыли,  служат данные о его доходах и расходах за отчетный период.

      Прибыль коммерческого банка – одна из основных целей его деятельности. Полученная прибыль является базой для увеличения и обновления  основных фондов банка, прироста его собственного капитала, гарантирующего стабильность финансового положения и ликвидность баланса,  обеспечения  соответствующего уровня дивидендов,  развития и повышения качества банковских услуг

 

29. Управление ликвидностью  и платежеспособностью  коммерческого банка.  Нормативы деятельности  коммерческих банков.

      В настоящее время  различают 3 особые теории управления ликвидностью: коммерческих ссуд, перемещения, ожидаемого дохода - они связаны с управлением активами и теория управления пассивами.

      В управлении состоянием ликвидности можно  выделить два крайних  направления. Одно из них – политика пристального контроля за резервами. Она сводится к тому чтобы не допустить наличия в банке средств, не приносящих доходы. Другая противоположность – политика постоянного поддержания резервов на уровне, достаточном для удовлетворения требований о нормах обязательных резервов и в пиковые периоды роста депозитов. Большинство банков придерживается некоторой середины.

      Существует 2 подхода к управлению ликвидностью:

   Первый подход - структура активов банка по срокам должна точно соответствовать структуре его пассивов. На этом основано золотое банковское правило (величина и сроки финансовых требований банка должны соответствовать размерам и срокам его обязательств)

   Второй подход базируется на реальном несоответствии структур активов и пассивов баланса, поскольку ни один даже самый мощный коммерческий банк не застрахован от последствий финансово-кредитных явлений, постоянно происходящих в социально-экономических системах: экономических кризисов, банкротств, неплатежей по ссудам и т.д.

      Второй подход к вопросу ликвидности банков получил дальнейшее развитие по 2 основным направлениям: теории управления активами и теории управления пассивами.

      Теории  управления платежеспособностью:

1 теория: ликвидность банка лежит в основе его платежеспособности. Платежеспособность это способность банка в должные сроки и в полной сумме отвечать по своим обязательствам.

2 теория: под платежеспособностью понимают надежность, то есть способность в любой ситуации на рынке, а не в соответствии с наступающими сроками платежей выполнять взятые на себя обязательства.

     Надежность банка зависит от множества различных факторов (внешние и внутренние).

Внешние: обусловленные воздействием внешней среды на банк, то есть факторы, определяющие состояние финансового рынка, национальной и мировой экономики, политический климат в стране, а также форс-мажорные обстоятельства.

Внутренние: обусловленные профессиональным уровнем персонала, в том числе высшего, и уровнем контроля за проводимыми банком операциями.

      Вероятность неблагоприятного влияния конкретных факторов на надежность банка характеризуется рисками (угроза потери части своих ресурсов, недополучение доходов или произведение дополнительных расходов в результате проведения финансовых операций)

      Наиболее  распространенные банковские риски: •  риск ликвидности; • процентный риск; • кредитный риск; • рыночный риск; • политический риск; • валютный риск; • риск изменения конъюнктуры рынка; • страховой риск; • риск форс-мажорных обстоятельств.

      Коммерческие банки управляют своей платежеспособностью при помощи методов распознавания, оценки и контролирования риска потери ликвидности и платежеспособности.

      Нормативы деятельности коммерческих банков.

      В настоящее время Инструкцией  ЦБ РФ от 16 января 2004г №110-И "Об обязательных нормативах банков" установлено 9 обязательных нормативов, распределенных по группам: 
• норматив достаточности собственных средств (капитала) банка (Н1); 
• нормативы ликвидности банка (Н2, Н3, Н4) (мгновенная, текущая, долгосрочная); (Н5-отменен); 
• нормативы кредитного риска банка (Н6, Н7, Н9, Н10.1); 
• норматив инвестирования собственных средств в доли (акции) других юридических лиц (Н12).

30. Банковский менеджмент  и банковский маркетинг.

     Банковский  менеджмент в общем виде представляет собой управление отношениями, связанными со стратегическим и тактическим планированием, анализом, регулированием, контролем деятельности банка, управлением финансами, маркетинговой деятельностью, персоналом, осуществляющим банковские операции. Другими словами, это — управление отношениями, касающимися формирования и использования денежных ресурсов, то есть взаимоувязанная совокупность финансового менеджмента и управления персоналом, занятым в банковской сфере. Разделение банковского менеджмента на финансовый менеджмент и управление персоналом в коммерческом банке обусловлено структурой объекта, на который направлены управляющие воздействия банковского менеджмента. Поэтому его можно рассматривать как деятельность по внутрибанковскому регулированию, которая направлена, в первую очередь, на соблюдение требований и нормативов, установленных органами государственного надзора.

     Основная  задача банковского  менеджмента состоит в обеспечении эффективной работы банка и наиболее рациональными путями. Это включает организацию, управление банком и его персоналом. Ключевую роль занимает управляющий банком. Он - не только квалифицированный работник, но и обладает способностями связать в единое целое работу всего коллектива. Менеджер должен иметь способности правильно оценить клиента, добиться высоких показателей деятельности своего банка.

     Банковский  маркетинг представляет собой:

- во-первых, деятельность по изучению рынка и продвижению на нем банковских услуг

- во-вторых, деятельность, ориентированную на изучение и удовлетворение потребностей клиентов.

     Главная концепция банковского маркетинга - ориентация на выявление и максимальное удовлетворение всех потребностей клиентов банка.

Информация о работе Ответы по ДКБ