Пассивные операции комерческого банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:58, курсовая работа

Описание работы

Основная цель данной работы заключается в определение экономического содержания и значения пассивных операций коммерческого банка, а также особенностей их проведения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- Рассмотреть понятие пассивных операций коммерческого банка, их роль и значение для банка в целом.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические аспекты пассивных операций коммерческого банка
Пассивные операции коммерческого банка: сущность и значение……………………………………………………………….5
1.2. Источники формирования пассивных операций коммерческого банка……………………………………………………………………………..12
Глава II. Пассивные операции коммерческих банков России и зарубежных стран: особенности проведения, тенденции развития на современном этапе
2.1. Особенности пассивных операций коммерческих банков зарубежных стран……………………………………………………………….32
2.2. Современное состояние пассивных операций коммерческих банков России……………………………………………………………………………43
Заключение……………………………………………………………………..51
Список использованной литературы……………………………………….53

Файлы: 1 файл

пассивные операции.doc

— 511.50 Кб (Скачать файл)

Вообще, структура акционерного капитала основной массы зарубежных банков является неоднородной. Можно выделить две группы капитальных счетов:

    • собственно акционерный капитал (включая резервы);
    • долгосрочные обязательства банка.

В свою очередь акционерный капитал  состоит из:

  • простых акций;
  • привилегированных акций;
  • избыточного капитала;
  • и, наконец, нераспределенной прибыли.

Простые акции – это акции, свидетельствующие об участии владельцев в капитале банка и приносящие им доход в форме дивиденда. Эти акции бессрочны и дают владельцу право голоса на акционерном собрании. Размер дивиденда не фиксирован и зависит от получаемой банком прибыли.

Владелец привилегированной акции имеет определенные преимущества перед держателем обычных акций. Дивиденд по этим акциям заранее фиксирован и не зависит от получаемой банком прибыли, а также владельцы таких акций имеют приоритет при предъявлении претензий к банку в случае его банкротства.

Избыточный капитал образуется за счет разницы между курсами продажи обычных и привилегированных акций и их номиналом. Накопленная сумма этого избытка может быть больше номинальной стоимости акций.

Нераспределенная прибыль – это накапливаемая сумма прибыли, которая остается в распоряжении банка. В конце года (квартала) суммы со всех результативных счетов банка перечисляются на счет прибылей и убытков. Часть этих сумм переводится затем на счет выплачиваемых дивидендов, часть – на уплату налогов, часть отчисляется в резервный фонд. Остаток – нераспределенная прибыль – представляет собой фонд денежных средств, которыми распоряжается дирекция банка и общее собрание акционеров.

Как уже отмечалось выше банковские резервы тоже включаются в состав капитала. К их числу относятся:

    • резерв на случай непредвиденных обстоятельств;
    • резерв на выплату дивидендов;
    • резерв на покрытие потерь от непогашенных ссуд или лизинговых операций.

В свою очередь, зарубежные банки также  выпускают долговые обязательства, наиболее популярными из которых  являются капитальные ноты и необеспеченные облигации. Преимущества выпуска этих обязательств для банка (по сравнению с акциями) состоит в том, что выплачиваемые банком по этим обязательствам проценты вычитаются из облагаемой налогом прибыли, тогда как дивиденды по акциям облагаются налогом. Поэтому такая форма привлечения ресурсов более приемлема, чем размещение акций. Однако, в некоторых странах долгосрочные обязательства банка не всегда включаются в раздел «Статьи капитала», а фигурируют в составе общих обязательств *.

Также существуют и другие характерные  черты формирования собственного капитала зарубежными коммерческими банками, однако целью моей работы не стояло глубокое изучение данных особенностей. На наш взгляд более интересно подробнее рассмотреть процесс проведения зарубежными банками пассивных операций, в части привлечения средств непосредственно от клиентов – вкладчиков.

Схема, лежащая в основе депозитных операций зарубежных банков, состоит  из последовательного ряда действий банка до, после и в процессе проведения им депозитных операций 43:

  1. Выбор и определение круга вкладчиков, на которых в своей деятельности будет в дальнейшем ориентироваться банк.
  2. Разработка стратегии и тактики депозитной политики, направленных на организацию клиентов-сберегателей, а также непосредственно организация процесса привлечения денежных средств.
  3. Разработка направлений использования привлеченных средств от вкладчиков путем проведения и реализации политики размещения привлеченных средств.

При этом такое направление как  разработка и практическое внедрение  определенного спектра «щитовых»  мероприятий с целью защиты интересов вкладчиков и предоставления им гарантий сохранности и возврата их вкладов, должно учитываться банком на каждом из указанных этапов.

Первым шагом проведения депозитных операций зарубежными банками является выбор и определение того круга вкладчиков, на которых в своей депозитной деятельности и будет в дальнейшем ориентироваться банк.

В частности, зарубежная банковская практика предлагает каждого из клиентов-сберегателей оценивать по следующим основным показателям 44:

  • уровень и структура  и направленность управления;
  • развитость системы маркетинга;
  • финансовые возможности вкладчика (в том числе потенциал вкладов);
  • эффективность производственной деятельности;
  • социально-психологическое состояние клиента;
  • отношения с данным банком и с другими коммерческими и депозитными структурами (например по таким направлениям как маркетинг, финансы, социально-психологический аспект и др.) и прочие.

При этом выбор и ориентация коммерческого  банка на конкретного клиента  базируется на получении банком определенной маркетинговой информации как о реальных так и потенциальных клиентах-вкладчиках. Маркетинговую информацию зарубежный банк делит на две группы: на первичную и вторичную. Так, к первичной относятся сведения, впервые собранные для решения первоочередной задачи организации сберегателей и привлечения к своей деятельности неорганизованных субъектов сбережений. К вторичной маркетинговой информации относятся сведения, уже собранные банком для решения более сложных задач, в том числе удержание и обеспечение доверительных отношений с организованными (с уже обслуживающимися) вкладчиками – клиентами банка.

Также в организации отношений  с клиентами зарубежные банки  могут располагать тремя типами маркетинговой информации 45:

  • микро-информация (включает характеристики клиента, в том числе идентификационные, его привычки и склонности. Такая информация может накапливаться и использоваться в целях персонализации отношений с клиентом);
  • макро-информация (представляет собой данные о возрастных, профессиональных и прочих характеристиках всех клиентов банка - физических лиц, а также информацию о финансово-хозяйственной деятельности коммерческих предприятий и организаций. Эта информация используется службами маркетинга для анализа банковского и депозитного портфеля банка и разработки новых банковских продуктов и услуг);
  • мезо-информация (представляющая собой совокупность данных общего характера, которая позволяет сегментировать клиентов по отдельным критериям, определять их качество и т.д.).

Важным фактором успеха в работе с частными вкладчиками является целенаправленное сегментирование круга клиентов на основе многочисленных данных, имеющихся в распоряжении банка. Например, на практике в деятельности коммерческих банков Германии все потенциальные и реальные клиенты-вкладчики банка подлежат обязательному их разграничению и классификации по следующим этапам.

Все потенциальные вкладчики немецких банков подлежат отнесению в одну из следующих групп:

  • частные вкладчики (основная масса вкладчиков, представленная главным образом средним классом граждан страны);
  • индивидуальные клиенты (состоятельные частные вкладчики и коммерческие предприятия различных секторов экономики).

При этом критерии разделения клиентов чаще всего устанавливаются каждым банком самостоятельно, по своему усмотрению. Так, предпосылкой для отнесения клиента к категории индивидуального клиента может быть, к примеру, превышение одного из приведенных ниже критериев (см. Приложение 2). Одновременно частные вкладчики банков Германии классифицируются, во-первых, по возрастному признаку. Здесь традиционно выделяются такие группы клиентов как:

  • молодежь (в возрасте от 18 до 29 лет);
  • лица, имеющие определенное положение и общественный статус (от 30 до 59 лет);
  • лица старшего пенсионного возраста (старше 60 лет).

и, во-вторых, по их «сберегательным  интересам» – клиенты, чьи интересы не выходят за общие рамки (открытие депозитного счета), и клиенты, кто желает получить от банка определенные дополнительные услуги (например, управление средствами, хранящимися на депозитном счете).

С учетом отнесения и частных, и  индивидуальных клиентов-сберегателей банками Германии к той или  иной группе по всей совокупности классификационных  признаков определяется итоговый (результативный) тип вкладчика на основании которого каждый клиент присоединяется к определенному сегменту вкладных услуг по данному банку.  (см. Приложение 3).

На основе полученных и проанализированных сведений о клиентах коммерческий банк имеет четкое представление о реальных потребностях, возникающих на банковском рынке (сегмент вкладов и депозитов), что позволяет ему разрабатывать депозитную стратегию и тактику, направленную на организацию вкладчиков, и, таким образом, приступать к непосредственной организации процесса привлечения средств  от вкладчиков, который, в свою очередь, и представляет для банка процесс организации и проведения пассивных депозитных операций.

В настоящее время привлекаемые зарубежными банками средства весьма разнообразны по своему  составу и экономическому содержанию. В мировой банковской практике все привлеченные ресурсы по способу их аккумуляции традиционно группируются следующим образом 46:

  • депозитные привлеченные средства (средства, принятые от клиентов во вклады и депозиты);
  • недепозитные (невкладные) привлеченные средства. Эти средства банк может получать в виде кредитов, займов или путем продажи на денежном рынке собственных долговых обязательств 47.

Основным критерием классификации  депозитов, отражающий основные характерные особенности всех средств, принятых от клиентов зарубежным банком, является их разделение, исходя из экономического содержания, на четыре группы:

  • вклады (депозиты) до востребования;
  • вклады (депозиты) срочные;
  • сберегательные вклады;
  • вложения в ценные бумаги (долговые обязательства),

каждая из которых имеет свою специфику, свои достоинства и недостатки как для банка, так и для  вкладчика. (см. приложение 4)

Для привлечения клиентов зарубежные банки используют различные схемы (стратегии) привлечения:

1. Стратегия проникновения и увеличения контроля над рынком, в том числе:

  • расширение доли рынка за счет привлечения новых клиентов;
  • стимулирование спроса клиентов на существующие продукты и услуги.

2. Стратегия разработки и продвижения новых сберегательных товаров и услуг на освоенных сегментах сберегательного рынка, в том числе:

  • расширение ассортимента сберегательных продуктов и услуг на существующих сегментах сберегательного рынка;
  • разработка и реализация новых видов сберегательных продуктов и услуг на существующих и освоенных сегментах сберегательного рынка.

3. Стратегия интенсификации развития рынка вкладов – освоение новых географических регионов, где организуется продвижение н реализация существующих сберегательных продуктов и услуг.

4. Стратегия диверсификации вкладного бизнеса – возможность проникновения на новые отраслевые рынки (сегменты) или смежные сферы деятельности.

В практике работы с клиентами-сберегателями  кредитно-финансовые учреждения различных  стран используют многочисленные схемы (стратегии) маркетинга своих сберегательных товаров и услуг. Конкретные особенности маркетинга зависят как от внутренних (размеры, финансовое положение, стратегия, опыт работы на рынке и др.), так и внешних факторов (макроэкономические параметры, особенности банковского законодательства и т.п.). При этом, общей чертой всех этих схем является стремление банков к установлению устойчивых, длительных и эффективных для обеих сторон связей.

Так, например в работе с физическими  лицами – потенциальными и реальными (уже существующими) сберегателями банка, в мировой банковской практике оптимальными, наиболее простыми и хорошо апробированными являются такие маркетинговые схемы, как 48:

  • схема маркетинга банковских продуктов и услуг в зависимости от длительности отношений с клиентом;
  • маркетинговая схема, основанная на концепции жизненного цикла семьи;
  • схема «финансового супермаркета».

Следующим шагом в проведении депозитных операций зарубежными банками является разработка направлений использования привлеченных средств. Эффективность проведения политики по размещению ресурсов- напрямую зависит от того, как банк осуществляет и проводит в жизнь политику по изучению, выбору и привлечению клиентов.

Этап использования  определенного спектра «щитовых»  мероприятий, проводимых банком с целью защиты интересов вкладчиков и предоставления им гарантий сохранности и возврата их средств. Данное направление присутствует практически на каждой стадии процесса проведения депозитных операций, а также является неизбежным моментом при разработке и проведении общебанковской депозитной политики.

В настоящее время сложилось  так, что основная масса коммерческих банков различных зарубежных стран  самостоятельно, по собственной инициативе не разрабатывают самостоятельную  обособленную систему мер по защите интересов вкладчиков. Чаще всего, это связано с тем, что данная политика для современного банка формируется под воздействием денежно-кредитной политики, проводимой государством, в рамках разработки и применения на государственном уровне системы гарантирования средств вкладчиков, и носит для банков в целом обязательный характер (хотя, если заглянуть в историю развития зарубежных банковских и сберегательных систем, то здесь известны случаи, когда инициатива по защите интересов вкладчиков исходила непосредственно от самих коммерческих банков. Так, например, в конце  XIX века кооперативные банки Германии создали первую негосударственную систему взаимного гарантирования вкладов, которая успешно развивалась и стала основой современной системы гарантирования средств вкладчиков в Германии.  При  этом участие банка в подобной системе носит добровольный характер. Подобная система в настоящее время действует также во Франции, Австрии, Швейцарии). В соответствии с этим, все сберегательные институты должны в обязательном порядке соблюдать принцип «частичного резерва»: это означает, что каждый коммерческий (сберегательный) банк в обеспечение своих пассивов с целью защиты интересов своих клиентов-вкладчиков поддерживает необходимый минимум ликвидных активов, составляющий относительно небольшую часть его обязательств. Такими ликвидными средствами (в частности, обязательными резервами 49) когда-то было золото и другие драгоценные металлы и камни, а теперь – это счета в центральном банке , наличные деньги (банкноты), а также, в некоторых случаях, корреспондентские счета в крупных устойчивых коммерческих банках-корреспондентах.

Информация о работе Пассивные операции комерческого банка