Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:58, курсовая работа
Основная цель данной работы заключается в определение экономического содержания и значения пассивных операций коммерческого банка, а также особенностей их проведения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- Рассмотреть понятие пассивных операций коммерческого банка, их роль и значение для банка в целом.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические аспекты пассивных операций коммерческого банка
Пассивные операции коммерческого банка: сущность и значение……………………………………………………………….5
1.2. Источники формирования пассивных операций коммерческого банка……………………………………………………………………………..12
Глава II. Пассивные операции коммерческих банков России и зарубежных стран: особенности проведения, тенденции развития на современном этапе
2.1. Особенности пассивных операций коммерческих банков зарубежных стран……………………………………………………………….32
2.2. Современное состояние пассивных операций коммерческих банков России……………………………………………………………………………43
Заключение……………………………………………………………………..51
Список использованной литературы……………………………………….53
Как уже указывалось ранее, из имеющихся в распоряжении банка привлеченных средств активно и без риска потери ликвидности, банками могут использоваться, главным образом, срочные ресурсы. В среднем доля срочных ресурсов составляет в течение всего рассматриваемого периода около 80%, остальное же приходится на долю средств «до востребования», которые могут использоваться только для краткосрочных вложений, и, как правило, они размещаются в ограниченном объеме (не приводящем к уменьшению установленной величины неснижаемого остатка), на короткие сроки и под низкие процентные ставки в «абсолютно надежные» активы, например, депозиты в Центральном банке РФ. Потенциально в этих ресурсах скрыты возможности получения дополнительного дохода (для отдельно взятого банка) за счет увеличения объемов и сроков их размещения. Этого можно достичь, если банк сможет добиться повышения стабильности остатков на счетах «до востребования», т.е. снижения планки величины неснижаемого остатка на счетах. И, таким образом, для обеспечения возможности долгосрочных вложений и получения максимально возможного дохода банку как раз и необходимо формировать оптимальный портфель привлечения, который отвечал бы определенным требованиям и соответствовал прогнозируемому развитию современной экономической среды и целям банка.
Также, если проводить более детальный анализ, то из приведенных данных можно увидеть, что основная масса привлеченных средств российских банков сосредоточена: 1-ое место – во вкладах со сроком привлечения от 1 года до 3 лет (на долю население в среднем за рассматриваемый период приходится 34,61%, на долю юридических лиц – 1,47%); 2-ое место на депозитах со сроком привлечения от 91 до 180 дней (в среднем доле населения принадлежит 18,9%, на долю предприятий и организаций – 2,3%) и, наконец, 3-е место принадлежит счетам до востребования (где средняя доля населения – 17,3%, предприятия – 0,53%). При этом, если рассматривать структурный состав депозитов до востребования и депозитов сроком от 91 до 180 дней, то можно констатировать следующее: наибольший удельный вес в группе счетов «до востребования» занимают средства юридических лиц на расчетных, текущих и других счетах; средства же, целенаправленно размещенные юридическими лицами в депозиты до востребования, имеют очень незначительный удельный вес в общей массе привлеченных средств до востребования (0,5%). На депозиты же до востребования физических лиц приходится значительная часть всех средств до востребования и на начало 2003 г. их доля приблизилась к значению 17,8% (а среднее значение за рассматриваемый период составило соответственно 18,9%, т.е. замечен достаточно заметные колебания). Структура депозитов со сроком привлечения от 91 до 180 дней представлена преимущественно депозитами физических лиц, на которые приходится около 1/4 всех привлеченных средств. Иными словами, подавляющую массу привлеченных средств составляют среднесрочные пассивы и средства во вкладах «до востребования». Однако, доля долгосрочных пассивов сроком более 1 года и свыше 3-х лет на 1 сентября 2003 г. составила в совокупности во всех привлеченных средствах значительную долю (37,3%) и вышла, таким образом, на первое место.
Так, из всего
В целом, несмотря на некоторые негативные моменты в развитии коммерческих банков, проводящих «организацию» взаимоотношений и привлечение средств от клиентов-вкладчиков – населения и юридических лиц, отмеченных и выявленных нами в ходе проведения анализа, есть положительные моменты и тенденции, некоторые из которых также были отмечены. При этом, говоря о позитивных моментах в развитии современных российских коммерческих банков как депозитно-финансовых посредников, необходимо затронуть еще один момент.
Уже тот факт, что банки выходят на рынок сберегательных услуг и предоставляют клиентам различные банковские продукты в виде разнообразных по условиям вкладов и депозитов, вступают в активную межбанковскую конкуренцию за привлечение клиентуры, говорит нам о том, что, конечно же есть явные позитивные «подвижки», выраженные преимущественно на клиенто-ориентированной сберегательной деятельности банков. Конкурируя в жесткой борьбе со Сберегательным банком РФ, коммерческие банки на данном этапе, вынуждены учитывать не просто свои интересы как коммерческого предприятия, а выдвигать на первый план интересы клиентов.
Таким образом, сегодня коммерческий банк в целях обеспечения своей конкурентоспособности, стабильности, устойчивости, и, наконец, прибыльности должен осуществлять комплекс мер по разработке и проведению наиболее разумной, целесообразной и эффективной депозитной политики. Это, в свою очередь, будет являться залогом успешного функционирования банка в будущем. Некоторые положения депозитной политики современного коммерческого банка рассмотрим в следующем и заключительном параграфе нашего исследования.
Депозитная политика банка представляет собой банковскую политику по привлечению средств в депозиты и эффективному управлению ими. Депозитная политика коммерческого банка - это стратегия и тактика банка по привлечению средств вкладчиков и других кредиторов и определение наиболее эффективной комбинации источников средств для данного банка. Депозитная политика коммерческих банков должна ориентироваться на две категории вкладчиков - физических и юридических лиц.
Задачей депозитной политики является удовлетворение нужд ликвидности банка путем активного изыскания заемных средств по мере необходимости. В связи с этим расширяются возможности получения прибыли, но это связано и с риском, который следует учитывать. В целом конечным результатом выработки и реализации эффективной депозитной политики любого коммерческого банка является увеличение объема ресурсной базы при минимизации расходов банка и поддержании необходимого уровня ликвидности.
Основными элементами депозитной политики коммерческого банка являются:
Вопросам депозитной политики коммерческого банка в исследованиях российских экономистов до недавнего времени не уделялось должного внимания и лишь в последние годы в связи с изменением экономической ситуации в стране банки были поставлены перед фактом необходимости оптимизации, повышения эффективности депозитной политики.
В экономической литературе развитых стран Запада отводится большое место вопросам депозитной политики и, в частности, проблемам регулирования «депозитных денег». Для эффективного контроля и управления денежным оборотом используются различные методы планирования, прогнозирования и регулирования состояния денежной массы в обращении, и, как составляющей, массы депозитов, анализируются различные варианты структуризации денежной массы, «мультипликации депозитов». Наиболее распространенной схемой, применяемой в индустриально развитых странах Запада, является определение так называемых монетарных агрегатов ♂.
В нашей стране до недавнего
времени регулированию
Депозит является одним из наиболее
важных ресурсов банка, т.к. по сути он
представляет собой кредит населения,
предприятий и организаций
При этом отпадает необходимость прибегать к бюджетному финансированию. Депозит отчасти способствует сдерживанию темпов инфляции, отвлекает средства хозяйства и населения от товарного оборота, что уменьшает давление денежной массы на рынок товаров и услуг. Это особенно важно сегодня, когда масса денежных средств на руках у населения (в тезаврации) превышает по данным Госкомстата РФ 220 трлн. руб., что сопоставимо с размерами федерального бюджета страны.
Настораживает тот факт, что по данным Госкомстата РФ за 1995г. остаток свободных денежных средств на руках у населения возрос в 2,1 раза по сравнению с 1994г. Причем 61,5% этих средств было использовано населением на покупку валюты, 15,1% составил прирост денежных средств в тезаврации и лишь 23,4% было направлено во вклады в банках и на приобретение ценных бумаг. Эти данные свидетельствуют о существовании серьезной проблемы доверия вкладчиков банкам.
Проблема привлечения свободных денежных средств населения – одна из наиболее актуальных сегодня. Подъем экономики во многом будут определять внутренние инвестиции. Задача банков - аккумулировать временно свободные денежные средства населения для их последующего инвестирования в экономику. В то же время важно подчеркнуть, что и сами банки не в состоянии развиваться устойчиво и стабильно не имея надежной ресурсной базы. Они не могут развивать, в частности, кредитные операции в условиях ограниченности ресурсов. Поэтому проблема разработки и исполнения оптимальной депозитной политики банков встала сегодня в один ряд с наиболее актуальными проблемами, ожидающими своего решения в ближайшее время. Некоторые направления ее решения будут рассмотрены ниже.
Итак, основным документом, регламентирующим в коммерческих банках процесс привлечения временно свободных денежных средств предприятий, организаций, населения в различного рода депозиты (вклады) является «Депозитная политика банка» 60. Это документ разрабатывается каждым банком самостоятельно на основе стратегического плана банка, анализа структуры, состояния и динамики ресурсной базы банка и исходя из перспектив ее развития, а также в тесной взаимосвязи с такими документами как «Кредитная политика банка» и «Инвестиционная политика банка».
Таким образом, банк сегодня
должен проводить целый ряд
Определяющим фактором при установлении размера процентной ставки по срочным вкладам (депозитам) является срок, на который размещаются средства: чем длительнее срок, тем выше уровень процента. Не менее важным фактором является сумма вклада, и, следовательно, чем больше сумма вклада и дольше срок его хранения, тем выше по нему процентная ставка. Существенным моментом является и частота выплаты дохода по вкладам (депозитам). Ставка процента по вкладу находится в обратной зависимости от частоты выплаты дохода, т.е. чем реже они осуществляются, тем выше уровень устанавливаемой процентной ставки по вкладу (депозиту).
В целях стимулирования клиентов банк может предусматривать капитализацию процентов, т.е. использование техники сложных процентов при расчете доходов. Также привлекательным для вкладчиков будет применение процентной ставки, прогрессивно возрастающей в зависимости от времени фактического нахождения средств во вкладе (такой порядок начисления дохода стимулирует увеличение срока хранения средств и защищает вклад от инфляции) 61.
Вместе с тем, следует подчеркнуть, что введение Банком России ограничений на привлечение депозитов населения размером уставного капитала банка, а также сроком функционирования банка – мера, продиктованная желанием обезопасить денежные сбережения населения, нередко вызывает справедливую критику со стороны банковского сообщества. Так, ЦБ РФ требует от банков получения дополнительной лицензии на право привлечения во вклады денежных средств физических лиц. Это право предоставляется вновь создаваемым банкам, с даты регистрации которых прошло не менее двух лет (ст.36, ФЗ №395-1). Кроме того, в проекте ЦБ РФ «О новой системе лицензирования банковской деятельности» предусмотрено, что с 2007 г. лишь банки, имеющие капитал на уровне 10 млн.евро смогут получить такую лицензию (лицензия типа D) 62.
Искусственное ограничение привлечения денежных сбережений населения в банки приводит:
а) к возможной неликвидности банка, а если банк неликвиден, то никакие страховые резервы ему не помогут;
б) нездоровому ажиотажу со стороны клиентов, жаждущих положить временно свободные денежные средства на депозит, но получающих отказ со стороны коммерческих банков (в основном в регионах, где сеть банковских учреждений развита значительно слабее, чем в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге);
в) к давлению
избыточной денежной массы на
потребительский рынок,
Таким образом, целесообразно
отменить действие данного