Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:58, курсовая работа
Основная цель данной работы заключается в определение экономического содержания и значения пассивных операций коммерческого банка, а также особенностей их проведения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- Рассмотреть понятие пассивных операций коммерческого банка, их роль и значение для банка в целом.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические аспекты пассивных операций коммерческого банка
Пассивные операции коммерческого банка: сущность и значение……………………………………………………………….5
1.2. Источники формирования пассивных операций коммерческого банка……………………………………………………………………………..12
Глава II. Пассивные операции коммерческих банков России и зарубежных стран: особенности проведения, тенденции развития на современном этапе
2.1. Особенности пассивных операций коммерческих банков зарубежных стран……………………………………………………………….32
2.2. Современное состояние пассивных операций коммерческих банков России……………………………………………………………………………43
Заключение……………………………………………………………………..51
Список использованной литературы……………………………………….53
Следующим важным моментом привлечения средств вкладчиков является создание банком своим клиентам гарантии надежности помещения средств во вклады.
Бесспорно, в настоящее время в России существует определенные способы защиты интересов вкладчиков. Так, ФЗ от 2.12.1990 г. №395-1 «О банках и банковской деятельности» (в ред. 2003 г.) предусмотрены следующие варианты защиты средств вкладчиков:
1)Использование процедуры
По официальным данным Бюллетеня банковской статистики с 1.01.2000 г. по настоящее время для российских коммерческих банков установлены следующие нормативы обязательных резервов: по привлеченным средствам юридических лиц в валюте РФ и привлеченным средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте – 9%; по денежным средствам физических лиц, привлеченным во вклады (депозиты), в валюте РФ – 7% 63. Соответственно, такие высокие отчисления не всегда позволяют банкам активно участвовать в совместных (независящих от государства) программах гарантирования.
2)Использование особой
3)Добровольное участие банков
в системе гарантирования. Предусматривается
(ФЗ №395-1) возможность создание
Фонда добровольного
4)Использование ЦБ РФ системы ограничений банков по проведению депозитных операций. Одним из способов защиты депозитов до 01.04.2004 г. являлось также и то, что Банк России ограничивал коммерческие банки от принятия повышенного риска по вкладам физических лиц. В соответствие с Инструкцией ЦБ РФ от 01.10.1997 г. №1 «О порядке регулирования деятельности банков» минимальный размер привлеченных денежных вкладов населения (Н11) 65 был установлен в размере 100% от величины капитала.
Решающее условие в успешном проведении банками депозитной политики – это эффективное использование мобилизованных средств. Ссуды в виде депонированных средств, полученные от предприятий и населения за определенную плату, должны быть возвращены банком вкладчикам. Дело усложняется нестабильностью развития экономических отношений, поэтому вкладчики должны быть застрахованы от возможных потерь, как это было уже отмечено выше. Следовательно, это дополнительный стимул более эффективного использования таких ресурсов, т.к. банк, получив во временное пользование средства, должен не только возвратить их, выплатить процент, но и получить максимальную выгоду для себя от их использования. Особую остроту в этой связи приобрел в последние годы вопрос оптимизации структуры кредитных ресурсов и вложений по суммам и по срокам, т.к. у многих банков ресурсная часть по срокам значительно короче, чем сроки их кредитных вложений.
По данным материалов XIV съезда АРБ, структура банковских пассивов по уровню срочности сегодня такова: 77% пассивов – это средства до одного года, из которых большая часть – это трехмесячные ресурсы (в основном это остатки средств на расчетных счетах). В структуре средств привлеченных от предприятий и организаций («короткие деньги») составляют более 70%. Как известно, средства на расчетных (текущих) счетах клиентов и средства на корреспондентских счетах банков-корреспондентов в совокупности образуют группу средств до востребования. То есть эти ресурсы могут быть в любой момент «отозваны» их владельцем по первому его требованию. Движение средств по счетам клиентов и счетам банков-корреспондентов трудно предсказать, т.к. эта категория пассивов подвержена влиянию множества различных факторов.
В целом такие ресурсы могут быть активизированы банком только в более или менее их стабильной части, т.е. используется тот уровень остатков, который поддерживается на счете в течение некоторого времени. Использование остатков на клиентских счетах для долгосрочного кредитования является общепринятым и, имея более 1000 клиентских счетов и трехлетний статистический материал, банк незначительно снижает свою ликвидность, тем не менее существует риск трансформации, преодолевать который научились в современных условиях далеко не все российские банки. Эта проблема представляет реальную угрозу ликвидности для многих коммерческих банков. В этих условиях распределение и использование кредитных ресурсов должно осуществляться на основе получения максимальной выгоды при минимальном риске (принципы доходности и надежности).
Депозитная политика, как уже отмечалось выше, должна ориентироваться на две категории вкладчиков - физических и юридических лиц. При этом банкам необходимо учитывать особенности каждой группы клиентов.
Взаимовыгодные отношения клиентуры и банка являются гарантией успеха проведения депозитной политики. Чтобы увеличить число вкладчиков, банкам нужно более тщательно изучать их интересы и требования. Но и клиентам необходимо хорошо знать финансовое состояние обслуживающего их банка *.
Но публикации, раскрывающие истинное положение дел в том или ином банке, в российской банковской практике крайне редки. В связи с чем напрашивается вывод о необходимости создания базы данных прежде всего в Банке России, которая позволила бы анализировать деятельность коммерческих банков, опираясь не только на отчеты последних (в т.ч. и о выполнении нормативов), но и имея первичные данные, необходимые для реального анализа ситуации, как это принято, например, в Германии, Франции, Люксембурге, США и других странах. В настоящее время информирования вкладчиков осуществляют различные специализированные агентства и бюро. Однако их услуги не всегда могут быть доступны и правдоподобны. Таким образом, по нашему мнению, необходимым является создание на уровне каждого региона единого Информационного центра о сберегательной деятельности кредитных институтов региона, финансирование которого будет проводится непосредственно за счет средств самих региональных сберегательных институтов 66.
Следующими важными
моментами способствующими
Например, при заключении депозитного договора с клиентом на льготных условиях (для постоянных клиентов, вкладчиков, акционеров, учредителей, работников банка, социально незащищенных слоев населения и т.д.), открытии и использовании депозитной линии каждой группе клиентов целесообразно разработать набор льгот, учитывающих конкретные потребности клиентов и возможности банка по их удовлетворению с позиций доходности, ликвидности и риска. Постоянным клиентам банк должен обеспечить возможность комплексного обслуживания, включая первоочередное предоставление ссуд и, возможно, по льготной процентной ставке; социально незащищенным слоям населения (пенсионерам, студентам) целесообразно предоставлять так называемые «социально-ориентированные» ссуды по пониженной процентной ставке и др. льготы. Также для стимулирования вкладчиков также можно применять следующие методы: предоставление дополнительных услуг по ведению депозитного счета (оплата коммунальных платежей, телефонных разговоров, осуществление банковских переводов, зачисление пенсий, стипендий и т.п.); проведение сберегательными институтами розыгрышей, лотерей и т.п. среди владельцев депозитных счетов (например, к праздникам, по окончании срока хранения вклада); использование и внедрение информационных технологий управления сберегателем своим депозитным счетом в режиме реального времени «on-line» (как для юридических, так и для физических лиц), а также возможностей мобильных телефонов (для физических лиц); проведение рекламных акций и мероприятий со стороны сберегательных институтов и т.п.67
На сегодняшний день мировая практика накопила достаточный опыт проведения депозитной политики, и умелое использование зарубежного опыта с учетом особенностей развития российской экономики должно послужить залогом успеха в развитии депозитных операций современных коммерческих банков.
Итак, в заключение второй части нашего исследования мне бы хотелось обозначить некоторые итоги, к которым мы пришли в результате проведенной работы. В первом параграфе нашего исследования, анализируя особенности деятельности зарубежных коммерческих банков по привлечению свободных денежных средств, были выявлены такие особенности в этом направлении: во-первых, структура ресурсной базы преимущественно имеет такое соотношение – на долю депозитных операций приходиться до 90-95% банковских ресурсов, за счет же собственного капитала и резервов зарубежные банки покрывают менее 10% общей потребности в средствах; во-вторых, структура акционерного капитала основной массы зарубежных банков представлена двумя группами капитальных счетов – это, собственно акционерный капитал (включая резервы) и долгосрочные обязательства банка; в-третьих, в основе депозитных операций зарубежных банков лежит целая схема последовательного ряда действий и мероприятий, а именно, выбор и определение круга вкладчиков, разработка стратегии и тактики депозитной политики, и, наконец, разработка направлений использования привлеченных средств от вкладчиков путем проведения и реализации политики размещения привлеченных средств.
На втором этапе нашего практического исследования были обозначены основные структурные характеристики депозитных операций российских коммерческих банков (в части привлечения средств от основных вкладчиков – населения и юридических лиц за период с 1.01.2003 по 1.09.2003 г.). Здесь была выявлены две основные тенденции привлечения: основным видом привлечения являются вклады и депозиты физических лиц ( удельный вес во всех банковских пассивах около 86%), срочная структура привлеченных средств физических и юридических лиц представлена таким процентным соотношением: на долю депозитов до востребования приходится 18,4% всех привлеченных средств, на срочные депозиты (сроком от «до 30 дней» и до «свыше 3 лет») – 81,2%.
И, наконец, в заключении было определено, что для обеспечения конкурентоспособности, устойчивости и прибыльности современный коммерческий банк должен осуществлять комплекс мероприятий по разработке и проведению наиболее эффективной депозитной политики, что в целом возможно станет фактором его успешного функционирования не только сегодня, но и в будущем.
Итак, на основании всего вышеизложенног
Банковские операции представляют собой совокупность операций кредитных учреждений, осуществляемых ими на основании лицензии ЦБ РФ. В свою очередь, пассивные операции коммерческого банка – это операции, посредством которых банк формирует свои ресурсы в виде собственных, привлеченных, эмитированных средств для проведения кредитных и др. активных операций.
Значение пассивных операций банка очень велико и выражается в том, что именно посредством них банки «покупают» кредитные ресурсы на различных денежных рынках, формируют свой ресурсный потенциал, а соответственно и кредитные возможности, и это, таким образом, во многом определяет масштаб деятельности и в целом эффективность банка. Исторически пассивные операции имеют первостепенное значение по отношению к активным, т.к. для осуществления последних необходимо иметь достаточный объем ресурсов, а величина и состав различных видов пассивных операций предопределяют объем и структуру активов, устойчивость, ликвидность, и, наконец, прибыльность банка.
Всю совокупность пассивных
операций коммерческого банка
можно подразделить на две
крупные группы: операции накопления
собственного капитала и
Анализируя особенности деятель