Возникновение и развитие банковского дела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 22:17, лекция

Описание работы

1. Возникновение банковского дела.
2. Сущность банков.
3. Роль банков в экономике.

Файлы: 1 файл

bankovskie_operacii.doc

— 358.50 Кб (Скачать файл)

В настоящее время  уровень учетной ставки составляет 7%. Эта ставка действует на протяжении 2 лет.

 

Методика оценки банковских рисков.

Методика предназначена  для оценки финансового состояния юридических лиц с целью определения их кредитоспособности.

Методика  представляет собой сочетание субъективных факторов, которые формируются на основании заполнения анкет, а также объективных данных, которые получают на основании определенной отчетности.

Перед рассмотрением  вопроса о кредитовании работники  банка должны сформировать общее  представление о потенциальном  заемщике. Большое значение имеет  репутация.

Если заемщик неизвестен, необходимо удостоверится в том, что он заслуживает доверия, является профессионалом и разбирается в финансовых вопросах, а также может представить гарантии своевременного погашения ссуды.

Определение рисков проводится специалистами соответствующих  служб банка: службами безопасности, юрисконсультантами, кредитными менеджерами.

 

При определении риска принимаются во внимание следующие характеристикb заемщика:

1) Состав учредителей.

Решения о предоставлении кредита зависит от репутации  учредителей заемщика, при этом репутация может быть:

- очень хорошая – у каждого из учредителей фирмы, которую они возглавляют, являются постоянными клиентами банка, имеют стабильное финансовое положение;

- хорошая – когда о каждом из учредителей есть положительная информация, более половины основных ими фирм являются клиентами банка, обо всех других фирмах, которые не являются клиентами банка имеется положительная информация;

- удовлетворительная – учредители не являются клиентами банка, о них имеется неполная информация;

- плохая – полное отсутствие информации обо вех учредителях заемщика.

 

2) Стабильность учредителей. Состояние состава учредителей может быть:

- очень хорошее – когда в течение текущего и прошлого хозяйственного года состав учредителей не изменялся;

- удовлетворительное – в течение текущего и прошлого хозяйственного года из состава фирмы вышло 20% учредителей;

- плохое – в течение текущего и прошлого года из состава фирмы вышло более20% учредителей.

 

3) Период функционирования заемщика. При кредитовании преимущество предоставляется предприятиям, которые имеют определенный опыт работы. Чем больше время функционирования заемщика, тем больше вероятность погашения ссуды.

При этом период функционирования может быть;

- очень хороший – предприятие функционирует более 5 лет;

- хороший – 3-5 лет;

- удовлетворительный - от года до 3 лет;

- плохой – менее года.

 

4) Предъявленный и уплаченный уставный фонд. Банк может заключать кредитный договор только с правоспособным заемщиком.

Правоспособность заемщика – признанная государством способность  юридических лиц иметь права  и нести обязанности, предусмотренные и допущенные законом.

Правоспособность заемщика возникает  с момента регистрации  его устава в исполнительных органах  власти.

Проект, который кредитуется, должен отвечать основным направлениям деятельности заемщика, определенным в уставе.

При этом состояние уставного фонда может быть:

- хорошим – когда размеры предъявленного и уплаченного уставного фонда совпадают;

- удовлетворительным – когда размеры предъявленного и уплаченного уставного фонда не совпадают на сумму нематериальных активов.

 

5) Срок очередного собрания.

Необходимо обратить внимание на срок проведения очередного собрания и выборов директора. Изменение  руководства Вов время пользования  кредитом нежелательно, т.к. возможны изменения  политики заемщика и взглядов относительно кредитуемого проекта.

При этом срок очередного собрания может быть:

- хорошим – срок очередного собрания не входит в период пользования кредитом;

- плохим – срок очередного собрания входит в период пользования кредитом.

 

6) Место нахождения заемщика.

Банк осуществляет кредитный  мониторинг, в связи с этим желательно, чтобы заемщик и банк находились в одном регионе.

Местонахождение бывает:

- хорошим – банк и заемщик находятся в одном населенном пункте;

- плохим – банк и заемщик находятся в разных населенных пунктах.

 

7) Банковские реквизиты заемщика.

При рассмотрении вопроса  о кредитовании преимущество отдается постоянным заемщикам, которые имеют  в банке текущие, депозитные и  прочие счета.

В связи этим состояние банковских реквизитов может быть:

- очень хорошим – кредит предоставляется постоянному заемщику, который находится в банке на комплексном обслуживании более 2 лет;

- хорошим – постоянный заемщик, находящийся на комплексном обслуживании в банке от года до 2 лет;

- удовлетворительным – у заемщика открыт в банке один из счетов: текущий или депозитный, либо заемщик находится на комплексном обслуживании незначительное время;

- плохим – кредит предоставляется клиенту другого банка.

 

8) Своевременность и источники погашения предыдущих кредитов.

Банку необходимо проанализировать источники погашения кредита.

Кредит может быть погашен за счет прибыли или реализации активов, или других кредитов.

Погашение может быть:

- хорошим – кредиты и проценты погашались досрочно и своевременно, для погашении использовались: выручка от реализации продукции, прибыль и другие собственные денежные средства;

- удовлетворительным – кредиты и проценты погашались с задержкой, ссуды неоднократно были пролонгированы, кроме прибыли привлекались средства от реализации активов;

- плохим – кредиты погашались с просроченными срокам, кроме указанных выше источников привлекались заемные денежные средства;

- очень плохим- предприятие имеет задолженность по неуплаченным в срок процентам, нет перспектив погашения ссуды.

 

9) Деловая активность заемщика.

О возрастании деловой  активности заемщика свидетельствует  увеличение валюты баланса за отчетный период.

Уменьшение валюты баланса  или ее  постоянство в течение  нескольких лет может свидетельствовать  о том, что заемщик либо укрывает свои доходы, либо имеет намерение в ближайшем будущем прекратить свое существование, то значительно увеличивает риск невозвращения ссуды.

Вывод об изменении валюты баланса можно сделать сравнивая  итоги баланса на начало и конец  периода.

При этом изменение валюты баланса может быть:

- хорошим – подсчитанная разница – положительное число;

- удовлетворительным – подсчитанная разница равна 0;

- плохим – подсчитанная разница – отрицательное лицо.

 

10) Диверсификация.

Почти все виды деятельности подвергаются конъюнктурным колебаниям, поэтому предприятия должны как можно больше диверсифицировать свою деятельность.

Диверсия понижает риск банкротства и повышает конкурентоспособность.

 

11) Кадровый потенциал фирмы.

При предоставлении кредита  банку необходимо иметь представление о руководстве заемщика (о директоре и главном бухгалтере): об образовании, предыдущей деятельности, о стаже работы (вообще и в фирме).

В соответствии с полученными  данными кадровый потенциал также  диверсифицируется на хороший, удовлетворительный и плохой.

 

Все рассмотренные показатели вносятся в специальную таблицу, где рассчитывается удельный вес  каждого показателя. В результате составляется полная характеристика заемщика и заемщики диверсифицируются на 4 класса:

Класс А – репутация очень хорошая, банк принимает положительное решение о выдаче кредита, может предоставить клиенту определенные льготы.

Класс Б – репутация положительная, кредитование осуществляется на общих условиях.

Класс В – плохая репутация.

Класс Г – репутация крайне неудовлетворительная.

 

Разные банки проводят разную кредитную политику. Один банк отказывает в кредитовании клиентам с плохой репутацией, другие банки, принимая на себя значительный риск, выдают кредиты на особо жестких условиях: повышенный процент за кредит, привлечение  значительного обеспечения.

 

Льготы: низкая  процентная ставка, предоставление бланковых кредитов, предоставление наиболее удобного режима кредитования и другие.

 

Операции банков по обслуживанию платежного оборота

 

1. Платежный оборот, его  сущность и структура.

2. Безналичные расчеты,  их сущность, принципы организации.

3. Текущие и другие  счета клиентов, порядок их открытия  и режим операций по ним.

4. Характеристика форм  безналичных расчетов.

5. Межбанковские расчеты.

 

1. Платежный  оборот, его сущность и структура.

Денежный оборот –  это совокупность денежных расчетов, независимо от способа и формы  их осуществления. Основную часть денежного  оборота составляет платежный оборот, в котором деньги функционируют  как средство платежа, используются для погашения долговых обязательств. Он осуществляется как в наличной, так и безналичной форме.

Весь безналичный оборот является платежным, т.к. существует определенный промежуток времени между получением товаров и их оплатой.

Безналичный денежный оборот – это движение денежных средств без использования наличных денег с помощью изменения остатков по банковским счетам.

 

В сфере наличного  денежного оборота движение денег  осуществляется в виде наличных денежных знаков.

 

Безналичный оборот имеет  преимущества перед наличным:

1) ускорение оборота денежных средств хозяйствующих субъектов;

2) сокращаются расходы обращения;

3) увеличиваются возможности государства по регулированию денежной сферы.

 

В развитых странах наличные деньги составляют незначительную часть  денежной массы 

(5-7%). В Украине доля наличных денег составляет около 30%.

Общие принципы организации  безналичных расчетов определены инструкцией  НБУ.

 

2. Безналичные  расчеты, их сущность, принципы  организации.

Безналичные расчеты  можно классифицировать по различным признакам:

1) в зависимости от назначения платежа:

- расчеты за товары  и услуги (основное место);

- расчеты по нетоварным  операциям (расчеты с бюджетом).

 

2) в зависимости от места проведения расчетов:

- внутригосударственные;

- межгосударственные.

 

3) в зависимости от состава участников:

- межхозяйственные;

- межбанковские.

 

Безналичные расчеты  осуществляются на основе определенных принципов:

1) Все хозяйствующие субъекты должны хранить свои денежные средства в банках.

2) Безналичные расчеты между предприятиями, физическими лицами осуществляются через банки.

3) Расчеты с поставщиками за товарно-материальные ценности и услуги проводятся, как правило, после отгрузки продукции или оказания услуг.

4) Банки осуществляют операции по счетам только по распоряжению владельцев счета, кроме случаев, когда бесспорное списание средств предусмотрено соответствующими органами.

5) Банк осуществляет операции по счетам только в пределах средств, имеющихся на счете.

6) Зачисление средств на счет получателя осуществляется после списания соответствующих сумм со счета плательщика.

7) Предприятия самостоятельно выбирают формы расчетов и указывают их при заключении договоров.

8) Взаимные претензии по расчетам между плательщиком и получателем средств рассматриваются сторонами без участия банка.

 

В современных условиях используются следующие формы безналичных расчетов:

 

1) платежное поручение;

2) платежное требование-поручение;

3) чек;

4) аккредитив;

5) вексель;

6) платежное требование;

7) банковские платежные карточки.

 

 

Порядок их использования определяется НБУ.

Информация о работе Возникновение и развитие банковского дела