Возникновение и развитие банковского дела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 22:17, лекция

Описание работы

1. Возникновение банковского дела.
2. Сущность банков.
3. Роль банков в экономике.

Файлы: 1 файл

bankovskie_operacii.doc

— 358.50 Кб (Скачать файл)

При этом могут выбираться различные способы платежа:

1) немедленная оплата;

2) последующая оплата (предоставление кредита);

3) предоплата;

4) расчеты в порядке плановых платежей;

5) зачет взаимных требований.

 

3. Текущие и  другие счета клиентов, порядок их открытия и режим операций по ним.

Для хранения денежных средств  и осуществления всех видов расчетов, кассовых операций для юридических  и физических лиц банки открывают  своим клиентам счета в соответствии с инструкцией НБУ «Об открытии банками счетов в национальной и иностранной валюте».

 

В банковской практике используются следующие виды счетов:

1) текущие; 2) текущие бюджетные; 3) депозитные.

 

Текущие счета открывают предприятиям всех форм собственности, а также их подразделениям для хранения денежных средств и осуществления всех видов операций по этим счетам в соответствии с действующим законодательством Украины.

 

Текущие бюджетные счета открывают предприятиям и их подразделениям, которым выдаются средства из государственного или местного бюджета для целевого использования.

 

Депозитные счета открывают предприятиям на основании заключенного депозитного договора между владельцем счета и банком на определенный в договоре срок. Средства на депозитных счетах перечисляются с текущего счета и после окончания срока хранения возвращаются на текущий счет.

 

Проценты по депозитным счетам могут перечисляться на текущий  счет в соответствии с условиями  депозитного договора или зачисляются  на пополнение депозита (капитализация  дохода).

 

Проведение расчетных операция и выдача наличных денег с депозитного счета запрещается.

Счета для хранения денежных средств и осуществления всех видов банковских операций открываются  в любых банках Украины по выбору клиента в случае согласия банка.

В случае открытия или  закрытия всех видов счетов учреждение банка обязано сообщить об этом в налоговый орган на протяжении 3 рабочих дней, кроме этого, сообщается в НБУ для включения счета в электронный реестр владельцев счетов.

 

Клиенты могут открывать  два и более текущих счетов в национальной валюте. В этом случае, владелец счета на протяжении 3 рабочих дней определяет один из счетов как основной – на нем учитывается задолженность, которая списывается в безакцептном порядке. Номер этого счета сообщается налоговому органу, в котором клиент учитывается как плательщик налога.

Для открытия текущих  и текущих бюджетных счетов предприятие  предоставляет в банк пакет документов:

1) заявление на открытие счета установленного образца за подписью руководителя и главного бухгалтера;

2) копию свидетельства о государственной регистрации в органах исполнительной власти;

3) копию зарегистрированного устава, нотариально заверенную;

4) копию документа, подтверждающего взятие предприятие на налоговый учет;

5) карточка с образцами подписей лиц, которым, в соответствии с действующим законодательством, предоставлено право распоряжаться счетом и подписывать расчетные документы. В карточку включается образец оттиска печати.

6) сведения о регистрации в органах пенсионного фонда Украины.

 

Текущий счет закрывается:

1) на основании заявления владельца счета;

2) на основании решения органа, на который законом возложены функции по ликвидации или реорганизации предприятия;

3) на других основаниях, предусмотренных действующим законодательством Украины.

 

Важную роль в эффективной организации операций по текущим счетам, когда остатки средств и поступление денег недостаточны для всех платежей в полном объеме, играет очередность платежей.

Очередность платежей – последовательность списания средств с текущего и других счетов при наличии нескольких срочных и просроченных платежей и отсутствия средств для их полного погашения.

До 1998 года действовала  предметная очередность платежей. В  ее основу положена определенна шкала  приоритетности осуществления платежей. С началом перехода к рыночным отношениям установлен порядок, в соответствии с которым все расчеты, включая платежи в бюджет и выплату зарплаты, исполняются в календарной или хронологической очередности поступления расчетных документов. При этом претензии удовлетворяются в той последовательности, в которой поступают в банк расчетные документы независимо от цели платежа. В случае если на текущем счету плательщика недостаточно средств для проведения платежей, они осуществляются в дальнейшем по мере поступления денег на счет. Банк ведет картотеку расчетных документов, неоплаченных в срок.

Все расчетные документы  должны быть оформлены соответствующим  образом и иметь следующие реквизиты:

1) название;

2) номер документа, дата его выписки;

3) название плательщика и получателя средств, их идентификационные коды, номера счетов в учреждениях банков;

4) название банков плательщика и получателя, их местонахождение, код;

5) сумма платежа, его назначение;

6) подписи, заверенные печатями плательщика и получателя;

7) сумма НДС.

 

В настоящее время клиенты могут подавать в банк расчетные документы как в бумажной форме, так и в виде электронного сообщения.

При осуществлении расчетов клиенты могут использовать систему «Клиент-Банк», которая обеспечивает:

- передачу сообщений  между клиентом и банком в зашифрованном виде;

- автоматическое ведение  и защиту проколов;

- автоматическое архивирование  протокола в конце дня.

Юридической основой  для вхождения в систему «Клиент-Банк» является договор между клиентом и банком.

4. Характеристика  форм безналичных расчетов.

Платежное поручение – документ, который является письменно оформленным поручением клиента банку, который его обслуживает, на перечисление определенной суммы средств со своего счета на счет плательщика.

 

Платежное поручение  используется в расчетах по платежам товарного и нетоварного характера.

 

Расчеты поручениями могут осуществляться:

1) за фактически отгруженную продукцию, выполненные работы, предоставленные услуги;

2) в порядке предварительной оплаты;

3) для завершения расчетов по актам сверки взаимной задолженности;

4) для перечисления предприятиями денежных средств физическим лицам на их счета, открытые в банках;

5) для расчетов с бюджетом;

6) в других случаях по согласованности сторон.

 

Банки принимают к  исполнению поручения от плательщика  только в пределах наличия средств на их счетах.

 

Платежное требование-поручение – комбинированный расчетный документ, который состоит их двух частей:

1. Верхняя часть – требование поставщика – получателя средств непосредственно покупателю – плательщику оплатить стоимость поставленной ему по договору продукции, выполненных работ, оказанных услуг.

2. Нижняя часть – поручение плательщика своему банку перечислить с его счета указанную сумму поставщику.

 

Требование-поручение  заполняется получателем средств  и высылается непосредственно плательщику (минуя банк) на основании коммерческих и других документов (товароотгрузочные накладные, акты о выполненных работах, предоставленных услугах).

 

В случае согласия (акцепта) требования-поручения плательщик заполняет  нижнюю его часть и сдает его в банк.

Плательщик может не акцептовать требование-поручение, при этом отказ от акцепта может  быть обоснованным и необоснованным.

 

Обоснованный  отказ от акцепта – поставщик не выполнил условие договора – товар поставлен не в соответствии со сроками или не в том количестве, или не того качества.

Отказ от акцепта может  быть необоснованным – у плательщика нет денег.

 

Данная форма расчета  используется очень редко в связи  с недостатками:

1) нет гарантии платежа;

2) платежное требование-поручение пересылается в бумажном виде.

 

Расчеты чеками

Чек – это письменное распоряжение владельца текущего счета (чекодателя) банку, в котором открыт счет, выплатить указанную сумму денег предъявителю чека (чекодержателю).

 

Чеки, используемые для  безналичных платежей, называются расчетными. В Украине эта форма расчет слабо развита по сравнению с  развитыми странами, где чек является одним из основных платежных инструментов.

 

В соответствии с инструкцией, чеки используются в расчетах между  юридическими лицами и между физическими  и юридическими лицами.

Расчеты чеками между физическими  лицами не допускаются.

Оплата чеками гарантирована, что  обеспечивается депонированием чекодателем необходимой суммы средств на отдельном счете («Расчетные чеки»). Заявление на депонирование средств клиент подает в банк одновременно с заявлением на получение чековой книжки.

Чеки брошюруются в чековой  книжке по 10, 20, 25 штук, которые являются бланками строгой отчетности. Срок действия чековой книжки – 1 год.

 

При выдаче чековой книжки банк проставляет в ней сумму  забронированных средств – лимит  чековой книжки.

Выписывая расчетные чеки, чекодатель заполняет корешок до него, в котором проставляется сумма неиспользованного лимита, каждый последующий чек может выписываться только в пределах имеющегося лимита чековой книжки.

 

Выписанный чек передается плательщиком в банк.

Чек сожжет быть предъявлен в банк к оплате на протяжении 10 дней.

 

Аккредитив – обязательство оплатить определенную сумму денег бенефициару.

При данной форме расчетов плательщик депонирует на отдельном специальном  счете определенную сумму денег, эта сумма денег не может быть использована на другие цели.

После получения банком коммерческих документов (товароотгрузочные накладные, акты о выполненных работах, оказанных  услугах и др.) банк переводит  средства на счет бенефициара.

 

При этом аккредитив бывает:

1) Покрытый аккредитив – сумма его при открытии списывается с текущего счета плательщика и бронируется на отдельном счете («Расчеты аккредитивами»). Он выгоден для бенефициара, т.к. гарантирует получение денежных средств, в то же время невыгоден для плательщика, т.к. из его оборота изымаются денежные средства.

2) Непокрытый или гарантированный аккредитив.

При этом средства плательщика  предварительно не бронируются. Платежи  осуществляются с его текущего счета  под гарантию банка, что в случае отсутствия средств банк предоставит ссуду для осуществления платежей по аккредитиву. Он удобен и выгоден для плательщика.

3) Безотзывной – не может быть изменен без согласования с бенефициаром.

4) Отзывной – может быть изменен или аннулирован без согласования с бенефициаром. Этот аккредитив не выгоден для бенефициара, т.к. не исключает риск неплатежа.

 

Применяется аккредитивная  форма преимущественно в международных  расчетах.

 

Платежное требование – письменное поручение взыскать (инкассировать) указанную сумму средств с плательщика и зачислить на счет получателя средств.

Применяется эта форма в случае безакцептного списания средств  со счетов их владельцев. Такие случаи предусматриваются законами Украины, решениями суда, арбитражного суда, исполнительными надписями нотариусов. В таких случаях в банк подается платежное требование с обязательной ссылкой на основание – статья закона, постановление суда и т.д.

 

Платежное требование не используется при расчетах между  хозяйствующими субъектами.

 

Вексель – это ценная бумага, которая представляет собой обязательство оплатить определенную сумму средств определенному лицу в определенный срок.

Различают простой (соло-вексель) и  переводной (тратта) вексель.

Векселедатель – покупатель выписывает вексель за предоставленный товар, оказанные услуги, выполненные работы.

 

Векселедержатель – продавец, который предъявляет вексель к оплате при наступлении срока погашения (кредитует).

Обычно векселем оформляется коммерческий кредит.

 

Переводной вексель – это приказ первому лицу перевести деньги, причитающиеся по векселю третьему лицу. Это осуществляется с помощью передаточной надписи (индоссамент) на прилагающемся к векселю листе – аллонже.

 

Существует способ усиления надежности векселя – аваль-вексель.

Субъект, выступающий  авалистом, является гарантом того, что  в случае, если векселедатель не погасит вексель в установленный  срок, он берет на себя обязанность  оплатить долг.

Информация о работе Возникновение и развитие банковского дела