Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 22:17, лекция
1. Возникновение банковского дела.
2. Сущность банков.
3. Роль банков в экономике.
5. Межбанковские расчеты.
Межбанковские расчеты являются важнейшим элементом денежных расчетов. Они являются обязательной предпосылкой межхозяйственных расчетов, которые осуществляются между экономическими субъектами – клиентами разных банков, разных филиалов одного банка, а также между различными банками.
Банки, как самостоятельные экономические субъекты покупают и продают друг у друга валюту, ценные бумаги, предоставляют услуги, кредиты, могут открывать друг у друга депозиты и т.д.
Для обеспечения межбанковских расчетов создаются специальные платежные системы. Их организация в различных странах неодинакова.
Украина, изучив лучший мировой опыт, создала оперативную и надежную систему межбанковских расчетов – система электронных платежей (СЭП).
Эта система построена на государственном уровне, поскольку ее инициатором и организатором был НБУ. Через нее осуществляется наибольшая часть межбанковских расчетов.
Кроме СЭП, межбанковские расчеты могут осуществляться и через другие системы: внутрибанковская платежная система (ВПС), комбинация СЭП и ВПС, международная система электронных расчетов SWIFT, двусторонние прямые корреспондентские отношения.
Таким образом, назначением каждого из этих систем является наиболее быстрая пересылка расчетных документов между банками и перевод средств от плательщика к получателю.
Для этого банки должны открывать один для другого особые счета – корреспондентские счета.
Корреспондентский счет – это счет одного банка, открытый в другом банке.
Корреспондентские счета
для банков имеют то же значение
как текущие счета для
Корреспондентские отношения – договорные отношения между банками с целью осуществления каждым из них для другого определенных операций и услуг. Они оформляются корреспондентскими договорами.
В украинской практике используются корреспондентские счета нескольких видов:
1) открытые на взаимной основе, когда два банка открывают их один для другого;
2) открытые в одностороннем порядке, когда один банк открывает только себе счет в другом банке. Такие счета открывают, как правило, украинские банки в иностранных банках или малые банки в больших банках-резидентах.
3) счета, открытые банками второго уровня в региональных управлениях НБУ. Такие счета называются реальными корреспондентскими счетами.
4) клиринговые счета – открываются в клиринговых (расчетных) центрах для проведения зачета взаимной задолженности.
Корреспондентские счета, открытые в коммерческом банке, подразделяются на счета «ЛОРО» и «НОСТРО».
«НОСТРО» - счет, открытый данным банком в другом коммерческом банке.
Счет НОСТРО отражается у банка владельца в активе, в обслуживающем банке – в пассиве баланса.
«ЛОРО»- счет, открытый в данном банке для другого коммерческого банка.
Корреспондентские счета, открытые данным банком для иностранного банка называются «ВОСТРО».
Межбанковские расчеты в Украине (ведение корреспондентских счетов, формирование расчетно-платежных документов, их передача, прием, обработка, контроль) осуществляются с применением электронных средств. Наиболее широкую сеть их создал НБУ. Это дало возможность разработать общенациональную систему электронных платежей (СЭП).
СЭП – это государственная платежная система, которая обеспечивает осуществление расчетов между банками на всей территории Украины в электронной форме.
Функционирование СЭП базируется на следующих принципах:
1) все операции осуществляются исключительно в безбумажной электронной форме;
2) система является абсолютно закрытой, т.е. денежные средства не могут выйти из финансового простора СЭП ни на одном из ее звеньев;
3) оборот средств в системе осуществляется по принципу «брутто», когда каждый платеж отображается на корреспондентском счете участника СЭП;
4) инициатива проведения платежа принадлежит банку-плательщику, который дебетует свой счет;
5) исполнение платежных поручений плательщика с его корреспондентского счета осуществляется в очередности их календарного поступления в СЭП и в пределах наличия на счету средств;
6) платежи осуществляются в режиме реального времени, что дает возможность завершить расчеты между банками на протяжении одного дня;
В структуре построения СЭП вырисовываются 3 уровня:
нижний, средний, верхний.
На нижнем уровне находятся коммерческие банки вместе с собственной электронной системой автоматизации, программно-техническим комплексом АРМ-3, средствами защиты информации.
Средний уровень – территориальные управления НБУ, территориальные расчетные палаты с программно-техническим комплексом АРМ-2, средствами защиты информации.
На верхнем уровне функционирует центральная расчетная палата с программно-техническим комплексом АРМ-1, средствами защиты информации.
Существуют внутрибанковские платежные системы (ВРС). При наличии в коммерческом банке филиалов возникает проблема выхода в СЭП для каждого из них. Выход может быть непосредственным или опосредованным.
В первом случае каждый филиал имеет выход в СЭП, где ему открывается самостоятельный корреспондентский счет, тогда расчетная деятельность филиала осуществляется независимо от главного офиса банка.
Во втором случае выход в СЭП имеет только главный банк, а все его филиалы осуществляют расчеты через корреспондентские счета главного банка. В этом случае главному банку необходимо создавать свою собственную внутрибанковскую платежную систему.
Функционирование ВПС характеризуется такими чертами:
- консолидация средств всех филиалов данного банка на одном корреспондентском счете. Это расширяет платежные возможности каждого филиала.
- усиление роли главного банка в организации межбанковских расчетов, поскольку все потоки документов и платежей проходят через АРМ-3 главного банка. Это дает ему возможность получать надежную информацию обо всех платежах и руководить ими в соответствии со сложившейся ситуацией.
- ведение субкорреспондентских счетов для всех филиалов банка непосредственно в ВПС.
Обеспечивает деятельность ВПС главный расчетный центр коммерческого банка, который ведет субкорреспондентские счета для каждого филиала банка, самостоятельно осуществляет межфилиальные платежи внутри банка, а также отображает платежные обороты филиалов с другими банками, которые осуществляются через СЭП.
Создание ВПС требует значительных расходов, поэтому такие системы создаются в больших банках, имеющих много филиалов и хорошее финансовое состояние.
В настоящее время ВПС функционирует в таких банках:
Проминвестбанк, Укрсоцбанк, Аваль, Приватбанк, и др.
Создание и организация деятельности банков
1.Порядок регистрации коммерческого банка.
2. Лицензирование банковской деятельности.
3. Организационная структура банка.
1.Порядок регистрации коммерческого банка.
В Украине коммерческие банки создаются по разрешению НБУ путем внесения соответствующей записи в госреестр банков.
В соответствии со статьей 12 Закона Украины «О банках и банковской деятельности» 2002 года, юридические лица без их регистрации в НБУ и получения банковской лицензии не имеют права использовать в своих наименованиях термин «Банк» и производные от него словосочетания. Запрещается также использование в наименовании банка слов: «Украина», «Центральный», «Национальный», «Государственный» без разрешения НБУ.
Учредителями, акционерами банка могут быть отечественные и иностранные юридические и физические лица за исключением религиозных организаций, объединений граждан, военнослужащих, должностных лиц органов суда, прокуратуры, госбезопасности, внутренних дел, Госарбитража, а также должностных лиц органов государственной власти и управления.
Уставный капитал банка, независимо от организационно-правовой формы деятельности, формируется за счет собственных средств учредителей и только в денежной форме. Запрещается использование для формирования уставного капитала бюджетных средств за исключением государственных банков, уставный капитал которых формируется за счет расходов бюджета.
Взносы для формирования уставного капитала резиденты осуществляют исключительно в гривнах, а нерезиденты – в гривнах или иностранной валюте.
Размер уставного капитала определяется учредителями банка, но не может быть меньше законодательно утвержденного НБУ.
В соответствии со ст. 31 минимальный размер уставного капитала на момент регистрации не может быть меньше:
€ 1 млн. – для местных кооперативных банков;
€ 3 млн. – для коммерческих банков, которые осуществляют свою деятельность на территории одной области;
€ 5 млн. – для коммерческих банков, которые осуществляют свою деятельность на территории всей Украины.
Для формирования уставного капитала в территориальном управлении НБУ по месту создания коммерческого банка представляется пакет документов, а также открывается накопительный счет, на который каждый участник должен внести свою часть уставного капитала.
Документы, которые необходимо представить для регистрации банка:
1) заявление о регистрации банка;
2) учредительный договор (кроме государственных и кооперативных банков);
3) устав банка;
4) бизнес-план;
5) информация о финансовом состоянии учредителей;
6) бухгалтерская и финансовая отчетность участников;
7) сведения о количественном составе органов управления и контроля банка;
8) копия платежного документа о внесении платы за регистрацию;
9) сведения о профессиональной пригодности и деловой репутации руководящих лиц банка;
10) нотариально заверенные копии уставных документов участников банка;
11) документ, который свидетельствует о наличии помещения для размещения банка и др.
Этот пакет документов передается на рассмотрение в территориальное управление НБУ. Документы рассматриваются и, в случае принятия положительного решения, банк проходит государственную регистрацию. После этого денежные средства с накопительного счета перечисляются на открытый вновь созданному банку корреспондентский счет в НБУ.
В случае отказа в регистрации банка средства, аккумулированные на накопительном счете, возвращаются их владельцам.
Коммерческие банки могут создавать на территории Украины свои филиалы и представительства.
Филиалы и представительства банка являются его подразделениями, которые расположены за пределами банка и функционируют на основании положений.
Представительства банка
полностью финансируются
Филиалы выполняют банковские операции на основании разрешения главного банка. При этом банк может открыть филиал на отдельный баланс, а может отображать его операции в собственном балансе.
Все банковские учреждения обязаны сообщать НБУ сведения о внесении изменений и дополнений в учредительные документы.
2. Лицензирование банковской деятельности.
Создание нового банка предусматривает необходимость получения специального разрешения – лицензии на осуществление его деятельности.
Для получения лицензии банк подает заявление, притом, что он выполняет требования:
- минимальный размер уставного капитала;
- состав, квалификация, опыт
и репутация руководства
- круг операций, которые предполагается выполнять;
- мероприятия по созданию
резервов на случай
В случае соблюдения банком всех требований НБУ ему предоставляется банковская лицензия на право осуществления базовых операций:
1) прием вкладов (депозитов) от юридических лиц;
2) прием вкладов от физических лиц;
3) открытие и ведение текущих счетов клиентов, в т.ч. перевод денежных средств с этих счетов с помощью платежных инструментов и зачисление средств на них;
4) открытие и ведение счетов банков-корреспондентов;
5) размещение привлеченных средств от своего имени, на собственных условиях и на собственный риск;
6) предоставление гарантий, поручительств и других обязательств от третьих лиц, которые предусматривают их выполнение в денежной форме;
7) факторинг – покупка дебиторской задолженности;
8) лизинг;
9) предоставление в аренду сейфов;
10) выпуск, покупка и продажа чеков, векселей и других платежных документов;
Информация о работе Возникновение и развитие банковского дела