Возникновение и развитие банковского дела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 22:17, лекция

Описание работы

1. Возникновение банковского дела.
2. Сущность банков.
3. Роль банков в экономике.

Файлы: 1 файл

bankovskie_operacii.doc

— 358.50 Кб (Скачать файл)

 

5. Межбанковские  расчеты.

Межбанковские расчеты  являются важнейшим элементом денежных расчетов. Они являются обязательной предпосылкой межхозяйственных расчетов, которые осуществляются между экономическими субъектами – клиентами разных банков, разных филиалов одного банка, а также между различными банками.

 

Банки, как самостоятельные  экономические субъекты покупают и продают друг у друга валюту, ценные бумаги, предоставляют услуги, кредиты, могут открывать друг у друга депозиты и т.д.

 

Для обеспечения межбанковских  расчетов создаются специальные  платежные системы. Их организация  в различных странах неодинакова.

Украина, изучив лучший мировой  опыт, создала оперативную и надежную систему межбанковских расчетов – система электронных платежей (СЭП).

Эта система построена  на государственном уровне, поскольку  ее инициатором и организатором  был НБУ. Через нее осуществляется наибольшая часть межбанковских расчетов.

Кроме СЭП, межбанковские  расчеты могут осуществляться и  через другие системы: внутрибанковская платежная система (ВПС), комбинация СЭП и ВПС, международная система  электронных расчетов SWIFT, двусторонние прямые корреспондентские отношения.

 

Таким образом, назначением  каждого из этих систем является наиболее быстрая пересылка расчетных  документов между банками и перевод  средств от плательщика к получателю.

Для этого банки должны открывать один для другого особые счета – корреспондентские счета.

 

Корреспондентский счет – это счет одного банка, открытый в другом банке.

Корреспондентские счета  для банков имеют то же значение как текущие счета для хозяйствующих  субъектов.

 

Корреспондентские отношения – договорные отношения между банками с целью осуществления каждым из них для другого определенных операций и услуг. Они оформляются корреспондентскими договорами.

 

В украинской практике используются корреспондентские счета нескольких видов:

1) открытые на взаимной основе, когда два банка открывают их один для другого;

2) открытые в одностороннем порядке, когда один банк открывает только себе счет в другом банке. Такие счета открывают, как правило, украинские банки в иностранных банках или малые банки в больших банках-резидентах.

3) счета, открытые банками второго уровня в региональных управлениях НБУ. Такие счета называются реальными корреспондентскими счетами.

4) клиринговые счета – открываются в клиринговых (расчетных) центрах для проведения зачета взаимной задолженности.

 

Корреспондентские счета, открытые в коммерческом банке, подразделяются на счета «ЛОРО» и «НОСТРО».

 

«НОСТРО» - счет, открытый данным банком в другом коммерческом банке.

Счет НОСТРО отражается у банка владельца в активе, в обслуживающем банке – в пассиве баланса.

 

«ЛОРО»- счет, открытый в данном банке для другого коммерческого банка.

 

Корреспондентские счета, открытые данным банком для иностранного банка называются «ВОСТРО».

 

Межбанковские расчеты  в Украине (ведение корреспондентских счетов, формирование расчетно-платежных документов, их передача, прием, обработка, контроль) осуществляются с применением электронных средств. Наиболее широкую сеть их создал НБУ. Это дало возможность разработать общенациональную систему электронных платежей (СЭП).

 

СЭП – это государственная платежная система, которая обеспечивает осуществление расчетов между банками на всей территории Украины в электронной форме.

Функционирование  СЭП базируется на следующих принципах:

1) все операции осуществляются исключительно в безбумажной электронной форме;

2) система является абсолютно закрытой, т.е. денежные средства не могут выйти из финансового простора СЭП ни на одном из ее звеньев;

3)  оборот средств в системе осуществляется по принципу «брутто», когда каждый платеж отображается на корреспондентском счете участника СЭП;

4) инициатива проведения платежа принадлежит банку-плательщику, который дебетует свой счет;

5) исполнение платежных поручений плательщика с его корреспондентского счета осуществляется в очередности их календарного поступления  в СЭП и в пределах наличия на счету средств;

6) платежи осуществляются в режиме реального времени, что дает возможность завершить расчеты между банками на протяжении одного дня;

 

В структуре построения СЭП вырисовываются 3 уровня:

нижний,  средний,  верхний.

 

На нижнем уровне находятся коммерческие банки вместе с собственной электронной системой автоматизации, программно-техническим комплексом АРМ-3, средствами защиты информации.


 

 

 


 

 

 


 

 

 

 

Средний уровень – территориальные управления НБУ, территориальные расчетные палаты с программно-техническим комплексом АРМ-2, средствами защиты информации.

 

На верхнем  уровне функционирует центральная расчетная палата с программно-техническим комплексом АРМ-1, средствами защиты информации.

 

Существуют внутрибанковские платежные системы (ВРС). При наличии  в коммерческом банке филиалов возникает  проблема выхода в СЭП для каждого  из них. Выход может быть непосредственным или опосредованным.

В первом случае каждый филиал имеет выход в СЭП, где ему открывается самостоятельный корреспондентский счет, тогда расчетная деятельность филиала осуществляется независимо от главного офиса банка.

Во втором случае выход в СЭП имеет только главный банк, а все его филиалы осуществляют расчеты через корреспондентские счета главного банка. В этом случае главному банку необходимо создавать свою собственную внутрибанковскую платежную систему.

 

Функционирование  ВПС характеризуется такими чертами:

- консолидация средств всех филиалов данного банка на одном корреспондентском счете. Это расширяет платежные возможности каждого филиала.

- усиление роли главного банка в организации межбанковских расчетов, поскольку все потоки документов и платежей проходят через АРМ-3 главного банка. Это дает ему возможность получать надежную информацию обо всех платежах и руководить ими в соответствии со сложившейся ситуацией.

- ведение субкорреспондентских счетов для всех филиалов банка непосредственно в ВПС.

 

Обеспечивает деятельность ВПС главный расчетный центр  коммерческого банка, который ведет субкорреспондентские счета для каждого филиала банка, самостоятельно осуществляет межфилиальные платежи внутри банка, а также отображает платежные обороты филиалов с другими банками, которые осуществляются через СЭП.

Создание ВПС требует значительных расходов, поэтому такие системы создаются в больших банках, имеющих много филиалов и хорошее финансовое состояние.

 

В настоящее время ВПС функционирует в таких банках:

Проминвестбанк, Укрсоцбанк, Аваль, Приватбанк, и др.

 

Создание и организация деятельности банков

 

1.Порядок регистрации  коммерческого банка.

2. Лицензирование банковской  деятельности.

3. Организационная структура  банка.

 

1.Порядок регистрации  коммерческого банка.

В Украине коммерческие банки создаются по разрешению НБУ путем внесения соответствующей записи в госреестр банков.

В соответствии со статьей 12 Закона Украины «О банках и банковской деятельности» 2002 года, юридические  лица без их регистрации в НБУ  и получения банковской лицензии не имеют права использовать в своих наименованиях термин «Банк» и производные от него словосочетания. Запрещается также использование в наименовании банка слов: «Украина», «Центральный», «Национальный», «Государственный» без разрешения НБУ.

 

Учредителями, акционерами  банка могут быть отечественные и иностранные юридические и физические лица за исключением религиозных организаций, объединений граждан, военнослужащих, должностных лиц органов суда, прокуратуры, госбезопасности, внутренних дел, Госарбитража, а также должностных лиц органов государственной власти и управления.

 

Уставный капитал  банка, независимо от организационно-правовой формы деятельности, формируется за счет собственных средств учредителей и только в денежной форме. Запрещается использование для формирования уставного капитала бюджетных средств за исключением государственных банков, уставный капитал которых формируется за счет расходов бюджета.

Взносы для формирования уставного капитала резиденты осуществляют исключительно в гривнах, а нерезиденты  – в гривнах или иностранной валюте.

 

Размер уставного капитала определяется учредителями банка, но не может быть меньше законодательно утвержденного  НБУ.

В соответствии со ст. 31 минимальный размер уставного капитала на момент регистрации не может быть меньше:

€ 1 млн. – для местных кооперативных банков;

€ 3 млн. – для коммерческих банков, которые осуществляют свою деятельность на территории одной области;

€ 5 млн. – для коммерческих банков, которые осуществляют свою деятельность на территории всей Украины.

 

Для формирования уставного капитала в территориальном управлении НБУ по месту создания коммерческого банка представляется пакет документов, а также открывается накопительный счет, на который каждый участник должен внести свою часть уставного капитала.

 

Документы, которые  необходимо представить для регистрации банка:

1) заявление о регистрации банка;

2) учредительный договор (кроме государственных и кооперативных банков);

3) устав банка;

4) бизнес-план;

5) информация о финансовом состоянии учредителей;

6) бухгалтерская и финансовая отчетность участников;

7) сведения о количественном составе органов управления и контроля банка;

8) копия платежного документа о внесении платы за регистрацию;

9) сведения о профессиональной пригодности и деловой репутации руководящих лиц банка;

10) нотариально заверенные копии уставных документов участников банка;

11) документ, который свидетельствует о наличии помещения для размещения банка и др.

Этот пакет документов передается на рассмотрение в территориальное  управление НБУ. Документы рассматриваются и, в случае принятия положительного решения, банк проходит государственную регистрацию. После этого денежные средства с накопительного счета перечисляются на открытый вновь созданному банку корреспондентский счет в НБУ.

 

В случае отказа в регистрации банка средства, аккумулированные на накопительном счете, возвращаются их владельцам.

 

Коммерческие банки  могут создавать на территории Украины  свои филиалы и представительства.

 

Филиалы и представительства банка являются его подразделениями, которые расположены за пределами банка и функционируют на основании положений.

 

Представительства банка  полностью финансируются главным  банком, действуют от его имени, не имеют права выполнять банковские операции.

 

Филиалы выполняют банковские операции на основании разрешения главного банка. При этом банк может открыть филиал на отдельный баланс, а может отображать его операции в собственном балансе.

 

Все банковские учреждения обязаны сообщать НБУ сведения о  внесении изменений и дополнений в учредительные документы.

 

 

2. Лицензирование банковской деятельности.

Создание нового банка  предусматривает необходимость  получения специального разрешения – лицензии на осуществление его деятельности.

 

Для получения лицензии банк подает заявление, притом, что он выполняет требования:

- минимальный размер уставного капитала;

- состав, квалификация, опыт  и репутация руководства банком;

- круг операций, которые  предполагается выполнять;

- мероприятия по созданию  резервов на случай возникновения  сомнительных и безнадежных долгов  и убытков от банковской деятельности.

 

В случае соблюдения банком всех требований НБУ ему предоставляется  банковская лицензия на право осуществления базовых операций:

1) прием вкладов (депозитов) от юридических лиц;

2) прием вкладов от физических лиц;

3) открытие и ведение текущих счетов клиентов, в т.ч. перевод денежных средств с этих счетов с помощью платежных инструментов и зачисление средств на них;

4) открытие и ведение счетов банков-корреспондентов;

5) размещение привлеченных средств от своего имени, на собственных условиях и на собственный риск;

6) предоставление гарантий, поручительств и других обязательств от третьих лиц, которые предусматривают их выполнение в денежной форме;

7) факторинг – покупка дебиторской задолженности;

8) лизинг;

9) предоставление в аренду сейфов;

10) выпуск, покупка и продажа чеков, векселей и других платежных документов;

Информация о работе Возникновение и развитие банковского дела