Экономическая оценка инвестиций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 22:58, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночной экономики свобода манипулирования финансовыми ресурсами в значительной степени не ограничена, что повышает значимость эффективного управления финансовыми ресурсами хозяйствующих субъектов для оптимизации его потенциала. Финансовые ресурсы в условиях рынка — единственный вид ресурсов хозяйствующего субъекта, трансформируемый непосредственно и с минимальным временным лагом в любой другой вид ресурсов, необходимый для реализации стратегии предприятия.

Содержание работы

1) Акционерные общества. Инвестиционная политика;
2) Моделирование оценки стоимости финансовых инструментов и рациональной структуры инвестиционного портфеля;
3) Задача по оценке эффективности реальных инвестиций

Файлы: 1 файл

кр с расчетами инвестиции.doc

— 2.96 Мб (Скачать файл)

Ценные бумаги признаются прошедшими процедуру листинга после  осуществления экспертизы документов и включения ценной бумаги в котировальный лист первого или второго уровня.

Процедура листинга включает следующие этапы:

    • Заявление о процедуре листинга ценных бумаг и включении их в котировальный лист второго уровня, а также заявление о допуске к обращению через организатора торговли внесписочных ценных бумаг. Заявление о процедуре листинга ценных бумаг и включении их в котировальный лист первого уровня может представить только эмитент указанных ценных бумаг.
    • Заключение договора с фондовой биржей на проведение экспертной оценки.
    • Раскрытие информации о существенных фактах, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента.
    • Проведение экспертизы ценных бумаг на основе таких показателей, как рентабельность деятельности эмитента, коэффициенты ликвидности, и т. п.
    • Рассмотрение результатов экспертизы на заседании Комиссии по допуску ценных бумаг, либо котировальной комиссии биржи с участием эмитентов, их посредников, специалистов биржи. Отчёт об итогах выпуска ценных бумаг эмитента должен быть зарегистрирован в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами Федеральной комиссии.

Участие акции в торгах позволяет эмитенту привлечь самый  дешёвый и самый долгосрочный капитал, повысить стоимость компании, снизить стоимость заимствований, поднять свой престиж, осуществлять дополнительную рекламу через биржевые каналы и успешно размещать последующие выпуски.

Стоимость акций

Акция имеет номинальную стоимость и рыночную цену.

Номинал акции (номинальная стоимость) — это денежная сумма, обозначенная на акции и отражающая долю уставного фонда акционерного общества, приходящуюся на одну акцию.

Номинальная стоимость  акции представляет собой частицу уставного капитала акционерного общества, и пропорционально ей осуществляется выплата дивидендов.

При данном размере уставного капитала количество соответствующих ему акций может меняться в зависимости от размера номинала одной акции. Если номинал акции возрастает, то число акций, составляющих один и тот же уставный капитал, сокращается, и такой процесс называется консолидацией акций. Если номинал акции уменьшается, то при данном размере уставного капитала количество акций, в которых он воплощается, возрастает. Такой процесс называется расщеплением акций.

Бухгалтерская (балансовая) стоимость акции отражает величину капитала, приходящуюся на одну акцию, и исчисляется как частное от деления чистых активов корпорации на общее число обыкновенных акций в обращении.

Рыночная стоимость  акции (курс акции) — это цена, по которой акция продается и покупается в данный момент на рынке. Если эту цену умножить на количество размещенных акций, то получится рыночная стоимость собственных средств компании или показатель капитализации.

Обращение акции, т. е. ее купля-продажа на фондовом рынке  осуществляется по ценам этого рынка, или по рыночным ценам. Имеются некоторые особенности ценообразования: когда акция только выпускается (эмитируется) на рынок, т. е. продается ее эмитентом, и когда она обращается на рынке, т. е. перепродается от одного владельца к другому ее владельцу.

Если акция только эмитируется, то возможны две рыночные ситуации:

а) ситуация первичной  эмиссии акций:

  • распределение акций при учреждении акционерного общества среди его учредителей производится только по их номинальной стоимости;
  • продажа акций эмитентом может осуществляться только по цене, которая не ниже ее номинала (поскольку в этом случае происходит формирование уставного капитала);

б) ситуация последующих  эмиссий акций:

  • продажа акций эмитентом производится по эмиссионной цене, ориентиром для которой служит рыночная цена;
  • продажа акций эмитентом производится по цене ниже рыночной на величину скидки для рыночного посредника, реализующего эти акции по договору с эмитентом на рынке;
  • продажа акций эмитентом производится по цене ниже рыночной на величину скидки до 10% в случае, если покупателем является акционер данного акционерного общества, реализующий свое преимущественное право на приобретение этих акций.

Если акция перепродается  на рынке, то это всегда происходит по цене, которая и называется рыночной. Наиболее признанной рыночной ценой акции является ее биржевая цена, или биржевой курс, биржевая котировка, уровень которой зависит от объективной основы, которая лежит в ее основе и обычно называется ее теоретической ценой, или стоимостью, а также от соотношения рыночного спроса и предложения на данную акцию.

Доходность акции

Доход, который инвестор получает по акциям, может выступать в двух видах. Один из них — дивиденд. Это часть прибыли акционерного общества, распределяемая между акционерами после уплаты налогов, выплаты процентов по облигациям и займам, отчислений на расширение производства. Дивиденд зависит от размеров прибыли предприятия и общего числа акций. Величина дивиденда влияет на спрос на акции, их курс на рынке, ликвидность.

Другой вид дохода по акциям возникает  в результате прироста их курсовой стоимости. Однако, чтобы реализовать его, акцию надо продать.

Методы оценки акций

В мировой практике используется много  методов определения цены акций, наиболее распространённые из которых:

способ оценки по ожидаемой доходности;

способ оценки на основе постоянного  роста дивидендов;

модифицированная модель оценки акций.

Обычно оценкой стоимости занимаются инвестиционные банки или независимые аналитические агентства, которые предоставляют независимую аналитику стоимости акций.

Оценка акций в российском бухгалтерском  учёте

Оценка акций в российском бухгалтерском учёте регулируется «Положением по бухгалтерскому учёту „Учёт финансовых вложений“ ПБУ 19/02», утверждённым Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10 декабря 2002 года N 126н2:

Финансовые вложения принимаются к бухгалтерскому учёту  по их первоначальной стоимости.

Первоначальной стоимостью финансовых вложений, приобретённых  за плату, признаётся сумма фактических  затрат организации на их приобретение.

Первоначальная стоимость  финансовых вложений, по которой они  приняты к бухгалтерскому учёту, может изменяться в случаях, установленных  законодательством и настоящим  Положением.

При выбытии актива, принятого  к бухгалтерскому учёту в качестве финансовых вложений, по которому не определяется текущая рыночная стоимость, его стоимость определяется исходя из оценки, определяемой одним из следующих способов в соответствии с учётной политикой организации:

по первоначальной стоимости  каждой единицы бухгалтерского учёта  финансовых вложений;

по средней первоначальной стоимости;

по первоначальной стоимости  первых по времени приобретения финансовых вложений (способ ФИФО).

Инвестиционные  свойства акции

Акция представляет собой  инструмент для инвестирования капитала, она относится к долевым ценным бумагам. Инвестиционный потенциал  акций зависит от ряда характеристик, основными из которых являются финансовое состояние эмитента, надёжность, ликвидность и доходность.

Инвестиционные возможности  обыкновенных акций связаны с  тем, что они могут обращаться на биржевом или внебиржевом рынке  и приносить доход не только в  форме дивидендов, но и за счёт изменения стоимости в разные периоды времени. Колебания стоимости могут быть очень существенными и значительно превосходить размер дивидендов. Многие акционерные общества не выплачивают дивидендов, но при этом стоимость их акций может увеличиваться в несколько раз.

Пакет акций

Пакет акций — количество акций одного акционерного общества (АО), находящееся в одних руках или под единым контролем. Стоимость крупных пакетов акций может многократно увеличиваться, если их обладание позволяет оказывать влияние на деятельность общества. Обычно 5 % акций достаточно для созыва общего собрания акционеров; 25 % — можно заблокировать большинство решений общего собрания; на практике для крупных АО достаточно 20-30 % акций, более 50 % обеспечивает полный контроль за деятельностью компании.

Надбавка за пакет  акций — надбавка к курсу акций, получаемая продавцом пакета за увеличение управленческих полномочий покупателя пакета.

Блокирующий пакет акций — доля акций, позволяющая их владельцам накладывать вето на решения совета директоров акционерного общества. Обычно блокирующий пакет составляет более четверти (25 %) всех акций — то есть владение таким количеством акций, которое позволяет блокировать любое принимаемое акционерным обществом решение, если оно не устраивает такого акционера (скажем, если уставом АО предусмотрено, что решение по такому-то вопросу может быть принято квалифицированным большинством, скажем, в 3/4 голосов, то блокирующим пакетом будет 25 % акций + 1 акция). Теоретически доля акций, необходимая для блокирования, 25 %, но на практике она меньше.

Контрольный пакет акций — доля акций, дающая их владельцу возможность самостоятельно принимать решения в вопросах функционирования акционерного общества, в том числе назначать руководящий состав. Безусловным контрольным пакетом является 50 % + 1 акция. Но в большинстве компаний решение на общем собрании принимают большинством голосов от присутствующих. Чем крупнее компания и чем более распространены её акции среди миноритарных акционеров, тем выше вероятность, что на общем собрании не будет присутствовать значительная часть акционеров. В такой ситуации большинство голосов может обеспечить значительно меньший пакет. Для корпораций США контрольный пакет акций составляет в среднем не более 20 %, а зачастую 5—10 %.3

Миноритарный пакет  акций — не контрольный пакет акций.

 

Акция не единственная ценная бумага, которую вправе размещать акционерное общество. Согласно статье 33 Закона, общество вправе, если это предусмотрено его уставом, размещать облигации и иные ценные бумаги, предусмотренные правовыми актами Российской Федерации о ценных бумагах. Осуществляется это по решению совета директоров общества, если иное не предусмотрено уставом общества.

Размещение при необходимости  таких ценных бумаг позволит обществу аккумулировать значительные дополнительные финансовые ресурсы, облегчит расчеты  с кредиторами, поставщиками, другими контрагентами общества.

Размещение обществом  облигаций, конвертируемых в акции, и иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, должно осуществляться по решению общего собрания акционеров или по решению совета директоров (наблюдательного совета) общества, если в соответствии с уставом общества ему принадлежит право принятия решения о размещении облигаций, конвертируемых в акции, и иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции.

Общество вправе осуществлять эмиссию облигаций после полной оплаты его уставного капитала. Погашение облигаций может осуществляться в денежной форме или иным имуществом, в том числе размещенными акциями общества, в соответствии с решением об их выпуске.

1.3. Эмиссионная политика.

Эмиссионной является политика предприятия, которая направлена на выпуск  ценных бумаг и последующее их размещение на фондовом рынке с целью привлечения дополнительных внешних финансовых ресурсов. Эмиссионная политика - это часть фондовой политики предприятия. Цель эмиссионной политики предприятия заключается в поиске внешних источников финансирования. Другими направлениями эмиссионной политики выступают передел собственности, увеличение акционерного капитала путем привлечения новых акционеров, расширение рынка своих акций, увеличение уставного капитала предприятия, а также заемного капитала, финансирование прироста внеоборотных активов, обеспечение движения оборотных средств. Задачей эмиссионной политики является финансовое обеспечение развития предприятия.

Разработка эффективной  эмиссионной политики предприятия  охватывает следующие этапы:

  1. Исследование возможностей эффективного размещения предполагаемой эмиссии акций. Решение о предполагаемой первичной (при преобразовании предприятия в акционерное общество) или дополнительной (если предприятие уже создано в форме акционерного общества и нуждается в дополнительном притоке собственного капитала) эмиссии акций можно принять лишь на основе всестороннего предварительного анализа конъюнктуры фондового рынка и оценки инвестиционной привлекательности своих акций.  
    Анализ конъюнктуры фондового рынка (биржевого и внебиржевого) включает характеристику состояния спроса и предложения акций, динамику уровня цен их котировки, объемов продаж акций новых эмиссий и ряда других показателей. Результатом проведения такого анализа является определение уровня чувствительности реагирования фондового рынка на появление новой эмиссии и оценка его потенциала поглощения эмитируемых объемов акций.  
    В процессе оценки определяется возможная степень инвестиционной предпочтительности акций своей компании в сравнении с обращающимися акциями других компаний.
  2. Определение целей эмиссии. В связи с высокой стоимостью привлечения собственного капитала из внешних источников цели эмиссии должны быть достаточно весомыми с позиций стратегического развития предприятия и возможностей существенного повышения его рыночной стоимости в предстоящем периоде. Основными из таких целей, которыми предприятие руководствуется, прибегая к этому источнику формирования собственного капитала, являются:  
     - Реальное инвестирование, связанное с отраслевой (подотраслевой) и региональной диверсификацией производственной деятельности (создание сети новых филиалов, дочерних фирм, новых производств с большим объемом выпуска продукции и т.д.);  
     - Необходимость существенного улучшения структуры используемого капитала (повышение доли собственного капитала с целью роста уровня финансовой устойчивости; обеспечение более высокого уровня собственной кредитоспособности и снижение за счет этого стоимости привлечения заемного капитала; повышение эффекта финансового левериджа и т.д.);  
     - Намечаемое поглощение других предприятий с целью получения эффекта синергизма (участие в приватизации сторонних государственных предприятий также может рассматриваться как вариант их поглощения, если при этом обеспечивается приобретение контрольного пакета акций или преимущественная доля в уставном фонде);
  3. Определение объема эмиссии. При определении объема эмиссии необходимо исходит из ранее рассчитанной потребности в привлечении собственных финансовых ресурсов за счет внешних источников.
  4. Определение номинала, видов и количества эмитируемых акций. Номинал акций определяется с учетом основных категорий предстоящих их покупателей (наибольшие номиналы акций ориентированы ни их приобретение корпоративными инвесторами, а наименьшие – на приобретение населением). В процессе определения видов акций (простых и привилегированных) устанавливается целесообразность выпуска привилегированных акций; если такой выпуск признан целесообразным, то устанавливается соотношение простых и привилегированных акций (при этом следует иметь в виду, что в соответствии с действующим законодательством доля привилегированных акций не может превышать 25% общего объема эмиссии). Количество эмитируемых акций определяется исходя из объема эмиссии и номинала одной акции (в процессе одной эмиссии может быть установлен лишь один вариант номинала акций).
  5. Оценка стоимости привлекаемого акционерного капитала. В соответствии с принципами такой оценки она осуществляется по двум параметрам: предполагаемому уровню дивидендов (он определяется исходя из избранного типа дивидендной политики) и затрат по выпуску акций и размещению эмиссий (приведенных к среднегодовому размеру). Расчетная стоимость привлекаемого капитала сопоставляется с фактической средневзвешенной стоимостью капитала и средним уровнем ставки процента по кредитам. Лишь после этого принимается окончательное решение об осуществлении эмиссии акций.
  6. Определение эффективных форм андеррайтинга. Для того чтобы быстро и эффективно провести открытое размещение эмитируемого объема акций, необходимо определить состав андеррайтеров, согласовать с ними цены начальной котировки акций и размер комиссионного вознаграждения, обеспечить регулирование объемов продаж акций в соответствии с потребностями в потоке поступления финансовых средств, обеспечивающих поддержание ликвидности уже размещенных акций на первоначальном этапе их обращения4.

Информация о работе Экономическая оценка инвестиций