Таким образом, на основании проведенного
исследования можно сделать следующие выводы:
1. За последние 10 лет принципиальным
сдвигом в инвестиционной сфере,
вызванном преобразованиями институционального
характера, явилось существенное
расширение круга субъектов инвестиционной
деятельности, оказывающих воздействие
на проведение инвестиционной
политики, и сокращение участия
государства, которое было доминирующим
в плановой экономике. Институциональные
преобразования нашли отражение
в изменении структуры источников
финансирования инвестиций.
2. В Узбекистане государство
выступает не только главным
реформатором экономики, но и
активным участником преобразования
структуры экономики. Основные
особенности инвестиционной политики
в Узбекистане состоят в следующем:
государство в переходной экономике
сохраняет за собой роль основного
инвестора, без чего невозможно
построить динамичную национальную
экономику; инвестиционные потоки
направляются государством в
сферу и отрасли экономики,
имеющие стратегическое значение; инвестиции
государства обеспечивают экономическую
независимость и безопасность страны,
что не в силах сделать частные инвестиции;
по мере создания основ национальной экономики,
инвестиционная активность от государства
переходит к частному сектору, и это стимулируется
политикой государства; государство стимулирует
инвестиции с помощью экономических рычагов,
через которых реализуется инвестиционная
политика.
3. Структурно-инвестиционная политика
в Узбекистане нацелена на
решение комплекса задач, среди
которых можно выделить следующее:
поддержка отечественных производителей,
помощь предприятиям в процессе
перехода к рыночным отношениям;
развитие ряда перспективных
отраслей экономики, создание
новых производств и отраслей;
стимулирование технологического
перевооружения производства; развития
экспорта -ориентированного производства;
увеличение инвестиций в реальный
сектор является необходимой
предпосылкой роста производства,
экономического подъема и финансовой
стабилизации; государственное регулирование
инвестиционных процессов осуществляется
в двух направлениях - деятельность
государства как инвестора и
создание благоприятного инвестиционного
климата. Данные направления тесно
взаимосвязаны, а инструменты
государственного вмешательства
по этим направлениям тесно
переплетаются друг с другом;
необходимость государственного
вмешательства в регулирование
инвестиционных процессов очевидна,
поскольку улучшение инвестиционного
климата напрямую зависит от
ряда мероприятий, проводимых
исключительно соответствующими
государственными органами. А хороший
инвестиционный климат - необходимое
условие для притока инвестиций
в регион и страну в целом;
более всего отлажен механизм
участия государства в инвестиционных
процессах в качестве инвестора.
Речь идет о федеральных и областных
целевых программах. В их финансировании
решающее значение имеют внебюджетные
источники.
4. В Республике ведется активная
работа по созданию необходимой
нормативно - правовой базы, проводятся
мероприятия по развитию инфраструктуры
инвестиционной деятельности. Но
последствия этих мероприятий
пока трудно оценить из-за малого
промежутка времени, прошедшего
со дня их реализации. Разнообразие
планов по улучшению инвестиционного
климата Узбекистана дает надежду
на улучшение состояния инвестиционного
комплекса области.
5. Условием эффективной инвестиционной
деятельности является создание
и совершенствование законодательных
и нормативных баз. В этой
связи необходимо вносить изменение
на Земельный кодекс для создания
гарантий пользования землей; законы
по защите вкладов населения,
страхованию инвестиций от некоммерческих
рисков, предотвращению утечки и
стимулированию возврата отечественного
капитала.
6. Активизация инвестиционной деятельности
невозможна без правовой базы,
регламентирующей целевое использование
амортизации, развитие вторичного
рынка ценных бумаг и перелив
капитала, ипотеку и привлечение
иностранных инвестиций.
7. В настоящее время основное
внимание уделяется решению таких
задач, которые направлены главным
образом на поддержание отраслей
жизнеобеспечения населения, что,
безусловно, оправдано и экономически
целесообразно. Но без разработки
и реализации стратегических
направлений инвестиционной политики
конечная результативность значительно
снижается, о чем свидетельствуют
состояние финансов и производственного
потенциала, динамика производства
важнейших видов продукции, развитие
социальной сферы. В подобных
условиях любые попытки активизировать
инвестиционную деятельность на
долговременной основе, по существу,
обречены на провал, и возможный сиюминутных
эффект обернется значительными экономическими
и социальными потерями в будущем. Поэтому
основное внимание в ближайшей и долгосрочной
перспективе следует уделять решению
следующих стратегических задач: ликвидация
глубинных структурных деформаций, обусловливающих
снижение деловой, в том числе инвестиционной
активности; предотвращение разрушения
имеющегося производственного и научно
технического потенциала из-за резкого
сокращения инвестирования при критическом
уровне износа основных фондов, что
существенно ограничивает возможности
для активизации экономической деятельности;
совершенствование механизма государственного
регулирование инвестиций для стимулирования
долгосрочных вложений финансовых ресурсов
и создания благоприятного инвестиционного
климата.
8. Зарубежный опыт показывает, что
наиболее эффективно в этой
сфере специализация информационных
бюро и центров либо по виду
материальных ресурсов, либо по
группам отраслей производства,
либо по направлению поиска
информации.
На основе проведенного анализа
мною была разработана следующие рекомендации
по совершенствованию привлечения иностранных
инвестиций в национальную экономику:
1. Необходимо продолжение совершенствования
налогового законодательства. В
условиях инфляции и неплатежей
предприятия смогли направлять
на инвестиции менее половины
амортизационных средств. Об инвестировании
же из прибыли можно судить
по тому, что на верхнюю границу
необлагаемой налогом прибыли,
направляемой на инвестиции (50%) предприятия
не выходят. Эти инвестиции
сократились в большей мере, чем
бюджетные. Вместе с тем существует
объективная потребность в повышении
роли предприятий и частных
инвесторов в инвестиционной
деятельности. Политика государства в
этой сфере должна стимулировать потенциальных
инвесторов и способствовать созданию
интеграционных структур для концентрации
капиталов.
3. В сфере интересов возможных
инвесторов может быть получение
контроля над предприятиями, возможность
влиять на инвестиционный проект
и результаты его реализации;
возможность долгосрочного сотрудничества;
налоговые льготы; возможность доступа
к операциям в свободно конвертируемой
валюте; обеспечение гарантированных
рынков сбыта и пр. В рамках
первоочередных мер по оживлению
инвестиционной деятельности предстоит
создать импульсы для преодоления
подавленности функций сбережений
и восстановления инвестиционных
мотиваций у хозяйствующих субъектов,
в частности, путем более жесткого
разделения налоговой политики
в отношении непроизводительно
используемых средств и производственных
вложений, в отношении личного
потребления и инвестиций.
3. При разработке мер государственной
поддержки на микро уровне
необходимо тщательно проанализировать
ситуацию, сложившуюся в регионах,
специфические особенности функционирования
предприятий, расположенных на
их территории, выделить из них
те, которые в силу ряда
серьезных, но не связанных
с переходом к новым экономическим
отношениям причин объективно
не могут перестроить свою
производственную деятельность. На
основе этого могут приниматься
решения об избирательной инвестиционной
поддержке предприятий регионов.
4. Государственные инвестиции концентрировать
на объектах жизнеобеспечения
и укрепления экономической безопасности,
при общем снижения их доли
в совокупных инвестициях;
5. В соответствии с требованиями
либерализации экономики увеличить
инвестиционный потенциал субъектов
хозяйствования путем снижения
налогов и предоставления налоговых
льгот при реинвестировании прибыли;
6. Приступить к созданию накопительных
частных фондов в твердой валюте,
придавая им инвестиционный характер;
7. Внедрить рыночный механизм
распределения и использования
государственных инвестиций, поэтапно
заменяя этим прямые финансирования
из бюджета.
8. В перспективе для серьезного
улучшения инвестиционного климата
в Узбекистане, роста производства и производительности
исключительно важны структурные реформы
- выравнивание условий конкуренции и
дальнейшая либерализация экономики.
Неэффективные предприятия не должны
поддерживаться государством и местными
властями ни прямо, ни косвенно. Следует
сокращать перекрестное субсидирование,
а предпочтение оказывать сильным, более
эффективным компаниям, чтобы ускорить
процесс обновления экономики. Структурная
перестройка экономики должна сопровождаться
реализацией специальных социальных программ
типа трудоустройства и переобучения
высвобожденных работников, переселения
людей из северных регионов.
9. Важнейшее направление перспективных
действий по улучшению инвестиционного
климата - преодоление слабости государства,
то есть укрепление институтов государственной
власти: совершенствование законодательства;
осуществление судебной реформы с целью
обеспечения независимости судов, повышения
эффективности и пропускной способности
судебной системы; проведение реформы
государственной службы; укрепление федерализма
за счет более четкого разграничения прав
и ответственности между федеральным
центром и регионами, обеспечения исполнения
федеральных законов; продолжение борьбы
с преступностью и коррупцией.
10. Необходимо создать полноценную
инвестиционную инфраструктуру, прежде
всего распределительную и накопительную
системы: банки, страховые компании, паевые
и пенсионные фонды, фондовый рынок, и
т.д. Надо дать инвесторам возможность
управлять рисками, для чего предоставить
им адекватные финансовые инструменты.
Целесообразно стимулировать развитие
фьючерсных и опционных рынков, на которых
инвесторы могли бы хеджировать рыночные
риски.
11. Углубление и расширение масштабов
структурных реформ а также
модернизация экономики требуют
не только расширения инвестиционных
возможностей регионов за счет
привлечения частных иностранных
инвестиций, но и активизации деятельности
рынка ценных бумаг, за счет выпуска в
обращение корпоративных облигаций акционерных
обществ. На наш взгляд, расширение масштабов
деятельности первичного и вторичного
рынка финансовых инструментов позволит
задействовать рыночные механизмы ценообразования
на инвестиционные ресурсы.
12. Оказывать техническое, консалтинговые,
правовое содействие инициатором
проектов в их продвижении
на всех стадиях инвестиций; стимулировать
развитие инвестиционно-консалтинговых
услуг, используя передовой опыт
зарубежных консалтинговых институтов;
улучшать качество разрабатываемых
технико-экономических обоснований
путем повышения научно-методологических
требований к их подготовке, что
позволит определить жизнеспособность
проектов и снизить уровень
риска.
Список использованной литературы:
- Каримов И.А. Узбекистан по пути углубления экономических реформ. - Т.: «Узбекистан». - 1995. – 246 с..
- Каримов И.А. Узбекистан: национальная независимость, экономика, политика, идеология. -Т.: «Узбекистан» -
1996. - 349 с.
- Каримов И.А. Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности и стабильного развития. -Т.: «Узбекистан» 1997. – 315 с.
- Каримов И.А. По пути безопасности и стабильного развития. - Т.: «Узбекистан» - 1998. – 413 с.
- Указ Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по стимулированию привлечения прямых частных иностранных инвестиций» от 11 марта 2005 года.//Народное слово, №40, - С. 1-2.
- Указ Президента Республики Узбекистан от 30.08.2003 г. №УП-3305 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Узбекистан от 9 апреля 1998 года №УП-1987 «О мерах по дальнейшему стимулированию развития частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса».
- Доклад Президента Республики Узбекистан И.А.Каримова на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса: «Наша главная цель - демократизация и обновление общества, реформирование и модернизация страны». «Налог и таможенные вести», 2005. 31 января.
- Доклад Президента Республики Узбекистан И.А.Каримова на Заседания Кабинета Министров Республики Узбекистан по итогам социально-экономического развития страны в 2006 году и приоритетные направления углубления экономических реформ в 2007 году: Гарантия нашей благополучной жизни - построение демократического правового государства, либеральной экономики и основ гражданского общества. «Народное слово» , 13 февраля 2007 г. – С. 2.
- Доклад Президента Республики Узбекистан И.А.Каримова на Заседания Кабинета Министров Республики Узбекистан по итогам социально-экономического развития страны в 2004 году и приоритетные задачи правительства по дальнейшему реформированию и либерализации экономики. «Народное слово» 19 февраля 2005 г. №35,.
- С 1.
- Закон Республики Узбекистан. от 30.04.1998 г. «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов» - Информационная система «ПРАВО».
- Закон Республики Узбекистан от 30.04.1998 г. «Об иностранных инвестициях» - Информационная система «ПРАВО».
- Закон Республики Узбекистан от 24.12.1998 г. «Об инвестиционной деятельности» - Информационная система «ПРАВО».
- Закон Республики Узбекистан за № 159-I от 21.12.1995 г. «О стимулировании развития малого и частного предпринимательства» - Информационная система «ПРАВО».
- Постановление Президента Республики Узбекистан «Об Инвестиционной программе Республики Узбекистан на 2007 год» от 9 октября 2006 г. N ПП-484.
- Постановление Президента Республики Узбекистан «Об Инвестиционной программе Республики Узбекистан на 2008 год» от 9 октября 2007 г. N ПП-704.
- Постановление Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерахпо повышению эффективности проведения экспертизы инвестиционных проектов» от 4 января 2007 г. N ПП-554.
- Порядок «Кредитования инвестиционных проектов в иностранной валюте" № 294 от 23.12.96 г. - Информационная система «ПРАВО».
- Положение «О кредитном комитете (комиссии)» (направлено письмом Центрального Банка Республики Узбекистан №112-06/353 от 01.08.1995).
- Информационная система «ПРАВО».
- Положение № 4 к Постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан. № 395 « О порядке формирования Инвестиционной программы Республики Узбекистан» от 12.09.2003 г.
- Письмо Центрального Банка РУ №294 от 23.12.1996 «О порядке кредитования инвестиционных проектов в иностранной валюте». - Информационная система «ПРАВО».
- Ангелиди М.С., Каримов Н.Г. Синдицированное кредитование в системе проектного финансирование инвестиций (В вопросах и ответах), Ташкентский Финансовый институт, 2005.
- 96 с.
- Ангелиди М.С. К вопросу о венчурном финансировании проектов. «Экономика и собственность».
2005.
- Богатин. Ю.В., Швандар В.А. Инвестиционный анализ: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2000. – 286 с.
- Бочарев В.В. Методы финансирования инвестиционной деятельности прелприятий. - М.: «Финансы и статистика», 1998.
- 160 с.: ил.
- Беренц В., Хавранек П.М. Руководство по оценке эффективности инвестиций: Пер. с англ. перераб. и дополн. Изд. - М.: АЗОТ «Интерэксперт», «ИНФРА-М», 1995.
- 528 с.: табл. граф.
- Банковское дело и финансирование инвестиций - том I, 1-2 часть, том II. 1-2 часть, ИЭР, Всемирный банк. Под редакцией Н. Брука, 1995.
- Бирман Г., Шмидт С. Экономический анализ инвестиционных проектов, - М.: Инфра-М, 1997. – 368 с..
- Волков И.М.<span class="Normal_