Развитие иностранных инвестиций в РУз

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 22:41, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Осуществление структурной перестройки экономики Республики Узбекистан неразрывно связано с проведением активной инвестиционной политики. Успешная реализация этой политики выступает важнейшим условиям радикального обновления общественного производства и претворения в жизнь узбекской модели перехода к рынку. Не случайно в широко известной книге И.А.Каримова «Масштабное привлечения внешних инвестиций, включая иностранный капитал, рассматривается сегодня, как необходимое условия достижения целей структурной перестройки народного хозяйства»1.

Содержание работы

Введение.
Глава1. Сущность и значение иностранных инвестиций в национальной экономике.
Сущность иностранных инвестиций.
Роль и значение иностранных инвестиций в национальной экономике.
Зарубежный опыт привлечения иностранных инвестиций.
Глава 2. Анализ практики привлечения и использования иностранных инвестиций в Республике Узбекистан (на примере инвестиционного проекта «NESTLE» по производству молочных изделий)
1. Анализ практики привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику ………………………………………………….

2. Финансово-экономический анализ инвестиционного проекта «NESTLE» по производству молочных изделий…………………………..


3.Объективная необходимость привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику.
Глава 3.
Основные направления расширения сферы привлечения иностранных инвестиций и совершенствования экономико-правовой защиты иностранных инвесторов…

Заключение


Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

gatoviy diplom.docx

— 179.56 Кб (Скачать файл)

Наибольшее  значение в формировании инвестиционного  потенциала имеет природно-ресурсный  потенциал. В этом плане Узбекистан – одна из самых богатых стран  мира по запасам природных ресурсов, которые у нас оцениваются  в среднем на сумму 3,3 трлн. долларов США.

В целях поощрения инвестирования и представления режима наибольшего  благоприятствования иностранным  инвестициям при Минфине Республики образована Национальная страховая  компания “Узбекинвест”. При Госкомпрогнозстате совместно с Европейским Банком Реконструкции и Развития (ЕББР) начала работать Группа по подготовке проектов, которая будет содействовать  подготовке технико-экономического обоснования  инвестиционных проектов в области  переработки сельскохозяйственной  продукции для дальнейшего их представления финансовым институтам и банкам. При Кабинете Министров  Республики Узбекистан в рамках совместного  с ООН/ЮНИДО проекта технической  помощи создана Служба содействия инвестициям. Служба призвана оказывать отечественным  и иностранным инвесторам (прежде всего в сфере малого и среднего бизнеса) содействие в поиске партнеров, подготовке инвестиционных предложений, оказание иных консультационных услуг. При Госкомимуществе создано  Агентство по недвижимости и иностранным  инвестициям, которое призвано содействовать  привлечению иностранных инвесторов к процессу приватизации.

По инициативе Национального банка  внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан ведется работа по созданию системы подготовки и  разработки технико-экономического обоснования (ТЭО) инвестиционных проектов на уровне международных стандартов, в том  числе путем перепрофилирования существующей сети проектных институтов и организаций и создания на их базе специализированных подразделений по подготовке ТЭО.

Сформировалась система льгот  и стимулов для иностранных инвесторов, составной частью, которой является:

- освобождение совместных предприятий,  специализирующихся на производстве  товаров народного потребления,  у которых доля иностранного  капитала в уставном фонде  превышает 50% от обязательной  продажи валютной выручки Центральному  банку Республики Узбекистан  сроком на 5 лет с момента регистрации  предприятия;

- предоставление предприятиям  независимо от форм собственности,  в объеме производства которых  экспорт товаров (работ, услуг)  составляет не менее 30%, права  уплачивать налог на доход  по ставкам, сниженным против  действующих в 2 раза;

- возможность использования иностранными  инвесторами кредитных ресурсов, предоставляемых республике международными, региональными и национальными  финансовыми институтами и учреждениями  в целях реализации инвестиционных  проектов;

- освобождение от налога части  дохода предприятий с иностранными  инвестициями, реинвестируемой в  расширение производства и технологическую  модернизацию;

- беспрепятственный вывоз (без  лицензий) продукции собственного  производства;

- существенное упрощение ввоза-вывоза  факторов производства (беспошлинный  ввоз имущества для вкладов  в уставной фонд совместных  и иностранных предприятий на  территории Узбекистана);

- отсутствие таможенных пошлин  на импорт товаров в Республику; обеспечение свободного доступа  физических и юридических лиц,  в том числе иностранных, к процессу приватизации государственного имущества, включая широкую продажу недвижимости;

- возможность получить в собственность  землю с хозяйственными строениями  и постройками при приватизации  объектов торговли и сферы  обслуживания.

В соответствии с “Законом об иностранных  инвестициях” для зарубежных партнеров  установлены гарантии от национализации и реквизиции. Им гарантируется также  перевод за границу прибыли и  иных сумм, полученных в результате их законной деятельности, возможность  реинвестировать прибыль на территории  республики, иметь счета в любой  валюте без ограничения в банках республики. Важно отметить и такую  гарантию для иностранных инвесторов как, если последующее законодательство ухудшит условия инвестирования, то к иностранным инвестициям  в течение 10 месяцев применяется  законодательство, действовавшее на момент осуществления инвестиций. В  случае же принятия государственными органами нормативных актов, ущемляющих права иностранных инвесторов, причиненные  убытки должны возмещаться этими  органами в судебном порядке.

Таким образом, имеющаяся правовая база создает самые благоприятные  предпосылки иностранным партнерам  для сотрудничества с нашей страной, защиты их интересов и капитала.

Принимаемые руководством республики меры плодотворно влияют на расширение внешних экономических связей Узбекистана, рост иностранных инвестиций. В настоящее  время в Узбекистане зарегистрированы и действуют СП с такими известными в мире фирмами, как “ДЭУ Корпорейшн” (Южная Корея), РЭНК Ксерокс” (Великобритания), “Бурсель” (Турция), “Буллер” (Швейцария), “Ньюмонт” (США), “Мерседес-Бенц” (Германия), “Кока-кола” и “Пепси-кола” (США) и ряд других.

В настоящее время в республике представлены кредиты Турцией, Китаем, Индонезией,  и США. Рассматриваются  предложения по кредитам Германии, Франции, Италии, Индии, Японии. Привлечению  иностранных инвестиций способствует заключение соглашений о взаимной защите инвестиций с Турцией, Египтом, Индонезией, Малайзией, Пакистаном, Финляндией, Республикой  Корея, США, Францией. Готовятся к  подписанию аналогичные соглашения и с рядом других стран.

Нужно признать, что, несмотря на богатые  ресурсы и потенциальные возможности, Узбекистан еще недостаточно известен на мировом рынке и его внешнеэкономические  возможности реализуются не в  полной мере.

Руководством республики проводится большая работа по доведению исчерпывающей  информации об Узбекистане до каждого  потенциального партнера, деловых кругов всех стран. В этих целях разработана  инвестиционная программа республики с выделением наиболее приоритетных отраслей, в которых создаются  наиболее благоприятные условия  для иностранных инвесторов.

Приоритетными сферами вложения иностранного капитала являются производства, основанные на переработке местного сырья и  ресурсов, а также направленные на импортозамещение и развитие экспортного  потенциала Республики в следующих  сферах деятельности: углубленная переработка  сельскохозяйственной продукции; организация экологически чистых производств по добыче углубленной переработке минерально-сырьевых ресурсов, включая добычу и переработку нефти и газа; организация производства наукоемкой и трудоемкой продукции; организация современных информационных и телекоммуникационных систем, включая космические; производство ресурса- и энергосберегающего оборудования; производство лекарственных препаратов, медицинской техники и оборудования; развитие индустрии туризма.

Обычно западные партнеры для оценки степени риска помещения инвестиций в совместные проекты, в том числе  создание СП используют так называемый индекс - БЕРИ. Данный индекс оценивает  инвестиционный климат в стране на основании 15-ти установленных оценочных  критериев с различными удельными  весами, входящих в оценочный индекс. Каждому из критериев дается оценка от 0 (неприемлемо) до 4 (очень благоприятно). Высокое количество баллов означает “Стабильные страны”. Чем ниже достигнутое  страной количество баллов, тем выше должны быть намечаемые прибыли при  инвестировании. В общем виде система  БЕРИ выглядит следующим образом:

 

 

 

Таблица №1

Критерии индекса БЕРИ

(оценки степени  риска помещения инвестиций в  совместные проекты)

Критерии индекса БЕРИ

Удельный

вес, %

1.

Политическая стабильность:

Оценивает возможность непредвиденных правительственных переворотов  и их влияние на деловую активность

12

2.

Отношение к иностранным инвестициям  и прибыли:

Размеры расходов на социальные нужды, касающиеся частных предпринимателей

6

3.

Национализация:

Начиная от возможности безвозмездной  экспроприации до предоставления преимуществ  местным властям

6

4.

Девальвация:

Влияние девальвации, а также  действенность мер, смягчающих ее воздействие  на деятельность предприятия

6

5.

Платежный баланс:

По балансу счетов и  общему балансу, а также факторы, влияющие на доходы иностранных инвесторов

6

6.

Бюрократические вопросы:

Уровень государственного регулирования, осуществление таможенных формальностей, валютных переводов и других подобных операций

4

7.

Темпы экономического роста:

Годовые фактические темпы  роста валового общественного продукта в пределах до 3%, 3-6%, 6-10% и более 10%

 

8.

Конвертируемость валюты:

Возможность перевода национальной валюты в иностранную, а также  место национальной валюты на рынке  валют в той степени, в которой  это касается предприятий

10

9.

Возможность реализации договора:

Возможность соблюдения договора, а также возникновение трудностей вследствие различия в языках и обычаях

6

10.

Расходы на заработную плату и производительность труда:

Уровень заработной платы, производительность труда, порядок оформления на работу

8

11.

Возможность использования экспертов  и маркетинговых услуг:

Помощь, которую предприятие  может ожидать в области юридических  консультаций, бухгалтерии, консультации по маркетингу, а области технологии и производства строительных работ

2

12.

Организация связи и транспорт:

Организация и возможность  использования транспортных путей  и системы связи между функционирующим  предприятием и филиалами, в том  числе внутри страны. Также оценка транспортной инфраструктуры

4

13.

Местное управление и партнер:

Возможности и число местных  партнеров, которые в состоянии  представить собственный капитал  и действовать совместно при  решении различных вопросов по управлению

4

14.

Краткосрочный кредит:

Предоставление краткосрочных  кредитов иностранным представителям и возможность их использования

8

15.

Долгосрочный кредит и собственный  капитал:

Условия внесения партнерами своей доли в уставной капитал  и условия предоставления долгосрочного  кредита в национальной валюте

8


 

Применительно к экономике Республики Узбекистан на основе индекса БЕРИ была проведена  имитационная оценка инвестиционного  климата Узбекистана, которая изложена в следующей таблице:

Таблица №2

Имитационная  оценка инвестиционного климата  Республики Узбекистан

на основе индекса БЕРИ

 

Критерий индекса БЕРИ

Оценка

Удельный

вес, %

Индекс

1.

Политическая стабильность

4

12

0,48

2.

Отношение к иностранным инвестициям  и прибыли

3

6

0,18

3.

Национализация

2

6

0,12

4.

Девальвация

0

6

0

5.

Платежный баланс

1

6

0,006

6.

Бюрократические вопросы

1

4

0,04

7.

Темпы экономического роста

1

10

0,01

8.

Конвертируемость валюты

1

10

0,01

9.

Возможность реализации договора

3

6

0,18

10.

Расходы на заработную и производительность труда

2

8

0,16

11.

Возможность использования экспертов  и маркетинговых услуг

1

2

0,02

12.

Организация связи и транспорт

1

4

0,04

13.

Местное управление и партнер

3

4

0,12

14.

Краткосрочный кредит

1

8

0,08

15.

Долгосрочный кредит и совместный капитал

2

8

0,16

 

ИТОГО:

   

1,61

Информация о работе Развитие иностранных инвестиций в РУз