Развитие иностранных инвестиций в РУз

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 22:41, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Осуществление структурной перестройки экономики Республики Узбекистан неразрывно связано с проведением активной инвестиционной политики. Успешная реализация этой политики выступает важнейшим условиям радикального обновления общественного производства и претворения в жизнь узбекской модели перехода к рынку. Не случайно в широко известной книге И.А.Каримова «Масштабное привлечения внешних инвестиций, включая иностранный капитал, рассматривается сегодня, как необходимое условия достижения целей структурной перестройки народного хозяйства»1.

Содержание работы

Введение.
Глава1. Сущность и значение иностранных инвестиций в национальной экономике.
Сущность иностранных инвестиций.
Роль и значение иностранных инвестиций в национальной экономике.
Зарубежный опыт привлечения иностранных инвестиций.
Глава 2. Анализ практики привлечения и использования иностранных инвестиций в Республике Узбекистан (на примере инвестиционного проекта «NESTLE» по производству молочных изделий)
1. Анализ практики привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику ………………………………………………….

2. Финансово-экономический анализ инвестиционного проекта «NESTLE» по производству молочных изделий…………………………..


3.Объективная необходимость привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику.
Глава 3.
Основные направления расширения сферы привлечения иностранных инвестиций и совершенствования экономико-правовой защиты иностранных инвесторов…

Заключение


Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

gatoviy diplom.docx

— 179.56 Кб (Скачать файл)

 

Инвестиционный  климат - это среда, в которой протекают инвестиционные процессы. Он формируется под воздействием взаимосвязанного комплекса законодательно-нормативных, организационно-экономических, социально-политических и других факторов, определяющих условия инвестиционной деятельности в отдельных стране, регионе, городе. 
 Следует отметить, что существует достаточно широкий спектр как определений инвестиционного климата, так и методик его исчислений, прежде всего с точки зрения прибыльности на вложенный капитал. 
Понятие "инвестиционный климат" применимо преимущественно для рыночной экономики, когда хозяйственная среда не поддается прямому управлению. Оно является наиболее общим критерием для размещения инвестиционных ресурсов. Инвестиционный климат складывается из совокупности экономических, социальных, политических, правовых и даже культурных условий, обеспечивающих привлекательность вложений в ту или иную область экономики, в конкретные предприятие, город, регион или страну. 
 Оценки инвестиционного климата колеблются в границах от благоприятного до неблагоприятного. Благоприятным считается климат, способствующий активной деятельности инвесторов, стимулирующий приток капитала. Неблагоприятный климат повышает риск для инвесторов, что ведет к утечке капитала и затуханию инвестиционной деятельности. 
 Факторы, оказывающие влияние на инвестиционный климат, подразделяются по возможности воздействия на них со стороны общества на:  
- объективные (природно-климатические условия, оснащенность энергосырьевыми ресурсами, географическое местонахождение, демографическая ситуация и др.); 
- субъективные (связанные с управлением деятельностью людей). 
 Инвестиционный климат тесно связан с инвестиционной политикой. Инвестиционная политика представляет собой совокупность мер организационного и экономического воздействия органов управления на уровне страны, региона, города или предприятия, направленных на создание оптимальных условий для вложения инвестиций. 
 Инвестиционный климат выступает объектом воздействия инвестиционной политики. С одной стороны, он определяет стартовые условия для разработки инвестиционной политики, а с другой - является ее результатом. 
 Эффективность инвестиционной политики измеряется степенью изменения инвестиционного климата в более благоприятную сторону. В свою очередь, более благоприятное состояние инвестиционного климата влияет на инвестиционную политику в сторону ее дальнейшего совершенствования. 
 Инвестиционная политика, выступающая как совокупность различных мероприятий, воздействует на различные (прежде всего субъективные) составляющие инвестиционного климата. Она актуализируется через разработку и реализацию стратегии регулирования инвестиционной деятельности. 
 Методы оценки инвестиционного климата весьма разнообразны. Они базируются на различных экономических, политических и финансовых показателях, по совокупности которых стране, региону или городу присваивается инвестиционный рейтинг. 
 Рейтинг является важным показателем для инвесторов, большинство которых не в состоянии проводить самостоятельные детальные исследования, особенно внутри других стран, а ориентируются на оценки рейтинговых агентств. Поэтому повышение рейтинга всегда связано с притоком инвестиций, необходимых для экономического роста.

Не давно (25.04.2013),  в  столице состоялся VI Ташкентский  международный инвестиционно-финансовый форум.

Мероприятие организовано информационно-рейтинговым  агентством «Saipro» совместно с  Министерством внешних экономических  связей, инвестиций и торговли Республики Узбекистан и агентством «Узинфоинвест».

Одним из важнейших факторов обеспечения макроэкономической стабильности и устойчивых темпов экономического роста нашей страны, несмотря на продолжающийся глобальный финансово-экономический  кризис, является активная инвестиционная политика, направленная, прежде всего, на опережающее развитие и расширение масштабов модернизации отраслей экономики.

Проводимый в шестой раз, этот форум стал одной из крупнейших площадок Центральноазиатского региона  для интерактивного общения инвесторов. В нынешнем форуме приняло участие  около 600 представителей отечественных  и зарубежных страховых, лизинговых, аудиторских и инвестиционных компаний, финансовых институтов и рейтинговых  агентств, министерств и ведомств, общественных организаций.

Министр внешних экономических  связей, инвестиций и торговли Узбекистана  Э.Ганиев, министр экономики Г.Саидова, вице-спикер Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан Б.Якубов, генеральный директор информационно-рейтингового агентства «Saipro» Р.Джураев и  другие отметили, что под руководством Президента Ислама Каримова с первых лет независимого развития страны уделяется  особое внимание созданию благоприятного инвестиционного климата. Сегодня инвестиционная привлекательность Узбекистана объясняется обширным рынком сбыта и развитой транспортной инфраструктурой, перспективностью инвестиционного и торгово-экономического сотрудничества. Национальное инвестиционное законодательство является одним из передовых среди стран СНГ и вобрало в себя основные положения международного инвестиционного права, в частности, положения о гарантиях прав иностранных инвесторов, предоставлении определенных преференций для инвесторов.

Не зря в докладе  на заседании Кабинета Министров, посвященном  итогам социально-экономического    развития страны в 2012 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2013 год, Президент Ислам Каримов подчеркнул, что главным условием и источником реализации мер по модернизации и обновлению страны должна стать активная инвестиционная политика.

Благодаря огромному вниманию, уделяемому главой нашего государства  развитию легкой промышленности и вопросам привлечения инвестиций, данная отрасль  играет важную роль в повышении благополучия и процветания населения. В условиях рыночной экономики основными задачами является ее техническое и технологическое  перевооружение, создание новых предприятий  с целью насыщения внутреннего  рынка востребованной продукцией, увеличения экспортных показателей и организации  дополнительных рабочих мест. Важным фактом наращивания объема производства промышленной продукции служит постановление  главы государства, касающееся развития отраслей промышленности на 2011—2015 годы. На его основе разработана трехэтапная  программа, направленная на модернизацию, развитие производства, повышение его  экспортного потенциала.

В результате только по итогам первого квартала 2013 года рост объемов  освоенных инвестиций составил 7,2 процента, в том числе иностранных инвестиций – 35,5 процента. Введено в эксплуатацию 587 производственных объектов, а также  начата реализация 114 новых инвестиционных проектов общей стоимостью 4,3 миллиарда долларов США в эквиваленте.11

 

 

 

Глава1.  Сущность и значение иностранных инвестиций   в национальной экономике.                                        

 §    1.1Сущность  иностранных  инвестиций.

 §    1.2 Роль  и значение иностранных инвестиций  в национальной экономике.

  §   1.3 Зарубежный опыт  привлечения иностранных инвестиций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Анализ практики привлечения и использования иностранных инвестиций в Республике Узбекистан (на примере инвестиционного проекта «NESTLE» по производству молочных изделий)

 

§ 2.1. Анализ практики привлечения  иностранных инвестиций в национальную экономику

 

В осуществлении структурных преобразований экономики Узбекистана иностранные инвестиции играют чрезвычайно важную роль, поскольку производительные силы Республики нуждаются в крупных капиталовложениях для модернизации и реконструкции, а внутренние источники финансирования инвестиций недостаточны. Поэтому привлечение в широких масштабах иностранных инвестиций международных финансовых институтов преследует стратегические цели и является одним из важнейших направлений проводимой государственной политики12.

Основная задача государства заключается в создании благоприятных условий для вложения капитала. Наша страна имеет все необходимое, чтобы привлечь значительные иностранные инвестиции:

- сформированную законодательную  базу, определяющую правовое поле  для предпринимательства, защиты  частной собственности и конкуренции:  созданную инфраструктуру поддержки инвестиционного процесса;

- политическую стабильность;

- выгодное географическое положение;

- богатые минерально-сырьевые ресурсы, а также потенциал развития агропромышленного сектора;

- квалифицированные трудовые ресурсы; достаточно емкий рынок сбыта.

Успех любой страны в привлечении инвестиций зависит от широкого комплекса факторов состояния экономики, социально-политической стабильности, идеологии общества, культуры и т.д., которое оценивается  инвесторами при принятии  решения  о масштабах и направлениях инвестирования и позволяет сделать вывод  об уровне инвестиционного рынка  страны. Совокупность этих материально-вещественных и институциональных условий, способствующих снижению производственных издержек для  инвестора до уровня ниже среднемирового, называется инвестиционным климатом.

Инвестиционный  климат - понятие очень емкое. Оно  включает все то, что принимает  в расчет инвестор, когда оценивает  насколько благоприятно или неблагоприятно инвестиционный климат в данной стране.

Важным фактором инвестиционного  климата является система финансово-экономических  стимулов и льгот для иностранных  инвесторов, которая сориентирована на увеличение прямых иностранных инвестиций в производственную сферу и, в особенности в отрасли и производства, обладающие большим экспортным потенциалом.

Инвестиционный климат в Республике характеризует стабильность общественно-политической обстановки, здоровое экономическое  развитие, процесс разгосударствления и рост негосударственного сектора, формирование рыночной инфраструктуры, последовательность правовых реформ и  т.д.

Инвестиционный  климат любой страны складывается из большого количества факторов, всех их можно условно объединить в три  группы:

- инвестиционный  потенциал; 

- инвестиционные  условия; 

- инвестиционный  риск.

Наиболее  характерными условиями климата  являются: общеэкономические условия; условия рыночного механизма; нормативно-правовые условия; условия информационного  обеспечения; условия мотивации; экологические  условия; этнографические и социокультурные  условия (см.: Рис. №2). Из  рисунка  видно, что наиболее большое значение для привлечения иностранных  инвестиций имеет наличие инвестиционного  потенциала, который включает в себя запасы природно-сырьевых ресурсов, трудовые ресурсы, производственный и потребительский  потенциал, инновационный и финансовый потенциал.

 



 


 


 




 



 





 

 

 

 

 


 

Рис. 2. Структура инвестиционного  климата и факторы его формирования13

 

Инвестиционный климат в Республике также характеризует стабильность общественно-политической обстановки, здоровое экономическое развитие, которое  осуществляет правительство, процесс  разгосударствления и рост негосударственного сектора, развитие рыночной инфраструктуры, стабильность правовых реформ и т.д.

Также иностранные инвесторы учитывают  такие макроэкономические показатели инвестиционного климата в стране, как  притоки и оттоки иностранных  инвестиций, уровень инфляции, рост ВВП, доля сбережений к ВВП, безработица, уровень процентных ставок и т.п., а также параметры освоения инвестиций.

Следующая группа - инвестиционные риски отрицательно влияют на инвестиционную привлекательность  данного государства и не дают возможность благоприятно использовать преимущества инвестиционного потенциала и созданных условий. Их можно  разделить на системные и несистемные  группы рисков.

Однако  необходимо отметить, что наличие  инвестиционного потенциала не является  гарантией долгосрочного стабильного  притока иностранных инвестиций. Инвестиционный потенциал является «лежачим» богатством при отсутствии инвестиционных условий; оценка инвестиционного  климата основывается именно на анализе условий, его определяющих. Отличие условий от инвестиционного потенциала в том, что  условия создаются правительством, государственной политикой,  и могут быть изменены или усовершенствованы, а наличие потенциала – это исторически складывающееся явление, очень трудно подвергаемое изменению.

Все группы факторов обуславливают друг друга. К примеру, недостаточно привлекательные  или неэффективные инвестиционные условия обуславливают относительно высокий уровень рисков, следовательно, сдерживается реализация и развитие инвестиционного потенциала страны. В то же время, скудный инвестиционный потенциал мотивирует инвесторов на поиск других стран-импортеров капитала с более дешевым сырьем, не смотря на имеющиеся в той стране условия  и инвестиционные риски. Поэтому  при реализации инвестиционной политики, правительство страны должно комплексно рассматривать (Рис. 2) и учитывать  одновременно все группы факторов.

Созданный в Узбекистане инвестиционный климат позволяет республике конкурировать  в борьбе за привлечение иностранного капитала. Судя по отзывам в печати, «участие авторитетных международных  финансовых институтов организаций  и институтов в реализации крупных  инвестиционных проектов в Узбекистане  еще раз свидетельствует о  привлекательности инвестиционного  климата республики».  

Государство пока сохраняет за собой  роль в выборе приоритетов и привлечении  иностранного капитала. Оно проводит политику открытых дверей в отношении  тех, особенно иностранных инвесторов, которые поставляют в республику технологию мирового уровня, оказывают  содействие в создании современной  структуры народного хозяйства, в том числе в освоении и  выпуске конкурентоспособной продукции. При этом реализуются два руководящих  принципа: во-первых, ни одно предприятие, ни одно ведомство не должны получить иностранные инвестиции, если эти  инвестиции не будет направлены на производство продукции, которое будет  экспортироваться за границу и приносить доход в твердой валюте, а во-вторых, не должны быть предприятия, которые не имели бы взаимовыгодных партнерских связей с передовыми зарубежными фирмами.

Информация о работе Развитие иностранных инвестиций в РУз