Развитие иностранных инвестиций в РУз

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 22:41, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Осуществление структурной перестройки экономики Республики Узбекистан неразрывно связано с проведением активной инвестиционной политики. Успешная реализация этой политики выступает важнейшим условиям радикального обновления общественного производства и претворения в жизнь узбекской модели перехода к рынку. Не случайно в широко известной книге И.А.Каримова «Масштабное привлечения внешних инвестиций, включая иностранный капитал, рассматривается сегодня, как необходимое условия достижения целей структурной перестройки народного хозяйства»1.

Содержание работы

Введение.
Глава1. Сущность и значение иностранных инвестиций в национальной экономике.
Сущность иностранных инвестиций.
Роль и значение иностранных инвестиций в национальной экономике.
Зарубежный опыт привлечения иностранных инвестиций.
Глава 2. Анализ практики привлечения и использования иностранных инвестиций в Республике Узбекистан (на примере инвестиционного проекта «NESTLE» по производству молочных изделий)
1. Анализ практики привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику ………………………………………………….

2. Финансово-экономический анализ инвестиционного проекта «NESTLE» по производству молочных изделий…………………………..


3.Объективная необходимость привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику.
Глава 3.
Основные направления расширения сферы привлечения иностранных инвестиций и совершенствования экономико-правовой защиты иностранных инвесторов…

Заключение


Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

gatoviy diplom.docx

— 179.56 Кб (Скачать файл)

 

Как видно из данных, приведенных  в таблице, в целом индекс БЕРИ по Узбекистану ориентировочно составляет 1,61. К наиболее благоприятным факторам, влияющим на индекс БЕРИ, на наш взгляд, можно отнести:

- политическую стабильность;

- отношение к иностранным инвестициям;

- возможность реализации договора;

- местное управление.

Созданный в Узбекистане инвестиционный климат позволяет республике конкурировать  в борьбе за привлечение иностранного капитала. Судя по отзывам в печати, «участие авторитетных международных  финансовых организаций и институтов в реализации крупных инвестиционных проектов в Узбекистане еще раз  свидетельствует о привлекательности  инвестиционного климата Республики.

Иностранный капитал необходим  переходной экономике как важнейший  канал проникновения новейших мировых  научно-технических достижений, технологий, позволяющий повысить степень адаптации  национальных хозяйственных субъектов  к развитым товарным отношениям, рационализировать  их производственную деятельность в  соответствии с мировыми стандартами.

Иностранные инвестиции необходимы для  поднятия нашей экономики, поэтому  их привлечение и создание благоприятных  условий для иностранных инвесторов является приоритетными направлениями  инвестиционной политики  Узбекистана. Для скорейшего экономического роста  страны, учитывая необходимость структурной  перестройки экономики и привлечения  иностранного капитала, Правительством Республики Узбекистан был взят курс на  проведение активной инвестиционной политики. Одним из главных направлений  данной  политики стало масштабное привлечение иностранных инвестиций в приоритетные отрасли экономики, создание нормативно-правовой базы с  целью обеспечения благоприятных  условий для деятельности иностранных  инвесторов.

При стимулирования привлечения иностранных инвестиций главная роль отводится Инвестиционной программы Республики Узбекистан, которая  разрабатывается ежегодно. Инвестиционная программа - это комплекс взаимоувязанных  мер, направленных на достижение устойчивого  и динамичного развития экономики  страны, реализацию основных приоритетов  и стратегических задач по структурному преобразованию отдельных отраслей и регионов республики путем рационального  использования имеющихся природных, минерально-сырьевых, финансовых, материальных и трудовых ресурсов. Программа состоит из аналитической части со сводными таблицами, адресной программы и сводного перечня приоритетных инвестиционных предложений. Программа формируется на трехлетний период, с учетом цикла от проектно-изыскательских работ до ввода объекта в эксплуатацию. В составе аналитической части определяется структура капитальных вложений в целом по Программе в разрезе секторов и отраслей экономики, источников финансирования и территорий, с учетом воспроизводственной и технологической структуры инвестиций, по годам реализации. В адресную же  часть Программы включаются инвестиционные проекты, реализуемые  за счет централизованных источников, иностранных кредитов, предоставляемых под гарантию Правительства, и прямых иностранных инвестиций.

Таблица №3

Основные параметры  Инвестиционной программы

Республики Узбекистан на 2007 год (млрд. сум).

 

Наименование источников финансирования

Прогноз на 2007 год (млрд. сум)

В % к итоге

Капитальные вложения, всего                  

3533,1

100

Централизованные инвестиции:     

1065,2

100% (30,1%)

бюджетные средства                           

395,0

37,1

средства внебюджетных фондов           

229,5

21,5

в том числе:

   

- Республиканский дорожный  фонд         

60,0

5,6

- Фонд развития детского  спорта           

18,0

1,7

- Фонд школьного образования             

151,5

14,2

из них на:

   

новое строительство                         

41,8

3,9

капитальную реконструкцию                   

109,7

10,3

иностранные инвестиции и  кредиты под гарантию Правительства                       

440,7

41,4

Нецентрализованные  инвестиции: 

2467,9

100% (69,9%)

средства предприятий, включая  акцизные налоги, оставляемые в распоряжении предприятия

1340,0

54,3

кредиты коммерческих банков и другие заемные средства                         

74,0

3,0

прямые иностранные инвестиции и кредиты   

666,4

27,0

средства населения                           

387,5

15,7


Источник: Постановление Президента Республики Узбекистан «Об Инвестиционной программе Республики Узбекистан на 2007 год» от 9 октября 2006 г. N ПП-484.

 

В целях обеспечения устойчивого  роста ВВП Республики, углубления структурных преобразований экономики, полномасштабной реализации стратегических социальных программ, создания  новых  рабочих мест, а также расширения привлечения прямых иностранных  инвестиций  было принято Инвестиционная программа Республики Узбекистан на 2007 год.

Как видно из таблицы, общий объем  капитальных вложений на 2007 год планировался в объеме 3533,1 млрд. сум. Из них централизованные капитальные вложения должны составить 1065,2 млрд. сум или 30,1% . нецентрализованные инвестиции - 2467,9 млрд. сум или 69,9%. В  составе централизованных капитальных  вложений основная доля приходиться  на иностранные инвестиции и кредиты  под гарантию правительства. Бюджетные  средства составляют 395,0 млрд. сум или 37,2%,  на долю средств внебюджетных фондов - 21,5% или 229,5 млрд сум.

Таблица №4

Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования (в %)

 

                      Годы

 

Показатели

2000

2001

2002

2003

2004

2005

Всего

100

100

100

100

100

100

Средства предприятий  и населения

39,1

41,1

82,6

54,8

55,6

60,3

Иностранные инвестиции под  гарантию правительства и прямые иностранные инвестиции

23,2

28,2

20,1

24,8

24,5

19,2

Государственный бюджет

29,2

21,5

23,9

17,4

14,9

12,7

Централизованные кредиты  банков

5,1

5,9

-

-

-

-

Кредиты коммерческих банков и другие заемные средства

2,1

3,1

3,2

2,6

2,6

3,1

Средства внебюджетных фондов

1,3

0,1

0,2

0,4

2,4

4,7


Источник: Данные Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике за 2000-2005гг.

 

Активизация инвестиционной деятельности достигается за счет увеличения объема инвестиционных ресурсов и их эффективного использования в приоритетных секторах экономики. Так, в 2005 году доля собственных  средств предприятий в общей  структуре инвестиций по источникам финансирования выросла в 1,5 раза по сравнению с 2000 годом и составила 60,3%. Ее увеличение связано с совершенствованием налогово-бюджетной политики, снижением налогового бремени на производителей, укреплением платежной дисциплины, активизацией процессов приватизации.

Благоприятная макроэкономическая среда, способность конкурировать  на внешних  рынках оказали влияние на рост прямых иностранных инвестиций и негарантированных  кредитов, которые выросли в 2004 году до 240,8 млн. долл. США, что в 1,5 раза выше, чем в 2003 г. Доля средств населения  повысилась до 12,4%, что на 0,4% выше уровня 2000 г., при одновременном росте  на 1,1% доли внебюджетных фондов в структуре  инвестиций по источникам финансирования. Доля коммерческих банков в инвестировании реального сектора экономики  увеличилась до 2,3%, что на 0,6% выше уровня начального этапа либерализации. Провидимая в стране административная реформа, направленная на сокращение присутствия  государства в экономике, способствовала уменьшению объемов централизованных средств. Доля средств, финансируемых  непосредственно из государственного бюджета и доля иностранных инвестиций под гарантию правительства соответственно составила в 2005 г. 12,7% и 19,2% от общего объема инвестиций.     

Объем освоение капитальных вложений в 2006 году за счет всех источников финансирования составил в долларовом эквиваленте  порядка 3 млрд. 140 млн. долларов или  увеличился против 2005 года на 11,4 процента. Основной прирост нецентрализованных инвестиций, составивших 77,5 процента всех инвестиций, обеспечен за счет прямых иностранных инвестиций, собственных  средств предприятий и банковского  кредитования14.   

В настоящее время инвестиционная активность и экономический рост в большом числе стран (развитых и развивающих) поддерживаются и  укрепляются участием иностранного капитала. Иностранные инвестиции формируют  производственный потенциал на новой  научной и технической базе и  предопределяют конкурентную позицию  страны на мировом рынке.

В настоящее время проблема изучения вклада отдельных регионов во внешнеэкономическую  деятельность всей страны стоит особенно остро, т.к. зачастую от товарооборота  одного региона завысить объема экспорта или импорта в целом по стране (см.: приложения №1). Как видно из приложения №1, по объему экспорта продукции  предприятий с иностранными инвестициями Ташкентская область занимает 4-е  место после Андижанской, Навоийской областей и г. Ташкента.

Для устранения территориальных диспропорций необходимо формирование новой структуры  взаимоотношений между государственными и региональными органами власти, которая должна включать следующие  основные элементы: действенный институт уполномоченных АВЭС в регионах;  систему взаимодействия с межрегиональными ассоциациями; систему информационных обменов.

Внутри страны требуется также  разработка единой политики, позволяющей  регионам осуществлять свою внешнеэкономическую  деятельность без ущерба для собственных  интересов и интересов страны в целом. Необходимо всеобъемлющее  статистическое исследование положения  каждого отдельного региона и  всей совокупности регионов в области, их внешних связей, а также разработка методологии такого исследования, которую  можно было бы систематически применять  в дальнейшем.

На этапе переходной экономики  резко возрастает роль внешних факторов в развитии регионов и страны в  целом. В силу структурных особенностей экономики регионы в разной степени могут использовать возможности либерализации внешнеэкономической деятельности для расширения своих международных связей.

Регионы, широко вовлеченные во внешнеэкономические  связи, призваны сыграть важную роль в общем оживлении экономики  страны. Расширение экспортного потенциала способствует улучшению экономического положения многих депрессивных регионов. Вместе с тем по мере увеличения внутреннего спроса значение экспорта для региональной экономики может  несколько понизиться. По мере стабилизации отечественной экономики для  хозяйства регионов особенно важным окажется фактор их привлекательности  для иностранных инвестиций.

Региональная политика страны в  современных условиях тесно смыкается  с внешнеэкономической. Таможенные пошлины, налоговый режим для  иностранных инвесторов, динамика валютного  курса, инструменты стимулирования экспорта важны для формирования территориальных пропорций развития экономики. Существующее размещение многих экспортных производств с невысокой  степенью обработки не соответствует  условиям открытой экономики. Однако имеющийся  потенциал создает материальные предпосылки для структурной  перестройки экспортной базы Узбекистана  и изменения ее места в мировом  хозяйстве. 

Национальный банк является лидером  среди отечественных банков на рынке  валютного кредитования хозяйствующих  субъектов. В качестве главного национального  агента банк с 1994 года осваивает ряд  кредитных линий различных международных  финансовых институтов: ЕБРР, МФК, АБР, КфВ, Фонд ОПЕК (Организация стран - экспортеров нефти) и другие, выделенных в рамках финансирования инвестиционных проектов  в сфере частного бизнеса  Узбекистана. 

Информация о работе Развитие иностранных инвестиций в РУз