Развитие иностранных инвестиций в РУз

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 22:41, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Осуществление структурной перестройки экономики Республики Узбекистан неразрывно связано с проведением активной инвестиционной политики. Успешная реализация этой политики выступает важнейшим условиям радикального обновления общественного производства и претворения в жизнь узбекской модели перехода к рынку. Не случайно в широко известной книге И.А.Каримова «Масштабное привлечения внешних инвестиций, включая иностранный капитал, рассматривается сегодня, как необходимое условия достижения целей структурной перестройки народного хозяйства»1.

Содержание работы

Введение.
Глава1. Сущность и значение иностранных инвестиций в национальной экономике.
Сущность иностранных инвестиций.
Роль и значение иностранных инвестиций в национальной экономике.
Зарубежный опыт привлечения иностранных инвестиций.
Глава 2. Анализ практики привлечения и использования иностранных инвестиций в Республике Узбекистан (на примере инвестиционного проекта «NESTLE» по производству молочных изделий)
1. Анализ практики привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику ………………………………………………….

2. Финансово-экономический анализ инвестиционного проекта «NESTLE» по производству молочных изделий…………………………..


3.Объективная необходимость привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику.
Глава 3.
Основные направления расширения сферы привлечения иностранных инвестиций и совершенствования экономико-правовой защиты иностранных инвесторов…

Заключение


Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

gatoviy diplom.docx

— 179.56 Кб (Скачать файл)

Целевое использование кредитов предполагает финансирование инвестиционных проектов всех отраслей экономики для приобретения новейших технологий и оборудования, а также покрытия затрат по формированию первоначального рабочего капитала в иностранной валюте. При выделении кредитных средств, в первую очередь, учитываются экономические приоритеты отечественной экономики. Так, банком уделяется серьезное внимание проектам, связанным с организацией или модернизацией текстильных производств, переработкой сельхозпродукции, выпуском продуктов питания и прочее. Кроме того, основным направлением финансируемых проектов является экспортная или импортозамещающая ориентация проектируемого производства продукции с учетом некоторых ограничений. Так, кредитные линии не открываются для реализации проектов по производству и реализации табачной, алкогольной и наркотической продукции, вооружений (оружия и боеприпасы), экологически вредных производств, азартных игр, финансовых операций и другой деятельности, запрещенной законодательством Республики Узбекистан.

Широкий выбор предлагаемых банком кредитных линий позволяет предпринимателю  реализовать наиболее приемлемый вариант  кредитования, исходя из капиталоемкости  и сроков строительства проектируемого объекта, периода освоения производства и расчетного срока возврата вложенного капитала.       

Периоды кредитование по кредитным  линиям составляют: ЕБРР, Фонд ОПЕК и  МФК - максимум 7 лет, включая льготный период 2 года; АБР - максимально 8 лет (льготный период 3 года); КфВ - максимально 5 лет (льготный период 1,5 года); Эксимбанк США - максимально 5 лет с льготным периодом не более 6 месяцев с момента ввода в  эксплуатацию; ВNL - максимально 5 лет (льготный период устанавливается, исходя из специфики  проекта).

Максимальная сумма кредита  на одного заемщика по открытым и предполагаемым к открытию кредитным линиям должна быть не более 75 процентов от общей стоимости проекта и не превышать следующих значений: ЕБРР - 1,0 млн. долл. США; Фонд ОПЕК - 1,0 млн. долл. США; МФК - 2,0 млн. долл. США; АБР - 3,0 млн. долл. США; КФВ - 1,0 млн. евро; Эксимбанк США, ВNL -5,0 млн. долларов США, но не более 85 процентов от общей стоимости контракта.

Минимальная сумма кредита по кредитным  линиям составляет:  ЕБРР, Фонд ОПЕК, Эксимбанк США, ВNL - 100 тыс. долл. США; МФК, АБР - 50тыс. долл. США; КФВ - не установлена.

Одноразовая комиссия по кредиту выплачивается  только в СКВ и имеет следующие  значения: ЕБРР - 1,5 процента от суммы  кредита; МФК, АБР, Фонд ОПЕК - 1 процент  от суммы кредита; Эксимбанк США - 1 процент от суммы кредита,  но не менее 5000 долларов  США, а также 0,0625 процентов от суммы кредита  в СКВ  в качестве страховой  премии; КФВ - 0,75 процента от суммы кредита; ВNL - 0,5 процента от суммы кредита.

Комиссия за обязательство исчисляется  от неиспользованной суммы кредита  и выплачивается также в СКВ: ЕБРР, Фонд ОПЕК и МФК - 0,5 процента годовых; АБР - 0,75 процента годовых; КФВ - 0,25 процента годовых; Эксимбанк США - комиссия за обязательство не начисляется.

По всем кредитным линиям: размер процента за кредит рассматривается  индивидуально по каждому проекту; комиссия за управление кредитом устанавливается  в размере 0,5 процента годовых от суммы кредита в местной валюте  по текущему курсу обмена валют на день оплаты; периодичность выплат - каждые 6 месяцев; залоговое обеспечение - не менее 120 процентов от суммы кредита.  В качестве залога принимаются: гарантия первоклассных банков, поручительство финансово-устойчивых предприятий, залог  имущества третьих лиц, страховые  полисы. Залогом также могут выступать  основные средства самого заемщика (здания, сооружение), закупаемые в счет кредита оборудование, учитываемые в пределах не более 60 процентов  от оценочной стоимости и др.

Основные критерии иностранных  кредитных линий в Национальном банке Республики Узбекистан для  поддержки частного бизнеса приводится в Приложении №2.

Проекты одобренные Всемирным банком для Узбекистана, информация о состоянии проектов с участием Международной Финансовой Корпорации, проекты одобренные АБР  для Узбекистана, а также перечень проектов, намеченных к совместной реализации с Исламским банком развития на 2004 - 2007 годы приводиться в приложении №3,4,5,6,7 данной диссертации.

Хотя в освоении иностранных  кредитных линий Национальным банком и другими коммерческими банками  республики наблюдается постоянная положительная динамика, все же существует ряд проблем, которые не позволяют  существенно наращивать объем кредитования. Главной проблемой, мешающей кредитованию хозяйствующих субъектов, является недостаточность обеспечения, гарантирующего возврат кредитных средств за счет реализации залога, снижающего риск коммерческого банка и в связи  с этим - цену предоставляемого кредита.

А также, существует и ряд других проблем, с которыми пришлось столкнуться  Узбекистану в связи с привлечением иностранного капитала.

Во-первых, иностранный предпринимательский  капитал вкладывается в национальную экономику одноразово (при покупке  или создании производства), в то время как репатриация прибыли  происходит постоянно и рано или  поздно наступает момент уравнивания  ввезенного и вывезенного капитала. Вопрос о реинвестировании прибыли  достаточно деликатен, и его решение  зависит от большого количества факторов, в частности, от общего инвестиционного  климата в стране и условий  конвертируемости национальной валюты.  

Во-вторых, иностранный предпринимательский  капитал приходит, как правило, в  те отрасли национальной экономики, где возможна максимальная прибыль, что может вызвать непропорциональное с точки зрения национальных интересов  развитие отраслей. Кроме того, встает вопрос об экологически «грязных» иностранных  предприятиях, которые вывозятся  из развитых стран с более строгими экологическими нормами в менее  развитые, с низкими экологическими требованиями.

В-третьих, масштабы привлечения иностранного капитала органично связано с  динамикой государственного долга  страны. Конечно, большинство кредитов, предоставляемых Узбекистану, имеет  льготный характер, но, во-первых, это  еще не прямые инвестиции, а во-вторых, в условиях крупномасштабного внешнего инвестирования выплаты даже по льготным процентам могут составить довольно значительную величину и стать непосильным  бременем для отечественной экономики.

Помимо глубоких фундаментальных  причин на динамику иностранных инвестиций повлиял ряд факторов технического характера:

- ухудшение финансового положения  в корпоративном секторе. Как  показана в таблице №1, главным  источникам инвестиций в основной  капитал уже на протяжении 4 лет  является собственные средства  предприятий, которые составили  в 2005 г. 48,5%. Собственные средства - это, прежде всего прибыль,  а она на протяжении последних  лет, особенно у предприятий  промышленности, обнаруживает тенденцию  к снижению;

- провидимая в настоящее время  воспроизводственная политика  обусловлена  необходимостью для достижения  большей экономической независимости  развития ряда новых производств  и модернизации устаревших. Однако  средств для борьбы с увеличивающимся  износом основных производственных  фондов на действующих предприятиях  выделяется недостаточно. В Республике  наблюдается старение основных  фондов, скапливается большое количество оборудования, давно выработавшего нормативные сроки. Все это тормозит производство конкурентоспособной продукции.

Прямые иностранные инвестиции сыграли свою позитивную роль на отдельных  прорывных направлениях: нефтегазодобыча; автомобилестроение; авиастроение, пищевая  промышленность и другие. Однако значительное число зарегистрированных совместных предприятий еще не начали финансово-хозяйственную  деятельность, не полностью внесены  средства в их уставные фонды, слабо  развиваются производственные предприятия. Корме того, привлечение иностранных  инвестиций следует осуществлять таким  образом, чтобы не превратить Республику в место сбыта устаревших технологий и размещения экологически вредных  производств.

Для осуществление крупных проектов по производству новых видов промышленной продукции, предназначенных на экспорт, необходимо учитывать конъюнктуру  мировых рынков и возможные изменения  в мировом спросе.

Одной из основных проблем инвестиционного  процесса является недостаточное количество имеющихся аудиторских, консалтинговых, инжиниринговых фирм, инвестиционно-финансовых компаний, финансовых консультантов  и брокерских фирм.

Обозначенные проблемы требуют  решение задач, связанных с повышением эффективности использования инвестиционных ресурсов, среди которых: разработка программы ускоренной и постоянной модернизации промышленности, определение  необходимой системы льгот и  механизмов реализации; ускоренное развитие финансового и фондового рынка  и вовлечение в их оборот крупного капитала; разработка механизма межотраслевого перетока капитала; совершенствование  амортизационной политики с пересмотром норм амортизационных отчислений и ежегодной индексацией восстановительной стоимости основных производственных фондов; расширение системы корпоративного управление; внедрение ипотечной формы кредитования инвестиционных проектов; реализация механизма защиты прав вкладчиков и владельцев ценных бумаг для трансформации сбережений граждан в инвестиционные ресурсы; обеспечение прозрачности финансовой деятельности объектов инвестирования.

Анализируя практики привлечения  иностранных инвестиций, мы пришли к выводу о том, что основной формой привлечения иностранных инвестиций в экономику Узбекистана является совместные предприятия.   

Мы произвели финансово –  экономический анализ инвестиционного  проекта МП «NESTLE» по производству молочных изделий с тем, чтобы  показать практику привлечение иностранных  инвестиций и их экономическую эффективность. Эта работа представлена в параграфе 2.3. настоящей главы.

 

§ 2.2. Финансово-экономический  анализ инвестиционного проекта  «NESTLE» по производству молочных изделий

 

Мировая экономическая практика давно  выработала методы оценки инвестиционных проектов, которое учитывают все  возможные условия их реализации и поэтому обладают свойством  универсальности. Их использование  позволяет   оценить эффективность  любого проекта с достаточной  точностью.

Теория вооружила практику системой показателей для определения  эффективности проектных решений, совокупность которых позволяет  охватить все случаи реально встречающихся  задач по экономической оценке проектов. При этом применение всех оценочных  показателей в каждом проекте  практически не требуется, поскольку все проекты очень сильно отличаются друг от друга, и для каждого проекта следует применять именно те показатели, которые учитывают их индивидуальные особенности и решают задачу по оценке их эффективности. Другими словами, надо знать, какой показатель применим в каждом конкретном случае, а также область использования каждого конкретного показателя.

При инвестировании обязательным правилом является обеспечение эффективности, предполагающего достижение наибольшего  результата при минимуме затрат и  как можно в короткие сроки. При  решении этих задач должны быть приняты  во внимание, прежде всего место  и уровень реализации инвестиционного  проекта, источники финансирования и отбор на основе анализа и  оценки наиболее эффективного варианта. Модель взаимосвязи инвестиционной стратегии с оценкой эффективности  инвестиционных проектов можно предоставить в виде следующей схемы:

                   

Рис. №3. Модель взаимосвязи инвестиционной стратегии с оценкой

эффективности инвестиционного проекта

 

Эффективность служит главным ориентиром экономических, технических, экологических  и других решений, закладываемых  в тот или иной инвестиционный проект. На базе оценки эффективности инвестиционных проектов банки оказывают необходимую финансовую поддержку или, напротив, воздерживаются от финансирования при неудачном проекте. Сама система оценки при этом должна строиться на таких принципах, как:

  • возврат инвестируемого капитала на основе показателя денежного потока, формируемого за счет сумм чистой прибыли и амортизационных отчислений в процессе реализации инвестиционного проекта;
  • обязательное приведение к платежной стоимости, как инвестируемого капитала, так и сумм денежного потока;
  • выбор дифференцируемой ставки процента (дисконтной ставки) в процессе дисконтирования денежного потока для различных инвестиционных проектов;
  • вариация форм используемой ставки процента для дисконтирования в зависимости от целей оценки.

Наряду с этим важное значение имеет  правильный подбор показателей эффективности  инвестиционных проектов, в качестве которых могут быть использованы чистый приведенный доход, индекс доходности, внутренняя норма доходности и срок окупаемости инвестиций. Однако в  большинстве случаев предпочтение отдается и таким показателям, как  максимум проектной прибыли, минимум  приведенных затрат, учетная норма  рентабельности, ожидаемый экономический  эффект, срок окупаемости капитальных  вложений и др.

Правильный подбор показателей  и методов оценки эффективности  инвестиционных проектов, несомненно, повышают обоснованность инвестиционных намерений, но не раскрывают всю природу  инвестиционной стратегии, особенно, её целевые функции, связанные с  модернизацией экономики и обеспечением её поступательного развития. Кроме показателей и методов оценки эффективности инвестиционных решений, здесь нужны еще организационные меры и, прежде всего изменение психологии инвестирования.

Информация о работе Развитие иностранных инвестиций в РУз