Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 13:19, курс лекций
Тема 1.1. Основы инновационного менеджмента
Тема 1. 2. Инновационный процесс
Тема 2.1. Стратегическое управление инновациями
Тема 2.2. Организационные формы инновационной деятельности
Тема 2.3. Инвестиции в инновационном процессе
Тема 2.4. Управление персоналом в инновационной организации
Тема 3.2. Правовое и информационное обеспечение инновационной деятельности
Инновационный менеджмент – совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом.
Можно выделить следующие
наиболее характерные черты
Основная задача инновационного менеджмента - управление инновационными процессами на любом уровне посредством их качественного и количественного изменения в результате применения адекватных методов организации и управления, обеспечивающих единство науки, техники, производства и потребления, т.е. удовлетворение общественных потребностей в инновационном продукте.
Кроме этого одной из важнейших задач инновационного менеджмента является формирование среды, которая бы воспроизводила и осуществляла целенаправленный поиск, подготовку и реализацию нововведений, обеспечивающих конкурентоспособность организации.
С целью сохранения конкурентоспособности
и стабильного получения
Последнее приобрело особое значение на современном этапе НТП, берущем начало во второй половине 70-х годов, и обусловлено:
Приоритет в области решения вышеозначенных проблем принадлежит инновационному менеджменту.
Под инновационной деятельностью в процессах разработки, освоения и реализации научно-технических нововведений понимаются виды деятельности, непосредственно связанные с получением, воспроизводством новых научных, научно-технических знаний и их реализацией в материальной сфере экономики. В большей мере инновационная деятельность связывается с доведением научных, технических идей, разработок до конкретной продукции и технологии, пользующейся спросом на рынке.
Инновационная среда - сочетание внутренней и внешней сред участника инновационного процесса. Инновационная среда разделяется на внешнюю и внутреннюю. Внешняя инновационная среда - дальнее (макросреда) и ближнее (микросреда) окружение, составляющее внешнюю среду любого участника инновационного процесса, оказывающее либо косвенное (макросреда) либо прямое (микросреда) влияние на условия инновационной деятельности и ее результат.
Основные элементы инновационной среды:
Особое внимание уделяется внутренней инновационной среде организации, в формировании которой все возрастающую роль, наряду с общепризнанным инструментом обеспечения конкурентоспособности, приобретает умение организовывать весь процесс получения знаний и трансформации этих знаний в продукт, имеющий спрос на рынке.
Основные подходы к инновационной деятельности:
1. Системный подход
– философия управления, метод
выживания в условиях
2. Воспроизводственно-
3. Сущность функционального
подхода к менеджменту
4. Маркетинговый подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы системы менеджмента при решении любых задач на потребителя.
5. Сущность нормативного
подхода заключается в
Основные приемы в инновационном менеджменте:
1. Маркетинговый прием
управления. Маркетинг инноваций
– процесс, включающий в себя
планирование производства
2. Бенчмаркинг (англ. bench–
место, marking - отметить) представляет
собой способ изучения
3. Инжиниринг инноваций. Инжиниринг – означает инженерно-консультационные услуги по созданию новых объектов или крупных проектов. Инжиниринг инноваций – это комплекс работ и услуг по созданию инновационного проекта, включающий в себя создание, реализацию, продвижение и диффузию определенной инновации.
4. Реинжиниринг инноваций.
Реинжиниринг как прием
5. Брэнд-стратегия инновации в широком понимании означает комплексную проработку имиджа хозяйствующего субъекта на основе продвижения его брэндов на рынке. В более упрощенном виде брэнд-стратегия фигурирует в отечественной экономической литературе как брэндинг, под которым авторы понимают только рыночный инструмент продвижения товаров.
В соответствии с международными
стандартами инновация
Классификация инноваций:
С точки зрения влияния на достижение экономических целей организации, материально-технические инновации и в зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные.
Социальные инновации включают: экономические (новые методы оценки труда, стимулирование, мотивация и пр.), организационно-управленческие (формы организации труда, методы выработки решений и контроль за исполнением и пр.), правовые и педагогические инновации, инновации человеческой деятельности (изменение внутриколлективных отношений, разрешение конфликтов и пр.).
2. По инновационному
потенциалу выделяют
Функции инноваций выражает
внешнее проявление ее свойств в
данной системе отношений. Выделяют
следующие три функции
1. Воспроизводственная,
содержанием которой является
получение прибыли от
2. Инвестиционную, содержанием
которой является
3. Стимулирующая, содержанием
которой является побуждение
предпринимателя к изучению
Инновационный процесс - это последовательная цепь событий, в ходе которых новшество реализуется от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется в хозяйственной практике. Причем инновационный процесс не заканчивается так называемым внедрением, т.е. первым появлением на рынке нового продукта, услуги или доведением до проектной мощности новой технологии. Процесс не прерывается, т.к. по мере распространения в экономике нововведение совершенствуется, делается более эффективным, приобретает новые потребительские свойства, что открывает для него новые области применения, новые рынки, а значит и новых потребителей.
Для инновации в равной мере важны все три свойства: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость. Отсутствие любого из них отрицательно сказывается на инновационном процессе.
Коммерческий аспект определяет инновацию как экономическую необходимость, осознанную через потребности рынка. Следует обратить внимание на два момента: «материализацию» инновации, изобретений и разработок в новые технически совершенные виды промышленной продукции, средства и предметы труда, технологии и организации производства и «коммерциализацию», превращающую их в источник дохода.
По мере превращения инновационного процесса в товарный выделяются две его органические фазы: а) создание и распространение; б) диффузия нововведения. Первое, в основном, включает последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских работ, организацию опытного производства и сбыта, организацию коммерческого производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации.
На второй фазе общественно-полезный эффект перераспределяется между производителями инновации, а также между производителями и потребителями.
В общем виде ИП можно представить в развернутом виде так:
ФИ - ПИ - Р - Пр - С - ОС - ПП - Мар – Сб – Э – Мод - У,
где
ФИ – фундаментальное (теоретическое) исследование; ПИ – прикладные исследования; Р – разработка; Пр – проектирование; С – строительство; ОС – освоение; ПП – промышленное производство; Мар – маркетинг; Сб – сбыт, Э – эксплуатация, Мод – модернизация, У – утилизация.
Анализ этой формулы требует абстрагирования от факторов обратной связи между различными ее элементами, учета длительности цикла ФИ - ОС, который может продолжаться свыше 10 лет; относительно самостоятельна и каждая из фаз (ФИ - ПИ; Пр - С) и т. д.
Начальной стадией инновационного процесса является ФИ (теоретическое исследование), что связано с понятием научная деятельность. Разумеется, каждый отдельный элемент цикла (ФИ, ПИ, Р, Пр, С, ОС и П) насыщен научной деятельностью, связанной с ФИ.
Характерно, что количество новых сведений и информации убывает от ФИ к ПП. Исследовательская деятельность все больше заменяется навыками, опытом и стандартными приемами.
Иную целенаправленность имеют прикладные исследования (ПИ). Это – «овеществление знаний», их преломление в процессе производства, передача нового продукта, технологической схемы и т. д.