Лекции по "Инновациям"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 13:19, курс лекций

Описание работы

Тема 1.1. Основы инновационного менеджмента
Тема 1. 2. Инновационный процесс
Тема 2.1. Стратегическое управление инновациями
Тема 2.2. Организационные формы инновационной деятельности
Тема 2.3. Инвестиции в инновационном процессе
Тема 2.4. Управление персоналом в инновационной организации
Тема 3.2. Правовое и информационное обеспечение инновационной деятельности

Файлы: 1 файл

Инновационный процесс как объект менеджмента.doc

— 342.50 Кб (Скачать файл)

Так, В. А. Ядов выделяет несколько  групп ученых, исходя из деления  по типам мотивации.

Одну образуют подлинные  энтузиасты, ученые классического типа, для которых сам процесс познания представляет самоценность и способ реализации.

Вторая, наиболее распространенная «фракция» — это вполне профессиональные и компетентные работники, которые  трезво смотрят на жизнь и организацию  науки, ее функции в обществе. Они  достаточно реалистичны и стремятся  сочетать научное творчество с заслуженными материальными благами, которые должны стимулировать эффективную работу ученых. Эта преимущественно инструментальная мотивация вполне соответствует отношению к труду как к средству достижения других жизненных целей, а не как к самоценной деятельности.

Третья «фракция» научного сообщества образуется из честолюбивых, инициативных и достаточно прагматичных ученых, которые обеспокоены достижением  высокого положения в официальной  структуре. Все это само по себе не предосудительно, но известно немало примеров извращенной или превращенной мотивации этого типа со стремлением к монопольному положению в науке, использованию «вненаучных» методов достижения личных целей.

  • Выбор оптимального режима работы в научных организациях

Как указывалось выше, состав работников научных организаций не однороден. Так, наряду с научными работниками в этих организациях работают инженеры, а также техники и лаборанты. Кроме того, и сам труд ученых не однороден по содержанию. Он может включать оригинальные и типовые работы, а также работы организационного характера, связанные с согласованием и контролем за деятельностью специалистов.

Разумеется, и расписание работы не может быть универсальным  для всех категорий работников научного подразделения и даже для специалистов одной категории.

При внедрении новых  типов рабочих графиков следует  обращать внимание не только на характер работы специалистов, но также на экономические  выгоды (расходы на отопление, освещение, аренду помещений, питание работников, оплату автостоянок и т. д.) и технические возможности (наличие телефонов, факсов, персональных компьютеров и т. д.).

Кроме того, новые типы рабочих графиков можно рассматривать  и как своеобразные неденежные методы стимулирования результативности. Так, например, по данным немецких исследователей, около 20% работников рассматривают гибкий рабочий график как главный фактор положительной мотивации.

Обычно люди работают 5 дней в неделю — 40 часов, с 9 часов  утра до 6 часов вечера, имеют стандартное  обеденное время. Наряду с очевидными достоинствами такой режим имеет и недостатки: создаются пробки на дорогах, очереди у лифтов. Кроме того, люди часто испытывают стрессы, потому что опаздывают на работу, у них возникают конфликты с начальником.

В качестве новых типов  рабочего графика обычно называют: гибкий график, сжатую рабочую неделю (суммированный рабочий день), частичную занятость.

  • Тема 2.5. Экспертиза и оценка эффективности инноваций 

Главная задача экспертизы – предоставление сведений о перспективности  новых технологических и организационных решений, оформленных в виде проекта, экономической целесообразности и рискованности инвестиций на основе интегральной оценки самого инновационного решения и внешних условий, в которых оно будет осуществлено. Проведение экспертизы представляет собой исключительно трудную задачу, и ее качество во многом определяется квалификацией экспертов и размерами средств, выделяемых на ее проведение. Вне зависимости от вида, экспертиза выполняет две основные функции:

  • прогнозирование экспертами и специалистами в конкретных узких областях знаний различных показателей технического уровня проекта, времени на его осуществление, затрат, предполагаемых доходов, объема рынка, величины спроса и т.д.
  • обобщение полученных оценок экспертов с помощью специальных как теоретических, так и неформальных методов, на основании которых принимается окончательное решение о целесообразности осуществления инновации.

Как следствие этого, процесс обработки и анализа  инвестиционных предложений осуществляется по многоступенчатой схеме:

  • предварительная экспертиза инвестиционной заявки, предписывающей представлению бизнес-плана инвестиционного проекта
  • независимая экспертиза, включающая всесторонний и детальный анализ бизнес-плана инвестиционного проекта
  • принятие решения о финансировании проекта.

Выделим следующие группы экспертиз: техническая экспертиза; патентная экспертиза; экспертиза безопасности технологии; коммерческий анализ технологии. Признаками перспективности технологии могут быть: использование новых  подходов к решению технических проблем, отсутствие аналогов; значительное превышение теоретического предела над достигнутыми техническими показателями; использование технологией самых современных научных достижений.

Идеальный проект на сегодняшний  день представляется следующим образом:

  1. Технология охватывает большой рынок (годовой объем продаж $100 млн. и более);
  2. Проект обладает высокой степенью готовности (существуют действующие образцы, подготовлена техническая документация, проведены необходимые экспертизы);
  3. Затраты на внедрение технологии предельно малы;
  4. Техническая суть технологии не публиковалась в печати;
  5. Спектр возможных применений технологии чрезвычайно широк;
  6. Предлагаемые технические решения либо существенно улучшают потребительские свойства продукции, либо значительно сокращают издержки производства.

Критерии отбора проектов подразделяются (условно) на следующие  группы: целевые критерии; внешние  и экологические критерии; критерии реципиента, осуществляющего проект; критерии научно-технической перспективности; коммерческие критерии; производственные критерии; рыночные критерии; критерии региональных особенностей реализации проекта.  

  • Методы экспертизы

Существуют три основных метода экспертизы инновационных проектов, финансируемых из бюджета:

1. Описательный метод широко распространен во многих странах. Его суть состоит в том, что рассматривается потенциальное воздействие результатов осуществляемых проектов на ситуацию на определенном рынке товаров и услуг. Получаемые результаты обобщаются, составляются прогнозы и учитываются побочные процессы. 2. Метод сравнения положений «до» и «после» позволяет принимать во внимание не только количественные, но и качественные показатели различных проектов. Однако этому методу присуща высокая вероятность субъективной интерпретации информации и прогнозов.

3. Сопоставительная экспертиза  состоит в сравнении положения  предприятий и организаций, получающих  государственное финансирование  и не получающих его. В этом  методе обращается внимание на  сравнимость потенциальных результатов  осуществляемого проекта, что составляет одно из требований проверки экономической обоснованности конкретных решений по финансированию краткосрочных и быстроокупаемых проектов.

Рекомендовано руководствоваться  следующими принципами проведения экспертиз:

  1. наличие независимой группы исследователей, выступающих арбитрами в спорных ситуациях по результатам экспертизы, по подбору специалистов, ее проводящих, и методам контроля;
  2. при расчете добавленной стоимости деятельность в области исследований и нововведений рассматривается как производственная;
  3. проведение предварительного прогнозирования и планирования расходов на среднесрочную перспективу, чтобы иметь возможность определить предполагаемую эффективность и время для контроля;
  4. методы контроля должны быть увязаны с перспективами развития системы руководства научно-технической политикой на государственном уровне.

  • Сущность проблемы оценки эффективности инноваций

Инновационный проект, эффективный  для одного предприятия, может оказаться  не очень эффективным для другого  в силу объективных и субъективных причин, таких как, территориальная расположенность организации, уровень компетентности персонала по основным направлениям инновационного проекта, состояние основных фондов и т.д.

Эффективность деятельности организации выражается через экономические и финансовые показатели. К системе показателей предъявляются следующие требования:

  1. показатели должны охватывать процессы на всех стадиях жизненного цикла товара
  2. показатели должны формироваться на перспективу, минимум на 3-5 лет, на основе ретроспективного анализа деятельности организации
  3. показатели должны опираться на данные по конкурентоспособности конкретных товаров на конкретных рынках за конкретный период
  4. важнейшие показатели должны быть выражены абсолютными, относительными и удельными величинами
  5. показатели должны быть состыкованы со всеми разделами плана организации
  6. показатели должны отражать все аспекты финансовой деятельности организации
  7. проектирование окончательных показателей должно осуществляться на основе многовариантных расчетов, с определением степени риска и устойчивости финансовой деятельности, с использованием достаточного и качественного объема информации, характеризующей технические, организационные, экологические, экономические и социальные аспекты деятельности организации.

Одним из основных показателей  эффективности и стабильности функционирования организации является ее устойчивость.

Внедрение новшеств может  дать четыре вида эффекта: экономический, научно-технический, социальный и экологический.

За счет получения  экономического эффекта в форме прибыли инновационная организация осуществляет комплексное развитие и повышение благосостояния сотрудников.

Остальные виды эффекта  несут в себе потенциальный экономический  эффект. Т.е., экономический эффект разработки, внедрения у себя (превращения в инновацию) или продажи новшеств может быть потенциальным или фактическим (реальным, коммерческим), а научно-технический, социальный и экологический эффекты могут иметь форму только потенциального экономического эффекта. По сути, если принимать в расчет только конечные результаты внедрения или продажи новшеств, то любой вид инновационной деятельности можно оценить в стоимостном выражении. Критериями конечной оценки здесь являются: время получения фактического экономического эффекта и степень неопределенности его получения (или уровень риска вложения инвестиций в инновации).

Таб. Виды эффекта от реализации инноваций

Вид эффекта

Факторы, показатели

Экономический

Показатели учитывают  в стоимостном выражении все  виды результатов и затрат, обусловленных реализацией инноваций

Научно-технический

Новизна, простота, полезность, эстетичность, компактность

Финансовый

Расчет показателей  базируется на финансовых показателях

Ресурсный

Показатели отражают влияние инновации на объем производства и потребления того или иного вида ресурса

Социальный

Показатели учитывают  социальные результаты реализации инноваций

Экологический

Шум, освещенность, вибрации. Показатели учитывают влияние инноваций  на окружающую среду


  • Экономическая эффективность инноваций

Коммерциализация - процесс  введения инновационного объекта в  хозяйственный оборот с прибылью, с учетом покрытия затрат на предшествующий научный результат.

Оценки коммерциализуемости:

1. Положительная - разработчик  претендует на часть прибыли  от проекта, которая покрывает его предшествующие затраты;

2. Отрицательная - разработчик  не может претендовать на часть  прибыли, получаемой от реализации  инновационного продукта;

3. Компромиссная - разработчик  претендует на часть прибыли,  но она не покрывает его  затраты на предшествующие результаты.

Этапы коммерциализации технологии:

  1. Актуализировать объект коммерциализации.
  2. Проверить факт наличия прав на объекты интеллектуальной собственности.
  3. Установить срок охраны и территорию действия прав на ОИС.
  4. Провести анализ документов подтверждающих права владельцев.
  5. Оценить стоимость инновационного объекта.

Цену обычного товара определяют три фактора: сам товар, конкуренты и производитель товара. Основные подходы к формированию цены:

Подход 1 – расчет цены, исходя из позиций монопольного ценообразования. Владелец научно-технического знания, имеющего правовую охрану, выступая монополистом на рынке, может продать свой товар по той цене, которую он сочтет приемлемой. Однако в реальной ситуации на цену будут воздействовать различные рыночные факторы, которые определят рыночную, а не монопольную цену.

Информация о работе Лекции по "Инновациям"