Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 13:19, курс лекций
Тема 1.1. Основы инновационного менеджмента
Тема 1. 2. Инновационный процесс
Тема 2.1. Стратегическое управление инновациями
Тема 2.2. Организационные формы инновационной деятельности
Тема 2.3. Инвестиции в инновационном процессе
Тема 2.4. Управление персоналом в инновационной организации
Тема 3.2. Правовое и информационное обеспечение инновационной деятельности
Так, В. А. Ядов выделяет несколько групп ученых, исходя из деления по типам мотивации.
Одну образуют подлинные
энтузиасты, ученые классического типа,
для которых сам процесс
Вторая, наиболее распространенная «фракция» — это вполне профессиональные и компетентные работники, которые трезво смотрят на жизнь и организацию науки, ее функции в обществе. Они достаточно реалистичны и стремятся сочетать научное творчество с заслуженными материальными благами, которые должны стимулировать эффективную работу ученых. Эта преимущественно инструментальная мотивация вполне соответствует отношению к труду как к средству достижения других жизненных целей, а не как к самоценной деятельности.
Третья «фракция» научного
сообщества образуется из честолюбивых,
инициативных и достаточно прагматичных
ученых, которые обеспокоены
Как указывалось выше, состав работников научных организаций не однороден. Так, наряду с научными работниками в этих организациях работают инженеры, а также техники и лаборанты. Кроме того, и сам труд ученых не однороден по содержанию. Он может включать оригинальные и типовые работы, а также работы организационного характера, связанные с согласованием и контролем за деятельностью специалистов.
Разумеется, и расписание работы не может быть универсальным для всех категорий работников научного подразделения и даже для специалистов одной категории.
При внедрении новых типов рабочих графиков следует обращать внимание не только на характер работы специалистов, но также на экономические выгоды (расходы на отопление, освещение, аренду помещений, питание работников, оплату автостоянок и т. д.) и технические возможности (наличие телефонов, факсов, персональных компьютеров и т. д.).
Кроме того, новые типы рабочих графиков можно рассматривать и как своеобразные неденежные методы стимулирования результативности. Так, например, по данным немецких исследователей, около 20% работников рассматривают гибкий рабочий график как главный фактор положительной мотивации.
Обычно люди работают 5 дней в неделю — 40 часов, с 9 часов утра до 6 часов вечера, имеют стандартное обеденное время. Наряду с очевидными достоинствами такой режим имеет и недостатки: создаются пробки на дорогах, очереди у лифтов. Кроме того, люди часто испытывают стрессы, потому что опаздывают на работу, у них возникают конфликты с начальником.
В качестве новых типов рабочего графика обычно называют: гибкий график, сжатую рабочую неделю (суммированный рабочий день), частичную занятость.
Главная задача экспертизы – предоставление сведений о перспективности новых технологических и организационных решений, оформленных в виде проекта, экономической целесообразности и рискованности инвестиций на основе интегральной оценки самого инновационного решения и внешних условий, в которых оно будет осуществлено. Проведение экспертизы представляет собой исключительно трудную задачу, и ее качество во многом определяется квалификацией экспертов и размерами средств, выделяемых на ее проведение. Вне зависимости от вида, экспертиза выполняет две основные функции:
Как следствие этого, процесс обработки и анализа инвестиционных предложений осуществляется по многоступенчатой схеме:
Выделим следующие группы экспертиз: техническая экспертиза; патентная экспертиза; экспертиза безопасности технологии; коммерческий анализ технологии. Признаками перспективности технологии могут быть: использование новых подходов к решению технических проблем, отсутствие аналогов; значительное превышение теоретического предела над достигнутыми техническими показателями; использование технологией самых современных научных достижений.
Идеальный проект на сегодняшний день представляется следующим образом:
Критерии отбора проектов
подразделяются (условно) на следующие
группы: целевые критерии; внешние
и экологические критерии; критерии
реципиента, осуществляющего проект;
критерии научно-технической
Существуют три основных метода экспертизы инновационных проектов, финансируемых из бюджета:
1. Описательный метод широко распространен во многих странах. Его суть состоит в том, что рассматривается потенциальное воздействие результатов осуществляемых проектов на ситуацию на определенном рынке товаров и услуг. Получаемые результаты обобщаются, составляются прогнозы и учитываются побочные процессы. 2. Метод сравнения положений «до» и «после» позволяет принимать во внимание не только количественные, но и качественные показатели различных проектов. Однако этому методу присуща высокая вероятность субъективной интерпретации информации и прогнозов.
3. Сопоставительная экспертиза
состоит в сравнении положения
предприятий и организаций,
Рекомендовано руководствоваться следующими принципами проведения экспертиз:
Инновационный проект, эффективный для одного предприятия, может оказаться не очень эффективным для другого в силу объективных и субъективных причин, таких как, территориальная расположенность организации, уровень компетентности персонала по основным направлениям инновационного проекта, состояние основных фондов и т.д.
Эффективность деятельности организации выражается через экономические и финансовые показатели. К системе показателей предъявляются следующие требования:
Одним из основных показателей эффективности и стабильности функционирования организации является ее устойчивость.
Внедрение новшеств может дать четыре вида эффекта: экономический, научно-технический, социальный и экологический.
За счет получения экономического эффекта в форме прибыли инновационная организация осуществляет комплексное развитие и повышение благосостояния сотрудников.
Остальные виды эффекта несут в себе потенциальный экономический эффект. Т.е., экономический эффект разработки, внедрения у себя (превращения в инновацию) или продажи новшеств может быть потенциальным или фактическим (реальным, коммерческим), а научно-технический, социальный и экологический эффекты могут иметь форму только потенциального экономического эффекта. По сути, если принимать в расчет только конечные результаты внедрения или продажи новшеств, то любой вид инновационной деятельности можно оценить в стоимостном выражении. Критериями конечной оценки здесь являются: время получения фактического экономического эффекта и степень неопределенности его получения (или уровень риска вложения инвестиций в инновации).
Таб. Виды эффекта от реализации инноваций
Вид эффекта |
Факторы, показатели |
Экономический |
Показатели учитывают в стоимостном выражении все виды результатов и затрат, обусловленных реализацией инноваций |
Научно-технический |
Новизна, простота, полезность, эстетичность, компактность |
Финансовый |
Расчет показателей базируется на финансовых показателях |
Ресурсный |
Показатели отражают влияние инновации на объем производства и потребления того или иного вида ресурса |
Социальный |
Показатели учитывают социальные результаты реализации инноваций |
Экологический |
Шум, освещенность, вибрации. Показатели учитывают влияние инноваций на окружающую среду |
Коммерциализация - процесс введения инновационного объекта в хозяйственный оборот с прибылью, с учетом покрытия затрат на предшествующий научный результат.
Оценки коммерциализуемости:
1. Положительная - разработчик претендует на часть прибыли от проекта, которая покрывает его предшествующие затраты;
2. Отрицательная - разработчик
не может претендовать на
3. Компромиссная - разработчик претендует на часть прибыли, но она не покрывает его затраты на предшествующие результаты.
Этапы коммерциализации технологии:
Цену обычного товара определяют три фактора: сам товар, конкуренты и производитель товара. Основные подходы к формированию цены:
Подход 1 – расчет цены, исходя из позиций монопольного ценообразования. Владелец научно-технического знания, имеющего правовую охрану, выступая монополистом на рынке, может продать свой товар по той цене, которую он сочтет приемлемой. Однако в реальной ситуации на цену будут воздействовать различные рыночные факторы, которые определят рыночную, а не монопольную цену.