Лекции по "Инновациям"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 13:19, курс лекций

Описание работы

Тема 1.1. Основы инновационного менеджмента
Тема 1. 2. Инновационный процесс
Тема 2.1. Стратегическое управление инновациями
Тема 2.2. Организационные формы инновационной деятельности
Тема 2.3. Инвестиции в инновационном процессе
Тема 2.4. Управление персоналом в инновационной организации
Тема 3.2. Правовое и информационное обеспечение инновационной деятельности

Файлы: 1 файл

Инновационный процесс как объект менеджмента.doc

— 342.50 Кб (Скачать файл)

Подход 2 – цена определяется исключительно величиной затрат на проведенные научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы, а также получение патентных  прав.

Подход 3 – смешанный подход, когда используются обе стратегии при оценки снизу выбирается стратегия затратного, вместе с тем используется методика, где при оценки стоимости технологии учитывается реальная прибыль при введении ОИС в хозяйственный оборот.

Факторы, влияющие на ценообразование технологии:  стадия разработки научно-технического новшества; его правовая охрана; его техническая и коммерческая ценность; объем передаваемых прав; условия платежа; наличие ноу-хау; наличие патентной защиты и объем патентных прав; спрос на рынке на данную технологию и его продолжительность спроса; наличие на рынке аналогичных решений; возможность оказания технической помощи; необходимость поставки сырья, материалов, специального оборудования, комплектующих и т.п.

Основные методы определения цены технологии:

1. Правило 25 процентов.  В последние годы довольно  широко утвердилось мнение, что  25 % прибыли - справедливая плата  за технологию. Имеется в виду  вся прибыль от продажи товаров,  использующих продаваемую технологию. В расчет обязательно включается возможная экономия затрат на производство, продажу, сервис и пр., но исключаются дополнительные возможности на смежных и производных рынках.

2. Рыночный подход. Основная  идея рыночного подхода - покупатель  должен платить столько, сколько позволяет рынок. На практике это означает отчисления (роялти) от общей продажной цены товаров, использующих лицензированную технологию, по заранее согласованным ставкам. Главный фактор, влияющий на величину лицензионного платежа - традиции конкретной отрасли, а также доступная информация о фактически заключенных сделках (опять-таки, в данной отрасли промышленности).

3. Затратный подход. Цена  товара не может быть ниже  расходов на его производство. Этот принцип отражает основную  идею затратного подхода. По существу, продавец рассматривается как исполнитель заказа покупателя на выполнение определенных научно-исследовательских работ, а стоимость этих работ и считается ценой технологии. Такой подход, естественно, нельзя назвать справедливым, поскольку игнорируется умение и талант изобретателя.

4. Общеделовой подход. Относительно недавно был предложен  новый подход к определению  цены технологии, опирающийся на  опыт и знания деловых людей  при планировании затрат всей  «поточной линии» бизнеса. Идея  состоит в том, чтобы вычленить расходы на поддерживающие (т.е. обеспечивающие постоянную конкурентоспособность продукции) исследовательские и конструкторские разработки. Например, если издержки производства составляют 30 % от общего объема продаж, стоимость маркетинга - 20 %, управленческие затраты - 13 %, дистрибуция - 7 % и прибыль - 15 %, то оставшиеся 15 % и есть стоимость научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, т.е. цена технологии. Этому анализу подвергается деятельность продавца, чей товар производится по рассматриваемой технологии и уже присутствует на рынке. Описываемый метод можно было бы назвать обобщенным затратным подходом, так как помимо стоимости самой технологии (точнее, стоимости ее разработки) учитываются также затраты на безрезультатные исследования. Еще одно преимущество общеделового подхода над затратным - возможность оценки технологий, не обладающих стопроцентной готовностью. Например, если технология готова только на треть, то в приведенных выше расчетах 15 % превращаются в 5. Как уже упоминалось, затратный подход в любой его форме не очень приемлем. Однако, применение общеделового подхода к деятельности покупателя может дать одну из оценок максимальной цены, которую покупатель не сочтет чрезмерной.

  • Показатели оценки экономической эффективности инновационной деятельности

В настоящее время  в соответствиями с рекомендациями ЮНИДО (Организация Объединенных Наций  по промышленному развитию) в зарубежной практике применяются следующие  показатели оценки эффективности инновационной деятельности: чистый дисконтированный доход, внутренняя норма прибыли или коэффициент дисконтирования, простая норма прибыли, простая норма прибыли на акционерный капитал, коэффициент финансовой автономности проекта, коэффициент текущей ликвидности, срок окупаемости инвестиций в инновационный проект.

В данном пособии для  оценки общей экономической эффективности  инноваций мы рассмотрим систему  следующих показателей:

1)интегральный эффект;

2)индекс рентабельности;

3)норма рентабельности;

4)период окупаемости;

1. Интегральный эффект  представляет собой величину разностей результатов и инновационных затрат за расчетный период, приведенных к одному, обычно начальному, году, т.е. с учетом дисконтирования результатов и затрат:

,    

где

— расчетный год;

 — результат в t-й год;

 — инновационные затраты в t-й год;

 — коэффициент дисконтирования (дисконтный множитель).

Интегральный эффект называют также чистый дисконтированный доход, чистая приведенная или чистая современная стоимость, чистый приведенный  эффект.

2. Индекс рентабельности  инноваций .

Рассмотренный выше метод  дисконтирования - метод соизмерения  разновременных затрат и доходов, помогает выбрать направления вложения средств  в инновации, когда этих средств  особенно мало. Данный метод полезен  для организаций, находящихся на подчиненном положении и получающих от вышестоящего руководства уже жестко сверстанный бюджет, в котором суммарная величина возможных инвестиций в инновации определена однозначно. В таких ситуациях рекомендуется проводить ранжирование всех имеющихся вариантов инноваций в порядке убывающей рентабельности.

В качестве показателя рентабельности можно использовать индекс рентабельности. Он имеет и другие названия: индекс доходности, индекс прибыльности.

Индекс рентабельности представляет собой отношение приведенных доходов к приведенным на эту же дату инновационным расходам. Расчет индекса рентабельности  ведется по формуле:

,    

где

 - доход в периоде j;

 — размер инвестиций в инновации в периоде t.

В числителе этого  выражения — величина доходов, приведенных  к моменту начала реализации инноваций, а в знаменателе — величина инвестиций в инновации, дисконтированных к моменту начала процесса инвестирования.

Другими словами, здесь  сравниваются две части потока платежей: доходная и инвестиционная. Индекс рентабельности тесно связан с интегральным эффектом. Если интегральный эффект положителен, то индекс рентабельности , и наоборот. При инновационный проект считается экономически эффективным. В противном случае ( ) — неэффективным.

В условиях жесткого дефицита средств предпочтение должно отдаваться тем инновационным решениям, для которых наиболее высок индекс рентабельности.

3. Норма рентабельности  представляет собой ту норму дисконта, при которой величина дисконтированных доходов за определенное число лет становится равной инновационным вложениям. В этом случае доходы и затраты инновационного проекта определяются путем приведения к расчетному моменту:

,        .  

Данный показатель иначе  характеризует уровень доходности конкретного инновационного решения, выражаемый дисконтной ставкой, по которой  будущая стоимость денежного  потока от инноваций приводится к  настоящей стоимости инвестиционных средств.

Показатель нормы рентабельности имеет другие названия: внутренняя норма доходности, внутренняя норма прибыли, норма возврата инвестиций.

За рубежом расчет нормы рентабельности часто применяют  в качестве первого шага количественного  анализа инвестиций. Для дальнейшего анализа отбирают те инновационные проекты, внутренняя норма доходности которых оценивается величиной не ниже 15 — 20%.

Норма рентабельности определяется аналитически как такое пороговое  значение рентабельности, которое обеспечивает равенство нулю интегрального эффекта, рассчитанного за экономический срок жизни инноваций.

Получаемую расчетную  величину Ер сравнивают с требуемой  инвестором нормой рентабельности. Вопрос о принятии инновационного решения  может рассматриваться, если значение Ер не меньше требуемой инвестором величины.

Если инновационный  проект полностью финансируется  за счет ссуды банка, то значение Ер указывает верхнюю границу допустимого  уровня банковской процентной ставки, превышение которого делает данный проект экономически неэффективным.

В случае, когда имеет  место финансирование из других источников, то нижняя граница значения Ер соответствует  цене авансируемого капитала, которая  может быть рассчитана как средняя  арифметическая взвешенная величина плат за пользование авансируемым капиталом.

4. Период окупаемости  является одним из наиболее распространенных показателей оценки эффективности инвестиций. В отличие от используемого в отечественной практике показателя «срок окупаемости капитальных вложений» он также базируется не на прибыли, а на денежном потоке с приведением инвестируемых средств в инновации и суммы денежного потока к настоящей стоимости.

Инвестирование в условиях рынка сопряжено со значительным риском, и этот риск тем больше, чем  длиннее срок окупаемости вложений. Слишком существенно за это время могут измениться и конъюнктура рынка, и цены. Этот подход неизменно актуален и для отраслей, в которых наиболее высоки темпы научно-технического прогресса и где появление новых технологий или изделий может быстро обесценить прежние инвестиции.

Наконец, ориентация на показатель «период окупаемости» часто выбирается в тех случаях, когда нет уверенности, что инновационное мероприятие  будет реализовано, и потому владелец средств не рискует доверить инвестиции на длительный срок.

Формула для расчета  периода окупаемости:

,     

где К — первоначальные инвестиции в инновации;

      Д — ежегодные денежные доходы.

Раздел 3. Обеспечение  инновационной деятельности

  • Тема 3.1. Государственное регулирование инновационной деятельности 

  • Основы государственного регулирования инновационной деятельности

Государственное регулирование  инновационной деятельности, реализуемое  посредством целенаправленного  воздействия органов государственного управления на экономические интересы институтов инновационной сферы, предполагает в качестве условия своей эффективности предвидение реакций этих институтов на действия государственных организаций.

Государственное регулирование  базируется на выборе приоритетов, генеральных стратегических направлениях и ориентиров эффективного научно-технического и социально-экономического развития.

Цель государственной  инновационной политики – развитие, рациональное размещение и эффективное  использование научно-технического потенциала, формирование его структуры, увеличение вклада науки и техники в развитие экономики страны, реализацию важнейших социальных задач, в обеспечение прогрессивных структурных преобразований в сфере материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности, укрепление обороноспособности страны и безопасности личности, общества и государства.

Задачи государственной инновационной  политики:

  • обеспечение скоординированной деятельности государственных органов, хозяйственных и научных организаций для реализации структурной перестройки экономики
  • обеспечение эффективного использования научно-технического потенциала для стабилизации развития экономики на главных направлениях, определяющих стратегию, темп и пропорции развития народного хозяйства и его структурной сбалансированности
  • сохранение научного потенциала и обеспечение «прорывных» исследований
  • углубление специализации и повышение надежности связей по кооперации общественного производства с наукоемкими технологиями
  • перемещение центра тяжести экономических реформ и стимулов в сферу инновационной деятельности, повышение инвестиционной и инновационной активности малого и среднего бизнеса.

Важнейшие принципы государственной  инновационной политики:

  • опора на отечественный научный потенциал
  • свобода научного творчества, последовательная демократизация научной сферы, открытость и гласность при формировании и реализации научной политики
  • стимулирование развития фундаментальных научных исследований
  • сохранение и развитие ведущих отечественных научных школ
  • создание условий для здоровой конкуренции и предпринимательства в сфере науки и техники, стимулирование и поддержка инновационной деятельности
  • создание условий для организации научных исследований и разработок в целях обеспечения необходимой обороноспособности и национальной безопасности страны
  • интеграция науки и образования, развитие целостной системы подготовки квалифицированных научных кадров всех уровней
  • защита прав интеллектуальной собственности исследователей, организаций и государства
  • обеспечение беспрепятственного доступа к открытой информации и права свободного обмена ею
  • развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций различных форм собственности, поддержка малого инновационного предпринимательства
  • формирование экономических условий для широко использования достижений науки, содействие распространению ключевых для российской экономики научно-технических достижений
  • повышение престижности научного труда, создание достойных условий жизни и работы ученых и специалистов
  • пропаганда современных достижений науки, их значимости для будущего России.

Информация о работе Лекции по "Инновациям"