Лекции по "Инновациям"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 13:19, курс лекций

Описание работы

Тема 1.1. Основы инновационного менеджмента
Тема 1. 2. Инновационный процесс
Тема 2.1. Стратегическое управление инновациями
Тема 2.2. Организационные формы инновационной деятельности
Тема 2.3. Инвестиции в инновационном процессе
Тема 2.4. Управление персоналом в инновационной организации
Тема 3.2. Правовое и информационное обеспечение инновационной деятельности

Файлы: 1 файл

Инновационный процесс как объект менеджмента.doc

— 342.50 Кб (Скачать файл)

Обязанности, вытекающие из патента:

1. Владелец патента  должен добросовестно пользоваться  исключительным правом, вытекающим  из патента.

2. Владелец патента обязан дать разрешение (лицензию) на использование изобретения владельцу позднее выданного патента, если изобретение последнего не может использоваться без нарушения прав первого владельца.

Нарушение прав владельца  патента: любое посягательство на права владельца патента считается нарушением прав владельца патента, что влечет за собой ответственность согласно действующему законодательству РФ.

Ко второй группе относятся объекты промышленной и интеллектуальной собственности, которые обеспечиваются правами в пределах сформулированных понятий или установленного перечня сведений (коммерческие сведения, промышленные секреты, «ноу-хау»). Первоначально «ноу-хау» понималось как информация, необходимая для осуществления изобретения и специально упущенная заявителем в патентном описании (смысл – «знать, как применить патент»), с течением времени термин «ноу-хау» утратил первоначальное значение и стал обозначать «знать, как сделать». Под «ноу-хау» обычно понимают:

  • технологические, конструкторские решения и секреты, не охраняемые патентами, или нововведения, которые могли бы быть защищены патентами, но незапатентованы по тем или иным причинам
  • конфиденциальные сведения различного характера.

Основные признаки «ноу-хау»:

  • неизвестность неопределенному кругу лиц и отсутствие свободного доступа к информации
  • наличие явных усилий владельца «ноу-хау» по его сохранению в секрете
  • коммерческая и промышленная ценность соответствующей информации.

Неправомерное использование  «ноу-хау» влечет за собой имущественную  ответственность, которая включает в себя компенсацию его владельцу прямого ущерба, упущенной выгоды и моральных издержек.

К третьей группе относятся  объекты, не определенные правами, регулирование  которых осуществляется в договорной форме или на уровне локальных  актов.

Основной правовой формой взаимоотношений научных организаций, заказчиков и иных потребителей научно-технической  продукции, включая министерства и  ведомства, является договор (на создание, передачу и внедрение научно-технической  продукции, оказание научно-технических, инженерно-консультационных и иных услуг), а также лицензионные и иные соглашения, включая соглашения о совместной научно-производственной деятельности и участия в прибылях.

  • Приобретение и передача прав на объекты ИС и ноу-хау 

Самое важное - законность приобретения исключительных прав, соблюдение предусмотренных законодательством форм заключения сделок и процедур официальной регистрации.

В отношении объектов авторского права и промышленной собственности законодательство устанавливает  примерно одинаковый порядок определения правообладателя: если объект создан работником в порядке выполнения своих служебных обязанностей, то правовладельцем является работодатель, в любом ином случае - право за автором.

Как работодатель в отношении  «служебного» объекта интеллектуальной собственности, так и автор, если объект интеллектуальной собственности не подпадает под понятие «служебного», вправе уступить еще на стадии создания объекта принадлежащее им по закону исключительное право другому лицу. Такая уступка осуществляется по договору, например, еще на стадии НИОКР, либо по специальному договору автора с лицом, желающим запатентовать изобретение.

Переуступка прав - отчуждение исключительных прав путем перерегистрации  в Патентном агентстве или  в РосАПО (Российское агентство по правовой охране программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем) соответствующих договоров. Переуступка прав происходит после того, как приобретены в законном порядке исключительные права и действительный правообладатель переуступает их, как правило, на возмездной основе, третьим лицам - правоприобретателям.

  • Передача права использования

Передача другим лицам  права использования объектов интеллектуальной собственности осуществляется на основе предоставления лицензии. Лицензия (в переводе «разрешение») - это разрешение, выдаваемое патентовладельцем  (лицензиаром) юридическим и физическим лицам (лицензиатам) на коммерческое использование изобретения, защищенного патентом, в течение определенного срока и за определенное вознаграждение. Право собственности на него остается за лицензиаром. Предоставление лицензии регулируется лицензионным соглашением между лицензиатом и лицензиаром.

Табл. Виды лицензий

Лицензии

По объему передаваемых лицензиату прав

По наличию правовой охраны научно-технических достижений

По степени производственного  освоения предмета

По категории предметов  лицензирования

Неисключительные

 

Исключительные

 

Полные

 

Сублицензии

Патентные

 

Беспатентные

Лицензии на достижения, освоенные в производстве

 

Исследовательские

Лицензии на научно-технические  знания

 

Лицензии на промышленные образцы

 

Лицензии на торговые знаки, различного рода услуги


 

Если есть лицензия на объекты промышленной собственности, то лицензионный договор подлежит обязательной регистрации в Патентном Агентстве (без нее он недействителен), регистрация авторских договоров на передачу прав на использование объектов авторского права не обязательна, это право, а не обязанность правообладателя.

Лицензионное соглашение предусматривает уплату лицензиатом  определенного вознаграждения лицензиару:

1. роялти – регулярные  платежи, размер которых устанавливается  в виде доли прибыли или  суммы продаж продукции, произведенной  по лицензии. Наиболее распространен  расчет роялти в процентах  от стоимости продаж лицензионной продукции:       ,    

где:  — роялти, % от стоимости чистых продаж;

         R — годовая сумма роялти;

         S — стоимость чистых продаж.

     На величину дополнительной прибыли лицензиата влияют: производственный риск;  коммерческий риск; конкуренция со стороны альтернативных технологий.

  1. Паушальный платеж – фиксированная сумма вознаграждения (выплачивается единовременно или по частям; применяется в ограниченном числе случаев, в том числе, при продаже лицензии вместе с оборудованием, при продаже лицензии неизвестной организации, при опасности утечки производственных секретов, а также тогда, когда лицензиат не хочет допустить контроля над своей деятельностью или существуют ограничения на перевод прибыли из страны, где расположен лицензиат).

Этот платеж устанавливается  в следующих случаях: при передаче лицензии вместе с поставками оборудования (эта сделка носит единовременный характер, что требует единовременного  определения ее стоимости); при продаже лицензии на базе секрета производства (как гарантия от убытков в случае его разглашения); когда в стране лицензиата имеются затруднения в отношении перевода прибылей и др.

  • Информационное обеспечение инновационной деятельности

Анализируя полный перечень информационных потребностей при реализации инновационного цикла можно выявить следующие виды информации, необходимой при реализации инновационного цикла:

Вид информации

Содержание

Стадия

Научно-техническая

информация о тенденциях развития данного вида техники;

описание техники возможного производства;

характеристика периода морального старения объектов техники;

сведения о новых научно-технических  достижениях и о НИОКР;

сведения по стандартизации, сертификации.

НИР и ОКР 
Инвестиционное проектирование

Патентная

информация о:

патентах;

техническом уровне и тенденциях развития объектов техники;

их патентоспособности и чистоты.

НИР и ОКР 
Проведение маркетинговых исследований (анализ маркетинговой стратегии конкурентов) 
Производство

Маркетинговая

Коньюнктурно-экономическая

информация о: структуре  рынка; сегменте предприятия на рынке; спросе; предложении;

конкурентам; потребителях; конкурирующих товарах; поставщиках; общеэкономических тенденциях; отраслевых тенденциях.

Маркетинговые исследования (исследование рынка и внешней среды)

Бизнес-информация

(о предприятиях-конкурентах  или возможных партнерах)

общая информация, финансовый рейтинг;

финансовая информация (активы и пассивы фирмы, оборот, стоимость продаж, доходы и расходы, налоги и т.д.);

кредитно-аналитические информация (информация о ликвидности, коэффициенты рентабельности);

платежно-аналитические информация (сроки исполнения платежей и т.д.)

Маркетинговые исследования 
Поиск партнеров

Учетно-статистическая

Информация сосредоточенная в органах Госкомстата, отраслевых и региональных ВЦ и т. д. 
Сведения о: переписи населения; паспортах территорий; экономике АПК; производстве продукции и т.д.

Маркетинговые исследования

Нормативно-правовая, юридическая

Сведения о законодательных  и нормативных актах и их практическом применении.

На всех

Инфраструктурная

Сведения об организациях действующих в сфере поддержки  инновационной технологической  деятельности, в т.ч. об источниках инвестиций.

На всех


 


  • Информация о работе Лекции по "Инновациям"