Лекции по "Инновациям"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 13:19, курс лекций

Описание работы

Тема 1.1. Основы инновационного менеджмента
Тема 1. 2. Инновационный процесс
Тема 2.1. Стратегическое управление инновациями
Тема 2.2. Организационные формы инновационной деятельности
Тема 2.3. Инвестиции в инновационном процессе
Тема 2.4. Управление персоналом в инновационной организации
Тема 3.2. Правовое и информационное обеспечение инновационной деятельности

Файлы: 1 файл

Инновационный процесс как объект менеджмента.doc

— 342.50 Кб (Скачать файл)

В результате разработок создаются конструкции новых  машин и оборудования, что плавно переходит в фазы. Проектирование (Пр), строительство (С), освоение (ОС) и промышленное производство (ПП). Фазы (М - Сб) связаны с коммерческой реализацией результатов инновационного процесса.

Фазы (Э- Мод- У) связаны  с потреблением или эксплуатацией  инновационного продукта и его дальнейшей утилизацией.

Таким образом, инновационный менеджер имеет дело с различными стадиями инновационного процесса и с учетом этого строит свою управленческую деятельность.

Cодержание инновационного процесса охватывает этапы создания, как новшества, так и нововведения. Процесс создания новшества включает (жизненный цикл новшества):

  1. Стадия исследования
  • фундаментальные исследования и разработка теоретического подхода к решению проблемы;
  • прикладные исследования и экспериментальные модели;
  • экспериментальные разработки, определение технических параметров, проектирование изделий, изготовление, испытание, доводка;
  1. Стадия производства
  • первичное освоение и подготовка производства;
  • запуск и управление освоенным производством;

3. Стадия потребления

  • поставка продукции на рынок и его потребление;
  • устаревание продукта и необходимая ликвидация устаревшего производства.

Применительно к нововведению, как к процессу переноса новшества  в сферу применения, содержание жизненного цикла несколько отличается и  включает в себя следующие стадии: зарождение нововведения; освоение нововведения; диффузия нововведения; рутинизация нововведения.

Нововведение, как процесс, не может считаться полностью  завершенным, если оно остановилось на одной из этих стадий. В свою очередь  жизненный цикл новшества 

Таб. Факторы, влияющие на развитие инновационных процессов

Группа факторов

Факторы, препятствующие инновационной деятельности

Факторы, способствующие инновационной деятельности

Экономические, технологические

недостаток средств  для финансирования

инновационных проектов;

слабость материально- и научно-технической  базы и устаревшая технология, отсутствие резервных мощностей;

доминирование интересов текущего производства

наличие резерва финансовых, материально-технических средств, прогрессивных  технологий;

наличие необходимой хозяйственной и научно-технической инфраструктуры;

материальное поощрение  за инновационную деятельность

Политические, правовые

ограничения со стороны  антимонопольного, налогового, амортизационного, патентно-лицензионного законодательства

законодательные меры (особенно льготы), поощряющие инновационную деятельность;

государственная поддержка  инноваций

Организационно-управленческие

устоявшаяся оргструктура, излишняя централизация, авторитарный стиль управления, преобладание вертикальных потоков информации,

ведомственная замкнутость, трудность межотраслевых и межорганизационных взаимодействий

жесткость в планировании

ориентация на сложившиеся рынки;

ориентация на краткосрочную окупаемость;

сложность согласования интересов  участников инновационных процессов

гибкость оргструктуры, демократический стиль управления, преобладание горизонтальных потоков  информации, самопланирование, допущение  корректировок

децентрализация, автономия, формирование целевых проблемных групп

Социально-психологические, культурные

сопротивление переменам, которые могут вызвать такие  последствия, как изменение статуса, необходимость поиска новой работы, перестройка устоявшихся способов деятельности, нарушение стереотипов  поведения, сложившихся традиций

боязнь неопределенности, опасение наказаний за неудачу

сопротивление всему новому, что  поступает извне

моральное поощрение, общественное признание

обеспечение возможностей самореализации, освобождение творческого  труда

нормальный психологический климат в трудовом коллективе


 

  • Виды инновационных проектов и их особенности

Различают исследовательские  и венчурные инновационные проекты. Исследовательский проект — разработанный план исследований и разработок, направленных на решение актуальных теоретических и практических задач, имеющих социально-культурное, народно-хозяйственное, политическое значение. В исследовательских проектах излагаются научно обоснованные технические, экономические или технологические решения. Различают инициативные научные проекты; проекты развития материально-технической базы научных исследований; проекты создания информационных систем (ИС) и баз данных (БД); издательские проекты; проекты проведения экспедиционных работ и др. Рассмотрим их подробнее.

Венчурные проекты связаны с созданием новых предприятий, изготовлением опытных образцов или партии продукции, приобретением оборудования и другими крупными и дорогостоящими работами. Они являются коммерческими и финансируются, как правило, коммерческими организациями на возвратной основе. Многие коммерческие банки создали специальные отделы, разработали принципы инвестиционной деятельности. Среди них: выработка стратегии инвестиционной деятельности; разработка системы формализованных оценок инвестиционных проектов; выработка технологии работы с инвестиционными проектами.

В зависимости от уровня научно-технической значимости различают  следующие венчурные проекты: модернизационный; новаторский; опережающий; пионерный.

В зависимости от масштабности решаемых задач инновационные проекты подразделяются на: монопроекты; мультипроект.

  • Динамика затрат и прибыли при реализации инновационного проекта

                                        W


                                                V



                                                P


 

   t0          t1             t2          t3            t


 

 

                                             Q

 

 

 

 

 

 

 

Прибыль    

 Затраты 

 

W - валовой доход;

V - чистый доход;

P – прибыль;

Q - текущие затраты, связанные с производством и реализацией продукции.

Очевидно, что ранние этапы этого процесса  заведомо затратные, причем расходы резко увеличиваются по мере приближения новшества к рынку (момент времени t1). Отрезок t0-t1 соответствует первым четырем этапам инновационного процесса. С наступлением пятого этапа организация начинает получать доход от продаж, растущий в дальнейшем с расширением масштабов производства и сбыта (кривая W  на отрезке t1-t3). Естественно, это происходит только при успешном развитии инновационного процесса. Кривая V на том же отрезке характеризует получение чистого дохода, начиная с момента времени t1. Он образуется в результате вычитания из валового дохода W текущих затрат Q, связанных с производством и реализацией товарной продукции. С некоторого момента времени t2>t1, чистый доход компенсирует затраты на ранних этапах инновационного процесса и организация начинает получать чистую прибыль (кривая P на отрезке t2-t3).

Чистая прибыль растет до тех пор, пока новая товарная продукция  конкурентоспособна и пользуется спросом  у покупателей.

  • Особенности конкуренции в инновационной деятельности

Конкуренция в области  инновационной деятельности – это  своего рода инновационный конкурс  с непредсказуемыми в некоторых  случаях результатами при решении  научно-технических, социально-экономических  и других проблем.

Особенности конкуренции в инновационной сфере2, обуславливающие необходимость ее развития:

  • конкуренция – главный фактор восприимчивости организации к техническим новинкам;
  • конкуренция вынуждает предпринимателя постоянно искать и находить новые виды продуктов и услуг, которые нужны потребителям, и могут удовлетворять потребности рынка;
  • конкуренция способствует тому, что предприниматели стараются освоить продукцию высокого качества по ценам рынка в целях удержания потребителей;
  • конкуренция стимулирует использование наиболее эффективных способов производства;
  • конкуренция вынуждает предпринимателей оперативно реагировать на изменение желаний потребителей, а также на все изменения экономики;
  • конкуренция обеспечивает высокий доход тому, кто упорно и производительно трудится.

Основной формой конкуренции  в инновационной сфере является научно-техническое превосходство  новой продукции, которое определяется превосходством научных достижений инженерно-технических работников (интеллектуальной собственности). Наука  имеет ценность как выражение интеллектуального труда. Конкурентоспособность продукции можно оценить уровнем новейших изобретений и результатом научного поиска.

Раздел 2. Управление инновационным процессом

  • Тема 2.1. Стратегическое управление инновациями 

Инновационная стратегия как составная часть общей стратегии организации представляет собой целенаправленную деятельность по определению приоритетов перспективного развития организации и их достижению, в результате которой обеспечивается новое качество производства и управления. Она реализуется посредством прогрессивных нестандартных обоснованных управленческих решений, принимаемых с учетом специфики работы организации.

Содержание инновационной  стратегии обуславливается ее характером, особенностями инновационной деятельности организации и взаимосвязями между основными элементами единой организационной стратегии.

Оценивая инновационную  стратегию организации, следует  учитывать высокую зависимость  перспектив ее развития от результатов  деятельности предыдущих периодов, накопленного потенциала.

  • Основные виды инновационной стратегии

В зависимости от условий  микро- и макросреды выделяют следующие  группы инновационных стратегий:

  • адаптационные, оборонительные, пассивные;
  • творческие, наступательные, активные.

В общем виде сущность адаптационной стратегии состоит в проведении частичных, непринципиальных изменений, позволяющих усовершенствовать ранее освоенные продукты, технологические процессы, рынки в рамках уже сложившихся в организации структур и тенденций деятельности. В этом случае инновации рассматриваются как форма вынужденной ответной реакции на изменения внешней среды бизнеса, которая способствует сохранению ранее завоеванных рыночных позиций.

В рамках адаптационной  стратегии выделяются:

  • защитная стратегия – комплекс мероприятий, позволяющих противодействовать конкурентам, целью которых является проникновение на сложившийся рынок с аналогичной или новой продукций;
  • стратегия инновационной имитации предполагает, что товаропроизводитель делает ставку на успешность новшеств конкурентов, занимаясь их копированием;
  • стратегия выжидания ориентирована на максимальное снижение уровня риска в условиях высокой неопределенности внешней среды и потребительского спроса на новшество;
  • стратегия непосредственного реагирования на нужды и запросы потребителей применяется обычно в области производства промышленного оборудования. Ее реализуют небольшие по размерам организации, выполняющие индивидуальные заказы крупных компаний.

В условиях относительно стабильных товарно-денежных отношений  инновации, как правило, являются исходной базой для повышения конкурентоспособности продукции, расширения и укрепления рыночных позиций, освоения новых областей применения изделий, т.е. активным средством бизнеса, составляющим содержание творческой, наступательной стратегии. В этой группе инновационных стратегий выделяются:

  • активные НИОКР. Производители, реализующие данную стратегию, получают самое сильное конкурентное преимущество, которое, собственно, и выражается в оригинальных, единственных в своем роде научно-технических разработках или принципах и методах;
  • стратегия, ориентированная на маркетинг, предусматривает целевую направленность всех элементов производственной системы, а также вспомогательных и обслуживающих видов деятельности на поиск средств решения проблем, связанных с выходом новшества на рынок;
  • стратегия слияний и приобретений является одним из самых распространенных вариантов инновационного развития организаций, поскольку предполагает меньший риск по сравнению с другими видами активной стратегии, опирается на уже отлаженные производственные процессы и ориентируется на освоенные рынки.

  • Риск в инновационной деятельности и методы его снижения

Инновационная деятельность в большей степени, чем другие виды деятельности, сопряжена с риском, так как полная гарантия благополучного результата практически отсутствует. В крупных организациях этот риск, однако, значительно меньше, так как перекрывается масштабами обычной хозяйственной деятельности (отлаженной и чаще всего диверсифицированной). В отличие от крупных малые организации более подвержены риску. Такое положение обусловлено, помимо особенностей самой инновационной деятельности, высокой зависимостью малых организаций от изменений внешней среды.

  • Виды рисков инновационной деятельности

Объединяя традиционные особенности инновационного бизнеса с российской действительностью, получаем следующие виды основных рисков, которые должен учитывать инвестор, обративший свое внимание на российские высокие технологии:

1. Риск оригинальности  заключается в том, что инвестирование в «прорывные технологии» является весьма рискованным с точки зрения гарантии получения необходимого результата, т.е., действительно, новой интересной технологии или продукта. 

2. Риск информационной  неадекватности. В России есть  достаточно много технологий, которые были разработаны достаточно давно, но интерес к ним появился только сегодня. Разработчики, иногда даже вполне искренне, говорят об этих технологиях как о реально существующих и даже демонстрируют образцы, полученные 5,10,15 лет назад. Однако, зачастую, оказывается, что оборудование, на котором были сделаны образцы, за прошедшие годы пришло в негодность, часть коллектива разработчиков уволилась, и технология, увы, уже не воспроизводима.

3. Риск технологической  неадекватности состоит в том, что существует принципиальная разница между технологией как продуктом интеллектуальной деятельности и технологией как объектом инвестирования.

4. Риск юридической  неадекватности. Сочетание недостаточной  правовой защищенности интеллектуальной  собственности с неопределенностью прав на разработки, особенно на созданные при советской власти, и элементарной правовой безграмотностью зачастую приводит к случаям, когда авторы технологии или отказываются раскрыть какие-то особенности своего продукта, тем самым препятствуя возможности инвестирования в него, или не соблюдают своих обязательств, особенно в части эксклюзивности и конфиденциальности.

5. Риск финансовой  неадекватности. Риск финансовой  неадекватности состоит в несоответствии  содержания инвестиционного проекта и финансовых средств, необходимых для его реализации.

Информация о работе Лекции по "Инновациям"