Лекции по "Инновациям"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 13:19, курс лекций

Описание работы

Тема 1.1. Основы инновационного менеджмента
Тема 1. 2. Инновационный процесс
Тема 2.1. Стратегическое управление инновациями
Тема 2.2. Организационные формы инновационной деятельности
Тема 2.3. Инвестиции в инновационном процессе
Тема 2.4. Управление персоналом в инновационной организации
Тема 3.2. Правовое и информационное обеспечение инновационной деятельности

Файлы: 1 файл

Инновационный процесс как объект менеджмента.doc

— 342.50 Кб (Скачать файл)

Часто нуждающиеся в  услугах по ТТ должны срочно удовлетворить  спрос в тех сферах, с рыночными  условиями в которых они не знакомы, а иногда и вовсе не имеют  понятия о ситуации на рынке. Изменение  традиционных форм производства и замена последних на новые технологии часто приводит к банкротству бизнеса. Для того, чтобы предотвратить это, часто с поддержкой государства создаются агентства, целью деятельности которых является посредничество в процессе технологического трансфера. В их задачу входит сбор информации о спросе и предложении на определенные услуги ТТ и установление надлежащих контактов. Этот путь ТТ называется непрямым и включает в себя: агентства по ТТ, которые обычно поддерживаются правительством, с региональной, национальной или международной сферами деятельности;  представителей по ТТ в университетах; представителей по ТТ в научно-исследовательских институтах; электронный ТТ (например, базы данных).

Многие из субсидируемых  государством посредников зависят также от финансовой помощи третьих лиц и с целью выживания овладевают более широким сегментом рынка, чем только рынок услуг по ТТ.

  • Методы продвижения инноваций

Существуют два метода продвижения инноваций - «вертикальный» и «горизонтальный». При вертикальном весь инновационный цикл сосредоточивается в одной организации с передачей результатов, достигнутых на отдельных стадиях ИД от подразделения к подразделению.

Горизонтальный метод - метод партнерства и кооперации, при котором ведущее предприятие является организатором инноваций, а функции по созданию и продвижению инновационной продукции распределены между участниками.

Выделяют также коммерческий и некоммерческий технологический  трансферт. Некоммерческий ТТ чаще всего  используется в области научных исследований фундаментального характера. Он обычно сопровождается небольшими расходами (особенно валютными) и может поддерживаться как по государственной линии, так и на основе фирменных и личных контактов. Приведем возможные объекты некоммерческого трансфера технологий:

К особенностям коммерческого  ТТ относятся:

  • высокая степень монополизации, поддерживаемая принятой системой охраны прав промышленной собственности, вследствие этого слабость позиции покупателя (в отличие от потребительского рынка это рынок продавца);
  • высокая норма прибыли (большая разница между ценой и стоимостью);
  • асимметричное разделение на страны-импортеры (развивающиеся страны) и государства, которые одновременно являются экспортерами и импортерами (развитые страны);
  • большой объем технологического трансфера внутри транснациональных корпораций.

  • Формы трансфера технологий

1. Сделка по передаче  лицензий на технологию - юридически  хорошо отработанные документ  и форма передачи технологий. Рекомендации по составлению  «лицензионного соглашения» широко распространены и могут быть найдены самостоятельно.

2. Передача ноу-хау.  Ноу-хау - совокупность знаний  и навыков, относящихся к применению  промышленной технологии или  процесса, связано с секретами  производства, носит конфиденциальный  характер, является экономическим достоянием, пригодным для эксплуатации. Сделка по передаче ноу-хау - предоставление беспатентной лицензии.

3. Весьма значительный  объем технологии передается  в процессе промышленной кооперации (ПК). Как правило, стороны, объединившиеся для организации кооперированного производства, осуществляют интенсивный технологический обмен для достижения этой цели. Соглашения о производственной кооперации идут дальше прямых или взаимных поставок (продаж и закупок) продукции или оказания услуг и создают между сторонами длительную общность интересов, направленных на получение дополнительной взаимной выгоды.

4. Совместные предприятии.  Если заинтересованные партнеры  из разных стран желают объединить  усилия, знания и опыт в производстве  новой для данного рынка продукции, разделить совместный риск, у них нет лучшего способа, чем создать СП. Ни одна из других форм сотрудничества не создает такую степень заинтересованности в конечном успехе проекта. 

5. Техническая помощь. Соглашения и контракты о предоставлении технических услуг и помощи оформляются двумя способами: в первом они являются главным предметом соглашения; во втором - включаются разделом в соглашение о передаче технологии или поставках оборудования.

6. Франшиза - разрешение или право продажи некоторых товаров или оказания определенных услуг. Франшизинг - передача или переуступка (на коммерческих условиях) разрешения продавать чьи-либо товары или оказывать услуги в некоторых областях.

7. Лизинг (финансовая  аренда). В лизинговых операциях участвуют три стороны: арендодатель, арендатор и поставщик (производитель). Лизинговая компания выкупает у поставщика оборудование и технологию и сдает его в аренду на определенный оговоренный срок. По истечении срока аренды арендатор обязан вернуть оборудование лизинговой компании или выкупить его в свою собственность по остаточной стоимости.

8. Международный трансферт  технологий. Субъектами современного  международного рынка технологий  являются государства, коммерческие  и некоммерческие организации,  разнообразные фонды и физические лица - ученые и специалисты.

  • Тема 2.3. Инвестиции в инновационном процессе 

  • Источники инвестиций

Мировая практика выделяет следующие источники финансирования инноваций:

  • государственные ассигнования
  • собственные средства промышленных организаций, высших учебных заведений
  • средства некоммерческих организаций
  • кредитные ресурсы, частные инвестиции и иностранный капитал.

Госбюджетное  финансирование. Выделяя средства из бюджета, государство обладает реальной возможностью ускорять инновационные процессы, ориентировать их в нужном направлении и способствовать общему повышению эффективности использования ресурсов, формированию инновационного климата. В целом законодательным путем закреплено положение о том, что ассигнования на финансирование научных исследований и разработок гражданского назначения выделяются из федерального бюджета в размере не менее 3 % от расходной части годового федерального бюджета.

Прямые бюджетные ассигнования осуществляются на основе сочетания  двух форм прямой поддержки: в форме базового финансирования научной организации и в форме конкурсного распределения средств на проведение фундаментальных и поисковых исследований (система грантов) и реализацию заданий государственных научно-технических программ (система контрактов). Грант – денежные, материальные и иные ресурсы, передаваемые любыми физическими (юридическими) лицами безвозвратно и безвозмездно любому физическому (юридическому) лицу исключительно в целях осуществления научной деятельности.

Возможна двоякая форма проведения конкурсов на получение государственных заказов для проведения исследований и разработок.

Во-первых, практика выделения  госзаказа на конкурсной основе. В  этом случае на предварительном этапе  из круга претендентов на получение  госзаказа выбирается организация, которая предложит наиболее эффективное решение, которой и выделяется госзаказ.Форма госзаказа на основе конкурса предложений является более экономной с точки зрения расходования денежных средств, вместе с тем отбор единственного из поступивших предложений по решению стоящих проблем может и не оказаться оптимальным в силу его предварительного характера.

Во-вторых, практика выполнения госзаказа на конкурсной основе. В  этом случае несколько исполнителей, предложивших свои оригинальные и многообещающие способы решения проблемы, получают госзаказ. В дальнейшем для промышленного освоения выбирается наиболее эффективное решение. Поэтому данный вариант размещения госзаказ может быть назван конкурсом решений. Форма госзаказа на основе конкурса готовых решений позволит выбрать наиболее эффективное решение и за счет, полученных от его реализации доходов, покрыть затраты на оплату работ нескольким исполнителям, выполнявшим государственный заказ.

Внебюджетное  финансирование. По мере развития рыночных отношений внебюджетные методы мобилизации финансовых ресурсов играют все более значительную роль.

Государство активно  использует имеющиеся в его распоряжении полномочия исполнительной власти, создавая внебюджетные фонды, определяя порядок  их формирования и учета, направления и контроль за расходованием средств, государство в то же время не контролирует осуществление научных и инновационных программ и проектов. Приоритетные направления фонда определяются задачами целевых программ федерального, регионального и отраслевого уровней. Для осуществления поддержки инновационных программ в фонде формируется соответствующая инфраструктура, способствующая продвижению на рынок перспективных разработок.

Собственные средства. Во всех развитых странах собственные средства организаций предпринимательского сектора (технологических, исследовательских и промышленных организаций) по объему и удельному весу занимают лидирующее место, причем наблюдается их постоянное возрастание. Источниками финансирования в данном случае являются прибыль, накопленный амортизационный фонд и уставный капитал. К основным направлениям, финансируемым за счет этих источников можно отнести:

  1. работы и исследования, направленные на поддержание конкурентоспособности и сокращение сроков окупаемости действующего капитала, т.е. на развитие и совершенствование производства
  2. работы и исследования, направленные на поиск новых прибыльных сфер приложения капитала, т.е. на поиски новой продукции и технологии
  3. научно-исследовательские работы общенаучного, базисного характера, призванные обеспечить перспективное поле деятельности для изысканий прикладного характера.

  • Формы финансирования

  • Кредиты3

Исторически кредиты, выдаваемые банками, кредитными и финансовыми  учреждениями, являются наиболее важным источником для финансирования растущих отраслей промышленности во многих странах, особенно на ранних стадиях развития компаний. В западной экономике банковская ставка процента выглядит более низкой в сравнении с требуемой отдачей от инвестиций для венчурного капиталиста (IRR - внутренняя норма рентабельности), но это мнение игнорирует скрытые издержки банковского финансирования: циклический характер банковского кредита; требования к обеспечению долга; отсутствие стратегического участия в управлении; давление, оказываемое в трудные для компании времена; необходимость ежегодных выплат независимо от цикличности потоков денежных средств и т.д.

  • Целевые (прямые) инвестиции

Целевые инвестиции представляют собой стратегическое участие в  собственности компании с целью  получения дохода и прав на участие в управлении (контрольный пакет акций). В подобного рода деятельности могут быть заинтересованы как инвестиционные фонды, так и отдельные стратегические партнеры. Целью таких вложений является обычно выход на новые рынки и получение контроля над сетью сбыта, ценами в данной отрасли промышленности, объемах производства, поставками сырья и оборудования. Часто стратегические партнеры заинтересованы в получении контроля над руководством компании.

  • Государственная поддержка

Этот вид поддержки  часто имеет смешанные цели, ориентированные на увеличение занятости населения, поддержку и развитие стратегически значимых технологий, развитие производства. Государство также может стимулировать приток венчурного капитала, изменяя законодательную и фискальную базу. Хотя политики и программы меняются в зависимости от экономических и институциональных характеристик стран, перечисляемые далее государственные акции, стимулирующие развитие индустрии инвестиционного капитала, являются наиболее общими.

Акциями, которые государство и правительство могут предпринять для развития индустрии инвестиционного капитала, являются: создание благоприятной инвестиционной среды; создание фискальной и законодательной базы для стимулирования притока венчурного капитала, включая меры для способствования долгосрочным рисковым инвестициям пенсионных фондов и страховых организаций, а также налоговые льготы для частных венчурных инвесторов; снижение риска для инвесторов; стимулирование создания венчурных фондов, ориентированных на инвестиции в технологии через соответствующую систему налоговых льгот, схемы стартового финансирования, частичная компенсация инвестиционных потерь, гарантийные схемы и финансирование предынвестиционной оценки и аудита и т.д.

  • Венчурное финансирование

Говоря о сложившихся традициях рискового финансирования на Западе, необходимо отметить, что венчурный капитал является специфическим типом финансирования, осуществляемого профессиональными фирмами, которые инвестируют и участвуют в управлении молодыми компаниями, акции которых не котируются на фондовом рынке. Венчурные инвестиции подразумевают длительные временные рамки, элемент риска и партнерство с руководством, а также доход в виде роста стоимости доли в акционерном капитале, а не в виде дивидендов. Венчурные капиталисты осуществляют высоко рисковые инвестиции в малые технологические фирмы, которые часто отвергаются иными инвесторами, такими как большие компании или традиционные финансовые институты. Помимо финансирования венчурные капиталисты вносят в компанию опыт в данной области, личные связи и, участвуя в управлении, дополнительно содействуют росту стоимости компании.

Информация о работе Лекции по "Инновациям"