Лекции по "Инновациям"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 13:19, курс лекций

Описание работы

Тема 1.1. Основы инновационного менеджмента
Тема 1. 2. Инновационный процесс
Тема 2.1. Стратегическое управление инновациями
Тема 2.2. Организационные формы инновационной деятельности
Тема 2.3. Инвестиции в инновационном процессе
Тема 2.4. Управление персоналом в инновационной организации
Тема 3.2. Правовое и информационное обеспечение инновационной деятельности

Файлы: 1 файл

Инновационный процесс как объект менеджмента.doc

— 342.50 Кб (Скачать файл)

Основы инновационной  политики закладываются путем принятия свода законодательных актов, адекватных реальной экономической, социальной и  политической ситуации в стране. Именно в них определяются субъекты и объекты управления, их права, обязанности и ответственность.

Законодательство является основным регулятором инноваций и научно-технической  деятельности.

Таким образом, ключевым элементом  реформирования системы государственного управления инновационной сферой становится совершенствование механизмов финансирования, организации научных исследований и налоговой политики, а именно:

Основными функциями  государственных органов в инновационной  сфере являются следующие:

  • аккумулирование средств на НИОКР и инновации;
  • координация инновационной деятельности;
  • стимулирование инноваций, конкуренции в данной сфере, страхование инновационных рисков, введение государственных санкций за выпуск устаревшей продукции;
  • создание правовой базы инновационных процессов, в том числе системы защиты авторских прав инноваторов и охраны интеллектуальной собственности;
  • кадровое обеспечение инновационной деятельности;
  • формирование инновационной инфраструктуры;
  • институциональное обеспечение инновационных процессов в отраслях государственного сектора;
  • обеспечение социальной и экологической направленности инноваций;
  • повышение общественного статуса инновационной деятельности;
  • региональное регулирование инновационных процессов;
  • регулирование международных аспектов инновационных процессов.

Сопоставление фактического состояния инновационной сферы  и целей государственной инновационной  политики осуществляется органами государственного управления, субъектами инновационной  деятельности и отдельными специалистами.

Не соответствующая целям государственной инновационной политики ситуация является проблемной и требует специального анализа, выполняемого органами государственного управления или отдельными исследовательскими организациями. Разработка вариантов разрешения проблемной ситуации должна происходить в рамках стратегий с учетом законов, определяющих хозяйственное устройство и допустимые методы его изменения. В принятии конкретных решений по проблемным ситуациям принимают участие органы государственного управления либо решения согласовываются с ними.

Определение результатов  реализации государственной инновационной  политики осуществляется в ходе получения  сведений о поведении субъектов  инновационной деятельности и соотношения  этих данных с целями политики. Это  приводит к выявлению отклонений между фактическими и желаемыми результатами.

Определение целей политики государства базируется на принципах  и механизме реализации этой политики. К основным принципам государственной  политики в научной и  инновационной  деятельности относятся:

  • свобода научного и научно-технического творчества;
  • правовая охрана интеллектуальной собственности;
  • интеграция научной, научно-технической деятельности и образования;
  • поддержка конкуренции в сфере науки и техники;
  • концентрация ресурсов на приоритетных направлениях научного развития;
  • стимулирование деловой активности в научной, научно-технической и инновационной деятельности;
  • развитие  международного научного инновационного сотрудничества.

Основной составляющей системы государственной поддержки  инновационной деятельности является финансирование. Средства могут быть представлены крупным, средним и малым предприятиям на разных этапах инновационной деятельности, особенно на первых этапах, что предполагается высокой неопределенностью ее результатов, сложностью оценки отдачи вложения в них, высокой капиталоемкостью начальных этапах инновационного процесса. Система государственных мероприятий, касающихся конкуренции предпринимательского бизнеса, занятого инновационной деятельностью, направлена на преодоление влияния олигопольнорегулирующих сил в рамках самого рынка.

Методы воздействия  государства в области инновационной  деятельности можно подразделить на административные и экономические (прямые и косвенные). Соотношение  их определяется экономической ситуацией  в стране и концепцией государственного регулирования – с упором на рынок или на централизованное воздействие.

Административные методы осуществления инновационной политики, в отличие от директивных методов  управления в централизованной системе  хозяйствования, в условиях рыночных отношений базируются на законодательной основе. Наиболее действенными методами инновационного регулирования являются экономические, основанные на учете мотивационных факторов товарного производства. Они отличаются от административных недирективным характером и использованием экономических рычагов и регуляторов. К прямым методам экономического воздействия относятся инвестирование в виде финансирования (целевого, предметно-ориентированного, проблемно-направленного), кредитования, лизинга, фондовых операций, планирование и программирование, а также государственное предпринимательство и государственные заказы.Задачей косвенных экономических методов является формирование общественных, а не индивидуальных условий инновационной деятельности. Среди них традиционно используются: налоговое и амортизационное регулирование; кредитная и фондовая политика; ценовое регулирование; политика протекционизма.

В России функционируют  специальные государственные органы (Госкомитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, Федеральный  фонд поддержки малого предпринимательства), которые финансируют предпринимательские проекты  и предоставляют государственные гарантии под кредиты коммерческих банков и других финансовых структур.

Государственные внебюджетные формы поддержки инновационной деятельности финансируют мероприятия за счет внебюджетных фондов, создаваемых в соответствии с Постановлением Правительства РФ. Внебюджетные фонды создаются за счет добровольных отчислений предприятий и организаций. В РФ субъектами образования внебюджетных фондов являются:

  • Министерство промышленности, науки и технологии РФ, формирующее Российский фонд технологического развития;
  • федеральные министерства, создающие внебюджетные фонды соответствующих министерств;
  • другие федеральные органы исполнительной власти, образующие внебюджетные фонды ведомств;
  • корпорации, концерны и ассоциации, которые формируют внебюджетные фонды объединений.

Федеральный экологический  фонд Российской Федерации осуществляет поддержку инновационной деятельности в этой сфере. Из средств Фонда, образующихся за счет платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, финансируются научно-исследовательские работы , внедрение ресурсосберегающих экологически чистых технологий.

Общий кризис государственного финансирования мешает эффективной и скоординированной работе внебюджетных фондов.

Преодоление сложившегося положения в нашей стране можно  в результате осуществления структурной  перестройки национальной экономики, чему способствовала бы роль государства как заказчика и потребителя принципиально новой техники и технологий. Государственное регулирование инновационных процессов одно из главных условий перевода функционирования экономики на рыночные отношения.

    • Тема 3.2.  Правовое и информационное обеспечение инновационной деятельности 

    • Правовое регулирование инновационной деятельности

    Термин «интеллектуальная  собственность» появился сравнительно давно (его появление обычно связывают  с французским законодательством  конца XVIII века); несмотря на различные формулировки в законодательных актах разных стран, в общем смысле это - совокупность исключительных прав, относящихся к конкретным результатам творческой деятельности в производственной, научной и художественной областях. В нашем законодательстве (Гражданский кодекс РФ, ст. 128, ст. 138) содержание понятия интеллектуальной собственности раскрывается как «исключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, продукции, выполняемых работ, услуг».

    В России законодательная  охрана интеллектуальной собственности  гарантирована Конституцией Российской Федерации (ст. 44). Действует также  пакет законов в области охраны прав на объекты интеллектуальной собственности:

    • закон «Об авторском праве и смежных правах» (№53-53-1 от 9.07.1993 г.);
    • Патентный закон Российской Федерации (№3518-1 от 23.09.1992 г.);
    • закон «О правовой охране топологий интегральных микросхем» (№35.26-1 от 23.09.1992 г.);
    • закон «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» (1992 г.);
    • закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (№35-20-1 от 23.09.1992 г.);
    • «Закон о науке и государственной научно-технической политике» (№127-ФЗ от 23.08.1996 г.);
    • Федеральный Закон об информации, информатизации и защите информации (1992 г.).
    • Гражданский кодекс РФ. Часть четветая. (редакция на 30.06.2008) 
      (Кодекс, Федеральное Собрание РФ, № 230-ФЗ, от 18.12.2006)
    • Уголовный кодекс РФ (редакция на 22.07.2008) (Кодекс, Федеральное Собрание РФ, № 63-ФЗ, от 13.06.1996)

    Итак,  интеллектуальная собственность как понятие включает две сферы права:

    - промышленную собственность;

    - авторское право.

    Объектами промышленной собственности являются: изобретения, знаки для товаров и услуг, промышленные образцы, полезные модели, фирменные наименования, наименования места происхождения товаров, ноу-хау.

    Объектами авторского права  являются: художественные, литературные, музыкальные, фотографические, аудиовизуальные  произведения, компьютерное программное  обеспечение, топологии интегральных микросхем.

    Объекты промышленной собственности:

    1. Изобретения. Под  изобретением понимается решение  специфической задачи в области  технологии.

    2. Полезные модели. К  полезным моделям относится конструктивное  выполнение средств производства  и предметов потребления, а  также их составных частей.

    3. Промышленные образцы. К промышленным образцам относится художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид.

    4. Товарный знак - знак, помогающий отличить продукт  одного предприятия от продукта  другого. Продукт должен иметь  отличительный знак, чтобы покупатель мог выбрать нужный ему среди подобных. К товарному знаку очень близок знак обслуживания. Он предназначен для того, чтобы различать сервис различных предприятий (предоставление автомобилей в аренду, организация путешествий и пр.).

    • Правовая защита интеллектуальной собственности

    В зависимости от правового  режима выделяют три группы объектов интеллектуальной собственности.

    К первой группе относятся  объекты, регулирование которых  осуществляется специальными законами или нормами, содержащимися в законодательстве. В настоящее время в России правовыми нормами (патентным законом РФ, законом РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров») охраняются объекты интеллектуальной собственности, которые могут быть закреплены за физическими и юридическими лицами в форме авторского права, изобретательского и патентного права, права на промышленные образцы, полезные модели, звукозаписи, радио- и телевизионные передачи, программы для электронных вычислительных машин и баз данных и пр.

    • Права и обязанности авторов и патентовладельцев

    Право на получение патента  имеет изобретатель или его наследник. Право на получение патента имеет  работодатель, если изобретение создано  в связи с выполнением служебных  обязанностей. Право на получение патента имеет правопреемник.

    Действия, не признаваемые нарушением прав патентовладельца: использование  запатентованного изобретения в  транспортном средстве; иностранного государства; без коммерческой цели; с научной целью или в порядке  эксперимента; при чрезвычайных обстоятельствах; при разовом изготовлении лекарств в аптеках по рецепту врача; введение в хозяйственный оборот законным путем; право преждепользования.

    Права, вытекающие из патентовладения:

    1. Патент предоставляет  его владельцу исключительное право использовать изобретение по своему усмотрению, если такое использование не нарушает прав других владельцев патентов.

    2. Патент предоставляет  его владельцу право запрещать  другим лицам использовать изобретение  без его разрешения.

    3. Владелец патента может передать на основании договора право собственности на изобретение любому лицу, которое становится правопреемником владельца патента.

    4. Владелец патента  имеет право предоставить любому  лицу лицензию на использование  своего изобретения на основании лицензионного договора (Договор о передаче права собственности на патент и лицензионный договор вступает в силу только после их регистрации в Патентном ведомстве).

    5. Владелец патента  вправе подать в патентное  ведомство для официальной публикации заявление о выдаче любому лицу разрешения на использование запатентованного изобретения (открытая лицензия).

    Информация о работе Лекции по "Инновациям"