Сущность и содержание понятий инновации, инновационный процесс, инновационная деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 20:21, доклад

Описание работы

Инновация - суть действие или способ действия, в основе которого: - новые знания или новое использование ранее полученных знаний; - новые технологии или технологии новые для данной сферы применения; - новые комбинации производственных факторов; и цель которого: - снятие последствий деструктивных процессов; -получение новых (или с новыми свойствами) продуктов/услуг с высоким рыночным потенциалом.
Отсюда “инновационная деятельность” – это не вид, и тем более не сфера, а характер деятельности. Иными словами, инновация – это не «что», а «как».
Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как инновационный процесс.

Файлы: 1 файл

Инноватика ответы1.doc

— 345.50 Кб (Скачать файл)

1.  Сущность  и содержание понятий «инновации»,  «инновационный процесс», «инновационная   деятельность».

Инновация - суть действие или способ действия, в основе которого: - новые знания или новое использование ранее полученных знаний; - новые технологии или технологии новые для данной сферы применения; - новые комбинации производственных факторов; и цель которого: -    снятие последствий деструктивных процессов; -получение новых (или с новыми свойствами) продуктов/услуг с высоким рыночным потенциалом.

Отсюда  “инновационная деятельность” – это не вид, и тем более не сфера, а характер деятельности. Иными словами, инновация – это не «что», а «как».

Период времени от зарождения идеи, создания и распространения  новшества и до его использования  принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как инновационный процесс.

Термины "инновация" и "инновационный процесс" близки, но не однозначны. Инновационный процесс  связан с созданием, освоением и распространением инноваций.

Технологические инновации, направленные на создание и освоение в производстве новой продукции, технологии, модернизацию оборудования, реконструкцию зданий, реализацию мероприятий  по охране окружающей среды;

Производственные инновации, ориентированные на расширение производственных мощностей, диверсификацию производственной деятельности;

Экономические инновации, связанные с изменением методов  планирования производственной деятельности;

Торговые инновации, направленные на целевые изменения сбытовой деятельности;

Социальные инновации, связанные с улучшением условий  труда, социального обеспечения  коллектива;

Инновации в области  управления, направленные на улучшение  организационной структуры, методов  принятия решений.

 

2. Виды инновационной деятельности.

Виды инн.деят.делятся  на:

1.производственные (технологические), включающие новые виды оборудования, сырья, материалов и т. д.;

2.управленческие, включающие  новые методы организации производства, управления, продвижения товаров на рынок;

3.информационные, включающие  новые способы сбора, обработки  и передачи информации для  принятия решений на качественно  новом уровне;

4.социальные, охватывающие  изменение условий труда, быта, экологии и т. д.

По уровню новизны  инновации делятся на продукцию, изготовленную на основе: высоких технологий, продвинутых технологий, технологий среднего уровня, технологий низкого уровня.

Иногда, в зависимости  от последствий использования инноваций, различных по уровню новизны, они  делятся на базисные и улучшающие, псевдоинновации. Базисные инновации реализуют координальные изобретения, которые позволяют сформировать новое поколение техники. Улучшающие инновации направлены на реализацию незначительных изобретений, которые позволяют поддерживать стабильность экономического развития. Псевдоинновации проводят «косметическое» улучшение продукции, которая выпускается продолжительное время.

По месту использования  выделяются инноваций: в производственной сфере (в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и т. д.); в непроизводственной сфере (образование, наука и т. п.).

По масштабам применения инновации бывают единичными и массовыми. Для оценки по данному признаку можно  использовать количество субъектов  хозяйствования или потребителей, применявших  данную инновацию, а также величину годового экономического эффекта и (или) величину эффекта за весь жизненный цикл изделия.

Каждая инновация проходит так называемый жизненный цикл, который  охватывает следующие фазы: выход  на рынок, рост, зрелость, упадок, уход с рынка

 

 

3. Технологический  уклад – важнейшая характеристика  экономического и научно-технологического  развития общества.

Технологический уклад – это совокупность взаимосвязанных и согласованных технологических процессов, соответствующих уровню техники и квалификации работников, обеспечивающих получение конечного продукта.

Выделяют шесть  таких укладов:

1-й технологический  уклад (1770–1830) доминировал в народном хозяйстве таких стран – технологических лидеров, как Великобритания, Франция и Бельгия, и развитых стран, как Германия, Нидерланды, Россия в течение 60 лет. Ядро уклада - текстильная промышленность, текстильное машиностроение, выплавка чугуна, обработка железа, строительство каналов, водяной двигатель. Ключевым фактором - текстильные машины. Преимуществом -  механизация и концентрация производства на фабриках. 2-й технологический уклад (1830–1880) доминировал в народном хозяйстве таких стран технологических лидеров, как Великобритания, Франция, Бельгия и США, и таких развитых стран, как Италия, Нидерланды, Швейцария, Россия и Австро-Венгрия в течение 50 лет. Ядро - паровой двигатель, железнодорожное строительство, транспорт, машиностроение, пароходостроение, угольная и станкоинструментальная промышленность, черная металлургия. Ключевым фактором уклада были паровой двигатель, станки. Преимуществом данного уклада - рост масштабов и концентрация производства на основе использования парового двигателя. 3-й технологический уклад (1880–1930) доминировал в народном хозяйстве таких стран – технологических лидеров, как Германия, США, Великобритания, Франция, Швейцария, Нидерланды, и таких развитых стран, как Россия, Италия, Дания, Испания и Швеция в течение 50 лет. Ядро - электротехническое, тяжелое машиностроение, производство и прокат стали, линии электропередач, неорганическая химия. Ключевым фактором уклада были электродвигатель, сталь. Преимуществом - повышение гибкости производства на основе использования электродвигателя, стандартизация производства, урбанизация. 4-й технологический уклад (1930–1980) доминировал в народном хозяйстве таких стран--технологических лидеров, как США, Западная Европа, СССР, Япония, Швеция, Швейцария, и таких развитых стран, как Австралия, Бразилия, Мексика, Китай, Тайвань, Индия в течение 50 лет. Ядро - автомобилестроение,тракторостроение, цветная металлургия, производство товаров длительного пользования, синтетические материалы, органическая химия, производство и переработка нефти. Ключевым фактором уклада были двигатель внутреннего сгорания, нефтехимия. Преимуществом данного уклада - массовое и серийное производство. 5-й технологический уклад (от 1980–1990 гг. до 2030–2040 гг.), как предполагается, будет доминировать в народном хозяйстве таких стран – технологических лидеров, как Северная Америка, ЕС, Япония, Тайвань, Корея, и таких развитых стран, как Бразилия, Австралия, Аргентина, Венесуэла, Китай, Индия, Восточная Европа, Россия, страны СНГ в течение 50–60 лет. Ядро - электронная промышленность, вычислительная, оптиковолоконная техника, программное обеспечение, телекоммуникации, роботостроение, производство и переработка газа, информационные услуги. Ключевым фактором уклада являются микроэлектронные компоненты. Преимуществом данного уклада -  индивидуализация производства и потребления, повышение гибкости производства, преодоление экологических ограничений по энерго- и материалопотреблению на основе АСУ, деурбанизация на основе телекоммуникационных технологий. 6-й технологический уклад (от 2030–2040 гг. до 2080–2090 гг.), Ядро - биотехнологии, космическая техника, тонкая химия. Ключевым фактором уклада станут биотехнологии, системы искусственного интеллекта, глобальные информационные сети и интегрированные высокоскоростные транспортные системы.

 

4.Факторы  обеспечивающие формирование инновационной  экономики.

Инновационная экономика – тип модернизированной экономика, основанной на производстве конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью. Инновационная экономика – это экономика общества, основанная на знаниях, инновациях, на доброжелательном восприятии новых идей, новых машин, систем и технологий, на готовности их практической реализации в различных сферах чел. деятельности.

Факторы формирования инновац. экономики:

1. Инновации и сознание. Инновационная деятельность –  основа модернизации производства  и перспектив эффективного производства.

2. Готовность, восприимчивость  общества к инновационной деятельности.

3. Наличие финансовых  источников.

4.Направления ИД (определение  отраслей с целью концентрации  ресурсов: энергоэффективность….).

5.Инвестиционно-инновационный  климат (программа вхождения в 30 стран с привлекательным инвестиционным климатом, совершенствование налогового законодательства путем уменьшения налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования (0,4%)).

6. Развитие венчурной  деятельности (в мире 70% инноваций  производит частный бизнес).

7.Инновационная инфраструктура (организация, финансирование, сопровождение,  страхование, консультирование и  т.д.).

8. Инновационный кадровый  потенциал. (ИД должны заниматься  не более 2%).

 

 

5.Сущность  определения «инноватика».

Инноватика – область знаний, теории и практики научно-технологического инновационного процесса формирования конкурентоспособного продукта с высокой добавленной стоимостью.Инноватика – это наука, которая изучает инновации.

Условиями и  предпосылками появления и развития инноватики – науки об инновациях явилось ускорение развития НТП и экономическая востребованность его результатов с высокой добавленной стоимостью за счет внедрения в практику.

В отличии от других научных  областей, инноватика исследует процесс  прогрессивного развития социально-экономического объекта, переход социально-экономической системы из одного стабильного состояния в другое, отличающееся более высокими ключевыми параметрами функционирования.

Инноватика  является теоретической и методологической основой для формализованного описания и моделирования инновационной деятельности, организации и управления ею.Инноватика – это особая предметная область, имеющая самостоятельный объект исследования.

Объект инноватики – инновационная деятельность как процесс осуществления инноваций в социально-экономических системах. Предмет инноватики – принципы, законы и закономерности инновационных процессов в социально-экономических системах, модели и методы описания исследования, организации и управления инновационной деятельностью на макроуровне (национальные инновационные системы), мезоуровне (отраслевые и региональные инновационные системы, инновационные кластеры), и микроуровне (Стратегии инновационного развития отдельных предприятий и организаций).

 

6 Сущность  внешних и внутренних факторов в формировании инновац. экономики

Условиями и  предпосылками появления и развития инноватики – науки об инновациях  явилось ускоренное развития НТП и эк.востребованность его результатов с высокой добавленной стоимостью за счет внедрения в практику.

Внешние факторы:
2.1. Преодоление  барьеров. Почти вековая эпоха административно-командной экон-ки сформировала не одно поколение управленцев ориентирующихся на выполнение установленных стандартов: что производить, как производить и куда поставлять. Постиндустриальная экономика предопределяется постоянно меняющимся спросом. 
2.2. Учет  фактора-времени. Анализируя сильные и слабые стороны иннов. деяте-ти изменения стратегии в и крупн. компаниях, установлено: ни 1ин из подходов по внедре-нию стратегич. процесса не имеет повторений; эффективные иннов. стратегии формиру-ются и развиваются путем последоват. пошагового совершенствования во времени;
2.3. Формирование  инновационного мышления 

2.4. Восприимчивость  к принятию инновационных решений.

2.5. Диверсификация  производства как метод создания  конкурентоспособных продуктов  (расширение ассортимента, новые виды производств).

2.6. Реинжениринг Применяемая сегодня практика повышения эффект-ти произ-ва за счет широкомасшт. организац. изменений, негативно воздействуют на политику компании и ее соц. структуру. Модернизация же существ. технолог. процессов произ-ва позволяет свести эти отрицат. влияние к минимуму. Если компания движется вперед небольшими шагами, у нее появляется возможность использовать новые роли и индивидуальные реакции вовлеченных в процесс людей.

2.7. Планирование Методы формального планирования служат осуществлению ряда важн. функций. Они дисциплинируют менеджеров, заставляя их постоянно смотреть вперед, помогают сформулировать цели и правильно распределить имеющиеся ресурсы.
2.8. Последовательность  в реализации инновац. проектов требуется определ. время на анализ происходящего, достижение общего согласия, подбор и обучение персонала и т. д. Все эти события должны происходить в определенной последовательности.

2.9. Динамизм  в инновационной деятельности инновац. структуры д/развития динам. процесса должны формировать коммуникационную инновационную стратегию с механизмом стимулирования эффективного менеджмента

Внутренние  факторы – те, на которые может воздействовать сам субъект ИД:

1. Инновации  и сознание. Необходимо четко понимать, что другого пути повышения конкурентоспособности товаров и услуг – нет. Иннов. деят-ть - основа модернизации производства и перспектив эффективного производства.

1.1.2. Готовность общества  к инновационной деятельности.  Восприимчивость к инновационной деятельности в Республике Беларусь желает лучшего.

1.1.3. Наличие финансовых  источников.

1.1.4. Направления ИД (определение отраслей с целью концентрации ресурсов)

1.1.5.Инвестиционно-инновационный  климат (программа вхождения в 30 стран с привлекат. инвестиц. климатом, совершенствование налогового законодательства путем уменьшения налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования (0,4%)).

1.1.6.Развитие венчурной деят-ти: в мире 70% инноваций производит частн. бизнес.

1.1.7. Инновационная инфраструктура (организация, финансирование, сопровождение, страхование, консультирование и т.д.).

1.1.8. Инновационный  кадровый потенциал. (ИД должны заниматься не более 2%).

Новые технологии: биотехнологии, нанотехнологии, информационные технологии и когнитивные науки.

 

 

7. Роль менеджмента  в формировании инноватики

Формирование инновационной  структуры компании часто предопределяется интуицией менеджмента, которая  оказывает существенное воздействие на всю последующую стратегию компании. Руководство компаний весьма чувствительно к процессам, происходящим в политических и социальных структурах, и пытается строить действия таким образом, чтобы обеспечить наиболее выгодное для себя развитие событий.

Менеджеры должны быть готовы к диверсификации: расширение ассортимента с целью повышения эффективности  произ-ва явл. важным фактором укрепления психолог. и полит. статуса компании, а также психологич. климата в  коллективе, нацеленного на плодотворную работу, кот. будет хорошо оплачена вследствие деверсификации произ-ва.

Менеджеры должны быть готовы к реинженирингу: модернизация существующих технолог. процессов произ-ва позволяет свести отрицат. влияние к минимуму. Если компания движется вперед небольшими шагами, у нее появляется возможность использовать новые роли и индивидуальные реакции вовлеченных в процесс людей. Такой подход позволяет новым работникам одаптироваться в новой для них обстановке, а руководству убедиться в их деловых способностях.

При построении менеджмента  иннов. компании важно учитывать «Закон достаточности»

Информация о работе Сущность и содержание понятий инновации, инновационный процесс, инновационная деятельность